К игровым приемам при музыкальном воспитании дошкольников относятся музыкальные загадки
Обновлено: 22.11.2024
С появлением ФГОС работа музыкального руководителя наполняется новыми ориентирами – развитие ребенка с определенными социальными и психологическими характеристиками личности. Содержание образования меняется и ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру.
Известный советский педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».
Игровая ситуация создаёт психологическую установку, «настраивает» психику ребёнка на музыкальную деятельность. Нейропсихологии считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активизируется во время исполнения музыки, а, значит, становится активным человек. Музыкальные занятия повышают успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, улучшают пространственно-временные представления, координацию движений. Кратковременное прослушивание фрагментов музыки перед решением различного рода задач активизирует аналитические отделы мозга.
Важнейший результат нейропсихологических исследований заключается в том, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Каковы же методы и приёмы, используемые для формирования основ музыкальной культуры дошкольников? Это наглядно-слуховой и наглядно-зрительный методы, словесный и практический методы, такие как моторно-двигательное и вокальное уподобление, темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки – оркестровка музыкальных произведений.
Для развития музыкального восприятия и интереса к классической музыке дошкольников используются разные виды музыкальных игр:
Игры на развитие художественного словаря: «Копилка», «Волшебный сундучок», «Поющие руки», «Танцующие звуки», «Говорящий коврик», «Хитрая шляпа» и другие. В этих играх закрепляются слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ.
Игры, основанные на вокализации: «Конкурс певцов», «Придумай песенку», «Кто как поёт» и другие. Эти игры способствуют осознанию выразительности музыкального образа, слуховой дифференциации музыкальной ткани произведения.
Игры, основанные на двигательном моделировании характера музыки, музыкальные подвижные игры: «Конкурс танцоров», «Придумай свой танец» и многие другие. Эти игры побуждают к осознанию музыкальной речи, различению выразительных интонаций, пауз, особенностей динамики, темпа, регистров.
Музыкально-дидактические игры: Музыкально-дидактические игры имеют большое значение для формирования творческой личности ребёнка. Они организуют внимание, вызывают повышенный интерес к музыке и творчеству, усиливают образное мышление, тренируют память, развивают чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребёнка: «Три цветка» - дидактическая игра на определение характера музыки, «Три медведя» - дидактическая игра для развития чувства ритма, «Музыкальное окошко» - дидактическая игра на определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента т.д.
Речевые и голосовые игры: Основаны на взаимосвязи речи и движения. Язык жестов, телесно-пластическая деятельность человека предшествовали звуковому языку исторически. Речь основана на движении, а жест, как особая форма движения может сопровождать, украшать или заменять речь. Игры с голосом, звукоподражания, фонематические загадки, пальчиковые игры эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух. Систематическое использование голосовых игр готовит ребёнка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает интонационный и музыкально-певческий слух, помогает устранению ряда дефектов речи. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме, это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса ребёнка.
Игры звуками: Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а, следовательно, и основ музыкального искусства, являются игры звуками – деревянными, стеклянными, бумажными и т.д. Эти игры почти не разработаны в отечественных музыкальных методиках, но они ничем не заменимы, поскольку являются начальной формой знакомства с музыкальным искусством.
Ритмические игры с именами, палочками, ложками: Эти игры помогают в развитии чувства ритма, внимания, способности к импровизации. В таких играх ритм организуется звучащей музыкой, ритмическим сопровождением самих детей или педагога.
Музицирование на шумовых инструментах: В процесс музыкального воспитания дошкольников оправдано включение большого спектра различных шумовых инструментов. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет развить ребёнку первоначальный опыт слухового восприятия.
Искусство и музыкальную игру роднят свобода творчества, эмоциональная насыщенность, условность действий, ситуаций, языка, обобщённое представление окружающей действительности, получение удовольствия.
Следующая загадка
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы. Современные технологии музыкального воспитания предлагают применять игровые методы и приёмы, помогающие педагогу в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а ребёнку – легко его усвоить. Известный советский педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые методы и приёмы в музыкальной деятельности | 36.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Следующая загадка
С внедрением ФГОС ДО работа музыкального руководителя наполнилась новым содержанием образования – во главу угла поставлен индивидуальный подход к ребенку через игру. Повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника не предполагает одну только усиленную подготовку ребёнка к обучению в школе, которая всего лишь вытесняет игру. Педагогическая деятельность возвращает игру в детство для того, чтобы социальный мир ребёнка не стал замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или даже одним виртуальным общением. Именно для этого музыкальное воспитание дошкольников направлено на целостное развитие личности ребенка, в этом случае музыка становится средством развития интегративных качеств, развития творческого потенциала ребенка.
Музыкальная игра является самым органичным из всех видов музыкальной деятельности детей. Потребность в игре развивает интерес ребенка к музыке, побуждает тягу к общению с музыкой, желание активно и творчески проявлять себя в музыкальной сфере. Музыкальная игра – это также средство активизации творческих способностей детей, а их деятельность в процессе игры можно назвать музыкально-игровой.
Музыка в музыкальной игре соответствует принципам художественности и доступности. Взрослые всеми силами способствуют тому, чтобы детям в игре было легко и комфортно. Объяснять правила игры начинаем с беседы, которая обязательно связана с игровой ситуацией. Но лучше всего, если провести ее по ходу самой игры,учитывая ряд требований: ясность и четкость изложения, эмоциональная выразительность. Продолжительность игры зависит от возраста детей и уровня интереса к ней детской аудитории.
При подведении итогов всегда помним о том, что выйти из игры каждый ребенок должен с чувством эмоциональной удовлетворенности и радости от участия в ней, поэтому не даем резких оценок качества игровой деятельности ребенка, наоборот, – внушаем ему надежду на успех.
Музыкальные игры предоставлены в разнообразных типах, видах и формах (согласно типизациям игры, по традиционным взглядам ведущих психологов и педагогов) – дидактические, музыкально-познавательные, развивающие, интеллектуальные и др. Но в процессе музыкального образования особенно активно используется стремление детей к сюжетно-ролевым играм. Разыгрывая определенную роль, участвуя в определенной игровой ситуации, увлекаясь игрой, ребенок становится очень активным, проявляет организаторские способности, волю, целеустремленность, находчивость, смелость, эмоциональность, артистизм, более высокий уровень специальных (музыкальных) и общих (мыслительных) способностей и другие личностные качества.
В МБДОУ «Д/с «Добрыня» (г. Абакан) активно применяются в практической деятельности имитационные, ролевые, сюжетные игры («Музыкальное приветствие», «Музыкальное знакомство», «Музыканты» и др.)
Таким образом, цель работы музыкального руководителя в рамках введения ФГОС ДО – побуждать детей экспериментировать в подборе музыкальных инструментов, добиваться созвучия с музыкальным произведением, способствовать накоплению музыкальных впечатлений.
Список используемых источников
1. Равчеева И. П. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально-творческое развитие старших дошкольников в музыкально-игровом пространстве /Волгоград: Учитель, 2015.-41с.
Публикации по теме:
Игровые маркеры в детском саду Изготовлением для игр детей настольных и напольных ширм занимались родители и педагоги. Для обозначения игровой ситуации и для облегчения.
Конспект занятия по музыкальной деятельности «Прыг — скок» для детей младшего дошкольного возраста Цель - Формировать познавательный интерес к хореографическому искусству через сюжетно – игровую форму занятия с оригинальным музыкальным.
Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов и родителей "Пение - исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста" ко Дню пения на.
Консультация для родителей «Компьютерно-игровые программы в детском саду и дома» Консультация для родителей «Компьютерно - игровые программы в детском саду и дома» Провела консультацию воспитатель МБДОУ №113 Демина.
Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.
Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.
Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.
Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.
Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.
Следующая загадка
Реформирование системы дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся формы и методы работы с детьми. Гуманный стиль общения педагога и ребенка заставляет применять привлекательные для детей формы, методы и приемы организации музыкальной деятельности в ДОУ.
К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольниковв детском саду относятся: музыкальные занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, совместная музыкальная деятельность взрослых и детей в повседневной жизни ДОУ.
Цели, задачи и содержание музыкального образования определяют выбор методов и приемов. Исходя из специфики основных задач музыкального развития дошкольников, методы и приемы определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей и формирование музыкальных умений, развития творчества.
Наиболее устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные, практические (игровые).
Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов — наглядный, словесный и практический —должен применяться с нарастанием проблемности: от прямого воздействия к проблемному воспитанию и обучению.
Наглядный метод в музыкальномвоспитании имеет разновидности:
- Наглядно-слуховой метод – исполнение произведения педагогом или в аудиозаписи. Известно, что «живое» исполнение более действенно, но не в состоянии полностью заменить аудиозапись. Наиболее эффективно сравнение аудиозаписи с «живым» звучанием и их разумное чередование.
-Наглядно-зрительный метод – применение картин, рисунков, цветных карточек и т. д. Наиболее действенно применение наглядно-зрительного метода при знакомстве с музыкальными инструментами. Применение наглядно-зрительного метода значительно облегчает усвоение музыкальных знаний. Это показ репродукций, изображений инструментов, использование цветных карточек, моделирование высоты звуков и их ритмических соотношений, компьютерные технологии. («Угадай, что звучит?», «Высокий-низкий»)
Практический метод чрезвычайно важен в музыкальном воспитании детей. Он включает и показ педагогом исполнительных приемов в различных видах деятельности, и активное включение самих детей в процесс восприятия музыки, исполнительство («Ложки, бубны, погремушки»). В современных методиках широко используются такая разновидность практического метода как интонационно-речевое. Практический метод помогает закрепить музыкальные знания на собственном опыте, обеспечивая осознанность этого процесса. Использование вариативных показов, проблемных ситуаций, активизирующих творческую самостоятельность детей, повышает их интерес к деятельности и тем самым способствует быстроте и прочности освоения навыков и умений. Для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер, необходимо сочетание практических приемов, основанных на подражании, с проблемными заданиями.
Так же используются приемы мимического уподобления (отражение настроения с помощью мимики, тактильного (прикосновение руки педагога к руке ребенка, отражающее характер звучащей музыки: нежно, ласково, тяжело, колюче и т. д., интонационное (высказывание о музыке с речевой интонацией, соответствующей характеру музыки, вокальное (подпевание музыкальных фраз, моторно-двигательное (дирижерский жест ребенка, мелкая моторика, танцевальные движения, цветовое (подбор цветовых карточек, соответствующих характеру музыки, тембровое (подбор музыкальных инструментов, тембр которых соответствует музыке, оркестровка произведения с их помощью, словесное (подбор эпитетов, стихотворных строк, полихудожественное (одновременное использование слова, цвета, драматизации и т. д.)
Игровой метод. Вхождение ребенка в мир музыкального искусства будет проходить легко и радостно через “волшебный мостик” игры. Игра является одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям и развитии музыкальных способностей.
Осознанному усвоению знаний способствует музыкально-дидактическая игра, она позволяет объединить слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия детей. При этом игровой метод помогает без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления («Что делают в домике?», «Назови и покажи музыкальный инструмент», «Угадай песенку по вступлению», «Теремок», «Гномик и великан».)
Для организации музыкально-игровой деятельности необходимы соответствующие пособия и игрушки. Игрушки используются как сюрпризный момент, сопровождают восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения. С помощью игрушек можно быстро составить сюжет развлечения или занятия.
Выбор методов и приемов зависит и от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не имеют разнообразного жизненного и музыкального опыта, велика доля наглядных (в том числе наглядно-зрительных) и практических методов и приемов. Детям этого возраста пока недоступно широкое применение словесных методов. Их речь еще недостаточно развита. Роль педагога в развитии их речи (в том числе образной) возрастает. Он использует приемы, побуждающие детей применять новые слова и одновременно облегчающие эту возможность. Например, альтернативные, подсказывающие вопросы,которые помогают выбрать подходящую характеристику: «Музыка нежная или задорная? спокойная или грустная?» Педагог дополняет ответы, разъясняет новые слова с помощью слуховой наглядности (звучания музыки) и зрительной. Для удержания внимания детей, создания интереса чаще используются игровые приемы, ситуации занимательности. Для этого возраста приемлемым являются следующие современные методы и приемы музыкальной деятельности:
1. Игровое экспериментирование со звуками.
2. Предметное коллекционирование (погремушки, любимые музыкальные игрушки).
3. Музыкально-игровые приемы (звукоподражание).
4. Музыкальные и музыкально-литературные загадки.
5. Музыкальные пальчиковые и музыкально- логоритмические игры.
6. Игры-путешествия в разнообразный мир звуков.
7. Музыкально-двигательные игры
В работе с детьми старшего дошкольного возраста все методы и приемы используются с большей долей проблемности, стимулирующей проявление самостоятельности и творчества. Современные формы и методы музыкальнойдеятельности для детей этой возрастной группы являются:
1. Музыкальные песни-игры.
3. Музыкально-дидактические игры.
4. Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием.
6. Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе.
Детское музыкальное творчество — важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст. Также дошкольники способны сочинить простейшие ритмические и мелодические мотивы, различные по характеру (маршевые, плясовые, спокойные, импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах.
«Песенное творчество» - это умение детей петь простейшие мелодии, солировать. Пение создает благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры и развития речи. Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме. Например, игровые задания на звукоподражание («Кто поет?» - развитие звуковысотного слуха; «Весело-грустно» - спеть двустишье знакомого стихотворения весело либо грустно; «Музыкальное лото» - пропеть название животного, изображенного на картинке; «Музыкальный магазин», «Волшебный волчок» - напеть песенку, выбранную покупателем или крутящимся диском. Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т. д.). Для детей младшего дошкольного возраста предлагаем задания в разном темпе и ритме, направленные на подражание звукам пения птиц, голосов животных, движения транспорта и многим другим.
«Танцевальное творчество» - это умение детей выражать себя при помощи знакомых элементов танца, импровизировать. На первых этапах формирования у детей представления о танцевальном искусстве педагог помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером и формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказок создают свой особый,уникальный танец: «Сочини свой танец», «Кто как передвигается?», «Успей передать платочек», «Потанцуй руками (головой, левым плечом, носиком)». Очень хорошо для импровизационного движения помогают такие атрибуты, как ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки и др.
«Музыкально-игровое творчество» - это умение находить способы воплощения музыкально-игрового образа как самостоятельно, так и при помощи взрослых. Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх позволило им преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых и творческих способностей детей.
У детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, они чувствуют себя свободнее, доверчивее.
Дети с большим удовольствием учат свои роли, а во время репетиции легко обыгрывают не только их, но и роли других участников.
Развитие музыкально-игрового творчества дошкольниковосуществляется поэтапно:
1. перед ребенком ставится задача передать несложный игровой образ в характерных, но однотипных движениях отдельных персонажей;
2. происходит развитие музыкально-игрового образа в действиях отдельных персонажей. Инсценируя знакомые песни, дети самостоятельно ищут характерные движения персонажей.
3. перед детьми ставится задача передать образы персонажей во взаимодействии, найдя характерные движения, присущие тому или иному персонажу («Котик и козлик» муз. Е. Тиличеевой, стихотворение В. А. Жуковского)
«Игра на музыкальных инструментах» является одним из видов детского исполнительства, развивающих творческие способности дошкольников. Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения, и одной из первых детских игрушек является погремушка. Игра на инструментах способствует не только развитию слуховых способностей, но и развивает мелкую моторику, чувство ритма. Важно научить детей правильно подбирать звуковой аккомпанемент по смыслу текста стихотворения или сказки, содержанию картины.
Игры: «Отгадай и повтори!» - на слух определять название муз. инструмента, играть на нем; «Погремушки» - развивать чувство ритма; «Барабан» - научить повторять ритмический рисунок;
Развитие музыкальных способностей в разнообразных видах деятельности
Музыка в повседневной жизни ДОУ.
Чтобы любое занятие стало ярким, впечатляющим, включают музыкальные произведения для создания необходимого эмоционального отклика на картину. Как в изобразительной деятельности можно использовать музыку, так и при чтении литературы. Музыкальные предпочтения воспитанников проявляются ещё и в детских играх, в которые они играют на протяжении всего дня. Дети могут играть в музыкальные занятия, в концерт, просто танцевать в группе, исполнять песни, выученные на занятиях.
Музыка, сопровождающая утреннюю гимнастику, физкультурные занятия.
Происходит дальнейшее развитие музыкальности: эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха, чувства ритма. Важно помнить о том, что музыкальное сопровождение должно соответствовать характеру движения, поскольку ведущая роль отводится двигательным задачам. Музыка создает определенный эмоциональный настрой, облегчает выполнение движений, поэтому нужно тщательно подбирать музыкальное сопровождение. Музыка должна быть понятна и интересна детям. Наиболее целесообразно использовать музыкупри выполнении основных движений: ходьба, бег, прыжки, поскоки; в упражнениях, в подвижных играх. При подборе музыкального репертуара необходимо учитывать возрастные особенности детей. Такие музыкальные подвижные игры, как «Вышли мышки на опушку», «В гости к мишке», «Раз, два, три шагаем» помогают детям выполнять движения, соответствующие тексту игры, который они пропевают или проговаривают.
Публикации по теме:Презентация «Методы и приемы развития речи дошкольников» 1 слайд «Методы и приемы развития речи дошкольников». 2 слайд “Речь - величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство,.
Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ Тема: «Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальности и творчества детей» Мастер-класс для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений Тема: «Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальности и творчества.
Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников» «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников». Борисенко Ирина Александровна ЦЕЛЬ: Отработка творческих методов.
Методы и приемы в развитии голосового аппарата и артикуляции при формировании певческих навыков детей дошкольного возраста Кисельникова Екатерина Игоревна Музыкальный руководитель Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Социально-реабилитационный.
Нетрадиционные методы и приемы рисования манкой, направленные на снижение мышечного и эмоционального напряжения у ребенка Нетрадиционные методы и приемы рисования манкой,направленные на снижение мышечного и эмоционального напряжения у ребенка ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ.
Патриотическое воспитание дошкольников: задачи, приемы и методы Белгородская обл. г. Губкин МБДОУ"Детский сад комбинированного вида №9"Рябинушка" Воспитатель: Мелихова Ю. А. Патриотическое воспитание дошкольников.
Современные методы и приемы обучения развитию речи дошкольников Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь является с одной стороны.
Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Статью подготовила: учитель-логопед первой квалификационной.
Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников» Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников» Работая в детском саду, я наблюдаю, как часто встает вопрос о необходимости.
Предварительный просмотр:
МАОУ Детский сад №79 «Гусельки»
«Игровые методы и приёмы в музыкальной деятельности»
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы. Современные технологии музыкального воспитания предлагают применять игровые методы и приёмы, помогающие педагогу в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а ребёнку – легко его усвоить. Известный советский педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».
Игровая ситуация создаёт психологическую установку, «настраивает» психику ребёнка на музыкальную деятельность. Нейропсихологии считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активизируется во время исполнения музыки, а, значит, становится активным человек. Музыкальные занятия повышают успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, улучшают пространственно-временные представления, координацию движений. Кратковременное прослушивание фрагментов музыки перед решением различного рода задач активизирует аналитические отделы мозга.
Важнейший результат нейропсихологических исследований заключается в том, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Каковы же методы и приёмы, используемые для формирования основ музыкальной культуры дошкольников? Это наглядно-слуховой и наглядно-зрительный методы, словесный и практический методы, такие как моторно-двигательное и вокальное уподобление, темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки – оркестровка музыкальных произведений.
Для развития музыкального восприятия и интереса к классической музыке дошкольников используются разные виды музыкальных игр:
- Игры на развитие художественного словаря: «Копилка», «Волшебный сундучок», «Поющие руки», «Танцующие звуки», «Говорящий коврик», «Хитрая шляпа» и другие. В этих играх закрепляются слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ.
- Игры, основанные на вокализации: «Конкурс певцов», «Придумай песенку», «Кто как поёт» и другие. Эти игры способствуют осознанию выразительности музыкального образа, слуховой дифференциации музыкальной ткани произведения.
- Игры, основанные на двигательном моделировании характера музыки, музыкальные подвижные игры: «Конкурс танцоров», «Придумай свой танец» и многие другие. Эти игры побуждают к осознанию музыкальной речи, различению выразительных интонаций, пауз, особенностей динамики, темпа, регистров.
- Музыкально-дидактические игры: Музыкально-дидактические игры имеют большое значение для формирования творческой личности ребёнка. Они организуют внимание, вызывают повышенный интерес к музыке и творчеству, усиливают образное мышление, тренируют память, развивают чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребёнка: «Три цветка» - дидактическая игра на определение характера музыки, «Три медведя» - дидактическая игра для развития чувства ритма, «Музыкальное окошко» - дидактическая игра на определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента т.д.
- Речевые и голосовые игры: Основаны на взаимосвязи речи и движения. Язык жестов, телесно-пластическая деятельность человека предшествовали звуковому языку исторически. Речь основана на движении, а жест, как особая форма движения может сопровождать, украшать или заменять речь. Игры с голосом, звукоподражания, фонематические загадки, пальчиковые игры эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух. Систематическое использование голосовых игр готовит ребёнка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает интонационный и музыкально-певческий слух, помогает устранению ряда дефектов речи. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме, это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса ребёнка.
- Игры звуками: Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а, следовательно, и основ музыкального искусства, являются игры звуками – деревянными, стеклянными, бумажными и т.д. Эти игры почти не разработаны в отечественных музыкальных методиках, но они ничем не заменимы, поскольку являются начальной формой знакомства с музыкальным искусством.
- Ритмические игры с именами, палочками, ложками: Эти игры помогают в развитии чувства ритма, внимания, способности к импровизации. В таких играх ритм организуется звучащей музыкой, ритмическим сопровождением самих детей или педагога.
- Музицирование на шумовых инструментах: В процесс музыкального воспитания дошкольников оправдано включение большого спектра различных шумовых инструментов. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет развить ребёнку первоначальный опыт слухового восприятия.
Искусство и музыкальную игру роднят свобода творчества, эмоциональная насыщенность, условность действий, ситуаций, языка, обобщённое представление окружающей действительности, получение удовольствия.
Читайте также: