Исаакиевский собор тайны и загадки

Обновлено: 25.12.2024

Исаакиевский собор — уникальное петербургское сооружение, окутанное массой легенд и мифов. Сегодня уже сложно разобрать, что из них является правдой, а что выдумкой горожан. Какие же тайны хранит самый крупный православный храм Северной столицы?

Долгострой века

Собор по проекту молодого французского архитектора Анри Монферрана строился невероятно долго — более 40 лет. Многие считали, что градостроитель умышленно затягивал процесс, поскольку некий провидец предсказал ему смерть после открытия храма. Пророчество сбылось, как только Исаакиевский собор был освящен.

По одной из версий, здоровье Монферрана резко ухудшилось после встречи с императором Александром II. Государь не оценил должным образом работу, которой архитектор посвятил большую часть своей жизни. Александру II не понравился внешний вид Монферрана и своеобразный автограф, который он оставил в оформлении собора. Архитектор изобразил группу святых, среди которых был и он сам, склонивших головы перед Исаакием Далматским. Император сделал Монферрану замечание, которое он воспринял слишком близко к сердцу. Через 27 дней после общения с государем архитектор умер. Монферран просил, чтобы его похоронили в стенах Исаакиевского собора. Но супруга архитектора не исполнила его желание. Она увезла тело Монферрана в Париж. Теперь неупокоенный дух архитектора бродит вокруг храма, но войти в него не решается.

Месть языческого божества

Известно, что для изготовления 9-метровых колонн Исаакиевского православного собора Монферран использовал 14 632 кг высококачественного малахита. Жители Санкт-Петербурга поговаривают, что это жутко разозлило хранительницу ценных минералов, называемую в народе «Хозяйкой Медной горы». Она спрятала все запасы камня глубоко в недра, чтобы добыча его стала невыгодной. Демидовскому заводу, у которого Монферран заказывал малахит, действительно пришлось приостановить камнедобычу и свернуть производство после выполнения заявки архитектора на 1500 пудов камня. Но это было вызвано не местью языческого божества, а тем, что предприятие, израсходовав все свои запасы ценного минерала, обвалило цены на малахит на рынке.

Следующая загадка

Исаакиевский собор давно слывёт полем битвы историков. Столько уже выдвинуто гипотез и сломано копий, но по-прежнему никто не смог опровергнуть факт, что святой храм находится под охраной сверхъестественных сил. Его стены буквально пропитаны мистической атмосферой. Если внимательно и планомерно изучать исторические документы, можно увидеть явные не стыковки в предлагаемой нам официальной версии биографии этого сооружения.

За доказательствами далеко ходить не требуется

Почему-то считается, что с помощью современных технических возможностей можно решить практически любую задачу. Но это заявление явно самоуверенное. При возведении церковного храма была применена неизвестная нам техника строительства, и современные инженеры до сих пор не могут разобраться, как он сделан.

По существующей сейчас официальной версии верхняя колоннада высотой в 41 метр, состоящая из 24 колонн, каждая по 64 тонны строилась всего два месяца. Если ещё с ручной работой по установке нижней композиции из 48 колоннад (116 т.) чисто в теории можно кое-как согласиться, то с точки зрения механики того времени постройка верхнего яруса известными тогда способами, извините, нонсенс.

Даже существующие сегодня подъёмные агрегаты не способны доставить такой вес на указанную высоту. К тому же, если брать во внимание чистоту шлифовки колонн, становится очевидным и неоспоримым тот факт, что применялась машинная технология. Вручную такая качественная обработка за такой короткий срок просто не возможна. Даже в современном мире ещё не запатентовали технологии, способные обрабатывать подобные объёмы за столь короткое время. Спорить, что процесс производился с помощью водяного или парового привода, которым пользовались в то время, излишне.

Если сомнения ещё остались

Было много доводов, что колоннады изготовлены методом заливки бетона, пока в декабре 1943 г. фашистский снаряд не попал в колонну западного портика. Взрыв был такой силы, что тротуарные плиты (вес у них немалый) разошлись в горизонтальной плоскости и вздыбились, но люди, находившиеся в это время в подвале здания, не почувствовали сотрясения земли и не слышали звука взрыва. Никто ещё не смог объяснить, откуда такая титаническая прочность у сооружения. Так вот, снаряд отбил порядочный кусок от колонны, и она оказалась сделанной из чистейшего гранита!

В 50-60 годах прошлого столетия проводилась реставрация от повреждений, полученных храмом во время Второй мировой войны, но и сейчас если подойти к нему со стороны Вознесенского проспекта, всё ещё можно увидеть следы от попадания снарядов. Это прямое доказательство, что человечество до сих пор не нашло способа ремонта монолитных гранитных изделий. Любой инженер, по структуре использованного материала и не высокому качеству технологических заплат даст заключение, что колонны сделаны именно из монолита. Так как здание, исходя из официальной версии, построено 161 год назад, говорить о помощи инопланетной или погибшей цивилизации не приходится. Всё же это не Египетская пирамида. Даже эти простые выкладки доказывают, что преподносимая нам историками биографическая версия существования храма противоречит действительности. При каких обстоятельствах строился «Исаакий»– по-прежнему тайна за семью печатями.

Ответы на вопросы только в архивах

Интерес к «Исаакию» у меня появился во время подготовки к защите кандидатской диссертации. Как-то находясь в Российской национальной библиотеке (до 1992 г. Государственная публичная), наткнулся на очерк, повествующий о загадках Исаакиевского собора. Изложенная там гипотеза о захоронении при жизни Всероссийского Императора Александра II в его стенах золотых слитков, бесследно исчезнувших после его смерти, показалась похожей на правду. Действительно, чего только не находили за это время в толстых более пяти метров в глубину стенах. Несмотря на острую нехватку времени, статья меня так заинтриговала, что в поисках хотя бы какой-то зацепки провёл в тишине библиотеки не один вечер. Но чем больше углублялся в исторические факты, тем больше появлялось загадок.

В конце концов решил напрямую обратиться за разрешением посетить архив музея к директору. Тогда им был Георгий Петрович Бутиков. После его кончины российская наука понесла невосполнимую потерю.

Прочитайте также Это редкое видео показывает, что находится внутри таинственной шахты Осириса возле пирамид

Человек я был далеко не последний, а когда ещё выяснилось в личном разговоре, что состою в родстве с Алексеем Алексеевичем Черновским (правда, родственная линия не бог весть какая – внучатый двоюродный племянник, можно сказать, седьмая вода на киселе), но этого хватило, чтобы получить доступ в святая святых. Дядя был историком Ленинграда и с самых первых дней блокады по апрель 1942 г., пока мог держать в руке карандаш, подробно записывал все происходившие в соборе события в дневник, впоследствии ставший бесценным документом для потомков, повествующим о тяжестях того времени.

Неожиданные странности

Моим гидом по церковному храму стал тогда ещё недавно заступивший на должность хранителя фондов музея Сергей Алексеевич Окунём. Человек очень компетентный в вопросах истории. Мы были примерно одного возраста и быстро нашли общий язык. К моему удивлению архивных документов оказалось немного. Первое, на что он посоветовал мне обратить внимание, были бумаги, которые велись при строительстве.

Для меня стало сюрпризом, что в них не было даже упоминания о Савве Ивановиче Чевакинском. Официальная история считает, что именно он разрабатывал для Екатерины II проект здания, дошедшего до современников, передав его потом Антонио Ринальди, который производил его закладку в 1768 году. В документе упоминается о непонятных препонах, чинённых автору «нечистой силой». Известно, что он положил много здоровья, чтобы воплотить в жизнь этот грандиозный замысел, но всё же вынужден был бросить начатое им дело.

Срок строительства растянулся на годы из-за отказов архитекторов того времени стать приемниками Ринальди. Лишь в 1802 г. приказом Павла I достраивать был назначен Винченцо Бренна, который с большим энтузиазмом взялся за дело. Внёс изменения в проект, но через полгода в этом же 1802 г., спонтанно без объяснения причин бежал из России во Францию. Также в архивных бумагах нет ни слова о широко известном освящении церкви, произошедшего, как утверждают историки, 30 мая в присутствии императора.

Только через 14 лет, уже Александр I захотел закончить дело, начатое Ринальди. Он повелел собрать лучших архитекторов России и создать новый проект, главным условием которого было сохранение всех трёх алтарей на своих местах. Никто из них не смог выполнить пожелание царя, хотя было представлено 24 эскиза. И вот ровно через 24 месяца появляется Огюст Монферран и, пробившись во дворец, протягивает всего два листочка с изображением пятиглавого собора, в классическом стиле, но где ринальдиевские алтари остаются практически на своих местах. Или прежние архитекторы были настолько глупы, а Огюст оказался гением, или же он, как поговаривали, заключил договор с нечистой силой. Здесь можно задуматься. Но чтобы ни было, последующие сорок лет он посвятил строительству церкви. Среди документов, хранящих его подпись, есть проект с чертежом камина, который должен был оборудован по замыслу архитектора в южном алтаре. Согласно плану реставраторы нашли в нём пустоту, даже обнаружили дымоход, но так и не смогли определить, куда уходит дым.

Нашлась даже бумага, где Монферран упоминает о предсказании, полученном им от ясновидца, который предрёк его смерть после окончания строительства. На этом основании он составил завещание – похоронить себя в одной из стен, где уже была приготовлена специальная ниша. Александр II, ставший к тому времени императором, не дал на это разрешение его семье, но всё же по его приказу внутри здания был установлен мраморный бюст Монферрана. Чем всё же объяснить, что здоровый мужчина, каким был к тому времени Огюст, умирает через месяц после прекращения работ и церемонии освящения. Загадка.

Сюрпризы продолжаются

Сергей Алексеевич показал мне бронзовый ящик в алтаре Александра Невского, где были найдены папки с секретными документами начала 20-х годов прошлого столетия с грифом «Только для членов РСДРП-РКП(б)». При этом он пошутил: «Пусть ещё одна мрачная тайна покинет пределы этих стен». Среди них были интересные факты, датированные за целое десятилетие до общеизвестного запуска маятника Фуко, как триумфа победы науки над религией и открытия музея в храме. После свержения царя и всеобщей национализации сооружение стало подведомственно народному комиссариату, который передал его прихожанам с условием, что те сами будут обеспечивать его содержание.

Прочитайте также Заозерский "Стоунхедж"

Неведомо, что послужило причиной, но в мае 1922 г. настоятель был арестован, имущество вывезено в неизвестном направлении, а помещение в первый раз отдано под сень науки. Но профильные научные ведомства не приживались в соборе. Словно по какой-то указке свыше через определённое время всё руководство в полном составе или сажали за антисоветские действия, или заменяли, ссылаясь на директивы из центра. Вновь приходящие руководители каждый раз, словно их мозг мутился, предлагали всё более абсурдные идеи: поставить телескоп в куполе для наблюдения за городом или сбросить крест, заменив его огромным анемометров, чтобы измерять скорость и направление ветра. Члены ВКП(б), организация была к тому времени переименована, снова дотошно рассматривали их биографии и всё шло по кругу.

Так кто же главный архитектор «Исаакия»

Самое интересное ждало меня впереди. Как историк, могу смело утверждать, что все православные храмы изначально имеют ориентацию на стороны света. Внимательно изучая попавшийся мне оригинал первого проекта обратил внимание, что стороны света на нём начерчены не по привычным нам географическим полюсам, а по тем, что существовали до Великого Потопа. Этот факт можно проверить, наложив друг на друга координатные сетки. Получается, что Северный полюс при начале строительства изначально располагался в районе Гренландии. Так строились все здания античной цивилизации. Заложен «Исаакий» по сторонам света, которые были актуальны к началу 5 века по новой хронологии. Позже, внимательно осматривая сооружение, обратил внимание на сохранившуюся, но ускользнувшую ранее от моего взора ведическую свастичную символику, одну из «визитных» карточек античной цивилизации. Современная наука скрыла эту очередную тайну. Не думаю, что она не известна в научных кругах – скорее всего, не смогли объяснить, зачем тогда позориться.

Собор или всё же церковь

При столь близком знакомстве стало понятно, что-то явно не сходится у тех людей, кто писал для нас историческую биографию этого сооружения. Первая церковь Исаакия Далматского была построена в 1707 году. Брёвна здания при строительстве были пропитаны корабельной смолой, а в 1717 г., как пишут, оно уже обветшало. Любой рабочий верфи подтвердить, что оно могло простоять более века. Можно только догадываться, что послужило толчком для уничтожения старого здания и строительства нового.

Вторую закладывали, изменив месторасположение, выбрав другое место. Она прослужила всего 30 лет (каменная). Всё списали на подмывание фундамента, хотя основной ущерб был принесён пожарами (как известно, огня тогда боялись пуще воды) – здание два раза горело по неизвестным причинам. Мистика.

Третью, недостроенную Бренном, ярко характеризуют слова сохранившейся с тех времён эпиграммы, ходившей тогда по Петербургу, явствующей следующее: «Ся церковь памятник двух царств. Обоим он приличный. Основа его мраморна. Верх его кирпичный!» Здесь и без объяснений всё ясно.

Руси устои

В указе Екатерины II от 19.01.1768 г. прямо сказано: «Об изготовлении мрамора и дикого камня на строение Исаакиевской церкви…» И ни слова о соборе. Непонятно почему историки упрямо акцентируются на античном слове «собор», когда на Руси всегда строились церкви. Что же это, их вольная трактовка или всё же проявление влияния охраняющих «Исаакий» сверхъестественных сил.

Моя недельная «экскурсия», позволила мне посмотреть на предлагаемые официальной наукой исторические факты совершенно другими глазами. И хотя она состоялась почти два десятилетия назад, но и сейчас все описанные мной факты не получили широкой огласки. Лишь энтузиасты пытаются узнать правду об этом величественном сооружении, называемом Исаакиевский собор. И сколько ещё загадок кроется вокруг нас, казалось бы, в самых исследованных местах. Мы можем думать, что знаем о них практически всё, но это не так.

Следующая загадка

Исаакиевский собор в Петербурге. Он поражает своей монументальностью и величественной красотой.

С момента строительства собора по официальной версии не прошло и двухсот лет, и, считается, что процесс постройки был задокументирован подробнейшим образом. Однако при внимательном рассмотрении этих данных возникает много вопросов.

. Зарисовки к фильму

Раздел будет постоянно обновляться, предварительные иллюстрации:

Вот несколько примеров технологических отверстий, которые представлены на рисунках Монферрана.

Исаакиевский альбом Монферрана 1845 года:

Аналогичные, но более чёткие отверстия (или выступы?) можно наблюдать из альбома Монферрана, посвящённого Александрийской колонне.

А вот такие же технологические отверстия в храмовом комплексе Баальбека (город в Ливане):

И снова эти же отверстия в одном из самых больших мегалитов подземного Иерусалима:

Храм Аполлона в Дельфах (Греция):

Орнаменты

70-я страница Исакиевского альбома Монферрана:

Если верить подписи на французском языке, то это вид на бюро "Главного Архитектора".

"Барак для рабочих и хозяйственные постройки на строительной площадке Исаакиевского собора. Литография Бенуа по рисунку Монферрана. 1845 г."

Историки не могут определиться?

Но интересно другое, на рисунке мы видим два типа камней: тёмные и светлые. Также видим характерный орнамент.

В Баальбеке, о котором речь шла выше, часть сооружения из белого известняка, а часть из красноватого гранита.

И тот же характерный орнамент:

А вот орнамент пола в Исаакиевском соборе (заметим, что до недавней реконструкции центральный элемент в круге тоже был не в виде "цветка", а в виде солярно-свастичной фигуры):

Казалось бы, глупый для традиционной истории вопрос, когда строился Питер и когда - Баальбек, становится совсем непростым.

. Персонажи

(материалы из блога Льва Худого)

Практически все "шишки" добычи и обработки гранитных мегалитов Петербурга свалили на одного человека - Самсона Суханова. По официальной версии именно он вырубал из гранитной скалы куски толщиной с трехэтажный дом и длиной с десятиэтажный (для Александровской колонны, например).

Вот как в официальной версии описаны достижения камнетёса:

Артель Суханова появилась на Васильевском острове в 1803 году. Ей предстояли земляные и каменные работы. Земляные - поднять низкий берег и перед зданием Биржи, потеснив реку, насыпать площадь, одеть ее в гранит. По рисункам И. П. Прокофьева Самсон Ксенофонтович высек Нептуна с трезубцем и колесницей, богиню Навигацию с Меркурием и двумя реками. Они украсили фасад и противоположную сторону Биржи. Пять лет артель Суханова одевала в гранит мыс Васильевского острова, а затем были созданы Ростральные колонны.

Потом были колонны Исаакиевского собора.

На башне Адмиралтейства стоят высеченные им статуи воинов. Его артель одела камнем Крюков канал и построила почти стометровый Синий канал, в Павловском парке - мостик, а в Баболовских банях высекли огромную каменную ванну из цельного куска гранита, в Москве - пьедестал для памятника Минину и Пожарскому.

Много сделал Самсон Суханов для города на Неве. А вот старость была у него тяжелой. К середине XIX века, когда классицизм стал выходить из моды, у его артели сократилось число заказчиков. Началась полоса неудач.

Он умер таким же бедняком, каким пришел сюда из-под Вологды.

Однако если рассматривать официальные версии его биографии более детально, то обнаружится огромное количество неточностей, нестыковок и откровенных мифов:

- Разные отчества в разных источниках, а в некоторых из них приписали ему двух отцов ОДНОВРЕМЕННО - Семёна и Ксенофонта,

- По найденным источникам Самсон Суханов рождался 4 раза -- в 1766, 1768, 1769 и 1776, а умирал всего только 2 раза - в 20-х и 40-х. Разброс 4-х дат рождения составляет 10 лет, а двух дат смерти - 20.

- 16-летний мальчик Самсон, судя по описанию, убил двух белых медведей, с шкурами которых его артель вернулась в Архангельск. Эта история, кочующая из одного источника в другой, совершенно неправдаподобна.

Не раз ходил на звериный лов. Однажды встретился один на один с белым медведем. Северный властелин, не сворачивая, шел прямо на Самсона. Но и парень не отступил. Понимал: бежать нельзя, все равно догонит. Воткнул лыжи в снег, так как знал, что на лыжи медведь никогда не бросится, будет кружить вокруг них. Выставил вперед рогатину и первым пошел на медведя. Медведь наткнулся на рогатину, сломал ее и всей тушей навалился на Самсона. Тот не растерялся, выдернул из-за голенища нож и всадил его зверю в бок.

На зимовье вернулся с медвежьей шкурой, куском мяса и медвежьей отметиной через все лицо ото лба к щеке.

Весной 1785 года артель вернулась в Архангельск с моржовыми салом и клыками, голубыми песцовыми шкурками, гагачьим пухом, медвежьими шкурами (две из них были трофеями Суханова).

Белый медведь - самый большой хищник на Земле, современные белые медведи весят до тонны, однако 200 лет назад они были крупнее: в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, изданной более 100 лет назад, указан вес: до 1600 кг ("16 центнеров весом").

Вот цитата из энциклопедии:

Белый медведь очень дик, зол, кровожаден и очень силен, довольно быстро движется скачками. Защищается с большим мужеством и является опасным противником, особенно на льду, на котором он движется смело и уверенно. Охотятся на белого медведя с ружьями, но эта охота часто стоит жизни охотнику…

. Тюленя-лахтака, весящего ненамного меньше самого медведя, хищник может убить, раздробив единственным сокрушительным ударом лапы череп жертвы, и при необходимости перенести ее тушу в зубах на расстояние до километра.

Из-за опасности встречи с белым медведем охотники придумали другой способ охоты, описанный в той же энциклопедии:

Туземцы употребляют для охоты на Б. медведя следующий способ: острую полоску китового уса, дюйма в 4 длиной, свертывают спиралью, заливают тюленьим жиром, которому дают застыть, и затем кладут как приманку. Когда приманка эта попадет в желудок Б. медведя, то жир растапливается, китовый ус распрямляется и разрывает желудок и другие внутренности, и животное околевает.

Очевидно, что история с 16-летним Самсоном Сухановым, который окружил себя частоколом из двух лыж, и завалил ножом полуторатонного зверя, находясь под его тушей, не более чем миф.

- нет достоверного изображения великого камнетёса, единственный портрет имеет туманное объяснение:

Однажды у одного московского коллекционера нашли старый холст. Под толстым слоем копоти и грязи невозможно было разобрать, что на нем изображено. Но реставраторы все-таки заинтересовались холстом. Сантиметр за сантиметром они начали очищать его и увидели подпись художника: «Василий Тропинин» - автор многих картин и портретов знаменитых людей.

Когда холст очистили целиком, то оказалось, что это портрет старика, стоящего возле стены. Рядом изображена круглая база могучей каменной колонны. В руках старика каменотесный молоток. Установили, что это Самсон Ксенофонтович Суханов.

Как устанавливалась личность мужчины с молотком на фоне колонны, изображённого на картине – не сообщается.

- Историки не знают ни год смерти великого мастера, ни место, где он был похоронен.

Имя Самсон (от ивритского שִׁמְשׁוֹן ‎, Шимшо́н) — носил ветхозаветный персонаж, прославившийся необыкновенной физической силой. Так может быть в честь него и назвали русского сказочного богатыря-камнетёса? Библейский Самсон порвал льва - самого большого хищника в тех местах, а русский Самсон - белого медведя, тоже самого большого хищника в его местах.

Если предполагать, что Самсон Суханов личность вымышленная, то становится понятным, почему мифотворцы к имени «Самсон» подобрали именно такую фамилию. В ]]> " ]]> ]]> ПОВЕСТИ О СУХАНЕ" ]]> неизвестного автора 17 века более чем 90-летний русский богатырь Сухан вырвал с корнем молодой дуб и этим дубом перебил татарское войско, после чего был застрелен из пушки.

Далее, по официальной версии, гигантские гранитные блоки, отколотые и обтёсанные до совершенных форм артелью Суханова, переходили в распоряжение не менее загадочных персонажей – Августа Августовича Бетанкура и Августа Августовича Монферана.

Публикация проиллюстрирована рабочими материалами к фильму, которые добавляются и обновляются по мере продвижения проекта.

Специалистам при полноценном сотрудничестве высылаются фрагменты чернового сценария.

На данный момент проект поддержали:

С платформы планета.ру:

Благодарим всех участников, в том числе тех, которые пожелали остаться неизвестными.

Заманчивое предложение

Петербуржцы верят в легенду о том, что в 1930-х годах Исаакиевский православный собор хотели купить американцы. Архитектурный объект, созданный Монферраном, очень напоминал им Капитолий. Американцы планировали разобрать храм на небольшие части, перевезти кораблями в США и снова собрать его на своей территории. В качестве платы они предлагали советским властям заасфальтировать все мостовые в Ленинграде, но что-то пошло не так и сделка сорвалась.

По всей видимости, легенда о продаже храма появилась на фоне тяжелого положения жителей Советского Союза в 1932-1933 годах. В то время страну охватил жуткий голод, который унес около 8 миллионов жизней. Пока простые люди умирали из-за недостатка еды, власти увеличивали экспорт зерна и продавали за границу ценные музейные экспонаты. Озлобленным советским гражданам они рассказывали, что во всех бедах виновен Запад и другого выхода, как зарабатывать на продаже художественных ценностей, у них нет. Отсюда и возникла легенда о том, что американцы, воспользовавшись моментом, решили вывезти из СССР даже знаменитый собор.

Следующая загадка

Самый узнаваемый собор Санкт-Петербурга был окутан завесой тайны во все времена. Его строительство началось еще при Петре I, а окончательно закончилось аж при Николае II. Как следствие, к созданию архитектурного шедевра приложил руку не один архитектор, но самый большой вклад в возведение внес, конечно же, француз Огюст Монферран.

Сегодня мы поговорим о мифах и легендах, связанных с этим знаменитым символом Санкт-Петербурга.

1. Смерть архитектора

Начнем с того, что храм строился невероятно долго. Существует интересное объяснение этому факту: среди горожан ходили слухи о том, что провидец предсказал Монферрану скорую смерть - сразу после окончания строительства собора. Кстати, так и случилось. Как говорят современники, причиной резкого ухудшения самочувствия архитектора стало пренебрежительное отношение со стороны нового императора Александра II. Он, как творец, отдавший собору практически всю жизнь, ждал заслуженной похвалы, а получил полное безразличие. Через 27 дней после освещения собора Монферран скончался.

2. Падение монархии

Хоть собор и был освещен при Александре II, он все равно 50 лет стоял в строительных лесах, так как его все время доделывали и ремонтировали. За этот долгий срок местные жители настолько привыкли к такому положению вещей, что родилась легенда о связи строительных лесов собора с династией Романовых.

Падение династии Романовых

Строительные леса вокруг храма не разбирались даже после его официального открытия, которое состоялось в 1858 году. Собор доделывался и ремонтировался еще на протяжении 50 лет. За это время петербуржцы настолько привыкли к строительным лесам, что стали их связывать с царской династией. Считалось, что пока они стоят — правят Романовы. Впервые леса были сняты в 1916 году. Вскоре после этого император Николай II отрекся от престола.

Легенда о связи строительных ограждений с правлением династии Романовых на самом деле имела основания. Ремонт собора, который считался настоящим произведением искусства, требовал огромных финансовых затрат. Деньги на приобретение качественных материалов выделялись из царской казны. Поэтому реконструкция храма продолжалась до тех пор, пока династия Романовых весомые полномочия.

Память о блокаде

Во время Великой Отечественной войны собор помог спасти все художественные ценности Ленинграда. Оказавшись перед угрозой блокады города, отставной офицер посоветовал военному командованию снести произведения искусства в подвалы храма. Он уверял, что немцы не будут стрелять в храм, поскольку захотят использовать его высокий купол для пристрелок. Командование прислушалось к мнению пожилого военного, и он оказался прав.

Исаакиевский собор уцелел во время бомбардировок и пережил блокаду Ленинграда. Лишь с западной части храма до сих пор виднеются следы от осколков немецких снарядов. Книги, скульптуры, фарфор и другие музейные ценности, хранившиеся в его подвалах, остались нетронутыми.

Благодаря всем этим легендам, правдивость которых довольно сомнительна, интерес туристов к истории Исаакиевского собора с каждым годом только растет. Святое сооружение продолжает считаться самым посещаемым местом Северной столицы.

СОК.медиа даёт выжимку самой интересной и необычной информации!

Читайте также: