Голядь и литва на протве загадки исчезнувшего этноса

Обновлено: 06.10.2024

На территории современной России прежде обитало немало племен, от которых сегодня остались только названия. Одно из них, согласно историческим источникам, носило название «голядь». И было оно вовсе не славянским.

Фото: Русская Семерка Русская Семерка

Пришельцы из Пруссии

Видео дня

Как утверждают летописи XI—XII веков, это балтоязычное племя обитало в верховьях реки Протвы (на территории современных Московской, Смоленской и Калужской областей), между землями вятичей и кривичей. Археологи относят его к так называемой мощинской культуре (балтской археологической культуре, существовавшей с IV по VII век). Вероятно, «голядью» называли данное племя соседи-славяне. Сами же его представители звали себя «галиндами» (по Галиндии – области в Пруссии, откуда они пришли, упомянутой во II веке Птолемеем). По крайней мере, такова гипотеза русского историка В. Н. Татищева.

По предположению историков, до II века галинды жили в Восточной Пруссии, а затем мигрировали в верховья Оки, где ассимилировались с местными восточными балтами, принадлежавшими к верхнеокской культуре. Советский историк А. Л. Погодин обратил внимание на этноним сoldas, упомянутый в сочинении его коллеги VI века В. Иордана «Гетика». Речь шла о названиях северных племен, покоренных готским королем Германарихом. Среди них были также племена меря, мордва, весь, чудь.

Самое первое русское летописное упоминание о голяди относится к 1058 году и повествует о походе на Смоленщину князя Изяслава Ярославича. В Ипатьевской же летописи за 1147 год сообщается, что суздальский князь Юрий Долгорукий пошел с войском на Великий Новгород, а черниговскому князю Святославу Ольговичу повелел двинуться с дружиной на Смоленскую волость, что тот и выполнил, захватив часть смоленских земель на Протве, населенных голядью: «И шед Святославъ и взя люди Голядь, верхъ Поротве».

Еще один летописный источник рассказывает о том, что в 1248 году в сражении с «Литвой на Протве» был убит владимирский князь Михаил Хоробрит, брат Александра Невского: «И Михаиле Ярославичъ московский убьенъ бысть от Литвы на Поротве». По всей вероятности, речь шла о битве с потомками голяди, которых к тому времени стали называть литовцами.

Скорее всего, балты продолжали проживать на указанных территориях и в период монголо-татарского ига. На это могут указывать балтоязычные топонимы, содержащиеся в духовных и договорных грамотах Ивана Калиты и его сыновей в XIV веке.

Голядь (или потомки племени) были вытеснены с русских земель славяноязычным населением лишь в конце XV столетия, когда московские князья стали активно основывать города. Вятичи постепенно продвигались к северу нынешнего Подмосковья, заселяя берега Нары, Пахры и Москвы-реки, и наконец воссоединились с кривичами. По всей вероятности, остатки балтского племени, которые уже не могли оказать захватчикам полноценного военного сопротивления, были просто славянизированы. На это указывает и лингвистический анализ восточно-великорусских говоров, распространенных в верховьях Днепра и Угры, то есть на территории мощинской культуры. Лингвисты считают, что «диалекты этой группы ввиду сугубой архаичности их акцентной системы не могут быть объяснены как результат вторичного развития какой-либо из известных акцентологических систем, а должны рассматриваться как наиболее раннее ответвление от праславянского; этнос - носитель этого диалекта - представляет, по-видимому, наиболее ранний восточный колонизационный поток славян».

Что же осталось от голяди? Прежде всего, топонимы. Например, в Дмитровском и Клинском районах Подмосковья есть деревни с названием Голяди. Существует также речка Голяданка, левый приток Москвы-реки. В окрестностях города Брянска есть село Отрадное, которое раньше называлось Голяжьим. Впервые оно упоминается в начале XVII века.

Таким образом потомки древнего племени балтов не были истреблены и не исчезли - они растворились среди славянского населения и вполне могут быть нашими предками, как и представители многих других национальностей.

Литовцы, греки, германцы

Но что вынудило литовское племя переселиться так далеко на восток? По одной из версий, население литовской Галиндии, богатого края с обилием лесов и рек, вследствие затяжного мира начало стремительно расти, и часть поселенцев была вынуждена мигрировать.

Появление загадочного этноса также связывают с переселением народов в VI веке. Некоторые историки приписывают голядам родство с германцами. На это указывает корень «гол», который и ныне широко распространен у германоязычных народов: Голландия, Гольц, Гольбейн, Гольбах.

Существует и вовсе сомнительная версия - голяды являются жителями Византии. В пользу теории говорит находка христианской иконы Николая на территории языческих земель. Неужели голяды вывезли ее из Византии?

Старорусское слово «голдовник» относилось к людям, живущим на чужой земле. Быть может, именно такими увидели членов племени славяне – голодными, обессиленными, живущими на чужбине?

Современная Галиндия

В современной Польше существует этнографическая деревня, посвященная галиндам, основанная Цезары Кубацки. Фотографии для статьи взяты именно из этой деревни.

Он создал cвой рай на 40 гектарах земли у устья реки Крутыни на территории Мазурского ландшафтного парка и назвал его Галиндия. Если верить древним историкам (таким как Тацит и Птолемей), на этих территориях – западного побережья Мазурских озер - с незапамятных времен, а точнее с 5 века до нашей эры, жили галинды – западнобалтийское племя, «кровные родственники» литвинов и пруссов. Существовали они вплоть до 13 века.

А в 1326 году хронист Тевтонского ордена Пётр из Дусбурга, описывая на латыни завоёванные орденом земли и племена, упомянул Галиндию вместе с её обитателями галиндами, указав, что она расположена где-то в южной Пруссии. Кстати, в этих же хрониках можно найти сведения о том, что к моменту рыцарских завоеваний Галлиндия уже была безлюдна. По одной из версий, во время вражды крестоносцев и тевтонцев за северные земли, галинды воспряли духом и начали совершать ответные набеги на земли Польши. Зимой, когда болота основательно промёрзли, то ли поляки, то ли ятвяги прорвались в Галиндию и перерезали всех мужчин, оставив только женщин и малолетних детей. В результате произошла ассимиляция голиндов с ятвагами. Так завершилась история западной ветви голяди.

Следующая загадка

Территория сегодняшней Московской области до прихода славян была заселена таинственным народом. Не осталось следов поселений, преданий, конкретных упоминаний в исторических источниках. Только название – голядь. Этническая принадлежность, история появления и судьба этого народа являются одной из любопытнейших загадок русской земли.

Летописные своды, датированные XI—XII веками, утверждают, что загадочное балтоязычное племя проживало на землях современных Московской, Калужской и Смоленской областей, окруженное вятичами и кривичами. Историк С.М. Соловьев отнес голядь к племенам галиндов, причислив их к литовским народам.

Что случилось с голядами?

Наиболее правдоподобная версия – племя славянизировалось. Отрезанное славянами от литовских северных племен, окруженное финскими племенами с востока, кривичами с севера, вятичами с юга, народ долго сражался за независимость. Набеги литовцев на Московское княжество и появление новых славянских городов только ухудшали положение. Подтверждением является деревня в столичном регионе под названием Голяди, городок Голицино, село Глядково (или Голядково?).

Следующая загадка

На территории современной России прежде обитало немало племен, от которых сегодня остались только названия. Одно из них носило название «голядь». И хотя было оно вовсе не славянским, оказало значительное влияние на формирование русского государства. Русская голядь в европейских хрониках и Пруссии известна под названием голиндов , первоначально говорили на диалекте прусского языка. Первые упоминания об этом племени есть у Птолемея около 150 года н. э. среди других племён, населявших Прибалтику.

Как утверждают русские летописи XI—XII веков, это балтоязычное племя обитало в верховьях реки Протвы, на территории современных Московской, Смоленской и Калужской областей, между землями вятичей и кривичей. Вероятно, «голядью» называли данное племя соседи-славяне. Сами же его представители звали себя «галиндами». Археологи соотносят его с так называемой мощинской культурой, существовавшей с IV по VII век, о чем написано в статье про мощинскую культуру . Напомню вкратце основные моменты.

Что же осталось от голяди?

Прежде всего, топонимы. Например, в Дмитровском и Клинском районах Подмосковья есть деревни с названием Голяди. Существовала также речка Голяданка , левый приток Москвы-реки. Сейчас считается, что это река Чурилиха, которая течет в районе Перово и Кусково. В окрестностях города Брянска есть село Отрадное, которое раньше называлось Голяжьим. Впервые оно упоминается в начале XVII века. Также балтское происхождение имеют названия таких рек как Руза , Лама , Нара , Сетунь , Лобня , Лобца и другие.

Река Чурлиха в Москве, в прошлом Голяданка Река Чурлиха в Москве, в прошлом Голяданка

От голяди до настоящего времени сохранился отголосок обряда « похорон кукушки », который по всей видимости унаследовали вятичи. Суть обряда восходит к каким-то чрезвычайно архаичным ритуалам девушек-молодиц, «вступающих в ритуальную связь между собой и в сакральную – с тайной, высшей силой, предстающей в образе кукушки». По всей видимости, кукушка представляла земную ипостась могущественной силы, владеющей пророческим даром, игравшую роль первую очередь в женских сферах бытия.

Голядским следом также является характерное московское наречие на А - типа масковскай=московский (по литовски Москва — Маскавас). Аканье в русских наречия считается наследием литовских племен, характерно также и для Беларуси, имеющей еще большее литовское влияние. Это несколько удивительно для наречия Москвы, так как в большинстве ее окружали земли финских народов и в соседних областях преобладает наречия на О.

Голь святая и Голь перекатная

Интересно, что выражение «голь перекатная» в русском языке восходит к голяди. Согласно этимологическому словарю Макса Фасмера, от этого этнонима произошло также русское голяда в значении «нищий, бродяга», под влиянием слова голый.

Однако, некогда племя голиндов было одно из самых богатых балто-славянских племен, благодаря торговле янтарем с Римом. Вот так с течением веков, название богатого племени со временем обернулось своим перевертышем — « голь перекатная ».

Совпадение со словом бродяга не случайно, так как этим племенам было свойственно селиться на краю ареалов обитания. Изначальный смысл этнонима означал «пограничный». По балтийски «galas» означает «конец, край». Существует даже версия, что в стремлении дойти до границы потомки голяди дошли до Голландии и даже испанской Галисии.

А произошло это во времена Великого переселения, когда голядь вместе с готами попали на Пиренейский полуостров. В IV - V вв. военные отряды галиндов совместно с вестготами прошли от Восточной Европы до Франции и Испании. Там до сих пор встречаются населённые пункты с названиями, похожими на слово «галинды». В эту же эпоху (IV—VII века н. э.), галинды мигрировали в бассейн верхнего течения Оки, где они слились с балтами мощинской культуры.

Другое слово, связанное с названием этноса — «гололедица», которое в латышском называется gala. По всей видимости, тут имеется связь со словом холод, а также чистый. В статье про единую древнюю традицию народов мира, я описывал индийский праздник Холи , во время которого сжигают чучело Холи, что связано с проводами зимы и ритуальным очищением. Таким образом можно, проследить этимологическую связь: холодный - голый - holy (святой в смысле чистый).

Следующая загадка

Говорить об этом народе можно коротко, а можно не уложиться и увесистый многотомник. Но начнем издалече. Поскольку легендарная «голядь» — это балтское племя, что появилось в наших широтах в результате долгой миграции. И задолго до расселения славян. Углубляемся…

Само название «балты» можно понимать сколь угодно широко: географически, политически, лингвистически, этнологически. Если с географией более-менее понятно — разговор идет о Балтийских «драконах»: Литве, Латвии и Эстонии, то всё остальное куда сложнее. Но начнем с самого начала, пожалуй…

Язык «балтов» входит в общеиндоевропейскую языковую систему, тут мало спорщиков отыщется. Народ был предком литовцев и латышей, вмещал в себя немало старых и древних родственных племен. Многие из них исчезли в доисторический и исторический периоды. Сразу нужно сказать — эстонцы не относятся к балтам, они принадлежат к финноугорской языковой группе. Говорят на совершенно ином языке, другого происхождения, отличающемся от индоевропейского.

Название «балты», введенное в оборот как географический «репер» Балтийского моря (Mare Balticum), — очень современный неологизм. Стал использоваться с 1845 года — как общее название для народов, говорящих на «балтийских» языках: древних пруссов, литовцев, латышей, шелонян. До наших дней дожили только литовский и латышский языки.

Прусский — исчез примерно в 1700 году. Не перенес немецкой колонизации Западной Пруссии. Куршский, земгальский и селонский (селийский) языки исчезли за два столетия до этого — между 1400-м и 1600 годами. Они не выдержали соперничества с литовскими или латышскими диалектами. Что с другими языками случилось — бог весть, растворились еще в раннем историческом периоде. Говорить о них, то грешить противу науки, поскольку не сохранились в виде письменных источников.

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Первые упоминания «балтов» (эстов) встречаются в довольно бородатые седые времена. Римский историк Тацит в своей работе «Германия» упоминает: Aestii, gentes Aestiorum — эстиев, живших на западном побережье Балтийского моря. Вполне определенно наделяет признаками — собирателей янтаря, отмечает их особенное трудолюбие в собирании «растений и фруктов». Этим, по его творческому замыслу, — они отличаются от немецких этносов. Хотя сходство во внешности и обычаях — присутствует.

Кого Тацит назвал «эстиями» — непонятно. То ли всех побережных жителей, то ли только древних пруссов, но не суть… Будем думать, что просто «восточных балтов» залива Фришес-Хаф, который называют «море Эстов». Как нарек эти воды в IX веке Вульфстан, англосаксонский путешественник. Эйнхардт, автор «Жизнеописания Карла Великого» (830–840 годы), находит «эстов» и на западных берегах Балтийского моря, называет соседями славян.

Из того же Тацита известно: по характеру религиозных обрядов и внешнему виду «эстии» напоминали «суэдов» (германцев), но язык больше походил на бретонский (кельтской группы). Они поклонялись богине-матери (Земле) и надевали маски кабанов, которые защищали их от злых духов, наводили трепет на врагов.

Вопрос не однозначный, но самым древним обозначением западных «балтов» кое-кто особо патриотичный в тех краях считает упоминание Геродота — о «неврах». С ними спорят другие точки зрения — «неврами» называли славян. Не ввязываюсь даже в такие баталии…

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Племена пруссов . Начиная со II века до н. э. появились отдельные названия прусских племен (восточных балтов). Благодаря Птолемею (100–178 н. э.) нам известны «судины и галинды», «судовяне и галиндяне». Последние, спустя много столетий, упоминаются в перечне прусских племен под этими же названиями. Это зафиксировал в 1326 году Дунисбург, историограф Тевтонского ордена.

Но есть и несколько новых названий племенных — помесяне, погосяне, вармийцы, нотанги, зембы, надровы, барты и скаловиты (все нарекались по латыни). В современном литовском есть подобные названия прусских земель: Памеде, Пагуде, Варме, Нотанга и т.д. … «Судовяне», самое большое прусское племя, еще называлось «ятвинги» (в славянских источниках — ятвяги).

Примерно в 945 г. арабский торговец из Испании по имени Ибрахим ибн Якуб, ходивший по Балтике, писал: пруссы имеют собственный язык, отличаются храбрым поведением в войнах против викингов (и русов). Курши — племя, заселившее берега Балтийского моря, на территории современных Литвы и Латвии, в скандинавских сагах именуются кори или хори. Судя по героике эпосов — знатно рубились с викингами в VII в. до н. э.

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Добрая Эстландия. Примерно в 880–890 годах путешественник Вульфстан совершил весьма протяженный географический подвиг. Проплыл на лодке — из Хайтхабу по Балтийскому морю к низовьям Вислы. Добрался до Эльбы, задержался в заливе Фришес-Хаф. Именно от него стало известно об огромной земле Эстландии. В ней было множество поселений, каждое из которых возглавлял вождь, они часто воевали между собой…

Все богатые члены эстландского общества пили кумыс (кобылье молоко), бедные и рабы — мед, полностью пренебрегая по этому поводу пивом. Вульфстан подробно описал погребальные обряды, удивился обычаю сохранять тела мертвых замораживанием.

Первые христианские миссионеры, появившиеся средь древних пруссов, само собой, считали местное население — погрязшим в язычестве. Архиепископ Адам Бременский писал примерно в 1075 году:

«Зембы, или пруссы, самый гуманный народ. Они всегда помогают тем, кто попадает в беду в море или на кого нападают разбойники. Они считают высшей ценностью золото и серебро… Много достойных слов можно было сказать об этом народе и их моральных устоях, если бы только они верили в Господа, посланников которого они зверски истребляли.
Погибший от их рук Адальберт, блистательный епископ Богемии, был признан мучеником. Хотя они во всем остальном схожи с нашим собственным народом, они препятствовали, вплоть до сегодняшнего дня, доступу к своим рощам и источникам, полагая, что они могут быть осквернены христианами.
Своих тягловых животных они употребляют в пищу, используют их молоко и кровь в качестве питья настолько часто, что могут опьянеть. Их мужчины голубого цвета (скорее всего — покрыты словно кельты татуировками, — авт. ), краснокожи и длинноволосы. Обитая в основном на непроходимых болотах, они не потерпят ничьей власти над собой».

На бронзовой двери собора в Гнезно (север Польши) изображена сцена приезда епископа Адальберта в Пруссию, его спор с местной знатью и казнь. Пруссы тут изображены с копьями, саблями и щитами. Безбороды, усаты, волосы подстрижены, на них килты, блузы и браслеты.

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Спорный вопрос — была ли в Эстландии собственная письменность. Надписи на камне или бересте на национальном языке пока не найдены. Остальное — сделанное на древнепрусском и литовском языках — датируется XIV и XVI веками. Все о «балтах», что есть, — это сплошь латынь, немецкие, греческие и славянские записи. Древнепрусский же язык известен только узко-специализированным лингвистам, изучается по словарям XIV и XVI столетий.

В XIII веке балтийские пруссы были завоеваны тевтонскими рыцарями, немецкоговорящими христианами. Подверглись в течение последующих 400 лет полной ассимиляции, их язык исчез. В 1701 году Пруссия стала независимым немецким монархическим государством. С этого времени название «прусский» стало синонимом слова «немецкий».

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Балты VS славяне. Самое загадочное из племен «балтов» (по версии афффтора, само собой) — это обитавшие в районе нынешние Москвы «галиндяне». Или «голядь», по летописному (постоянно тролю друзей из столицы прозвищем «голЯдр а нцы», многим доставляет, ага). Они, кому если интересно, породили своим существованием любопытную научную проблему: их название и исторические описания указывают на то — они ни славяне, ни угро-финны.

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

В «Повести временных лет» это племя (союз племен) упоминается в 1058 и в 1147 годах. Лингвистически славянская форма «голядь» произошла от древне-прусского «галиндо». Этимология слова может быть объяснена с помощью литовского слова galas — «конец».

В древне-прусском географическом понимании « галиндо» — более широко также обозначало южную часть балтийской Пруссии. Это те самые прусские «галиндяне», что упоминаются Птолемеем в его «Географии». И свое «оконечное» прозвание они получили потому, что располагались восточнее всех балтийских племен. В XI и XII веках их со всех сторон постепенно окружили славяне.

Это соприкосновение добром не закончилось. Трудно сказать, сколько столетий (полтора или два) длилось вооруженное противостояние балтов и Руси. Но известен финал — полное покорение «голяди» и других балтских племен, что вошли в орбиту экспансии. С этого времени (1147г.) упоминаний о воинственных галиндянах не было. Как это часто бывало, скорее всего, их сопротивление было сломлено. Остатки племен были ассимилированы и вытеснены славянским населением. Но длилось это очень долго… Произошло исчезновение «голяди» бесповоротно лишь в конце XV столетия.

А началось, когда московские князья стали строить и основывать многочисленные города в их землях. Вятичи и голядь постепенно продвигались к северу нынешнего Подмосковья, заселяя берега Нары, Пахры и Москвы-реки, и, наконец, воссоединились с кривичами.

Пример «голяди» — важный фрагмент понимания гибели «балтской племенной цивилизации». Если посчитать протяженность их противостояния с миром славян — то получится отрезок времени… длинной почти в 600 лет. А согласно лингвистическим и археологическим исследованиям — можно очертить территорию расселения древних балтов.

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Преодолев время, балтские следы в названиях рек или местностей сегодняшних «исконных» славянских территориях — найти можно. Советские, российские, адекватные литовские лингвисты установили: 121 наименование рек в Белоруссии имеет балтийское происхождение. Почти все наименования в верхнем Поднепровье и верхнем течении Немана — тоже.

Из наиболее близких и популярных названий рек районов Смоленска, Твери, Калуги, Москвы можно вспомнить: Истру, Вержу, Обжу (приток Межи), Толжу (возле Вязьмы), город Тильзит (на Немане), легендарную Угру — восточный приток Оки, Жиздру, Нару (приток Оки). Самой дальней «балтской» рекой, расположенной на западе, стала река Цна.

Вопрос спорный, но лингвисты выдвигают вполне толковую версию — название реки Волги восходит к балтийскому jilga — «длинная река».

Загадки. Это самое вкусное. Есть представление — территория расселения «голяди» распространялась на всю Москву-реку, Угру, Жиздру, верховья Оки. Нужно понимать, очень плотно она соседствовала с вятичами. Те и другие предпочитали селиться вдоль популярных торговых маршрутов. Если прикинуть такой ареал — куда больше выходит Рязанского, Черниговского, Смоленского княжеств… Возникает резонный вопрос — если она так многолюдна была, эта голядь, если на нее великие походы организовывали (минимум два, что в «Повесть безвременная…» помнит) — почему в историю не попала, не сохранилась в литературных источниках. Как и вятичи…

Исторический парадокс налицо, объяснение только одно напрашивается — летописцы толком не знали этого народа, поскольку цельным этносом он был куда раньше, чем появилась ПВЛ. Лет сто-двести отделяло Нестора и его редколлегию от расцвета Голяди. А то, что они заприметили, — это всего лишь небольшой осколок, что на реке Протве еще как-то держался. Продолжал славянам оказывать упорное сопротивление.

Если взять такую версию за основу — думается легче. Вот что получается: очерченная выше область не случайно «обтекалась» расселением славян. Вокруг земель «голяди» возникали города, княжества… но внутри — ни одного не было. Это не нарушении логики — а прямой запрет «аборигенов» на колонизацию их земли, вооруженный нейтралитет. А то и прояснение их статус-кво языком железа. Поэтому в районе реки Протвы, где соприкасаются Черниговское, Рязанское, Смоленское и Владимирские княжества, — и возникло «белое административное пятно». Ни городов там русских, лишь верхушки дубов ветром качаются… Да легендарный разбойник Голяда бревна огромные мечет на тридцать шагов в каждого чужака славянского облика…

Может край малолюдный был, как это некоторые академики объяснить пытаются? Ан нет, сам бывал на раскопах в Калужской области, археологию многих мест изучал в нудных книжках… В древности эти края плотненько заселены были. Судя по некоторым селищам (например, Огубское) — народ жил там крайне состоятельный, достатком превосходил все киевские и даже новгородские поселения. Культура была устойчивая, веками неизменная, полноценная, ассимиляции не подверженная.

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

«Наперсточная» точка зрения — да, славяне появились в землях нынешней «московской» России в результате переселения народов Великого. Но не смогли выбить с удобных и хороших земель аборигенов — восточных балтов, по имени «голядь». Те (вместе с вятичами) проясняли очень долго чужакам — обходите нас стороной. Были многочисленны, прекрасно организованы в военном отношении. Тот же Великий Новгород, что царствовал в северных землях, свой первый город форпост Ржев (на границах с голядью) смог основать, дай бог памяти, — только в начале тысячных годов. Потом видимо, обратно был отбит, поскольку на сотню лет пропадает из летописей, «вынырнув» опять только под 1150 годом.

Обратите внимание на частое «двойное» датирование русских городов в момент их основания. Тверь, Торжок, Волок Ламский, Москва, Коломна… между киевским и новгородским летописанием разница великая… И говорит о том, что территории эти были спорные, находились под постоянной экспансией Рюриковичей, относили их к разным землям и княжествам. Та же картина в Черниговских землях с его поминанием множества городов почти в одно и тоже время: Севск, Брянск, Дедославль, Болдин, Карачев, Козельск и т.д. …

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Аккурат во времена Святослава Ольговича это происходит, которого выпнули из Чернигова. И тот с 1146 года плотно занялся вопросом «русификации голяди» (и вятичей) на их исконных землях. Эти города не основывались, а захватывались или входили в союз с князем. Были изначально небольшими селищами-городищами большого союза племен. Поэтому голядь и постигла горькая летописная судьба вятичей — полное молчание в литературных источниках и историографии древней Руси.

Потому как никогда не подчинялись они Рюриковичам, неудобны и воинственны были, непонятны и чужды славянам. К тому же — самые стойкие язычники, как оказалось, были. С точки зрения «правильного» летописца — грех великий поминать «поганых», знать их деяния, имена вождей, особенности быта и …тем более их богов.

Голядь на Руси

Как в современном сознании соотносится «литовское» и «русское»? Сегодня они несоизмеримы. «Россией» называется огромная территория в Евразии, которой пристало тягаться с иными супердержавами. А «Литва» — клок земли, примостившийся на балтийском побережье. К «Литве» и отношение – ностальгическое, настороженное, презрительное. Удивительная трансформация, если учесть, что Москва произросла на крайней периферии «литвы», древних балтов.

На этой карте территория голядя явно недооценена, находится сверху и справа. На этой карте территория голядя явно недооценена, находится сверху и справа.

Вятичи постепенно продвигались к северу нынешнего Подмосковья, заселяя территории балтских племен, а именно берега Нары, Пахры и Москвы-реки, и наконец воссоединились с кривичами. Однако остатки балтского племени были полностью ассимилированы лишь к концу XV. На существование до этого балтского населения это указывает лингвистический анализ восточно-великорусских говоров, распространенных в верховьях Днепра и Угры, то есть на территории мощинской культуры.

Самое первое русское летописное упоминание о голяди относится к 1058 году и повествует о походе на Смоленщину князя Изяслава Ярославича. В Ипатьевской же летописи за 1147 год сообщается, что суздальский князь Юрий Долгорукий пошел с войском на Великий Новгород, а черниговскому князю Святославу Ольговичу повелел двинуться с дружиной на Смоленскую волость, что тот и выполнил, захватив часть смоленских земель на Протве, населенных голядью: «И шед Святославъ и взя люди Голядь, верхъ Поротве».

Еще один летописный источник рассказывает о том, что в 1248 году в сражении с «Литвой на Протве» был убит владимирский брат Александра Невского, князь Михаил Хоробрит: «И Михаиле Ярославичъ московский убьенъ бысть от Литвы на Поротве» . По всей вероятности, речь шла о битве с потомками голяди, которых к тому времени стали называть литовцами.

Однако балты продолжали проживать на указанных территориях и в период монголо-татарского ига. На это могут указывать балтоязычные топонимы, содержащиеся в духовных и договорных грамотах Ивана Калиты и его сыновей в XIV веке.

Славянизация голяди

Последствием совместного проживания балтов и славян на территории московской области по всей видимости являлся то, что Литва и Польско-Литовской княжество вплоть до 17-го века претендовали на эти земли. Как известно, многие боярские и княжеские роды были из Литвы. А род матери Ивана Грозного, Елены Глинской была родом из мест, граничащих с голядской Десной.

Но со временем балтское для московского превращалось из своего, голядского, во все более чужое –литовское, польско-литовское, западное. Еще совсем недавно в подмосковных деревнях показывали, что «литва» — за ближайшим лесом в западном стороне, а в деревне за этим лесом отсылали за следующий лес на запад, и так далее.

Но сколь бы его ни загоняли в подполье, а все равно продиралось. Сквозными в московско-российской истории Топоров называет тему изменничества и самозванства, связанные с Литвой. То ли там ищут настоящего господина, то ли господин оттуда настойчиво сам является. Двадцать самозванцев только в XVI в. – как повторяющийся из раза в раз сон, страшный для видящего его.

Показателен также пример воцарившихся в 1613 г. Романовых, которые выводили свою родословную от пруссы Кобылы. Действительно, в летописях известен прусский военачальник Гландо Камбило (лит. glando ‘точит’, kamblys ‘ствол’), родословная которого, в свою очередь, выводилась от короля балтских пруссов Видевута. Имя Кобылы, Гландо наводит на мысль, что предком Романовых являлся представитель племени Голиндов.

Голядь сохраняла свою веру и обычаи вплоть до XV века, но потом начались полная славянизация и христианизация. И к XVII веку от голяди остались только топонимы.

Наследие мощинской культуры

По современным данным, около 250 – 300 гг. мощинцы поселились в верховьях Оки и Протвы и являлись выходцами из западных областей балтского мира. Также на этногенез мощинцев оказали славянские племена киевской культуры (наследники зарубинецкой), переселившиеся на север из-за нашествия гуннов. Мощинские выемчатые эмали относятся к кругу восточнославянских эмалей, что говорит о существовавшем тогда балто-славянском единстве. Около 500 г, фиксируется наличие нового культурного импульса из центральной Европы, в первую очередь, со стороны групп балтского населения в с территорий Литвы и Польши. К VIII веку мощинцы вступают в контакт со славянским племенем вятичей .

До прихода славян мощинцы не строили изб из бревен, а также не вели подсечно-огневое земледелие, так как для них растительный мир был священным. Сельское хозяйство велось по принципу «посадил и забыл» — без вспашки, вырубок, удобрений. Урожай собирали серпом.

Мощины владели кузнечным делом и керамическим производством. Изделия зачастую носят треугольные элементы, что согласуется с верховным богом балтов — триглавом.

Погребения мощинцы делали в виде курганов – земляных насыпей полусферической формы. Характерная черта этих насыпей, достигающих 3-5 метров в высоту и диаметра основания в 10-15 метров, - кольцевая оградка из камней или частокол у основания насыпи. По всей видимости, вятичи переняли у мощинцев курганную культуру, а также шейные гривны.

Для посмертного движения душ в иной мир известно, что у балтских племен служила река, особенно текущая на запад, к тому же требовался проводник, чтобы душа не заблудилась.

Расселение славян в ареале мощинской культуры в VII-X вв. a - ареал мощинской культуры; b - памятники вятичей; c - синхронные памятники кривичей Расселение славян в ареале мощинской культуры в VII-X вв. a - ареал мощинской культуры; b - памятники вятичей; c - синхронные памятники кривичей

Что известно о таинственном этносе?

«Победи Изячлав голядь». Эта запись, датированная 1058 годом, является первым летописным упоминанием о загадочном племени. Предполагается, что встреча Изяслава Ярославича с голядьюпроизошла во время его похода на литовцев. Славяне долго враждовали с литовцами и ятвягами, и когда князь Ярослав разбил ятвягов, его сын Изяслав продолжил начатое отцом дело и вознамерился сломить литовцев. Сражаясь за ятвягов, племя потерпело поражение и двинулось на север к литовским племенам, где и встретилось с Изяславом.

Второй раз голядь появляется в 1147 году на страницах Ипатьевской летописи. Святослав Ольгович, отправившись с дружиной из Чернигова в Смоленскую волость, повстречался с народом в районе реки Поротвы (сегодня Протва): «И взя люди Голядь».

Летопись позволяет определить географические рамки проживания этноса: берега реки Протва, граница Московской и Калужской области. В 1248 году снова просматривается след голяди. Тогда на берегах реки Поротвы литовцами был убит Владимирский князь. Очевидно, летописец называл литовцами потомков голяди.

Читайте также: