История загадок и их происхождение для детей
Обновлено: 04.11.2024
Чтобы понять, что такое загадка, нужно в первую очередь знать определение метафоры. Что ж, метафорой называют такое слово или выражение, которым можно описать предмет, при этом, не называя его самого. То есть, это выражение в переносном смысле словно сравнивает предмет с ему похожим, используя их единое свойство. Например, если вам скажут: “я вышел из себя”, вы сразу поймете, что человек расстроен и зол.
Итак, загадка – это метафорическое выражение, то есть такое выражение, которое описывает предмет при помощи его связи с каким-нибудь другим предметом, при наличии у этих предметов общего свойства. Суть заключается в том, что человек должен отгадать о каком предмете идет речь.
Предположим, вам загадывают загадку:
Два близнеца - два братца,
На нос верхом садятся,
Сами верхом, а ноги — за ушами.
Вот мы и разобрались, что такое загадка. Стоит только отметить, что загадки – это не простонародное творчество или развлечение, это отличный способ развития логики у детей при приятном времяпрепровождении. С маленькими детьми таким методом можно изучать части тела, зверей и птиц, сказочных героев и многое другое.
Древние загадки – это зеркало души наших предков. Часто они отражают их мистические верования, объяснения природных явлений и вообще всего происходящего вокруг них. Конечно, с течением времени люди стали смотреть на загадки больше как на развлечение, чем как на поэтическое описание происходящего вокруг в иносказательной форме. В русских народных сказках часто герою приходится разгадывать загадки, чтобы показать смекалку или исполнить какое-то заветное желание, ведь наши предки верили в силу загадок.
Отношение к загадкам изменилось в христианские времена. Понятие загадки в Священном писании имеет особое значение. Обычно, загадки используются как мудрые вопросы о происхождении нашего мира. Например, загадка Самсона:
Что слаще мёда, и что сильнее льва?
Ответы не приводятся, их нужно найти для себя самим. Для кого-то наиболее подходящим и простым ответом может показаться сон человека, а кто-то может подумать, что любовь слаще мёда и сильнее льва…
История загадки на этом только начинается. С течением времени загадка как жанр только всё быстрее получала развитие. Древние греки, римляне по-разному, но всё же активно использовали этот творческий вариант изложения происходящего и окружающего. И вот уже в 19 веке началось научное собирание загадок и размещение их в сборниках, которые и доходят до нас с вами.
Следующая загадка
Загадка — это замысловатый вопрос с неким намеком, требующий ответа. Все загадки составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность и выразительность определений. Чаще всего в загадках содержится перечень признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. Но самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.
Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых простых предметах их сходства и различия.
У первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника. Кроме этого он должен был проявить сообразительность в отгадывании загадок.
У древних греков и германцев люди, не отгадавшие загадку, расплачивались жизнью.
У славян тоже существует множество легенд о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:
да что растёт без коренья? (Камень);
да что цветёт без цветка? (Папоротник);
да что бежит без повода? (Вода).
В русских народных свадебных обычаях до XIX века загадывание загадок - это своеобразный ритуал. До сих пор на свадьбах существует "ВЫКУП НЕВЕСТЫ", где жениху и его дружке загадывают загадки, чтобы он мог пройти к невесте.
В русских народных сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.
Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая работа — это основной перечень того, о чем были загадки.
Загадки очень любят дети.
С ними можно играть в такие игры как:
1. Игра "Данетка"
Ведущий загадывает слово, а игроки должны разгадать это слово, задавая такие вопросы, на которые можно дать такие ответы,как: "да"; "нет"; "и да и нет".
В этой игре нет ограничений по возрасту!
2. Игра "Придумай загадку"
Эта игра для детей старшего возраста.
3. Игра "Угадай по описанию"
В более простом варианте - дети младших групп Д/С (ведущий - взрослый, усложненный вариант - старшие дети (ведущими могут быть сами дети).
4. Игра "Кто кем (чем) будет?"
НАПРИМЕР: Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей и т. д.)Эту игру очень любят дети 5-6 лет.
Это далеко не все игры.
Придумывайте загадки и играйте с детьми!
И вы увидите результат!
Публикации по теме:Среднесрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «История возникновения книги» Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Сургут муниципального района Сергиевский Самарской.
Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе «История возникновения ПДД в России» Цели: 1. Закрепить знания детей о ПДД. 2. Знакомить детей с основными пунктами истории возникновения ПДД в России. 3. Воспитывать уважение.
Консультация для педагогов «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста» Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и первоначального обучения детей. Они очень хорошо входят в тот период.
Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационных технологий» Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности.
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению» "Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают самих себя». В. А. Сухомлинский «Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам.
Консультация «История возникновения загадок» Загадка – жанр народно-поэтического творчества у всех народов мира; замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления,.
Консультация-практикум для педагогов «ТРИЗ: Технология обучения детей составлению загадок, работа с кругами Луллия» Цель: развитие творческого мышления у педагогов. Задачи: • Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ: обучение детей составлению загадок;.
Проект «Куклы Тильда. История возникновения кукол» Информационная карта Полное название: Куклы тильда. История возникновения кукол. Автор проекта: Побережная Лариса Рифовна Продолжительность.
Занятие для старшей группы «История возникновения нашего города» Тема занятия: История возникновения нашего города. Цель занятия: расширять и обогащать представления детей о городе в котором живем, расширять.
Занятие «История возникновения семьи» Тема: «История возникновения семьи» Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения семьи. Задачи: • дать представление о семье;.
Следующая загадка
Словарная работа: загадка - малое литературное произведение, жанр х/л, старина.
Материал: иллюстрации с изображением жизни людей в старину, свеча, подбор
Загадок, листы бумаги и цветных карандашей по количеству детей.
Давным-давно в старину люди начали создавать загадки. Чтобы составить загадки и разгадать их, людям требовалось много наблюдать за окружающим их миром (предметами и объектами, различными явлениями). Загадка развивала у людей наблюдательность, учила их мыслить.
В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли, чтобы уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью, свой скот, орудия труда. К тайной речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных не известными вам словами, а загадками, т. е. замысловатым описанием, которое надо было расшифровать (отгадать). Это были народные загадки.
У некоторых народов в далёком прошлом бытовали «вечера загадок», которые обычно проводились осенью, по окончании сельскохозяйственных работ, т. е. уборки урожая). Садились люди вечерами целыми семьями, зажигали свечу и старшие загадывали младшим различные загадки: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудиях труда, полевых работах, явлениях природы. Такие вечера были уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечения усваивать знания, учили наблюдательности.
Содержание загадок отражало жизнь человека,окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др. Устаревали и отживали загадки,отражающие прошлую жизнь человека:
Без рук, без ног, всё толк да скок.
Летом обута, зимой разута.
С развитием человека, изменилась его жизнь, она стала богаче и разнообразнее. Изменились и загадки, в них рассказывается о достижениях культуры человека, его быта.
Пыль увижу – заворчу,
Заворчу и проглочу.
Музыкант, певец, рассказчик,
А всего кружок да ящик.
Крыльев нет, но это птица
Полетит и прилунится.
Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете может быть несколько загадок. Например, в одной загадкеговорится о внешнем виде зайца:
Зимой беленький, летом серенький.
в другой о том,что он легко прыгает:
Серый зверёк через кочки скок!
Лёгкие ножки и хвоста немножко.
Загадка, как жанр народного творчества, давно стала привлекать внимание детских писателей и поэтов. Продолжая народные традиции, писатели и поэты стали составлять загадки, описывающие окружающий нас мир, и загадка стала литературным жанром. Литературная загадка заметно отличается от народной. Народная сохранялась только в памяти народа, поэтому она была краткой, а автор литературной загадки мог дать подробное описание, используя при этом разнообразные художественные средства книжного стиля речи, поэтому литературные загадки нередко принимают форму стихотворения.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
Так что же такое загадка?
Загадка – это малое по форме литературное произведение (жанр х/л, описывающее предметы или явления, заключающего в себе задачу или вопрос. Отгадать загадку, значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Народная м/п. игра «Сокол и лебёдушка» (физминутка)
«Вечер загадок» (при зажженной свече)
Всё окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост
В дом свой -улей –пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий!
Ночью по небу гуляю,
Тускло небо освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
На шесте –дворец,
Во дворце –певец,
А зовут его… (Скворец)
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Вместо хвостика - крючок,
Вместо носа – пятачок
А крючок вертлявый.
Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт?
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка – только раз,
(Стрелки часов)
Д/и «Сочини загадку и нарисуй отгадку»
Итог занятия.
Публикации по теме:Творческо-исследовательский проект «Секрет загадки» Тема проекта: «Секрет загадки» Участники проекта: Владыкина Н. П. воспитатель 1 квалификационной категории, Шевченок Н. О. воспитатель,.
Устное народное творчество (малые формы фольклора, сказки) как средство познавательно-речевого развития (часть II) часть 1 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания об окружающей действительности,.
Следующая загадка
Загадка – жанр народно-поэтического творчества у всех народов мира; замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Как правило, иносказания переносят предмет-загадку в совершенно иную область предметно-вещественного мира («Висит сито, не руками свито» - паутина). Загадка заставляет видеть поэтическую сторону в самых прозаических вещах и предметах («Малая малышка, золотая кубышка» - просо).
Происхождение и первоначальные функции загадок – вопросов связаны с существованием в древности особых бытовых и промысловых тайных языков. Знание «подставных слов» - условных обозначений и названий, принятых в этих языках, требовало тренировки памяти. Вопрос - загадка помогал запоминанию образных иносказаний. Знание тайной речи входило в обряд посвящения юношей. Остатки тайной речи, отмеченные в 18 веке у русских охотников, дают образы совпадений тайных «подставных слов» с иносказаниями в загадках. С забвением тайных языков, загадки превратились в чисто художественное явление. Первоначально иносказания – обозначения развернулись в описания. В самом воспроизведении окружающего мира - трудовая точка зрения на действительность («Летит птица, не ест ни ржи, ни жита, а ест тура да оленя до красного деня» - овод). В загадках ярко отразился поэтический склад народа, их образы сказочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо («Бела, как снег, черна, как уголь, зелена, как лук, вертится, как бес, и дорога в лес» - сорока). Загадки полны движения
(«Секу-секу – не высеку, рублю-рублю – не вырублю» - солнечный луч). В загадках действительность предстает в развитии, столкновении, в многообразных связях, например, «Били меня, били, колотили, под ключ запирали, на стол сажали» - лен, пряжа, холст, скатерть.
Наряду с загадками-метафорами («В темной темнице красны девицы без нитки, без спицы вяжут вязиницы», встречаются загадки - метонимии («На дворе горой, а в избе водой» - снег, загадки-олицетворения («Ревнул вол за сто сел, за сто речек» - гром).
Загадки предельно кратки, богаты звукописью, композиционно четки, многообразны в своей ритмике, от обычных традиционных загадок отличаются арифметические головоломки, шуточные загадки, основанные на игре слов. Вместе с традиционными загадками они составляют предмет забавы и досуга детей. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также особенностях каждого предмета и явления. Эти мыслительные операции важны тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира. Загадка развивает у ребенка догадливость, сообразительность.
Публикации по теме:Беседа «История возникновения Кубани» Беседа: «История возникновения Кубани» МАДОУ детский сад№3 Воспитатель Огиенко Татьяна Сергеевна Беседа: «История возникновения Кубани».
Интегрированное занятие «История возникновения мебели» Тема: «История возникновения мебели» Приоритетная образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей:.
Конспект занятия «История возникновения родного города» Цель: Развитие ценностного отношения к мордовской культуре, к истории мордовского края. Программное содержание: Закрепить знания детей о.
Конспект НОД в старшей группе «История возникновения часов» Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - познакомить детей с историей возникновения часов;.
Конспект НОД в старшей группе «История возникновения города Тимашевска» Конспект НОД в старшей группе Тема: История возникновения города Тимашевска. Цель: познакомить детей с историей малой родины. Задачи:.
Познавательно-исследовательский проект «История возникновения ложки» Прежде чем давать знания, надо научить думать, Воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский. Актуальность проекта. В условиях быстроменяющейся.
Проект «История возникновения книги» Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный.
Проект «История возникновения улицы Гагарина» Проект на тему: «История возникновения улицы Гагарина» Цель проекта: Воспитывать интерес к культурным традициям родного края, развивать.
Занятие «История возникновения семьи» Тема: «История возникновения семьи» Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения семьи. Задачи: • дать представление о семье;.
Занятие для старших дошкольников «История возникновения родного города» Цель: Познакомить детей с историей возникновения родного города. Продолжать знакомить с защитниками древней Рязани. Наглядный материал:.
Читайте также: