Игра загадка кто где зимует

Обновлено: 22.11.2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Звездочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников

«Как звери к зиме готовятся»

Березовский городской округ 2019

Тема: Как звери к зиме готовятся

Цель: закрепить представления о подготовке к зиме диких животных и их повадках.

- упражнять в умении составлять рассказ по схеме-модели;

- развивать умение соотносить знаковые символы с образом;

- расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные»;

- развивать логическое мышление, познавательную, речевую активность, творческое воображение, наблюдательность;

- воспитывать бережное отношение к животным и природе.

Материалы и оборудование: картинки сюжетные и времена года; плакат таблица; предметные картинки-схемы; картинки диких животных: медведь, заяц, белка, хомяк, волк; телевизор, видеопрезентация; магнитофон; аудиозаписи «звуки животных»; конверты; письмо от сороки; белый и серый листы; дерево на ватмане; 2 корзинки; картинки: грибы съедобные и несъедобные; обруч; тоннель; гимнастическая палка; мяч; «лужи»; текстильные зерна; небольшие сумочки; игровой планшет; палатка; белая ткань; «ветерок»; почтовый ящик; книга в подарок и сувениры.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Дикие животные зимой»; домашнее задание: подготовить небольшой рассказ о диких животных как они готовятся к зиме.

- Ребята, вы знаете, что при встрече принять здороваться? Какие приветствия вам знакомы?

(Говорят: «Здравствуйте», «Добрый день», «Доброе утро» или «Привет». Мужчины обычно пожимают друг другу руку. Можно помахать рукой.)

_ А я сегодня предлагаю вам поздороваться по-другому. Подумайте, как приветствуют друг друга в лесу животные?

(Трутся носами, лапками, спинами и другими частями тела)

- Давайте на минутку представим себя животными и поприветствуем друг друга.

Коммуникативная игра

«Давайте поздороваемся»

(звучит мелодия телефонного звонка)

- Ребята, внимание! У нас видеозвонок:

(на экране телевизора – говорящее письмо от сороки):

«Добрый день ребята!

Я спешу вам сообщить, что в лесу беда: все звери разбежались и спрятались. А ведь скоро зима, наступят холода. Очень очень нужно срочно найти зверей и помочь им подготовится к зиме.»

- Вот беда, так беда! Да, ребята, холодно и голодно в лесу зимой. А вы знаете, что эти звери спрятались в группе нашего детского сада? Хотите их найти и помочь им подготовится к зиме?

- Когда мы найдем животного будем прикреплять его на нашу таблицу, для того, чтобы затем им рассказать, как они готовятся к зиме. И за каждое выполненное задание вы будете получать осенний листок и прикреплять его на мольберт. Готовы?

- Для начала отгадаем загадки о временах года.

Все укроет одеялом,

Все разгладит, приберет,

А потом земле усталой

Красна девица идет,

Ярко солнышко ведет,

А старушка – холодушка

Перед ними пятится,

В глушь лесную прячется.

Можно купаться и рыбу ловить,

Можно по лесу с корзинкой бродить,

Бегать по лужам под дождиком теплым

И не бояться до нитки промокнуть.

Вот и стали дни короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг.

Пожелтели лес и луг.

- Молодцы, отгадали все загадки. И за первое выполненное задание я вручаю вам осенний листок.

- Найдите картинки отгадки. У кого на оборотной стороне картинки подсказка?

(знак )

- Что нам говорит эта подсказка?

(следующее задание ждет нас там, где есть этот знак. Это центр рисования)

- Нам нужно отправляться в центр рисования. И найти конверт с заданиями.

Внимание на экран. Отгадайте загадку и узнаете, кто же подготовил нам задание?

(загадка про зайца)

- Это заяц. И правда посмотрите. Здесь у нас задание от зайца. Прикрепляем картинку зайца в нашу таблицу.

- А как же заяц готовится к зиме?

- Запасы делает? ( )

- А жилище готовит? ( )

- А что же делает зайчик, когда приходит зима?

(меняет цвет шубки )

- Давайте проведем эксперимент. Как вы думаете, что будет, если заяц не поменяет цвет шубки осенью и останется серым, коричневым? А весной наоборот будет белым?

(дети высказывабт свои предположения)

- А может быть окраска и не помогает ему маскироваться? Давайте посмотрим?.

(воспитатель демонстрирует модель маскировки, ставя по очереди условные фигурки зайца)

Вывод: маскировочная окраска зверька делает его незаметным, если он находится на фоне, который по цвету совпадает с его окраской.

- А вот Саша знает, кто еще из диких животных и птиц меняет цвет своей шубки к зиме.

Зверям, не впадающим в спячку, холодно и опасно щеголять пестрыми летними шубами на снегу. Поэтому большинство из них «переодеваются» к зиме.

Новенькую шубку диким зверям ежегодно дарит сама природа.

Серого зайца можно смело назвать мастером маскировки.

Летом заяц-русак коричневый или охристо-серый. Это позволяет оставаться незаметным среди кустарников, на полях и лугах.

Зимой заяц переодевается в серебряную серую шубку. Но голова, передняя часть спины и уши остаются темными.

Арктический беляк

В холодный сезон превращается в белоснежный пушистый клубок, и только кончики ушей остаются черными — выдают зайца.

Летом белка рыжая и пушистая. А зимой ее шерсть имеет бледную серую или черную окраску. Так белке легче оставаться незаметной среди темно-серых стволов и веток.

Благодаря бурой шубке, которую песец носит летом, ему легко спрятаться среди кустарников

А вот зимой, когда вокруг лежат сугробы снега, песец переодевается в красивую белую шубку. Гляди! Его почти невидно на снегу.

Летом мех на спинке горностая бурый с рыжинкой, а животик — желто-белого цвета.

Зимой шерсть животного, как по мановению волшебной палочки, становится белой и хорошо маскирует своего хозяина.

Тундряная куропатка

Эта пернатая красавица летом щеголяет серо-бурым оперением и ярко-красными бровями.

А зимой перекрашивает свои перья в белый цвет.

- Спасибо, Саша, за очень познавательный рассказ.

- Молодцы, ребята! Вы выполнили еще одно задание и нашли зайца. Вот вам еще один осенний лист. И посмотрим подсказку, где же нас ждет следующее задание. ( )

(это спортивный уголок)

- Посмотрите это дерево. Как вы думаете в дереве может кто-нибудь прятаться? (открываем, звучит запись «звук белки»).

- Кто это? Бедлочку нашли, закрепляем ее в нашей таблице.

- Почему белка спряталась в дупло?

(скоро наступит зима, стало холодно)

- Значит белка готовит себе жилье к зиме? ( )

- Что белка запасла себе на зиму? ( )

- И шубку поменяла? ( )

- А вот и задание от белочки. Ребята, вам нужно разобрать грибы на съедобные и несъедобные. Вот вам две корзинки: в синюю мы будем собирать съедобные грибы, а красную – несъедобные.

(дети собирают грибы разложенные на столе, спрашивать названия грибов)

- Съедобные грпибы мы отдадим белочке, а несъедобные? Что они никому не нужны?

Миша: - Как и все живые организмы ядовитые грибы являются частью природы. Всем известный мухомор представлет смертельную опасность для человека, но и является прекрасным лекарством для лосей и оленей, помогающий им избавляться от паразитов.

– Спасибо, Миша, за интересные сведения об ядовитых грибах.

- Ребята, а что делает белка с грибами?

(сушит, чтобы они не испортились до зимы)

- Алиса расскажет нам, как белка, делая запасы, помогает деревьям.

Как известно, многие белки закапывают желуди в землю, чтобы впоследствии их выкопать и съесть. Так, например, одна белка способна создавать несколько тысяч таких тайников с желудями каждый год. Впрочем, немногие из них она потом сможет отыскать. Подобная ситуация благоприятно влияет на деревья. Белки собирают желуди в основном под дубами, а хоронят их вдалеке от них. Таким образом, белка помогает растению расселяться на большие расстояния.

- Спасибо, Алиса. Нам было интересно послушать.

- Молодцы, вы выполнили еще одно задание. Вот вам осенний листок. И подсказка, куда же нам двигаться дальше. ( )

- Внимание на экран!

(загадка про хомяка ) (вносим в таблицу)

- А вы знаете как хомяк готовится к зиме?

- Готовит жилье ( )

- Делает запасы ( )

- А как же делает запасы хомяк? Нам расскажет Яна:

С утра до вечера трудится хомяк. Бежит из норки в поле, ищет колоски, обмолачивает из них зерно, прячет его в рот. За щеками у него есть мешочки для зерна. Насыпал хомячок зерна полную кладовую. Теперь и зима не страшна.

- Спасибо, Яна за такой познавательный рассказ.

- Давайте и мы с вами побудем хомячками и пособираем зерно в поле. Сначала пронесемчерез полосу препятствии по одному зернышку. Лапки у хомяка маленькие много не поместится и сложим в одну кучу. А затем возьмем эти сумочки, как будто мешочки, которые есть за щеками у хомяков, поожим туда несколько зерен, пройдем полосу препятствии и сложим зерна в другую кучу. Сравним каким же способом мы принесли больше зернышек.

(полоса препятствии: пройти по гимнастической палке, проползти через тоннель, перепрыгнуть через лужи, обойти вокруг мяча)

Вывод: хомякам рациональнее (удобнее) использовать для сбора запасов защечные мешки.

- Выполнили еще одно задание. Вручаю осенний листок. А вот и подсказка ( )

- Внимание! Слышите, кто же это? ( вой волка)

- Кто же здесь спрятался? (волк) (внесем в таблицу)

- Как волк к зиме готовится?

- Жилище готовит? Нет

- Запасы делает? Нет

- Шубка становится теплее ( )

- И какя еще есть особенность?

(волки собираются в стаи. Для того, чтобы легче было искать пропитание )

- Волк подготовит вам задание: Игра «Кто где живет?»

- Испугались звери волка и не могут найти свое жилище. Прроведем дорожки от животного к его домику.

- Молодцы, выполниои задание. Вот вам осенний листок и подлсказка ( )

(значит следующего животного мы найдем в книжном уголке)

(убрать ширму и обозреть берлогу)

- Смотрите, какая снежная гора. Может там кто-то спрятался?

(медведь) (выставляем в таблицу)

- А как медведь готовится к зиме?

- Готовит себе жилье ( )

- Нагуливает жир ( )

- Впадает в спячку ( )

- А как в берлоге спит медведь нам расскажет Катя.

В берлоге, в тепле и безопасности, медведи спят всю долгую и холодную зиму. Нередко мишка спит на боку, свернувшись клубком, иногда на спине, реже сидит, опустив голову между лап. Источник:

Бытует забавное мнение, что медведь сосёт лапу во время зимней спячки. Но на самом деле в январе, феврале происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап , при этом старая кожа лопается, шелушится, и сильно зудит, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения животное облизывает свои лапы .

- Спасибо, Катя Благодаря твоему рассказу мы знаем, как медведь спит в берлоге и почему сосет лапу.

- А давайте с вами проверим: тепло ли у медведя в берлоге?

(по 4 человека в берлоге и снаружи (потом меняются). Включить «Ветерок» и звук вьюги)

Вывод: в берлоге под снегом тепло, снег играет роль одеяла.

- Выполнили задание. Осенний листок.

- Давайте теперь расскажем животным как они готовятся к зиме. В этом поможет нам наша таблица, которую мы заполняли во время всего нашего путешествия.

Про кого будем рассказывать, складывать знаки в конверт. И отправим по почте письмо диким животным с подсказками. (рассказали, письмо отправили)

- Вот вам еще один осенний лист.

Животные оставили нам послание на осенних листьях, перевернем их.

Слово СПАСИБО

- Ребята, а за что нам животные говорят спасибо?

(помогли диким животным)

- Какие задания вам показались сложными?

- Посмотрите, а здесь дорожка из листьев, пойдем по ней?

(за ширмой сюрприз от диких животных. Книга про животных и сувениры для детей)

- Ребята, дикие животные вас благодаря и дарят вам книгу, чтобы вы еще больше узнали про животных. И небольшие подарки на память. А теперь нам пора прощаться. Наше путешествие подошло к концу.

Следующая загадка

Цель: расширять представления детей о жизни животных наших лесов.

Дидактические задачи:

- закреплять представления о жизни животных зимой;

- систематизировать представления детей о жизни животных в зимний период;

- развивать внимание и мышление детей;

Игровое правило: отобрать фишки для определённого символа и объяснить, почему так сделал.

Игровые правила: поиск нужных фишек.

Дидактический материал:

Карточка поделённая пополам горизонтальной линей. Слева в верхнем ряду изображён закрытый глаз, это символ – обозначающий спячку животных, в нижнем изображён открытый глаз, символ обозначающий бодрствование животных зимой. Фишки с изображением (белки, волка, медведя, зайца, кабана, лося, куницы, лисы, змеи, ящерицы, ежа, мыши, рыси, бабочки, лягушки, пчелы, паука, жука, барсука, бобра.

Ход игры:

На столе у играющих лежат карточки с символами открытого и закрытого глаза. Вперемешку лежат фишки с изображением животных. К каждому символу дети отбирают фишки, объясняя, почему они так делают.

Лото «Кто как зимует».

(для детей среднего и старшего возраста).

Цель: расширять представления детей о жизни животных наших лесов.

Дидактические задачи:

- закреплять представления о жизни животных зимой;

- систематизировать представления детей о жизни животных в зимний период;

- развивать внимание и мышление детей;

Дидактический материал: большие раздаточные карты – 6 штук. Каждая карта поделена на 6 секторов. На трёх секторах изображены животные, которые впадают в спячку зимой, а на других трёх – бодрствующие животные.

Фишки – символы 36 штук, 18 фишек с изображением открытого глаза (символизирует бодрствование животных зимой, 18 фишек с изображением закрытого глаза (символизирует зимнюю спячку).

36 маленьких карточек с изображением тех же животных, что и на больших картах.

Ход игры: в игру могут играть от двух до шести игроков.

Ведущий раздаёт участникам игры по одной или по две большие карты, или игроки сами выбирают карты. Выбирается водящий (взрослый или ребёнок, он перемешивает маленькие карточки и, по очереди показывая их ребятам, спрашивает, у кого из них на карте нарисовано это животное. Например: «У кого на карте нарисована лиса?». Тот, у кого есть это рисунок, говорит: «Лиса нарисована на моей карте». Он берёт карточку у ведущего и закрывает ею рисунок на большой карте.

Игровое правило:

Соотносить животных изображённых на раздаточных картах, с символами обозначающими бодрствование и спячку диких животных наших лесов. Игра по типу «Лото». Выигрывает тот, кто не ошибается и первым закроет все сектора.

Воспитатель объясняет правила игры.

Выбирается водящий (взрослый или ребёнок). Он раздаёт раздаточные карты. Фишки – символы лежат вперемешку на столе изображением вверх. Водящий показывает маленькую карточку с изображением животного, игроки у которых есть данное изображение на карте, закрывает это животное фишкой – символом.

В конце игры ведущий проверяет правильно ли игроки закрыли карты.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей среднего и старшего возраста «Все профессии важны!» Дидактическая игра "Все профессии важны!" для детей старшего возраста Цель игры: Формирование представлений детей о разнообразных профессиях.

Дидактическая игра «Кубик эмоций» с элементами ТРИЗ для детей среднего и старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Кубик эмоций» с элементами ТРИЗ 1. Данная игра предусмотрена в использовании детьми средней, старшей и подготовительной.

Дидактическая игра по краеведению «Хочу всё знать» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач, ведь детство и юность - самая благодатная пора.

Дидактическая игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Правила поведения в природе» Дидактическая игра «Правила поведения в природе» Сопроводительный лист к инновационному продукту. Муниципальное Дошкольное Образовательное.

Конспект проведения прогулки с детьми средней группы «Кто как зимует» Тема недели: «Кто как зимует» Цель: укрепление физического и эмоционального благополучия, психического здоровья, развитие физической активности.

Музыкально-театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Как коза избушку построила» для детей среднего возраста по мотивам русской народной сказки «Как коза избушку построила» Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Задачи: Образовательная:.

Конспект НОД для детей среднего возраста «Экологическая сказка «Как медведь пень потерял» Структурное подразделение «Детский сад Березка» МБОУ «Зеленодольская СОШ» Петропавловского района. Алтайского края «Как медведь.

Экологическая сказка «Ручеек» для драматизации с детьми среднего старшего возраста Экологическая сказка "Ручеек". Действующие лица: Ручеек, Заяц, Лиса, Медведь, Ведущий. Ведущий: Бежал в поле Ручеек, Был он чист и весел.

Следующая загадка

1.Образовательные задачи: расширять и углублять представления детей о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых.

2.Развивающие задачи: развивать произвольное внимание, эмоционально- положительное отношение к познанию окружающего мира; развивать наблюдательность детей, умение отыскивать причины изменений в жизни животных, в изменении условий их обитания, устанавливать причинно- следственные связи.

3.Воспитательные задачи: воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях, воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группе, коллективе.

Словарная работа: обогащать словарь детей, развивать доказательную речь.

Индивидуальная работа: преодоление застенчивости, введение в коллективную деятельность.

Методы и приемы: наглядные- рассматривание картины с изображением диких животных.

-Словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка.

Предварительная работа: чтение рассказов, стихов,разгадывание загадок о животных: рассматривание энциклопедий, иллюстраций; прослушивание музыкальных записей.

Материалы и оборудование:Демонстрационный: картина с изображением диких животных.

Раздаточный. Картинки с изображением животных.

Белая и холодная пришла на землю зима. Потонул лес в снегу, и спрятались под ним плоды и семена, ещё не доступнее стали корни растений. Нет ни сочной травки, ни мягких листьев на деревьях.

Воспитатель: Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы?

Дети: Нет, не боятся; боятся.

Воспитатель: Что их спасает от зимней стужи, от хищников?

Дети: Звери сменили свои летние шубки на более тёплые зимние, поменяли их окраску.

Воспитатель: Чем питаются зимой заяц, белка?

Дети: Заяц гложет кору деревьев, грызёт веточки. Белка ест то,что запасла летом: орешки, грибы, ягоды.

Воспитатель: Как лиса выслеживает зимой добычу?

Дети: Ходит по лесу, ищет следы зайцев, норки мышей.

Воспитатель: Почему к зиме барсук, медведь накапливают жир, белка запасает корм, а заяц и лиса - нет?

Дети : Барсук и медведь летом хорошо едят, накапливают жир, чтобы зимой крепко спать.

- Белка зимой не спит. Летом она запасла много еды, положила в своё дупло, а зимой, всё это ест.

-Заяц и лиса не запасают корм. Всю зиму они живут в лесу, что найдут, то и едят.

Воспитатель: Как изменяется образ жизни зимующих птиц? Чем питаются синицы, снегири, воробьи, голуби?

Дети: Зимой птицам становится холодно и голодно. Они летят ближе к жилью человека.

- Синицы питаются семенами кустов, деревьев, снегири- ягодами рябины, воробьи и голуби ищут семечки, крошки хлеба.

Воспитатель: Где проводят зиму насекомые?

Дети: Насекомые спрятались под кору деревьев.

Воспитатель: Как зимуют лягушки, рыбы?

Дети: Рыбы опустились на дно рек, озёр.

Воспитатель: Как можно помочь лесным зверям, птицам зимой, рыбам?

Дети: Зверей и птиц зимой нужно подкармливать; делать для них кормушки, положить в них еду.

Снег идет, снег идет.

Дворник улицу метет.

Стороной народ идет.

Заниматься нам не лень:

Мы немного разомнемся,

а дела опять возьмемся.

Воспитатель обобщает и уточняет знания детей:

Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет.Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спит и барсук в своей норе. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью.

А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси.

А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и кормится всю зиму. Птицы в это время года приближаются к жилью человека. Синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, снегири- ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле.

Рыбы опустились на дно рек, озер и там спят.

Но зверям и птицам зимой нередко бывает голодно.Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные ветки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и жёлуди. Делают кормушки для птиц.

Трудно зимой бывает и рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду, и рыбы часто погибают от его недостатка, поэтому зимой во льду надо проделывать проруби.

Мы с вами тоже обязательно должны помогать зверям, рыбам и птицам.

Публикации по теме:

«Кто где зимует?» Дидактический плакат для детей 4–5 лет Цель данного плаката - Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб,насекомых : медведь и еж зимой спят, у зайца.

Презентация для детей с ОНР «Какие бывают жилища» о жилищах диких животных, птиц, насекомых. В своей презентации "Какие бывают жилища" я знакомлю детей с домиками зверей, птиц, насекомых. Дети в недостаточной степени имеют представления.

Следующая загадка

Карточки с изображением групп: зайца, лисы, волка – по количеству детей. Карточки с изображением домиков: нора, логово, куст – по 1 шт.

Приложение № 2 Карточки с изображением следов животных

Приложение № 3 памятка «Чем кормить птиц»

Приложение № 4 Карточки с изображением птиц,

Ход занятия

Педагог: - Ребята, сегодня мне бы хотелось рассказать вам сказку про Дед Мороза. Скажите, пожалуйста, а вы знаете кто такой Дед Мороз (Ответы детей). А еще мы сегодня поговорим о зиме, побываем в зимнем лесу, в гостях у животных.

Педагог: Давайте послушаем рассказ и узнаем, что случилось, когда встретились два Мороза - большой и маленький.

Педагог читает русскую народную сказку "Два Мороза"

(Рассказ можно сопроводить презентацией)

- Встретились в лесу два брата - большой Мороз и маленький Мороз. Поспорили они - кто из них самый сильный. Большой Мороз и говорит маленькому:

- Я самый сильный! Я накрыл землю снегом, намел сугробы. А тебе, меньшой брат, и воробья не заморозить.

- Нет, я самый сильный! - говорит маленький Мороз. - Я мосты на реках мостил, напустил холод- стужу в избы. А тебе, старший брат, и одного зайца не одолеть. Поспорили они и разошлись. Видит большой Мороз, заяц под кустом сидит. Надумал его заморозить. Затрещал, по деревьям застучал. А заяц - косой, маленький, в белой шубке, в валенках - из-под куста выскочил и помчался в гору бегом, с горы кувырком. Мороз за ним бежит, еле- еле поспевает, выше дерева растет, жжется и кусает. А зайцу все нипочем - по лесу прыгает, бежит, не устает, ему на бегу не холодно. Большой-то Мороз седой дед, ему за сто лет, за зайцем бежать устал и встал. Так -то ему и не удалось зайца одолеть. Тем временем маленький Мороз увидел воробья. Подошел и холод-стужу напускает, ходит вокруг и снег потряхивает. А воробьишка в сером армячишке по двору прыгает и крошки клюет. Мороз растет велик, сидеть воробью на ветке не велит, сипит и дует. Вот воробей сядет, вспорхнет, опять сядет, опять вспорхнет; полетел к избе, забился-спрятался под крышу и тепло ему, сидит да почирикивает. Ждал - дожидал Мороз у избы, когда воробей на волю полетит, так и не дождался. Не заморозил воробья. Встретились два брата - большой Мороз и маленький Мороз, да о том, кто из них самый сильный, больше не заводили спор.

Педагог: - Ребята, скажите, как маленький Мороз морозил воробьишку? ( Ответы детей холод- стужу напускает, ходит вокруг и снег потряхивает, сипит и дует).

Педагог: - Давайте, представим себе, что мы маленькие Морозы и покажем, как мы умеем морозить (дети выполняют соответствующие движения)

Педагог: - А почему Мороз не смог заморозить воробья? Вспомните из текста слова, описывающие движения воробья (Ответы детей прыгает, сядет, вспорхнет, крошки клюет, полетел, забился, спрятался).

Педагог: - А как спасался заяц от большого Мороза? (Ответы детей прыгал, бегал, кувыркался). Давайте и мы с вами побегаем, попрыгаем и поиграем в игру «Где мой домик?». Для этого нам надо вспомнить, где живет в лесу волк? (В логове) А где лиса? (В норе). А где прячется зайка? (Под кустом)

Педагог объясняет правила игры.

Игра «Где мой домик?»

Приложение № 1

Участники делятся на группы: зайцы, лисы, волки. У каждой группы свой обруч - домик: логово, нора, куст. По команде педагога «Утро!», участники бегают по залу. Когда педагог говорит «Ночь», все «животные» должны разбежаться по своим домикам. Продолжительность игры 5-7 минут.

Педагог: - Ребята, вы когда – не будь, бывали в зимнем лесу? Давайте представим как будто мы в лесу, а вы видели на снегу знаки, черточки. Как вы думаете, кто оставил эти таинственные знаки - следы на снегу? (Педагог показывает изображение следов. Ответы детей - животные, птицы)

Педагог: - Скажите, много следов животных вы знаете? Сейчас мы это проверим. Я покажу вам карточки с изображением следов. Приложение № 2 Вам необходимо назвать животного, которому они принадлежат.

Дети самостоятельно выполняют задание на столах.

Педагог проверяет, как дети выполнили задание,

если надо помогает и делает пояснения.

На картинках изображены следы белки, лисы, зайца, лося.

Педагог: Как вы думаете, а чем питаются зимой обладатели этих следов? (ответы детей )

Питание животных в зимний период.

Лось. К числу основных зимних кормов лосей относятся ива , сосна , осина , рябина , берёза , малина ; в оттепели они гложут кору. За сутки взрослый лось съедает: летом около 35 кг корма, а зимой — 12—15 кг;

Белка. Зимой в некоторых районах зверьки довольно часто поедают ягоды рябины, шиповника и черемухи. Но ягоды на втором месте в рационе белки. На первом месте орехи и шишки, семена растений. Реже белки кормятся корешками, хвоей и листьями деревьев, корой молодых побегов, трутовыми грибами и лишайниками.

Заяц. Зимой зайцы питаются корой разнообразных деревьев и кустарников, например, ивы, дуба, рябины, березы, черемухи, осины, малины и т.д.

Педагог: - Скажите, а почему среди этих следов мы не нашли следы ежа, медведя, хотя они тоже живут в этом лесу? (ответы детей). Зимой ежик и медведь спят, по этому мы и не видим их следы.

Педагог: - Ребята, с наступлением холодов мы должны позаботится о птицах, которые живут рядом с нашими домами. Кто ни будь повесил кормушку? А вы знаете, что мало повесить кормушку надо еще и не забывать ее пополнять. Чтобы птички знали, что здесь о них помнят и ждут. Я сделала для вас памятку «Чем кормить птиц», что бы вызнали, как правильно их кормить (Приложение № 3). А что бы сказать название птиц, которые прилетают к вам в кормушку, вам надо отгадать мои загадки.

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …(Ворона)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

Все стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая … (Сорока)

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю (Воробей)

Педагог: - Птицы долго помнят доброту и заботу людей. Зима самое тяжелое время для птиц. Вы не забываете помогать птичкам зимой? (ответы детей). А сейчас на картинки изображена птичка назовите ее пожалуйста.

Педагог показывает карточки с изображение птиц,

а дети их называют.

Педагог:- А сейчас, давайте поиграем в пальчиковую игру "Птички"

Чики, чики, чики
Летели две птички (машут ладонями как крыльями)
Пролетали мимо
Почесали спины (трут ладони тыльными сторонами)
Перышки упали
"Здравствуйте" сказали (поочередно соединяют пальцы, начиная с большого)
Хвостиками крутили
Друг с другом дружили (крутят кистями рук, соединив пальцы в замок)
Чики, чики, чик
На дорожку прыг (сжимают кулаки).

Педагог: Сегодня мы узнали много интересного про зиму. Как животные ведут себя зимой и чем питаются. На этом ребятки наша зимняя прогулка заканчивается и с вами прощаюсь.

Список литературы.

Н.Ф.Виноградова. Рассказы и загадки о природе. Москва, издательский центр "Вентана - Граф", 2007 г.

Н.А. Барташова, Е.М.Кузьменкова. Вместе с книжкой и игрушкой. Приложение к журналу "Библиотека", Москва "Либерея", 1997 г.

Читайте также: