Хакасские загадки для детей
Обновлено: 22.11.2024
Бумага, буквы Калмыцкая
Рук и ног у него нет, А всех трясёт и качает.
Ветер Таджикская
Под одним колпаком Семьсот казаков.
Головка мака Украинская
Заревел вол На сто гор, На тысячу городов.
Гром Украинская
Меня ждут не дождутся, А как увидят - Разбегутся.
Дождь Чувашская
Ехал Волох, Рассыпал горох, Стало светать - Нечего собирать.
Звёзды Украинская
Кто в году четыре раза переодевается?
Земля Якутская
У моей свинки Три спинки.
Зерно гречихи Белорусская
Голова большая, Шея тоненькая.
Кочан капусты Нанайская
Игнат-хват Под землю пошёл, Красну шапку нашёл;
Против солнца стал,Красну шапку снял.
Мак Белорусская
Красная ступка, Белый пестик.
Малина Латышская
Молода - похожа на серп, Поживёт - станет как лепёшка.
Месяц, луна Туркменская
Лежит большая шкура - Вся в дырочках.
Небо, звёзды Эвенкийская
Полна печь ватрушек, В середине один калач.
Небо, звёзды, месяц Татарская
Трое одним плугом пашут.
Пальцы пишут Латышская
Куда мне угодно, Туда полечу, Там и заговорю.
Письмо Осетинская
Без ног приходит, Без языка рассказывает.
Письмо Хакасская
В землю - крошки, Из земли - лепёшки.
Репа Белорусская
Заря-заряница, Красная девица, По полю гуляла,
Ключи потеряла; Месяц увидел, Солнце подняло.
Роса Белорусская
Старик в земле, А борода наружу.
Свёкла Мордовская
Семьсот поросят На колышке висят.
Связка луковиц Белорусская
Под низким небом Снег идёт.
Сеют муку Чувашская
Наша полянка Заячьей шкурой покрылась.
Снег Эвенкийская
Дверь не открывает, А в комнату попадает.
Солнечный свет Карельская
За лесами, за долами, Золотая кадка лежит.
Солнце Украинская
Идёт бабушка И плачет.
Туча Эвенкийская
Белая кибитка, Без окон, без дверей.
Яйцо Казахская
Пробил я стенку - Увидел серебро; Пробил серебро - Увидел золото.
Яйцо Латышская
Стучу – голова болит, А не стучу – голодный
(бурятская) Дятел
На избе ковшик с длинной ручкой
(удмуртская) Сорока
У матери тысяча сыновей,
Каждому она мисочку дала, А себе не взяла
(украинская) Желуди
Два соболя лежат хвостами друг к другу
(якутская) Брови
Десять мальчиков на спинках льдинки несут
(эвенкийская) Пальцы и ногти
Идет, а ног нет, Лежит, а постели нет, Легкий, а крыши ломит
(словенская) Снег
Какая одежда без рукавов?
(узбекская) Одеяло
Кверху дном – полная, Книзу дном – пустая
(карельская) Шапка
Когда видишь, то ее не видишь,
А когда не видишь, то ее видишь
(удмуртская) Ведра
Все ест – не наедается, А попьет – умирает
(эвенкийская) Огонь
Голова большая, шея тоненькая
(нанайская) Капуста
Бежала – шумела, Заснула – заблестела
(эвенкийская) Река
Белые пчелы на землю сели, Пришел огонь – их не стало
(чешская) Снежинки
Белым цветет, зеленым висит, красным падает
(словацкая) Яблоко
У меня есть дерево, На нем двенадцать веток,
На каждой ветке тридцать листьев,
Одна сторона у листа черная, Другая – белая
(туркменская) Год, месяцы, дни и ночи
Кого бьют по голове, чтобы ровно шел?
(словацкая) Гвоздь
Красная лисица из своей норки не выходит
(якутская) Язык
Круглая гора, Что ни шаг, то нора
(белорусская) Наперсток
Маленький, легонький, а тяжко поднять.
(белорусская) Горячий уголек
В безлюдной тайге котелок кипит
(хакасская) Муравейник
В кипящее озеро железная выдра ныряет
(ногайская) Поварешка
В нарядной одежде, а ходит босой
(польская) Павлин
От одного очага весь свет греется
(болгарская) Солнце
Побегу в сторону – останется хвост на семь верст
(белорусская) Клубок
Никого не обижает, а ее все толкают
(казахская) Дверь
Мышка из норки выглядывает
(эвенкийская) Пуговица в петле
На спине язык, Что скажет – люди верят
(абхазская) Весы
В году у дедушки четыре имени
(эвенкийская) Весна, лето, осень, зима
Пришел белый теленок, прогнал черного
(грузинская) День прогнал ночь
Нас семь братьев. Летами мы равны, А именами разные
(украинская) Дни недели
Черная корова Всех людей поборола, А белый вол всех поднял
(украинская) Ночь и день
Нос золотой, хвост деревянный
(адыгейская) Горящая головня
На крыше дома медведь пляшет
(татарская) Дым
Золотая птичка вечером в дом влетает, Весь дом освещает
(нанайская) Электрическая лампочка
Из глубокого колодца Золотые пташки вылетают И в воздухе пропадают
(якутская) Искры из печной трубы
Где лежала красная коза, там трава не растет
(хакасская) Место, где горел костер
Красный теленок черную корову лижет
(украинская) Огонь лижет котел
Полна изба парней с черными головками
(латвийская) Коробок спичек
Тело снаружи, рубашка внутри
(карельская) Свеча
У нашего парубка с каждого бока зарубка
(украинская) Карманы
Пять амбарушек, одни ворота
(белорусская) Перчатка
Куда мне угодно, туда полечу, там и заговорю
(осетинская) Письмо
Белая пашня, Черное семя; Кто умеет, Тот его сеет, Кто знает, Тот отгадает
(украинская) Бумага и буквы
Полна печь ватрушек, В середине — Один калач
(татарская) Небо, звезды, месяц
Вокруг проруби Сидят белые голуби
(украинская) Рот и зубы
На одной горе много травы, Да скот этой травы не ест
(хакасская) Голова и волосы
Посреди двух озерков – горушка
(эвенкийская) Глаза и нос
Из одного озера сорок лошадей пьют – не напьются
Следующая загадка
Дым
Там, где лежала красная коза, трава не растет в продолжении сорока лет.
Место, где был огонь
Царский сын надел на себя шубу с каймами.
Береза
Сын начальника надел на себя полосатую шубу.
Тополь
Имеет рост с дерево, а не виден ни луне, ни солнцу.
Сердцевина дерева
Каурый мой жеребенок забежал в середину густого ивняка.
Заяц
Бежит туда, вытянувшись; бежит сюда, пожимая плечами.
Волк
Спустился как будто с неба, а обрезан как будто железом.
Куриное яйцо
На степи лежит жирная кость.
Змея
Кечим моего гнедого коня девятерной.
Гнездо осы
С неба спустился лягающийся, все четыре ноги сложивший вместе.
Паук
Вокруг озера сидят большие утки.
Ресницы
Два тополя стоят вниз головами.
Косы у женщины
У пяти человек одна поясница.
Рука
Я не могу выбросить всех камней, находящихся у меня в кошельке.
Мысли в голове
След журавлиный без выхода.
Сапог
У голубого моего коня — тридцать разных клейм.
Книга
Приехал — как будто с базара, а обтесанный — как будто топором.
Сундук
Стоит одинокое дерево и пылает.
Свеча
У двух юношей — одно плечо.
Скамья
У четырех парней — одно плечо.
Диван
Между хребтами давится копчик.
Пуговица
Два ворона бьют друг друга по подбородкам и щекам.
Ножницы
Дуй-дуй подобно ветру, о качающийся! Тебя под землею найти нельзя!
Следующая загадка
Цель: Создание условий для формирования основ толерантной культуры личности детей старшего дошкольного возраста посредством позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа через квест - игру
Создать условия для формирования представления о географическом положении Республики Хакасия, о столице и городах и районах. Закрепить знания детей о государственных символах Хакасии, расширить кругозор детей о природе Хакасии, полезных ископаемых.
Создать условия для развития у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти). Содействовать развитию у детей коммуникативных навыков
Способствовать развитию сотрудничества между сверстниками. Воспитывать доброе, ответственное отношение к природе, гордость и уважение к своей малой Родине.
Ход мероприятия.
Дети и ведущий выходят на улицу.
Ведущий: Ребята, я получила письмо, (читает): Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я – Археолог. Мне очень интересно узнать о Хакасии, особенно о культуре, людях, которые у вас проживают, природе и животных обитаемые в Хакасии? Сможете все узнать, и мне рассказать? Успехов вам!
Ведущий: Ребята, в какой стране мы свами живём?
Ответы детей: Россия.
Ведущий: Это самая большая страна в мире, а как называется республика, в которой мы живем?
Ответы детей: республика Хакасия
Ведущий: Назовите, пожалуйста, столицу нашей республики,
Ответы детей: город Абакан.
Ведущий: Какие города вы еще знаете? (Черногорск, Сорск, Абаза, Саяногорск) . Молодцы! Ребята, а у нас в республике Хакасия есть свои символы ? Какие?
Ответы детей: это флаг и герб нашей республики. Флаг нашей республики похож на четырехугольник, состоит из четырех полос – зеленой, синей, белой и красной.
Ведущий: Что символизируют эти полосы?
Ответы детей: зеленый цвет – это цвет вечной жизни, весенней тайги, степей и лугов. На зеленой полоске расположен знак, который обозначает солнце, а четыре угла- это четыре времени года и четыре стороны света.
Синяя полоса – это цвет неба, веры, верности и постоянства. Белый цвет – обозначает мир, чистоту, совершенство. Красный символизирует энергию, силу, любовь.
Ведущий: А что вы знаете о гербе Хакасии? Какой он формы?
Ответы детей: (круглый) в центре расположен красный щит, он защищает и охраняет народ Хакасии. В центре щита крылатый барс, сверху солярный знак, символ солнца и звезды. По краю находятся березовые ветви с зеленой листвой, внизу на изображен хакасский орнамент.
Ведущий: Ребята, а как называются люди, живущие в Хакасии?
Ответы детей: Люди, живущие в Хакасии, называются «хакасами».
Под музыку входит археолог.
Археолог: Здравствуйте ребята! Вы получили моё письмо? Я много путешествовал по Хакасии и узнал много интересного и многое чего нашёл, но, к большому сожалению, во время путешествия я потерял все свои результаты раскопок, вы поможете мне их найти?
Ответы детей: да!
«Стрелка, стрелка подскажи. Стрелка, стрелка укажи». (Стрелки могут быть нарисованы мелом на асфальте или картинки на картоне.)
Дети, ведущий и археолог идут по стрелкам.
Дети подходят к табличке где изображён, герб Аскизского района. (Деревня)
Ведущий: Что изображено на табличке?
Ответы детей: Герб Аскизского района. В зеленом поле две передние половины коней с общим седлом, над седлом - золотая чаша. Скачущие кони - символизирует основное занятие местного населения. Конь - символ устремленности в будущее, здоровья, физической силы, скорости, трудолюбия и выносливости. Золотая чаша - символ богатство.
Археолог: Правильно! там люди разводят скот, то есть коров, овец, коз, кур. У людей хакасского народа своя культура и обычаи, очень часто пастухи соревновались в метании посоха.
Игра «Метание посоха». Каждый участник у линии кладёт вертикально палку на носок ноги, махом ноги он должен отбросить палку на максимальное расстояние, выигрывает тот у кого палка улетела на дальнее расстояние. Можно выполнять, как в порядке очереди, так и в парах одновременно.
(Ведущий обращает внимание детей, на картинки, что лежат под деревьями)
Ведущий: (ведёт детей у юрте) Ребята, что это?
Ответы детей: Юрта
Чем же занимались хакасы раньше ? (Разводили скот, косили сено, сеяли пшеницу, в таёжных местах охотились и рыбачили)
- А что делали дети? Ведь детей тогда было в семьях помногу? (Дети играли, помогали взрослым)
Есть такая старинная хакасская игра – «Построй юрту». Мы разложим платки по полу, ребята по 5 человек будут двигаться друг за другом под музыку. Как только музыка остановится – нужно четверым игрокам быстро поднять платок за уголки, а пятому забежать в центр и поднять руками серединку платка – это будет дымоход. Чья команда будет дружнее, и «построит юрту» быстрее всех, та и побеждает.
Проводитс я хакасская народная игра «Построй юрту» (дети садятся)
Ребята, а вы видели хакасскую национальную одежду ? Что она из себя представляет, кто может ответить? (ответы детей)
- А знаете, дети, почему платье носили широкое? (ответы) Потому что раньше женщины, как и мужчины, принимали участие на скачках, т. е. ездили верхом на лошади.
- Посмотрите на мои рукава: они широкие, есть манжеты, которые вышиты хакасским орнаментом из разноцветных шерстяных ниток. (Показ) А это надплечники – они тоже вышиты орнаментом из разных ниток.
- А вот это, дети, еще одно из украшений женской одежды. Как называют это украшение? (пого) Пого – это нагрудник. Посмотрите, из чего оно сделано? (ответы)Пого делали из бисера и пуговиц.
Сто лет назад хакасы шили одежду сами – зимнюю из шкур животных, демисезонную – из самотканой материи, - летнюю из материала фабричного производства, привозимого купцами. Праздничная одежда обязательно украшалась ярким растительным орнаментом. Т. е. на какое-либо мероприятие они надевали определенный наряд (рассматривание хакасской национальной одежды )
Зимней одеждой хакасов как мужской , так и женской, была шуба – тон.
На голове мужчины носили войлочные шляпы, овчинные круглые шапки, рысьи малахаи, а по праздникам – бобровые шапки. Женщины покрывали головы платком (плат). Национальную обувь (маймах) шили из кожи и мехов, всегда без подкладки и каблуков и на одну ногу, надевая ее каждый день на разные ноги. Женскую обувь иногда расшивали узором.
Незаметно для детей археолог находит фигурку,( плитка или кубик залитый финишной шпаклёвкой).
Археолог: Ребята! Я нашёл свою находку, можем идти дальше.
Дети, ведущий и археолог идут по стрелкам. Дети подходят к табличке, где изображён, герб Боградского района. (Парк)
Ведущий: Что изображено на табличке?
Ответы детей: герб Боградского района.
Золотая сердцевина - солнце - символ тепла, энергии, света, жизни.
Косуля символизирует то, что Боградский район относится к охраняемым природным территориям республики Хакасия.. Цветок жарка, чьи лепестки изображены в виде хакасского народного орнамента символизирует сохранение жителями местных традиций.
Ведущий: Правильно! Боградский район богат природными ресурсами, уникальными заповедными уголками. В республике Хакасия обитает много животных, занесённые в Красную книгу. Ребята а вы знаете животных, которые обитают в Хакасии занесённую в Красную книгу?
Ответы детей
Ведущий: Посмотрите, возле деревьев находятся картинки животных, выберете тех животных, которые записаны в Красную книгу.
Дети строятся в 2 колоны, каждый по очереди бежит к картинке животного занесённую в Красную книгу, берёт и бежит обратно, вкладывает в красную книгу.
Археолог: Ребята давайте я помогу выбрать очерёдность? Поиграем в хакасскую народную игру «Хазых ойын» Все дети, принимающие участие в игре, становятся в круг. Каждый из них поочередно должен бросить вверх по одному разу. Если кости упадут и примут положение «баран», то игрок, бросивший удачно кости, начинает игру. Если бросок был неудачным, и кости приняли разное положение, то жеребьевка продолжается, и кость бросает следующий игрок по очереди.
Ведущий: Молодцы! А теперь отгадайте загадки?
Просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой» (Медведь)
«На овчарку он похож, Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть» (Волк)
«Прыгун-трусишка, Хвост-коротышка, Глазки с косинкой, Ушки вдоль спинки, Одежка в два цвета – На зиму, на лето»
«Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу. В лесу на старом дубе Орешки я грызу» (Белка)
Незаметно для детей археолог находит фигурку, все идут дальше, по стрелкам.
Ведущий: Что изображено на табличке?
Ответы детей: герб Бейского района.
Скачущая лошадь (молодая кобылица) – символ сельского хозяйства и крестьянского труда. Черная пирамида – добыча угля и полезных ископаемых
Золотая кайма (желтого цвета) – символ степной части Бейского района, символ урожая, богатства, стабильности, уважения.
Ведущий: Ребята если район богат полезными ископаемыми, давайте найдём полезные ископаемые?
Выбирается 2-3 ребёнка, по сигналу, дети бегут к песочнице, берут по одной лопатке и находят, ящики с полезными ископаемыми. Остальные дети отгадывают, что за полезные ископаемые они нашли. (Уголь, алюминий, мрамор.)
Археолог: Молодцы! А ещё в Бейском районе чтут и уважают хакасские традиции и культуру. Давайте посоревнуемся в метании пращей.
«Метание пращей». Все дети делятся на 2 команды, участник каждой команды берёт пращу, кладёт мешочек с наполнителем и метает на дальность.
Археолог: (подходит к песочнице) я тут, что то вижу (достаёт плитку).
Ещё одну плитку нашёл, идём дальше.
Дети подходят к табличке где изображён, герб Таштыпского района.
Ведущий: Что изображено на табличке?
Ответы детей: герб Таштыпского района.
центре ее расположен солярный знак» – символ чистоты, благородства побуждений, благополучия, уверенности, богатства. В солярный знак вписана кедровая ветвь символ тайги района, его неповторимой природы, силы, неподкупности, достоинства, долговечности.
Ведущий: Правильно ребята! Таштыпский район богат своей тайгой и лесом. Ребята посмотрите, что это за цветы? Дети собирают картинки, и дают им названия.
Ответы детей: Ландыш, Ирис, Жарки, Лилия кудреватая и т.д.
Археолог: Дети, вы видите какое ни будь священное дерево у хакасов?
Ответы детей: Берёза.
Археолог: Да, береза является священным деревом у хакасов, На праздник Чыл пазы они повязывает ленточки, кто знает какие?
Ответы детей: ритуал почитания священной берёзы.
Для хакасов священным деревом издревле была берёза – «хазын». В праздник Чыл пазы Берёзу трижды обходят по ходу солнца и привязывают ленточки-чалама белого, красного, синего цветов.
белая ленточка символизирует чистоту дел и помыслов, красная - символ солнца, тепла, жизни и достатка, синий - чистое небо.
Археолог: Ребята совсем недавно прошёл праздник Чыл Пазы, давайте и мы проведем обряд
Незаметно для детей археолог находит фигурку.
Археолог: Ребята мы нашли все фигурки, Давайте проведём археологические раскопки.
Детям раздаются молоточки, они разбивают, плитки, внутри находят части административной карты Хакасии .дети собирают карту и дарят ее Археологу.
Дети читают стихи
Моя Хакасия М. Кильчичаков.
Хакасия, край мой! Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней.
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей.
И где бы я ни был, я в думах с тобою,
Родная Хакасия – солнечный край.
Много нас разных: задорных, веселых,
Светлых и темных, красивых, здоровых!
Сколько же вместе дорог будет пройдено!
Край у нас общий и общая Родина!
Все дети планеты, давайте дружить
И Землю родную беречь и любить,
Чтоб мир для потомков своих сохранить!
Нам в будущем жить!
Ведущий: Наша республика тоже многонациональна. В ней живут и хакасы и русские, и украинцы и азербайджанцы, армяне и немцы…Все мы такие разные, но такие дружные.
Следующая загадка
Специально для эрудитов всех мастей мы собрали в одном разделе самые интересные и оригинальные загадки народов мира!
Читайте также: