Как познакомить детей с загадками
Обновлено: 26.11.2024
Каждую загадку интересно и очень полезно обсудить с детьми.
Но обсудить ее интересно в диалоге можно только в том случае, если ребенок уже имеет впечатления из жизни. Например: «Что за шар, алый шар за рекой зажег пожар?» — эту загадку поймет ребенок, который видел закат на реке, когда всё вокруг в природе горит алым светом. Вряд ли поймет ее городской ребенок, который видит серые стены домов вместо заката. Для городского ребенка можно подобрать красивые картинки, но и они не заменят живую жизнь. Лучше всего выбраться на природу и насладиться ей! Наблюдая закат, расскажите малышу эту красивую загадку, вместе с ним удивитесь ярким метким словам:
– с чем сравнивается закат,
- почему в загадке говорится, что закат горит как пожар?
- чем закат похож на огненный шар.
Обсуждая загадку, выделите вместе с детьми главные признаки, по которым можно узнать отгадку. Например, в тексте: «Дом зеленый тесноват: узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят круглые ребятки» есть такие признаки: 1) есть что-то узкое длинное и гладкое, 2) в нем внутри есть несколько круглых частей – «ребяток». После отгадывания спросите, чем похож горох на домик? Почему его так назвали в загадке? Какие еще овощи или фрукты могут быть в загадках названы домиками? Придумайте свою загадку о другом овоще – «домике для ребяток».
Приготовив овощи на обед, загадайте о них загадку. Например, такую загадку о кукурузе: «В огороде вырастала, русы косы заплетала. И в зеленые косынки прячет зёрна – золотинки». Найдите с малышом, где у кукурузы зёрна — золотинки, где у нее зеленая косынка, в которую кукуруза спрятала свои зернышки.
Основная задача знакомства детей с загадками – научить ребенка самостоятельно мыслить, сравнивать, обобщать, понятно излагать свое мнение, находить оригинальные выходы из нестандартных ситуаций, а не заучить как можно больше загадок и отгадок. Вам захочется придумывать и свои загадки для близких и друзей – это замечательное занятие, и дети очень любят такое совместное творчество. Записывайте сочиненные Вами с детьми загадки в отдельный блокнотик.
Желаю Вам интересного лета и увлекательного общения с загадками!
Летние загадки о растениях
Летние загадки по теме «Овощи. Фрукты. Ягоды»
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки. (Горох)
Сидит девица в темница, а коса – на улице. (Морковь)
Сидит баба на грядках, вся в заплатках, кто ни взглянет – тот заплачет. (Лук)
Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Ни окошек, ни дверей, полна горница людей. (Огурец).
Летом – в огороде.
Свежие, зеленые.
А зимою – в бочке
Вкусные, соленые. (Огурцы)
Я кругла и крепка,
Темно-красные бока,
Я гожусь на обед –
И в борщи, и в винегрет. (Свёкла)
Нахлобучил старичок
Ярко-красный колпачок.
Колпачок красив на вид,
Только горечью набит. (Красный перец)
Сто одежек, а все без застежек. (Капуста)
У ней одежонки –
Одни распашонки.
Их сотню надела,
Сама белотела. (Капуста)
И зелен, и густ
На грядке куст.
Подкопай немножко –
Под кустом — … (картошка)
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол с полей она пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь, правда, вкусная… (картошка)
С виду – красная. А раскусишь – белая. (Редиска)
Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
Желта как мед,
А вкус не тот. (Репа)
Всех круглее и краснее,
Он в салате всех вкуснее.
И ребята с давних пор
Очень любят… (помидор).
В садочке есть плод,
Он сладок как мёд,
Жёлтый как калач,
Но не круглый как мяч,
Он под самой ножкой
Вытянут немножко. (Груша)
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
Зелененький, полосатенький, а посередине – сладенький. (Арбуз)
Желтые мы все как янтарики.
Круглые как маленькие шарики.
Тяжелыми монистами
Под листьями повисли мы.
Наш цвет от солнца, от луча.
А зовут нас… (алыча).
Была зеленой, маленькой.
Потом я стала аленькой.
На солнце потемнела я,
И вот теперь я спелая. (Вишня)
Покраснел зеленый сад
Капли красные висят.
Всем знакомы капли эти,
Их и взрослые и дети
С удовольствием едят –
Только косточки летят. (Вишня)
На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (Земляника)
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон ей отдает. (Земляника).
Летние загадки по теме «Деревья. Кустарники. Цветы. Травы»
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету.
Растет, цветет она всё лето.
Коровам без нее – беда:
Она их главная еда. (Трава)
Кто пчеле подарит мед?
Кто на солнышке цветет?
И головкою цветной
Нам качает в летний зной? (Цветок)
Без рук, без ног, а ползет (хмель, вюнок).
На гвоздику он похож,
С синей головою.
В поле ты его найдешь
И возьмешь с собою.
Не могу понять никак –
Говорят, что он сорняк. (Василек)
Колосится в поле рожь,
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)
Рядом подряд
Колокола висят.
Под ветром качаются,
А не звенят. (Колокольчики)
Я белею в поле чистом.
Был я желтым – стал пушистым.
А дунул ветерок –
Остался стебелек. (Одуванчик)
Не пустили в огород,
Оттого она и жжет. (Крапива)
Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репейник)
Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички (Ромашки)
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг –
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
Голова на ножке,
В ней черные горошки,
Все знакомы с нами:
Мы яркие как пламя. (Маки)
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (Береза)
Что за дерево такое –
И мед дает, и лапти плетет? (Липа)
Будто снежный шар бела
По весне она цвела,
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха)
В сенокос горька, а в мороз – сладка. Что за ягодка? (Рябина)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
Три кругленьких сестрички
Летом зелены,
К осени одна белеет, другая краснеет, третья чернеет.
(Белая, красная и черная смородина).
Вот так ягоды, смотри,
Как напёрстки малые,
Все они под цвет зари-
Алые – преалые.
Есть для ягод и корзинка,
Полезай в нее,… (малинка)
Летние загадки по теме «Злаки»
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и в тесто.
В магазине занял место. (Хлеб)
Был крупинкой золотой –
Стал зеленою стрелой.
Солнце летнее светило –
И стрелу позолотило. (Колос)
Две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (Рожь)
С неба солнце золотое
Золотые льет лучи.
В поле дружною стеною
Золотые Усачи. (Пшеница)
В поле – метелкой,
В мешке – жемчугом. (Пшеница)
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла. (Пшеница)
Стебель рос без волос,
А серёжками оброс.
Потом сняли серьги эти,
Наварили каши детям. (Овес)
В огороде вырастала,
Русы косы заплетала.
И в зеленые косынки
Прячет зёрна – золотинки. (Кукуруза)
А вот этот злак похож
На пшеницу и на рожь.
Но в колоске один цветок-
Будь внимательней, дружок! (ячмень)
В теплую землю уйду,
Колосом к солнцу взойду.
В нем таких, как я –
Целая семья. (Зерно)
Летние загадки о животном мире.
Не птица, а летает.
С хоботком, а не слон.
Никто не приручает,
А на нос садится (Муха).
В цветок опустит хоботок –
Сосет душистый сладкий сок.
А после в улей принесет
Прозрачный ароматный мед. (Пчела)
На мели сидит
И усами шевелит,
А гулять пойдет –
Задом наперед. (Рак)
Черен, да не ворон,
Рогат, а не бык.
Шесть ног без копыт. (Жук).
Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда хожу
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)
Не ёлка, а колкий.
Не кошка, а мыши его боятся. (Ежик)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Еж)
В воде водится,
С хвостом родится,
А как вырастает-
Хвост отпадает. (Головастик)
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Волосата, зелена,
В листьях спряталась она.
У нее немало ножек,
Только бегать вот не может. (Гусеница)
С ветки – на тропинку,
С травки – на былинку
Прыгает пружинка-
Зеленая спинка . (Кузнечик)
Скачет зверушка.
Не рот, а ловушка.
Попадёт в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
Сто умелых мастеров
Строят домик без углов. (Муравьи)
Летние загадки о грибах
Стоит Антошка на одной ножке (гриб)
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел –
Красну шапочку нашел. (Гриб).
Вот стоит красавец
На беленькой ножке.
Он в красненькой шапке,
На шапке – горошки.
Кто его с собой возьмет-
Тот и горюшка хлебнет. (Мухомор)
Нет дружней грибов, чем эти,
Знают взрослые и дети,
На пеньке растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
В белой шляпке стоит,
Свысока на всех глядит.
Оборочка на ножке,
Бледные сапожки.
Хоть богата и важна,
Никому ты не нужна! (Поганка)
Серенькие шапки,
Рябенькие ножки
Под березою растут.
Как же их зовут? (Подберезовики)
Он в осиннике родится.
Как в траве ни притаится,
Всё равно его найдем:
Шляпа красная на нём . (Подосиновик)
Летние загадки о месяцах года
Зацветает в поле колос,
Подаёт кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц? Подскажи-ка . (Июнь)
Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Эти дни – вершина лета.
Что, скажи, за месяц это? (Июль)
Этот месяц жаркий
Дарит всем подарки:
Сливы, яблоки и груши,
Фрукты варим, фрукты сушим.
Он последний месяц лета,
Осень рядом, близко где-то. (Август)
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купаться приглашаю.
Любят все меня за это.
Я зовусь, конечно… (лето)
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Фрукты поспевают.
Когда это бывает? (Летом)
Летние загадки о погоде и природных явлениях
Гладкое, а не поле. Синее, а не море. (Небо)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
Дождь прошел, а я осталась
На дорожках во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня. (Лужа)
Красная девушка в окошко глядит (солнце).
Разноцветное коромысло через речку повисло. (Радуга)
У нас над двором краюха висит (Луна).
Была рожком – стала кружком .(Луна)
Лишь солнце погасло и стало темно,
Как по небу кто-то рассыпал зерно. (Звезды на небе)
Вся дорожка усыпана горошком (звезды на небе).
Без рук, без ног, а ворота отворяет (ветер).
Воет, свистит,
Пыль поднимает,
Всех с ног сбивает.
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер)
Ног-то нет, а он идет.
Глаз-то нет, а слёзы льет.
Как придет да как расплачется,
Все под крышу сразу прячутся. (Дождь).
Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (дождь)
Что за шар, алый шар
За рекой зажёг пожар?
Стала речка красноватой
От вечернего… ? (заката).
Нашумела, нагремела,
Всё помыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округе полила. (Гроза)
Что стучит без рук? (гром)
Вот по небу мчится конь-
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что вокруг земля дрожит. (Гром)
Что без огня горит? (Гроза)
На землю падает, а от земли не отлетает (дождь)
Заря- заряница, ключи потеряла. Месяц пошел – не нашел. Солнце взошло – нашло. (Роса)
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост,
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)
То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка? (Тополиный пух)
Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой –
И жёлт, и синь, и ал. (Луг)
Нахмурится, насупится,
В слёзы ударится,
Ничего не останется. (Туча)
Зимой по ней ходят, а летом – ездят. (Река)
Летние загадки про отпуск и летние занятия
И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это? (Палатка)
Я конем железным правлю,
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадет он без меня. (Велосипед)
В тихую погоду
На нет нигде.
Ветерок подует-
Бежим мы по воде. (Волны)
По морю идет, до берега дойдет, тут и пропадет. (Волна)
Отвечай-ка, что за птица
Провожает корабли,
Рыбу ловит и кружится
Белой лентою вдали?
В загадке спрятался ответ!
Ты догадался или нет? (Чайка – спрятано в слове «отвечай-ка»)
- Не пойму, ребята, кто вы?
Рыболовы? Птицеловы?
Что за невод во дворе?
- Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел.
Мы играем в .. (волейбол).
По волану бьет ракетка,
Вновь ему лететь за сетку,
Вам назвать давно пора,
Что же это за игра? (бадминтон)
Следующая загадка
• Научить детей средней группы четко выделять для себя наиболее характерные, выразительные признаки предметов.
• Развивать логическое мышление, память, внимание, творческое воображение.
• Воспитывать умение сосредотачиваться.
• Вызывать у детей радостное настроение; удовлетворение от проделанной работы
Необходимые материалы для занятия:
• Карточки с буквами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию формированию целостной картины мира «Знакомство с миром профессий»
Конспект НОД по формированию целостной картины мира.Цель: познакомить с названиями профессий. Задачи: показать важность каждой профессии, уточнить представления о различных профессиях.
Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий" в средней группе
Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий".
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему«Знакомство с миром профессий»Программное содержание:познакомить детей с различными видами профессийЦель: ра.
ull; Закрепить и уточнить представления о сезонных изменениях в природе осенью (листья меняют окраску, поспевают овощи и фрукты, солнце греет меньше, идут дожди, люди надевают резиновые са.
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему «Знакомство с миром профессий»
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему«Знакомство с миром профессий».
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему «Знакомство с миром профессий»
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему«Знакомство с миром профессий».
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему «Знакомство с миром профессий»
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему«Знакомство с миром профессий».
Следующая загадка
Программные задачи: закреплять представления о загадке, как особом жанре устного народного творчества. Упражнять в составлении коротких описательных рассказов, выделяя наиболее яркие признаки. Активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения. Поощрять попытки детей задавать вопросы, отрабатывая навыки речевого общения. С помощью наводящих вопросов помогать формировать выводы. Пополнять словарь детей за счет слов, употребляемых в ситуации общения.
Методы и приемы: вопросы, указания, поощрение, художественное слово, наблюдение, сравнение, подбор рифм, подбор определений; игровой, сюрпризный моменты; прием «свертывания», обобщение.
Словарная работа: фруктовый яблочный, грушевый, яблочно-грушевый, нежный, фруктовая радость, аромат, фруктовая дружба, вкуснятина, натюрморт.
Предварительная работа: наблюдение за небом, облаками; отгадывание загадок об овощах, придумывание загадок детьми; Д\игра «Побери рифму»; Д\игра «Чудесный мешочек»; Д\игра «На что похоже?», «Что это?»; разучивание песни «Облака»; рисование «облаков».
Материал: овощи и фрукты; 2 корзинки, рисунки-фризы; игрушки медведя и енота; осенние листья; салфетки; подносы; схема-подсказка; мольберт, бумага, маркер, магнитофон, диск.
Дети с воспитателем задают гостям вопросы.
Дети. Разместились? Вам удобно? Тепло у нас? От окна не дует? Не замерзли, пока по улице шли к нам?
Воспитатель. Как вы заметили, дорогие гости, наши ребята учатся вести при встрече с гостями, как говорится, вести светские беседы. Вам приятно беседовать с нами? Нам тоже очень приятно видеть вас у нас в гостях. Итак, ребята, мы побеседовали о погоде, теперь самое время рассказать о себе, чем интересным мы занимались сегодня, вчера? (Дети перечисляют. Когда вспоминают о путешествии в заоблачное королевство, воспитатель, обращая внимание на фриз из облаков,спрашивает: «Что же вы там видели?»)
Дети. Тучу-кошку, хвост трубой,
Тучу с длинной бородой,
Тучу-лошадь, тучу жук,
А всего их двести штук.
Воспитатель. Вот в каком удивительном, заоблачном королевстве мы побывали. Там живут тучи и облака. Посмотрите в окно, может сегодня оно нам видно?
Дети. Не видно, потому что небо хмурое, грустное, серое, облаков нет. Только одна огромная туча закрыла все небо.
Воспитатель. Лишь ветер-озорник листочки срывает, да на дорожку бросает. Пестрые, любопытные листочки даже к нашему окошку припали, словно наблюдают, что мы делаем. Ну надо же, смотрите-ка, на одном что-то написано. Ну-ка, ну-ка!
«Дорогие, ребята, группы «Ягодка». Завтра в нашем королевстве именины Осени – Осенины. Хотим приготовить угощения из осенних даров. Но вот беда, наши заоблачные повара не умеют их различать. Повара с утра пораньше к вам уже пошли и лукошко с дарами понесли. Помогите им. Повар Енот сварит компот. Медвежонок лохматый должен сделать салаты».
- А мы то с вами думали-гадали, откуда появились у нас эти зверята? Да вот и корзинка ну-ка, что в ней?
Дети. Она пустая, в ней пусто, ничего нет…
Воспитатель. Ну да, она же необычная, заоблачная, значит волшебная. Я догадываюсь, что их, как и облака в прошлый раз, нужно описывать загадками. Я напомню, что загадка – это коротенький рассказ о таких свойствах, по которым легко угадать, что это на самом деле?
Я напомню вам одну загадку, которую невозможно угадать сразу.
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
- Это могла быть и свекла, и редиска, а теперь послушайте мою загадку:
Он совсем-совсем зеленый,
Он овальный, удлиненный.
Помидора верный брат,
Так и просится в салат.
- Получилось! Вот вам уважаемый господин медведь – огурец в салат! Но огурцов нужно много. Поэтому в загадках можно многие свойства описывать. Я думаю нам поможет схема-подсказка. О чем еще можно загадать про огурец? Смотрите на схему. Я назвала цвет и форму, и только один способ употребления в пищу. Что можно добавить, описывая огурец, не называя его?
Дети. Он растет на грядке.
На вкус он как водичка, его, прежде чем есть свежим, обычно подсаливают.
Зато свежий его, даже закрыв глаза, сразу узнаешь по запаху.
Он имеет особый огуречный аромат.
По форме он схож с бананом, сосиской.
Воспитатель. Отлично, а теперь подберите рифму к слову «огурец».
Дети. Огурец – молодец, конец, певец, стрелец, скворец, удалец и т. д.
Воспитатель. А к слову «зеленый».
Дети. Зеленый – слоеный, соленый и т. д.
(Аналогичная работа проводится с другими названиями овощей и фруктов. Дети составляют свои загадки, используя алгоритмы для описания овощей и фруктов).
Воспитатель. Итак, какой компот может сварить повар Енот из этих фруктов?
Дети. Фруктовый, грушевый, яблочный, яблочно-грушевый и т. д.
Воспитатель. Как бы вы назвали этот компот?
Дети. Нежный, фруктовая радость. Аромат. Сладость. Вкусный сок. Фруктовая дружба. Вкуснятина.
Воспитатель. Ну вы прямо поэты, так и хочется попробовать компот с таким названием. Все дело в том, что в корзине, конечно же, остались еще овощи. Назовите, что могло остаться в корзине?
(Дети перечисляют овощи, воспитатель рисует на листе перечисляемое кружочками. Затем «обводит» это линией.Спрашивает: «Что это может быть)
Дети. Корзина, огород, кастрюля, ящик, ваза, поднос, рынок, магазин, пакет, живот, рот, борщ, салат, натюрморт, картина и т. д.
Воспитатель. Давайте подарим эту картину-загадку для Осени. Она будет рада, что вы знаете так много овощей и фруктов. А еще запишем для жителей заоблачного королевства красивую песню об облаках, а диск передадим на именины. Готовы петь?Я включаю караоке: «Мимо белого облака луны…» (дети поют)
Публикации по теме:Комплексно-тематическое планирование по развитию речи в старшей группе на октябрь 1. Тема недели:«Животный мир» 1 - е занятие:Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить выразительно пересказывать литературный текст;.
Занятие по развитию речи «Составление рассказа в книгу деду Морозу» цель:Развитие творческой речевой активности при составлении описательных рассказов. задачи:активизировать в речи слова относящиеся к новогоднему.
Следующая загадка
Цель: Познакомить дошкольников с историей происхождения загадки и её видами. Создать условия для оставления детьми тематических загадок.
- упражнять в рассуждении, в умении доказывать:
- учить при описании предметов и явлений использовать признаки, действия и назначение предмета или явления
- Развивать монологические формы речи; стимулировать речевое творчество детей, умение задавать вопросы.
- Обогащать словарь детей за счет расширения представлений об объектах природы.
- Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
- Развивать творческое мышление, память, внимание.
- Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.
Воспитательные: воспитывать интерес к решению и составлению загадок.
Активизация словаря: Русь,
Отгадывание загадок, наблюдение за окружающим миром.
Оборудование: Картинки на которых изображены: ёж, заяц, волк, белка, снежинка, солнце, иней, сосулька. Мяч. Конверт с изображением холодильника.
Используемые технологии: исследовательская деятельность, игровая .
Дети стоят полукругом, воспитатель стоит лицом ко всем
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: С давних пор на Руси любили отгадывать загадки. Если человек отгадывал загадку, то его считали умным, сообразительным. Много загадок о семье, труде, о родной природе, о животных, о домашних вещах создано народом. Сейчас я предлагаю нам с вами вспомнить загадки, которые вы знаете, и мы вместе с вами их разгадаем. Давайте с вами вспомним, что такое загадка?
Ответы детей. ( жанр народного творчества, описание какого- либо предмета.)
Воспиатель: Давайте с вами вспомним например: Загадки про животных.
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный.
Да орешки все грызет.
Загадки о явлениях природы.
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке
Не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет
Детки сели на карниз
И растут все время вниз
(Воспитатель обсуждает с детьми каждый ответ)
ЗАРЯДКА СЕМИ ГНОМОВ
Первый гном присел и встал, (приседания)
А второй вдруг побежал, (бег на месте)
Третий плавно покружился, (кружатся направо)
А четвёртый наклонился. (наклоны)
Пятый вправо повернулся, (поворот направо)
А шестой назад прогнулся, (наклон назад)
Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)
Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».
Воспитатель: Ну во, все загадки мы с вами отгадали, немного даже поприседали . А давайте теперь поиграем .Игра «Что бывает?»
Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и кидает мяч красный, синий или зеленый (какой-то один) ребенок возвращает мяч с ответом.
Например: Что бывает, синим?- море, небо, слива и т. д.
Что бывает, красным?- солнце, малина, яблоко и т. д.
Что бывает, зеленым?- трава, кузнечик, лес и т. д.
Сегодня мы с вами будем сами придумывать загадки, попробуем?
(чтобы детям было легче, предлагаются картинки с предметами, животными, фруктами, овощами, явлениями природы)
Так же по желанию можно на оставшемся на листе месте или сзади листа сделать изображение отгадки к загадке.
Ребёнок глядя на картинку, рассказывает о предмете, при этом используя в описании признаки, действия и назначение предмета, не называя его)
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте теперь вы попробуете отгадать что изображено на рисунке который у меня в конверте. Вы будете задавать вопросы, а я буду отвечать на них.
Воспитатель на протяжении игры помогает детям правильно формировать вопрос и подталкивает к правильному ответу.
Воспитатель: Молодцы ребята, мне понравилось как вы занимались.
Что больше всего понравилось отгадывать загадки или самим придумывать? Почему?
Воспитатель: Вы все сегодня такие молодцы! Занятие окончено.
- Гриценко З. А. «Пришли мне чтения доброго…» стр. 54
- Василенко В.А. Детский фольклор // Русское народное поэтическое творчество. - М., 1978. - С. 132.
- А. Нестеренко «Страна загадок. О развитии творческого мышления детей. ТРИЗ-ОТСМ» 2017 г
Ход занятия в средней группе
Воспитатель: Дети, давайте друг другу улыбнемся, пожелаем хорошего настроения. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте догадаться, в какое путешествие мы с вами отправимся? Готовы? Тогда слушайте внимательно…
Ну-ка все вставайте в круг
Улыбнитесь всем вокруг
Дверь волшебную откроем,
Путешествие освоим.
А идем в страну такую,
Очень даже не простую
На любой вопрос там есть отгадка,
Называется эта страна, страна-ЗАГАДКА (все вместе)
Воспитатель: Молодцы, догадались. Сегодня мы с вами ребята будем путешествовать в стране Загадок.
Воспитатель: Загадка - это страна смекалки и воображения. Здесь нужно быть находчивым, внимательным, активным. Ребята, а вы любите загадки?
Воспитатель: Тогда наше путешествие будет интересным и увлекательным.
И начнется оно прямо сейчас. (Воспитатель звонит в колокольчик)
Ну-ка глазки закрываются,
Все ребятки в путешествие отправляются.
Раз, два, три, Страна сказок двери отвори.
(все детки открывают свои глаза. В это время воспитатель ставит перед ними 3 коробки с надписями «Посуда», «Животные», «Фрукты, овощи»)
Воспитатель: Ребята посмотрите, какой сюрприз! Так и хочется заглянуть внутрь. Но они закрыты. Чтобы их открыть, нам нужно отгадать первую загадку.
Вставь в замочек, поверни.
Дверь любую отопри
Ростом мал, но так могуч.
Называется он… (ключ) !
Воспитатель: Молодцы! Вот он, этот самый ключик от всех коробочек. (Педагог делает вид, что открывает. В каждой коробочке лежат карточки с буквами. А, Б, В, Г и. т. д.)
Воспитатель: И так ребята начнем с первой коробочки «Посуда»
Подробное описание игры
Воспитатель по очереди вызывает детей, они достают из коробки карточку с буквой. Далее педагог загадывает загадки про посуду, животных, фрукты, ягоды (можно придумать и дополнить) с отгадками на эту букву. Можно поделить детей на группы.
И свистит и дышит жаром,
Крышкой брякает, стучит.
-Эй, сними меня!-кричит.
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
Варит кашу, суп для Юли.
Скажите,как назвать ее:
Все в дырках зубы у нее,
Но свеклу, редьку, хрен, морковку
Она перетирает ловко.
У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
Воспитатель: В первой коробочке мы справились со всеми загадками. А теперь перейдем ко второй коробочке под названием «Животные».
Кто с высоких сосен тёмных
В ребятишек шишки бросил
И в кусты, через пенёк,
Промелькнул как огонёк?
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
Работяга он упорный,
Он родился в шубе черной,
И всю жизнь в земле живет,
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Телят и ягнят ищет.
Носится весь день.
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха
Воспитатель: Ребята как ловко у вас, получается, отгадывать загадки. А найдете ли вы ответы на загадки про «Фрукты и овощи»?
Воспитатель: Тогда переходим к третьей коробочке.
Он большой, как мяч футбольный!
Если спелый – все довольны!
Так приятен он на вкус!
Этот вкусный желтый плод
К нам из Африки плывет,
Обезьянам в зоопарке
Пищу круглый год дает.
Раскололся тесный домик на две половинки.
И посыпались в ладошки бусинки-дробинки.
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Сарафан на сарафан,
Платьице на платьице,
А как станешь раздевать —
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар сладкая!
Красный, детки, но не мак.
В огороде — не бурак.
Сочный лакомый синьор.
Воспитатель: Какие вы молодцы ребята. Какие вы все умные и сообразительные.
(Воспитатель раздает ребятам листочки и карандаши)
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вам нужно будет нарисовать отгадку.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все.
Ребята рисуют солнце
Воспитатель: Ну вот ребята вы и нашли отгадки на все Загадки в этой стране.
Наше путешествие подошло к концу! К сожалению, нам пора возвращаться в наш детский сад, в нашу группу. (звонит в колокольчик).
Глазки у ребяток закрываются.
И в детский сад все снова отправляются.
Вернулись из страны - Загадок мы.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в нашу группу. Не расстраивайтесь ребята. На память о нашем увлекательном путешествии у вас останется яркое солнышко. И помните, что у любой загадки всегда есть отгадка. Главное не торопиться, быть внимательным и тогда у вас все обязательно получится.
Публикации по теме:Конспект занятия «Путешествие в страну математики» Цель: 1. Упражнять в количественном и порядковом счете, упорядочении полосок по длине, закрепление знания об обратном счете. 2. Закрепить.
«Путешествие в страну сказок посредством загадок». Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок через загадку». Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну сказок чрез.
Конспект занятия «Путешествие в страну знаний» Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник.
Конспект занятия «Путешествие в страну Знаний» Цель: ознакомление детей с общественной значимостью праздника – Днём знаний. Задачи: • уточнить знания детей о школе; • закрепить название.
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Путешествие в страну загадок. Транспорт» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Путешествие в страну загадок. Транспорт» Задачи:.
Конспект занятия «Путешествие в страну «Здоровья» Программное содержание. Расширять знания детей о своем организме, о правилах закаливания и отдыха, о режиме дня; закрепить знания о том,.
Конспект занятия «Путешествие в страну доброты» Цель: Углублять представления детей о доброте. Задачи: Совершенствовать коммуникативные навыки культурного общения со сверстниками. Воспитывать.
Конспект занятия по ПДД «Путешествие в страну «Светофорию» Программное содержание: познакомить детей с прошлым транспорта, уточнить знания детей о частях дороги (проезжая часть, пешеходный переход,.
Конспект занятия «Путешествие в страну здоровья» «Путешествие в страну здоровья» Цели: уточнить представления о том, что такое здоровье и как его сберечь; развивать понимание значение гигиенических.
Развлечение «Путешествие в страну математических загадок» Цель – Закрепление математических представлений в игровой, занимательной форме. Развитие логического мышления. В зале присутствуют болельщики,.
Читайте также: