Город на семи холмах загадки археологических раскопок
Обновлено: 22.11.2024
1 Рим – «город на семи холмах» Выполнила ученица 11 класса А Букия Марина. Мичуринск,2013
2 Рим один из старейших городов мира, древняя столица Римской империи. Ещё в Античности Рим стали часто называть Вечным.
3 Холм Палатин один из семи холмов, на которых стоит Рим. Именно там, согласно легенде, были вскормлены волчицей братья Ромул и Рем. На этом же месте произошла ссора между братьями, в результате которой Рем был убит, а на холме было положено начало городу Риму.
4 Фирменный силуэт города Колизей или Амфитеатр Флавиев. Его строительство началось в 72 году н. э.. Римляне были рады постройке Колизея, так как он занял место разрушенного «Золотого Дома»,хозяин которого тиран Нерон вовсе не был народным любимцем. История в итоге подшутила над жителями Рима, ибо название «Колизей» произошло от тридцатиметровой статуи Нерона, именуемой «Колосс», стоящей неподалеку.
5 Капитолийские музеи самый старый комплекс городских музеев Рима. История его началась, когда папа Сикст IV в 1471 году подарил «народу Рима» коллекцию бронзовых фигур античных времен, среди которых была знаменитая бронзовая Капитолийская волчица c младенцами Ромулом и Ремом.
6 Церковь Санта Мария ин Трастевере считается самой старой церковью в Риме. Она была основана в 340 году в месте, где незадолго до Рождества Христова из земли стала вытекать черная маслянистая жидкость, которую современные ученые склонны считать нефтью. Вскоре фонтан иссяк, его посчитали провозвестником грядущего Мессии, и в память о нем на полу церкви нарисовали черный круг, сохранившийся до наших дней.
7 Катакомбы Св. Домициллы славятся удивительными росписями. Именно здесь находится самое старое изображение Христа в образе Доброго пастыря, фрески «Даниил во рву со львами», «Дева Мария на троне», росписи на светские темы, а также символы ранних христиан голубь (символ Святого Духа), ягненок (символ Иисуса), якорь (образ надежды), рыба (символ христианства).
8 Людус Магнус Знаменитая Школа гладиаторов. Словосочетание Ludus Magnus переводится как «большой полигон». Людус Магнус, в которой гладиаторов обучали искусству боя, являлась одной из четырех подобных школ античного Рима.
9 Пантеон храм всех богов является венцом архитектурной мысли своего времени. Легенда гласит, что для возведения крыши над огромным строением, изнутри его постепенно заполняли землей, смешанной с золотыми монетами. Когда работы были закончены, император объявил, что каждый римлянин, нашедший монету, может забрать ее себе. Моментально внутри храма стало пусто. Толщина стен сооружения 6 метров, ширина купола 43,3 м: в помещение Пантеона можно вписать идеальную сферу.
10 Согласно легенде, место, на котором сегодня в Риме стоит Собор Святого Петра, было местом казни Апостола Петра. Жемчужина Собора Святого Петра - уникальный алтарь с отверстием, ведущим к подземной гробнице Апостола Петра. Потрясает тот факт, что археологические раскопки, проведенные в середине прошлого века, доказали: останки, покоящиеся под алтарем Собора, на самом деле принадлежат одному из двенадцати Апостолов – Петру.
11 30-метровый монумент в честь Марка Аврелия, воздвигнутый во II веке. Колонна украшена спиральным рельефом, на котором запечатлены батальные сцены войны римлян с германцами и сарматами.
12 На холме Авентин в Риме стоит неправильной формы пирамида так называемая пирамида Цестия. Монумент был построен в период с 18 по 12 года до н. э. по заказу трибуна и претора Гая Цестия Эпулона, который пожелал видеть свою гробницу в форме, напоминающей египетские пирамиды фараонов.
13 Термы Тита в Риме археологический памятник, расположенный на склонах холма Эсквилин. До наших времен дошли очень немногие фрагменты этого сооружения, по которым, однако, можно судить о наличии в комплексе терм не только купален, но и двух спортивных залов, театрального зала, библиотеки, а также большой открытой террасы для прогулок.
14 Арка Константина - последняя и самая крупная триумфальная арка. Она украшена хорошо сохранившейся до наших дней надписью: «Императору Цезарю Флавию Константину Максиму, благородному, победоносному и августейшему, Сенат и народ Рима посвящают эту Арку в честь триумфа за то, что по озарению Божьему и с помощью величия ума он со своей армией защитил честь Государства в справедливой войне против тирана, а равно и против раскола». Фраза «по озарению Божьему» стала компромиссом, на который пошли знатные римляне- язычники, чтобы не задеть верования Константина, сочувствующего христианам.
15 Большой дворец Боргезе построенный в начале XVII века, римляне назвали клавесином за причудливую форму. Дворец Боргезе был построен кардиналом Камилло Боргезе в качестве фамильной резиденции.
16 Центральное место на площади Навона занимает фонтан Четырех Рек работы Джан Лоренцо Бернини. Его украшают скульптурные изображения крупных мировых рек Ганга, Дуная, Нила и Ла-Платы, символизирующие четыре континента Европу, Азию, Африку и Америку.
17 Алтарь Отечества Огромное сооружение, имеющее 135 метров в ширину, 130 метров в длину и 81 метр в высоту, заняло площадь, на которой до 1885 года располагался целый средневековый квартал с дворцами в духе ренессанса. К огромному Алтарю Отечества римляне так и не привыкли, и называют его «Вставной челюстью».
18 Музей Наполеона в Риме знакомит посетителей с историей семьи Бонапарт. В 1827 году граф Джузеппе Примоли (1851–1927), потомок Бонапарта, сын графа Пьетро Примоли и княгини Карлотты Бонапарт, подарил Риму свое обширное собрание произведений искусства, семейные мемуары и выделил помещения на первом этаже своего дворца.
19 На территории города Рима нашло себе место целое государство. Правда, самое маленькое в мире Ватикан. В Ватикане центре Римско-Католической Церкви находится резиденция Папы Римского, а также целая плеяда уникальных историко-архитектурных памятников.
20 Сикстинская капелла Апостольский дворец в Ватикане официальная резиденция Папы Римского. Именно в нем находится самая известная часовня Сикстинская капелла. Всемирную славу капелле принесло ее потрясающее сходство с ветхозаветным Храмом Соломона. Над убранством капеллы трудились талантливейшие мастера эпохи Возрождения: Рафаэль и Боттичелли. Туристов в капеллу влечет огромная фреска работы Микеланджело «Страшный суд».
21 Еще одно интересное место в Ватикане Папская пинакотека, располагающаяся в густой роще Ватиканского сада. Этот маленький музей Рима собрал под своей крышей произведения искусства огромной ценности. Только здесь можно увидеть редчайшие фрески Мелоццо да Форли, уникальные полотна Рафаэля, Доменикино, Караваджо, Фра Анджелико.
Следующая загадка
Шумерская цивилизация является одной из древнейших. Она сложилась приблизительно в IV–II тысячелетиях до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата. В III тысячелетии до н. э. возросло значение ряда таких шумерских городов, как Лагаш, Киш, Ур, и многих других. Между этими городами происходила постоянная борьба за первенство. В XXIV веке до н. э. города были завоеваны правителем Аккада Саргоном Древним.
Интересно отметить, что долгое время единственным источником сведений о шумерских городах был Ветхий Завет. Научные исследования древних шумерских поселений начались лишь в конце XIX века, когда американские археологи начали раскопки города Ниппур. В 20-х годах XX века английский археолог Л. Вулли осуществил раскопки на территории Ура. Развалины Урука были исследованы в 1933 году Р. Кольдевеем, ранее совершившим ряд значительных открытий при раскопках Вавилона. В 1928–1929 годах С. Лангдон производил раскопки Киша, в ходе которых нашли развалины царского дворца и древние захоронения. Также археологи осуществили раскопки таких шумерских городов, как Эриду, Лагаш и Аккад.
Культовые сооружения древних шумеров, внешний облик которых был реконструирован учеными на основе полученных данных, представляли собой ступенчатые башни – зиккураты. Шумеры начали строить их в IV тысячелетии до н. э. Подобные сооружения возводились и спустя века после исчезновения шумерской цивилизации, в частности знаменитая Вавилонская башня.
Особенностью шумерской цивилизации являлась разветвленная ирригационная система, которая сложилась в IV–III тысячелетиях до н. э. и просуществовала до середины II тысячелетия до н. э. Оросительные каналы выступали связующим звеном между важнейшими культурными и политическими центрами Шумера.
Голова Саргона Древнего. XXIII в. до н. э.
Исследователи пришли к выводу, что первые шумерские поселения в долине Тигра и Евфрата появились в VI тысячелетии до н. э.
Самым древним поселением считается город Эриду (городище Тель-Абу-Шахрейн в Ираке). Археологические экспедиции Р. Томпсона, Ф. Сафара и С. Ллойда обнаружили развалины храмов, а также древнее кладбище. В Эриду находился храм бога воды и мудрости Энки.
В ходе исследований Ниппура, начатых на рубеже XIX–XX веков и продолженных после Второй мировой войны, были обнаружены развалины храмов верховного бога Энлиля и храма богини любви и войны Инанны. Ученые пришли к выводу, что Ниппур являлся важным культовым центром Шумера. Без признания жрецов Энлиля власть царей Шумера и Аккада не могла считаться законной. Жрецами был разработан ниппурский календарь, согласно которому в году насчитывалось 12 лунных месяцев, в каждом из которых было по 29 или 30 дней.
Раскопки города Ур, родины библейского патриарха Авраама, были осуществлены в 1922–1934 годах англичанином Л. Вулли. Неподалеку от современной Басры находился холм, в котором на глубине 12 метров обнаружили захоронения древних царей Ура, датированные IV тысячелетием до н. э. Предметы, найденные в гробницах, свидетельствуют о том, что шумеры к этому времени достигли высокого уровня в металлообработке, ювелирном деле и изготовлении музыкальных инструментов. Археологи установили, что похороны царей сопровождались многочисленными жертвами, так как в гробницах было обнаружено большое количество человеческих останков.
В Уре были раскопаны развалины трехъярусного зиккурата, в котором располагалось святилище бога луны и предсказаний Нанны. Это сооружение было возведено в период правления царя Ур-Намму в XXII веке до н. э., когда могущество Шумера достигло наивысшего расцвета. При этом царе был составлен самый ранний из известных науке свод законов, зафиксированных письменно. К этому же времени исследователи относят составление «Царского списка», в котором названы имена мифических шумерских правителей и окончательно оформлена идея о божественном происхождении власти царя, передаваемой по наследству.
Зиккурат в Уре. XXII–XXI вв. до н. э. (реконструкция)
Раскопки подтвердили реальность Всемирного потопа, о котором сказано и в Ветхом Завете, и в древнешумерском эпосе «Песнь о Гильгамеше». В 1929 году, исследуя гробницы шумерских царей, на глубине 12 метров Л. Вулли обнаружил наносные отложения, которые могли возникнуть только в результате широкомасштабного затопления. Толщина этих отложений достигала около 2,5 метра.
В конце XX века до н. э. Ур утратил свою независимость, а в IV веке до н. э., когда произошло изменение русла Евфрата и засоление почв, жители покинули город.
Археологические раскопки еще одного шумерского города, Лагаша, были произведены в 1877–1933 годах. В ходе этих исследований было найдено около 50 тысяч глиняных клинописных табличек, которые стали поистине неоценимым материалом, дающим представление о цивилизации Шумера.
Барельефы из Лагаша. III тысячелетие до н. э.
Сам город и система оросительных каналов вблизи него появились в V–IV тысячелетиях до н. э. Большинство письменных источников, найденных археологами, относится к середине III тысячелетия до н. э. Расцвет Лагаша приходится на период правления царя Эанатума (вторая половина XXV века до н. э.), которому удалось подчинить себе ряд шумерских городов – Умму, Киш и др.
В память о победе над войсками Уммы по приказанию царя была возведена так называемая «Стела коршунов», на которой изображены хищные птицы, пожирающие противников правителя Лагаша.
Гудеа, правитель Лагаша. Конец III тысячелетия до н. э. э
В XXII веке до н. э., в годы правления царя Гудеи, велось активное строительство храмов. В это время возрастает значение Лагаша как одного из культовых центров Шумера. Процветанию города способствовали многочисленные торговые связи. Так, согласно расшифрованным табличкам, при Гудее строительные материалы ввозились в Лагаш из Элама, Малой Азии, Армении и Индии. По приказу Гудеи был воздвигнут храм богу земледелия, плодородия и войны Нингирсу, культ которого в этот период имел в Шумере большое значение. Археологи нашли немало статуй, изображающих царя-строителя, а также восхваляющих его надписей.
Данные о численности населения шумерских городов подтверждают сведения, содержащиеся в Ветхом Завете и легендах о Великом потопе: население Земли, после катастрофы состоявшее из нескольких человек, очень быстро увеличилось. По данным древних переписей, население государств, возникновение которых относится к 2250–2200 годам до н. э., составляло всего несколько тысяч жителей. Исследователи расшифровали древние таблички и установили, что в Лагаше в этот период проживало 3,6 тысячи человек, столетие спустя – уже 216 тысяч, то есть численность населения возросла в 60 раз, несмотря на опустошительные войны, в ходе которых погибало огромное количество людей.
Таким образом, результаты раскопок и древнешумерские записи свидетельствуют о том, что культура древних шумеров оборвалась вследствие крупного наводнения и со временем здесь стали появляться новые цивилизации, а также подтверждают правильность датировки Великого потопа, содержащейся в Ветхом Завете.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
ДВУРЕЧЬЕ (ШУМЕР, АККАД, АССИРИЯ, ВАВИЛОН)
ДВУРЕЧЬЕ (ШУМЕР, АККАД, АССИРИЯ, ВАВИЛОН) Этот обширный регион оспаривает пальму первенства у Египта как первоначальный центр цивилизации. И если первые крупные государственные объединения сначала возникли в долине Нила, а не в Двуречье, то первые очаги производящего
Заключение. Шумер и мы
Заключение. Шумер и мы В современном мире не существует шумерского и даже шире — месопотамского мифа. Египет, например, растиражирован в многократно искаженном виде третьесортными голливудскими картинами о мести мумии фараона, дешевыми подделками под древность, по сию
Шумер
Шумер Шумерская цивилизация является одной из древнейших. Она сложилась приблизительно в IV–II тысячелетиях до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата. В III тысячелетии до н. э. возросло значение ряда таких шумерских городов, как Лагаш, Киш, Ур, и многих других. Между этими
Глава 1 Цивилизации Шумер, Вавилона, Ассирии
Глава 1 Цивилизации Шумер, Вавилона, Ассирии Шумерская литература оказала на древнееврейскую глубокое и сильное влияние. Поэтому одной из увлекательнейших сторон расшифровки и перевода клинописных текстов является установление сходства или параллелей между
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ШУМЕР – СТРАНА БОГОВ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ШУМЕР – СТРАНА БОГОВ Теперь уже нет никаких сомнений в том, что «древние слова», которые на протяжении нескольких тысяч лет служили языком науки и религии, представляли собой шумерский язык. Доказано также, что «древними богами» назывались боги Шумера;
Глава 2. Древний Шумер и Вавилон
Глава 2. Древний Шумер и Вавилон § 1. Возникновение государстваВавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства,
ШУМЕР
ШУМЕР На рубеже IV и III тыс. до н. э., примерно одновременно с возникновением государства в Египте, в южной части междуречья Тигра и Евфрата появляются первые государственные образования. В начале III тыс. до н. э. на территории южной Месопотамии сложилось несколько небольших
Шумер, Америка и Океания
Шумер, Америка и Океания По мнению английского археолога Леонарда Вулли, Шумер раннединастического периода ушел во всех отношениях намного вперед от Египта, который в ту эпоху лишь выбирался из состояния варварства. И когда Египет действительно пробудился в дни
Шумер
Шумер В начале III тысячелетия до н. э. Шумер представлял собой хотя и небольшую, но густо заселенную область. Его основные центры, такие, как города Ур, Урук, Ларса, Лагаш, Умма, разделяло часто всего лишь несколько километров. Плотность городских центров свидетельствует о
От понятия «Шумер и Аккад» к понятию «Месопотамия»
От понятия «Шумер и Аккад» к понятию «Месопотамия» К середине I тысячелетия до н. э. Нижняя Месопотамия стала устойчиво именоваться «Вавилонией», а Верхняя — «Ассирией» (так как ассирийцы завоевали Верхнюю Месопотамию и прочно ей владели). Оба эти термина в
2.1. ДРЕВНИЙ ШУМЕР
2.1. ДРЕВНИЙ ШУМЕР В VII тысячелетии до н. э. междуречье Тигра и Евфрата к югу от 34 параллели было почти необитаемой страной болот и пустынь. Освоение этих земель началось в середине VI тысячелетия созданием первых оросительных систем в районе теперешней Самарры, а к концу
2.4. ШУМЕР ПРИ III ДИНАСТИИ УРА
2.4. ШУМЕР ПРИ III ДИНАСТИИ УРА Хроника говорит, что вожди кутиев «не знали, как управляться законами»[228], поэтому они поручили управление местным чиновникам. Некоторые уцелевшие города, например Лагаш, стали фактически самоуправляемыми, и в них возродились порядки,
Шумер до конца Раннединастического периода
Шумер до конца Раннединастического периода С приходом шумеров археологическая культура Убейд сменяется в Нижней Месопотамии культурой Урук (IV тыс. до н. э.). Шумеры смешались с местными субареями и ассимилировали их, в свою очередь переняв от них многие навыки ремесла и
Земля Шумер
Земля Шумер Первоначальным домом семитов была, без сомнения, Аравия, сейчас жаркая и бесплодная земля, в то время как прямо над ее извилистым северным краем лежит «плодородный полумесяц»[87]. Западный рог этого полумесяца проходит на юго-запад вдоль восточного
Следующая загадка
Рим – единственный город на земле, который заслужил столь необычный титул: Вечный. Еще в VII веке известный монах сказал: «Пока стоит Колизей, будет стоять Рим; когда падет Колизей, падет Рим; когда падет Рим, падет весь мир». Кажется, время бессильно перед этим городом. Бури прошедших времен только облагородили облик Рима, придали неповторимые черты его улицам и площадям. Сегодняшний Рим многолик: он объединил различные культуры и эпохи, поэтому каждая прогулка по Вечному городу вполне сравнима с путешествием в глубь веков. Очередная книга из серии «Памятники всемирного наследия» посвящена истории Рима и его замечательным архитектурным памятникам.
Оглавление
- Введение
- Глава I. Город на семи холмах
- Глава II. Памятники архитектуры и искусства Древнего Рима
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Исторический центр Рима предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Город на семи холмах
Рим — город с богатейшим историческим прошлым. Кажется, что он существовал всегда. Недаром Рим называют Вечным городом. Годом его основания считается 753 г. до н. э., но археологические раскопки доказали, что люди селились на берегах реки Тибр еще в XV в. до н. э. Существует несколько легенд о возникновении Рима. Согласно одной из них, племена, жившие в низовьях Тибра, были вынуждены постоянно отражать набеги кочевников. Одно из сражений с пришельцами было особенно ожесточенным, но защитники одержали победу над многочисленной ратью. В честь этого события и был основан город, который назвали Рома, что означает «сила».
Алтарь из Остии с изображением Марса, Реи Сильвии и близнецов Ромула и Рема
По другому преданию, Рим основали беглецы из Трои, чьи корабли после долгого плавания прибило к берегу. Одна из женщин по имени Рома предложила измученным путникам остаться в этих краях, а чтобы нельзя было передумать, корабли были сожжены. В честь этой троянки и назвали город.
Из множества легенд народ выбрал одну, ставшую основной и связывающую основание города с именем Ромула. По этому преданию, Нумитор, царствовавший в Альба-Лонге [1] , был свергнут с престола младшим братом Амулием, а дочь Нумитора Рею Сильвию узурпатор сделал весталкой [2] — жрицей, которая не имела права вступать в брак и иметь детей. Но Рея тайно родила двух сыновей-близнецов от бога Марса, который овладел жрицей обманом.
Богиня разгневалась на свою жрицу за нарушение обета безбрачия, и Амулий повелел утопить Рею и новорожденных младенцев в Тибре. Но бог реки сжалился над несчастными: Рею он взял себе в жены, а корзину с мальчиками волны Тибра вынесли на луг у подножия холма Палатин.
В это время к берегу реки пришла волчица, чтобы утолить жажду. Она услышала детский плач, отыскала корзину и унесла ее к себе в логово. Там найденыши жили несколько дней, и волчица кормила их своим молоком.
Но однажды у логова появились пастухи. Волчица испугалась и убежала, а мальчиков взяли к себе в дом пастух Фавстул и его жена Акка Ларенция. Они дали сироткам имена Ромул и Рем. Приемыши выросли отчаянными сорванцами и, собрав вокруг себя сверстников, наводили своими проделками ужас на всю округу.
Как-то раз пастухи Нумитора устроили Рему ловушку и приволокли пленника к его деду. Тайна рождения юношей была раскрыта. Ромул и Рем отомстили коварному Амулию и снова посадили на трон Альба-Лонги Нумитора, своего деда.
Через четыре года после этих событий Нумитор велел внукам основать новую колонию Альба-Лонги на берегу Тибра. Братья поссорились из-за места, где следовало строить укрепление, и в пылу ссоры Ромул убил Рема. Город был заложен согласно его выбору на четырехугольном плато Палатинского холма и получил имя его основателя — Рим (Roma).
Ромул стал первым царем Рима и правил городом с 753 по 716 г. до н. э. Ворота Рима были открыты для беглых рабов и должников, для изгнанников и пришельцев. Их прошлое никого не интересовало.
Это легенда. Точно же установлено, что Рим возник именно на вершине холма Палатин, защищенной с трех сторон отвесными склонами. Мрачные, унылые места, бесплодные земли привлекли поселенцев, так как являлись удобным местом в устье Тибра для гавани, благодаря которой жители города стали господствовать над Средней Италией.
Греческий географ Страбон (64 или 63 г. до н. э. — после 21 г. н. э.), в конце I в. до н. э. так писал о выгодных условиях развития Римского государства: «Первое из этих условий состоит в том, что Италия наподобие острова окружена, как верною оградою, морями, за исключением только немногих частей, которые, в свою очередь, защищены труднопроходимыми горами.
Второе условие то, что хотя большая часть ее берегов не имеет гаваней, зато существующие гавани обширны и весьма удобны. Одно из них особенно выгодно для отражения нашествий извне; другое полезно для нападений на внешних врагов и для обширной торговли».
Основатель Рима и первый римский царь Ромул пророчествовал: «Иди и возвести римлянам: так хотят небожители, чтобы мой Рим был главою вселенной; поэтому пусть они усердно занимаются военным делом и пусть сами знают и так передадут потомкам, что никакие человеческие силы не в состоянии противиться римскому оружию».
Ромул создал сенат и свою армию. Благодаря удачным военным походам город разрастался и богател. При Ромуле родовые территориальные общины начали распадаться, и основой римского общества стала семья — фамилия. В нее входили родители, дети, внуки и рабы, работавшие на эту семью.
Отец был главой фамилии и имел право распоряжаться всеми членами семьи. Никто не мог заставить его изменить решение. Глава фамилии распоряжался всем имуществом семьи, имел право наказывать, казнить и продавать в рабство своих родных. После смерти отца главой фамилии становился старший сын. Такой уклад в римском обществе сохранялся очень долго.
Вот как говорил об этом жестоком обычае греческий историк конца I в. до н. э. Дионисий Галикарнасский (60 г. до н. э. — 8 г. до н. э.): «Римский законодатель (Ромул) предоставил отцу, можно сказать, полную власть над сыном в течение всей своей жизни — пожелает ли он его арестовать, бичевать, держать на полевых работах в оковах или убить, хотя бы сын уже занимался государственными делами, отличался на высших должностях и заслуживал одобрение за ревностное служение государству».
В римскую общину входили те, кто принадлежал к старинным римским родам. Эта привилегированная часть общества называла себя патрициями.
Другой большой прослойкой общества являлись римские плебеи. Это были свободные люди, но не входившие в роды и фамилии, поэтому и не имевшие права становиться членами общины.
Происхождение плебеев до конца не выяснено, а самой популярной версией является та, что этот социальный слой образовался из жителей покоренных племен и городов. Вначале плебеям не позволялось участвовать в религиозных обрядах, вступать в брак с патрициями, присутствовать на народных собраниях.
В результате борьбы плебеев за свои права в VI в. до н. э. их стали брать на военную службу и разрешили им участвовать в народных собраниях. Ущемление плебеев в других гражданских правах стало причиной социальных потрясений на протяжении веков.
В истории основания Рима отмечен такой факт, что первым обитателям города не хватало женщин для продолжения рода. По преданию, Ромул пригласил на праздник соседнее племя сабинян. Во время пиршества римляне захватили всех женщин этого племени и оставили их у себя. Сабиняне объявили Риму войну, но женщинам удалось остановить сражение и помирить племена.
После этого римляне и сабиняне объединились в один народ и стали называться квиритами, расселившись при этом на Капитолийском и Квиринальском холмах. Холмов в окрестности было семь. Пустынная долина между ними в дождливую погоду превращалась в настоящее болото.
Этруски построили «величайшую клоаку» для того, чтобы осушить эту болотистую низину. Там впоследствии расположился форум — центр общественной и политической жизни города.
Об уникальной системе подземных сооружений, получившей в народе название «клоака», писал в своих трудах Плиний Старший (23–79): «Иногда Тибр гонит воды назад, и потоки внутри сталкиваются, но, несмотря на это, крепкое сооружение выдерживает напор. Наверху везут огромные тяжести, но сводчатая постройка не прогибается; на нее падают обломки зданий, но тем не менее она выдерживает семь сотен лет со времени Тарквиния Древнего, будучи чуть ли не вечной». «Величайшая» клоака существует до сих пор и даже сейчас используется как часть городской канализационной системы.
Холм Палатин стал центром, где хранились святыни Рима: пещера волчицы, хижина Ромула, древние алтари курий. На Палатине селилась римская знать, а во времена империи здесь возводили императорские дворцы.
Авентинский холм был заселен пленными латинянами при царях Тулле Гостилии (третий царь Рима, правил в 672–640 гг. до н. э.) и Анке Марции (четвертый царь Рима, правил в 640–616 гг. до н. э.). Для них Сервий Туллий (шестой и последний царь Рима, правил в 578–534 гг. до н. э.) приказал возвести храм покровительницы этого народа, богини Дианы. Авентин всегда считался местом жительства плебеев и бедноты.
Панорама Палатина времен Римской империи. Реконструкция
На холме Целий тоже проживали покоренные римлянами латиняне. Здесь находился дом Тулла Гостилия, а после пожара в 27 г. Целий облюбовали богачи.
При Сервии Туллии был включен в черту города и холм Эсквилин. Царь построил здесь свой дворец, тем самым привлекая новых поселенцев. На Эсквилине находилось кладбище бедняков, а достопримечательностью холма были знаменитые сады Мецената.
Холм Квиринал окончательно был включен в городскую черту тоже при Сервии Туллии. На этом холме возвышался богатый дом второго римского царя, сабинянина Нумы Помпилия (второй царь Рима, правил в 715–672 гг. до н. э.).
На Виминале тоже жили сабиняне. Этот холм вошел в состав Рима после похищения сабинянок.
Самой укрепленной частью Рима считался двуглавый Капитолийский холм. Вначале он носил название в честь бога Сатурна — Сатурний, затем назывался Тарпейским. При Ромуле на одной вершине холма стояла крепость, а на другой был возведен храм Юпитера, главный храм Рима.
Согласно преданию, при закладке фундамента храма строители нашли нетленную человеческую голову (лат. caput), что было принято как знак величия Рима и легло в основу нового названия холма. В храме Юпитера иногда проводили заседания сената, а в мастерской при храме Юноны чеканили римские монеты.
Храм Юпитера Капитолийского. Реконструкция
Стена Сервия Туллия в Риме
На протяжении многих веков Рим напоминал большую деревню, обнесенную городской стеной. Длина древнейшей стены, построенной царем Сервием Туллием в VI в. до н. э., достигала 12 км.
А за стеной стояли глинобитные хижины, крытые соломой. Дороги после дождя становились сплошным месивом из грязи, а в сухую и жаркую погоду ветер поднимал тучи пыли. Повсюду были видны навозные кучи и разбросанные черепки кухонной утвари.
Преображаться Рим начал только в III в. до н. э. Тогда крыши стали покрывать черепицей, а улицы и площади вымостили каменными плитами. Самые величественные постройки в древнем Риме были созданы под влиянием греческой и этрусской культуры. Отделить римскую культуру от этрусской и греческой на начальном этапе просто невозможно.
Большинство историков склоняются к мнению, что этруски пришли в Италию с Востока. Этрурия располагалась на территории современной Тосканы и была ближайшим соседом Рима. Этруски пользовались греческим алфавитом, но до сих пор ученые не смогли расшифровать их язык.
Города этрусков отличались правильной прямоугольной планировкой с домами и храмами, выстроенными из камня. Сильное влияние этрусков на римлян сказалось во всех областях жизни: в архитектуре, искусстве, религии. Даже знаки царской власти — связки прутьев с топориком в центре — римляне переняли у этрусков.
В Этрурии учились римские юноши из знатных семей, а в Риме долгое время существовал квартал, где жили выходцы оттуда.
На заре римской государственности этрусские цари даже управляли страной. Со временем римляне сместили их, и два народа смешались, но еще на протяжении нескольких веков этрусская культура имела большое влияние на римлян.
По мере возрастания римского могущества влияние этрусков ослабевало, и к середине I в. до н. э. они уже не играли совершенно никакой роли в государстве, постепенно был забыт и язык этого народа.
После свержения этрусских царей, подчинив Лациум (Средняя Италия) и всю Италию, Рим стал республикой, которой до I в. до н. э. управляли сенат и диктаторы.
Рим был одним из самых больших городов Древнего мира. Количество его жителей во времена империи доходило до 2 млн человек.
Греческое классическое искусство входило в жизнь римлян из городов-колоний — таких как Неаполь и Сиракузы, а также при завоевании Греции римлянами. Эллинские города были безжалостно разграблены. В последние десятилетия существования республики бесчисленные сокровища были вывезены из Греции в Рим.
Вслед за произведениями искусства в Риме оказались и греческие мастера живописи и архитектуры. Им нечего было делать в разоренных городах, а Рим в последнее столетие до нашей эры был на вершине благополучия и богатства. Художникам хорошо платили, и Рим, благодаря их таланту и мастерству, постепенно становился центром мирового искусства.
Основываясь на этрусской и греческой культуре и архитектуре, римляне создали свое искусство, сложное и противоречивое. Они постоянно стремились облечь свою действительность в рамки настоящей гармонии.
Римский император Константин (288–337, правил с 306 г.) принял христианство и сделал Рим центром распространения христианской религии. Во время его правления в 330 г. столица империи была перенесена в Константинополь, и Рим утратил свое политическое значение.
Упадку Рима способствовали нападения варварских племен, войны с остготами, вестготами и вандалами, восстание Одоакра (германский правитель из племени скиров или ругиев, жил в 431–43 гг., с 476 г. король Италии). С 568 г. Римом фактически правили епископы и римские папы. Долгое время императоры и папы не могли поделить власть.
В 1084 г. Рим разрушили норманны, после чего на месте руин античных зданий выросли феодальные замки и церкви. Арнольд Брешианский (1100–1155) в 1143 г. поднял восстание, целью которого было возрождение республики, но попытка не удалась.
До середины XV в. шла непримиримая борьба за власть между богатыми семействами и папами. Во времена Ренессанса папы заботились о благоустройстве улиц и о внешнем облике города. Они приглашали известных архитекторов и знаменитых художников, и Рим украсили новые дворцы и церкви.
Серьезный урон нанесло Риму вторжение войск императора Карла V Габсбурга (1500–1558, император Священной Римской империи в 1519–1556 гг.). После этого папа Сикст V (1521–1590, папа римский с 1585 г.) обратился к архитектору Доменико Фонтана (1543–1607) с просьбой составить перспективный план развития Рима.
Такой план был разработан, и до сих пор ему нет равных в Европе. К сожалению, он не был осуществлен до конца, но несколько грандиозных построек все же было возведено. Кроме того, согласно этому плану, римские папы Сикст V и Урбан VIII (1568–1644, папа римский с 1623 г.) одобрили основной принцип планировки улиц, радиально расходившихся от основных площадей Рима.
Во времена Реформации Рим уже перестал иметь значение единого религиозного центра Европы и стал заметно отставать от европейских столиц по развитию городского снабжения, освещения, канализации.
При оккупации Рима войсками французской Директории в 1798–1799 гг. была провозглашена республика, в 1809 г. Наполеон I Бонапарт (1769–1821, император Франции в 1804–1815 гг.) ликвидировал светскую власть папы и присоединил к Франции большую часть Папской области.
Французские завоеватели вывезли из Рима много ценностей. И все же Наполеон, мечтая сделать Рим жемчужиной в своей короне, тратил немалые средства на строительство. В дальнейшем город пережил еще немало потрясений: восстание Джузеппе Гарибальди (1807–1882), Рисорджименто (борьбу за воссоединение Рима с Италией), фашистскую оккупацию.
В октябре 1922 г. власть в Риме была захвачена фашистской партией. Правление диктатора Бенито Муссолини (1883–1945) продолжалось до 1943 г., пока король Виктор-Эммануил III (1869–1947, король Италии в 1900–1946 гг.) не принудил его уйти в отставку.
Это произошло после массированного налета 19 июля 1943 г. бомбардировщиков союзной армии на Рим. От немецкой оккупации столица Италии была освобождена 4 июня 1944 г. Строй конституционной монархии был восстановлен. С 1946 г. Рим — столица Итальянской республики.
На улицах города с 2500‑летней историей прекрасно уживаются античные исторические памятники, здания в стиле барокко, монументальные памятники древности и современные сооружения из стекла и бетона. И все же Рим для ценителей истории — в первую очередь столица древнего государства, живое напоминание о былой славе и величии Римской империи.
Читайте также: