Гобелен из байе загадка рыцаря сидящего не по людски

Обновлено: 24.12.2024

Ковер из Байё (или Гобелен из Байё) — памятник искусства раннего Средневековья, это вышитый тканый гобелен размером 48÷53 см, длинна около 70 м, на нем изображены сцены подготовки норманнского завоевания Англии и битвы при Гастингсе.

Изготовлен в конце XI века. Сегодня гобелен выставлен в специальном музее в городе Байё (Нормандия), и относится к национальному достоянию Франции.

Из истории

Заказчик ковра (официальная версия)

Одно из самых ранних письменных свидетельств о ковре содержится в описи имущества кафедрального собора Байё, датированной 1476 годом. Имя мастера создавшего этот шедевр не установлено. По традиционной точке зрения, ковер был вышит по велению королевы Матильды, супруги Вильгельма Завоевателя (см. Вильгельм Завоеватель), ее придворными ткачихами. Во Франции ковер получил известность как «Ковер королевы Матильды».

Другие версии

В XX веке была выдвинута другая версия: заказчиком ковра мог быть Одо, епископ Байёнский, брат и один из ближайших соратников короля Вильгельма I.

В качестве подтверждения этой версии приводят следующие факты: на ковре изображены трое из служилых людей епископа, чьи имена также есть в Книге Страшного суда; ковер хранился в соборе Байё, построенном Одо; может быть, ковер создавали именно в те времена, когда возводили собор (1070-е гг.

), и, наверное, был предназначен для его убранства.

В случае если заказчиком ковра из Байе в действительности был епископ Одо, его авторами, вероятно, были английские ткачи, потому как основные земельные владения епископа находились в Кенте. Это косвенно может быть подтверждено тем, что некоторые латинские названия на ковре являются производными от англосаксонских, а растительные красители, применявшиеся при создании ковра, были широко распространены именно в Англии.

Есть предположение, что авторами ковра из Байё были монахи монастыря Св. Августина в Кентербери.

Ковер вышит на льняном полотне шерстяными нитями 4-х цветов: фиолетовый, голубой, зеленый и черный. При вышивке применяли технику тамбурной строчки, техника стебельчатого шва, а также простой «набор».

История обнаружения

Ковер обнаружили в конце XVII века в Байё, где он по традиции раз в год выставлялся в местном соборе. Первые репродукции ковра были опубликованы в 1730-х гг. Бернаром де Монфоконом. В период Великой французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из ковра покрытие для повозки с военной амуницией, но один из адвокатов, который понимал ценность ковра, спас его, предоставив другую ткань.

1803 год – Наполеон вывез ковер в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Но, когда план вторжения провалился, ковер возвратили в Байё. Там он и хранился в свернутом виде, пока его не захватили представители германской организации «Аненэрбе». Большую часть Второй мировой войны ковер провел в подземельях Лувра.

Описание ковра из Байё

В наше время гобелен из Байё выставлен в специальном музее в Байё, при этом, чтобы избежать ухудшения состояния этого произведения искусства, он хранится под стеклом, а в комнате поддерживается специальное слабое освещение.

Вышитые изображения на ковре, рассказывают историю норманнского завоевания Англии. События разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами: отправка Гарольда королем Эдуардом Исповедником в Нормандию; его пленение людьми Ги, графа Понтье, и освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы, предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш; и, в конце концов, битва при Гастингсе и гибель Гарольда.

Авторы ковра отразили нормандскую точку зрения на события 1066 года. Так, англосаксонский король Гарольд изображается лицемерным, а норманнский герцог Вильгельм — решительным и смелым воином.

Часть ковра длиной около 6,4 м не сохранилась. На ней, возможно, были изображены события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя.

Сегодня этот гобелен-документ относится к наиболее популярным экспонатам собора в Байё. К сожалению, шерстяные нитки на протяжении веков несколько выцвели. Но цвета все таки можно различить. Гобелен рассказывает, что почти каждая доска обшивки норманнских судов, участвовавших во вторжении в Англию, была окрашена другим цветом. Не менее резкими цветовыми контрастами отличалась окраска парусов и щитов. Стоит отметить, что в противоположность этому с внутренней стороны все щиты были белые. Если щиты были повернуты внутренней стороной, это означало, что норманны приближаются с мирными намерениями. Впрочем, так случалось весьма нечасто, да и то применялось иной раз только как коварная уловка.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Следующая загадка

Один из самых известных памятников средневековья . Пятьдесят сантиметров шириной и около семидесяти метров длиной, полотно изображает сцены высадки норманнов в Англию, а также предположительно битву при Гастингсе и коронации Вильгельма.

Создано оно было в одиннадцатом веке, однако первое письменное упоминание о вышивке датируется 1476 годом. История не сохранила автора, да и вряд ли им был один человек.

Считается, что гобелен был вышит по приказу королевы Матильды, жены Вильгельма завоевателя.

Первые почти 400 лет гобелен или как его иногда называют, ковёр провисел в соборе Байе. И то ли он никому не был интересен, то ли о нем все забыли, никто за довольно долгое время не обратил на него особого внимания.

Несмотря на то, что вышивка традиционно называется гобеленом, она им не является. Это именно вышивка на льняное ткани шерстяными разноцветными нитками. Вышивали тамбурным, стебельчатым швами, а также "вперёд иголкой". Конечно, мастера не могли соткать полотно в 70 метро - гобелен сшит из 9 кусков различной длины.

Гобелен обнаружили в городе Байе в 18 веке. Тогда Франция переживала нелёгкое время - шла революция, и реликвия чуть не была утеряна - полотно хотели пустить на покрывало для повозки с оружием. Однако, его спас один из адвокатов, зная, сколько ему веков.

Именно тогда полотном заинтересовались англичане, и ткань даже отправилась на 2 года в Англию. Вскоре к власти пришёл Бонапарт, и когда гобелен попал к нему в руки, тот вывез его в Париж, зная о планах вторжения англичан во Францию. Однако, вторжении не удалось, и полотно вернулось на родину в Байе. Там оно не экспонировалось, а просто хранились в рулоне в музее.

Почти всю Вторую Мировую гобелен хранится в подземельях Лувра. Они считались наиболее защищёнными. После войны он прошёл серьёзную реставрацию и вернулся на родину. Сейчас для гобелена построен специальный музей, в котором созданы все условия для сохранности ткани - специально подобраны освещение, температура и влажность. Саму ткань поместили под стекло.

последняя часть в 6,4 метра не сохранилась - на ней вероятно изображались битва при Гастингсе а также коронация Вильгельма.

Что же по хронологии изображено на полотне:

1. Король Эдуард отправляет в Нормандию Гарольда Исповедника

2. Взятие в плен Гарольда

3. Освобождение Вильгельмом

4. Осада Диннана , гибель Эдуарда

5. Коронация Гарольда а в это время комета, которая предвещала ему несчастья

6. Начало вторжения в Англию

Далее предполагается именно битва при Гастингсе и коронация Вильгельма как английского короля.

Именно благодаря вышивке мы имеем представление о снаряжение и оружии воинов 11 века - расшитые разноцветные стеганки, шлема с наносниками и каплевидные щиты.

Воины носили длинные кольчуги со специальными прорезями для подвеса под оружие. На поле брани очень мало лучников, большинство из них вышиты по краям.

Это указывает на более низкий статус лучник по сравнению с пехотой и кавалерией. На лошадь кстати защиту тогда вешать еще не догадались. Нелегко им тогда приходилось- по ним не целился только ленивый.

Именно поэтому ковёр имеет большую ценность для историков. Кроме того, не смотря на свою долгую жизнь, он все ещё очень яркий, а точная и красивая вышивка мельчайших деталей порадует любой глаз.

Больше интересного на Youtube

Следующая загадка

Гобелен из Байё — одно из наиболее знаменитых произведений мирового искусства, а также бесценный исторический источник для учёных и реконструкторов. Его ширина составляет около 50 см, а длина около 70 метров. Фрагмент длиной ещё около 6,5 метра утерян. Изготовление гобелена было завершено к 1077 году, спустя 11 лет после битвы при Гастингсе — финального отображённого на нём события.

Точный автор гобелена неизвестен. По одной из версий, он был вышит по приказу жены Вильгельма (Гийома) Завоевателя королевы Матильды придворными мастерами. По другой версии, его заказал приближённый Вильгельма епископ Одо из Байё (Франция), и гобелен предназначался для апартаментов епископа. В поддержку этой версии говорит то, что сам Одо трижды изображается на гобелене в ключевых политических моментах.

Сюжеты, вышитые на гобелене, относятся к нормандскому завоеванию Англии в XI веке Вильгельмом Завоевателем, поэтому коротко расскажем о тех событиях.

Англия ещё с VIII века подвергалась набегам викингов (норманнов). В 1016 году её королём стал норманнский завоеватель Кнуд Великий, заменив бежавшего с престола в 1013 году короля англосаксов Этельреда II. После продолжительного изгнания сын Этельреда II Эдуард Исповедник в 1042 смог вернуть престол и начал налаживать отношения с нормандской знатью — осевшими на территории современной Франции норманнами, чтобы получить преимущество в войне против англо-датской верхушки. В 1051 году он назначает своим преемником Вильгельма Завоевателя, но уже в 1052 году в ходе политических игр вся нормандская знать была изгнана, и последним англо-саксонским королём Англии после смерти Эдуарда Исповедника в 1066 году стал Гарольд II, сын одного из крупных политических деятелей, Годвина. Вильгельм, будучи преемником Эдуарда, предъявил претензии на английский престол и начал подготовку к походу. Кроме него, на престол претендовал Харальд Суровый, предки которого заключили договор с Кнудом о совместном наследовании короны, в случае если кто-то из монархов будет бездетен, как это случилось с Эдуардом. Кроме этого, на английскую корону претендовал изгнанный аристократ Тостиг Годвинсон.

Вильгельм Завоеватель был харизматичной фигурой своего времени, а также грамотным руководителем. Он смог объединить не только разрозненных нормандских феодалов, но и рыцарей из других государств. Кроме этого, он получил поддержку папы Александра II, который надеялся расширить сферу влияния церкви на новые территории, и императора Священной Римской империи. Благословение папы позволило придать завоеванию статус священной войны. Так как английская знать не признала Вильгельма наследником, а Гарольд предал принесённые Эдуарду клятвы, Вильгельм мог объявить свой поход также карой клятвопреступников — в те времена это было весьма серьёзным преступлением. При этом сам факт объявления Вильгельма наследником остаётся под вопросом, поскольку присутствует только в нормандских источниках и мог быть одним из оправданий последовавшего завоевания. Однако ничего сверхъестественного в этом нет, Эдуард и Вильгельм были хорошо знакомы, и король мог избрать его преемником.

25 сентября 1066 года, после нескольких боёв, англо-саксонскому королю Гарольду удалось отразить атаку объединённых войск Тостига и Харальда Сурового, что отбросило викингов обратно в Скандинавию, но сильно ослабило английскую армию перед приходом Вильгельма. 14 октября 1066 года произошла десятичасовая битва при Гастингсе, в ходе которой английская армия была разгромлена, король Гарольд и оба его брата убиты, и наследников на престол не осталось. После этого Англия практически не сопротивлялась, и 25 декабря 1066 года Вильгельм Завоеватель стал королём, а само завоевание завершилось примерно к 1075 году.

Изображения на ковре охватывают период от 1042 года до битвы при Гастингсе в 1066 году. Сюжеты начинаются с беседы Эдуарда Исповедника с Вильгельмом и Гарольдом во дворце, после чего Эдуард направляется помолиться в церковь об удачном морском походе. Далее плен, вызволение из плена, совместные походы с Вильгельмом, смена королей, изгнание нормандской знати, и особенно подробно — подготовка к битве при Гастингсе и сама битва. Последняя сцена была утеряна, и можно лишь предположить, что на ней была изображена коронация Вильгельма.

Гобелен также является бесценным источником, свидетельствующим о быте, одежде, вооружении и военном деле того времени. На нём изображено: 626 мужчин и женщин, 202 коня, 41 корабль, 37 зданий, а также 93 половых органа, 88 из которых принадлежат коням. Кроме этого, гобелен содержит надписи на латинском языке с добавлениями староанглийского, что делает его важным источником и для лингвистов, поскольку отображает варианты, нехарактерные для латыни и появившиеся под влиянием норманнов.

Следующая загадка

Гобелен из Байё.
Дата: — приблизительно 1070 год.
Краткая характеристика: гобелен из Байё — это вышивка, содержащая художественные изображения завоевания Англии герцогом Нормандским Вильгельмом.
Как выглядит: гобелен вышит на холсте нитками различных цветов. Различные сцены, изображенные .на холсте, сопровождают надписи на латинском языке.
Размеры гобелена из Байё составляют: ширина — 51 см и длина — около 70 м.
Отсутствие у бездетного короля Англии наследника привело к драме. Неизбежно развязка ее должна была быть кровавой, однако все произошло на удивление быстро; в свете этих скоропалительных событий общественный строй в Англии и ход ее развития также претерпели значительные изменения. История последнего покорения Англии иноземным захватчиком и образования нового королевства являются уникальными и тесно связанными между собой событиями, прекрасно сохранившимися до наших дней в двух различных памятниках старины.
В январе 1066 года никто не мог предвидеть, какое будущее ожидает Англию; король Эдуард Исповедник умер, не оставив после себя наследника. Когда на следующий же день после его смерти на королевский трон незамедлительно воссел граф Уессекский Гарольд Гудвинсон, в умах могущественных людей всех близлежащих земель зародились мысли о завоевании Англии. Тостиг, изгнанный во Фландрию брат Гарольда, пожелал вернуться домой и занять трон. Норвежский король Гарольд Хардраад, всегда бдительно следивший за окружающей обстановкой и использовавший любую возможность расширения границ своего царствования, также жаждал подчинить себе Англию. Герцог Нормандии Вильгельм бьи убежден в том, что является законным наследником Эдуарда; он заявлял о том, что король обещал передать ему свою корону и что Гарольд поклялся, приняв священную присягу, поддержать Вильгельма в качестве преемника Эдуарда после того, как Вильгельм добился его освобождения из французской тюрьмы, где его держали, желая получить за пленника выкуп.
Гарольд Гудвинсон, решая насущные проблемы, стоявшие перед новой королевской администрацией, не переставал беспокоиться о вражеских кораблях, курсировавших у берегов Англии. Главный удар он ожидал от герцога Вильгельма, который мобилизовывал свои силы на южном побережье Англии. Однако первым военные действия начал Тостиг, но был разбит передовыми отрядами Гарольда.
К августу английская армия уже устала от ожидания Вильгельма, который все откладывал нападение из-за дувших с моря неблагоприятных ветров; продовольственные запасы подходили к концу, а в самой армии отмечалось много случаев дезертирства. Именно в этот момент норвежцы напали на Стамфордский мост, соединились с нашедшим в Шотландии убежище Тостигом и разбили отряды графа. Гарольд призвал верные ему войска с севера страны и сокрушил нападавших.
Теперь Вильгельм с тревогой ожидал попутного ветра, чтобы начать свою честолюбивую кампанию. Понимая, что трудно набрать войско на территории Англии, он собрал могущественную армию на континенте. Для этого Вильгельм обратился к норманнским аристократам и священникам за финансовой поддержкой. Он осудил нарушение Гарольдом принятой ранее священной присяги и получил благословение папы Римского. Для осуществления планируемой миссии ему удалось привлечь под свои знамена профессиональных воинов со всей Европы.
27 сентября, вскоре после наступления темноты, Вильгельм со своей армией, состоявшей приблизительно из восьми тысяч воинов и большого количества лошадей, на ста судах отплыл из Сент-Валери-сюр-Сомм, и на следующее утро прибыл в прибрежный английский город Певенси. Войска сразу же выступили к Гастингсу, являвшемуся одним из наиболее важных стратегических мест; отсюда они совершали грабительские набеги на близлежащие окрестности, вынуждая Гарольда ускорить отправку на юг страны его отрядов. Через несколько дней английская армия, истощенная и голодная, прибыла к Йорку и разбила там лагерь. На следующее утро, 14 октября 1066 года, Вильгельм атаковал Гастингс. Начался страшный бой, в ходе которого солдаты сражались и металлическими жезлами, и алебардами, и пиками, и мечами, и копьями, и дубинками; в результате Вильгельм одолел Гарольда, одержал над ним победу. Он продолжил движение на север страны и наконец получил признание, которое было необходимо ему для занятия английского трона. Возможно, в течение десяти лет с момента битвы при Гастингсе начались работы над воссозданием событий, которые заставили Вильгельма вторгнуться в Англию и покорить ее. Однако сегодня точно неизвестно, кто делал эти работы или кто поручил их делать. Традиционно считалось, что вышивкой занималась жена Вильгельма Матильда вместе со своими слугами; тем самым она решила воздать дань своему мужу. Тем не менее в XIX веке это предположение было опровергнуто учеными, которые пришли к выводу, что поручил выполнить эту работу единокровный брат Вильгельма Одон де Коунтвилл, епископ французского города Байё. Существуют доказательства, подтверждающие, что епископ преподнес Вильгельму щедрый подарок: на начальной части гобелена Вильгельму выказывалось особое расположение, так как на ней оправдывалось его вторжение в Англию; там же был изображен Одон за работой, а дом, в котором был выткан гобелен, был именно тем самым домом, в котором жил Одон; имелся также ряд других доказательств причастности Одона к созданию гобелена. Поэтому если выдвинутое предположение действительно справедливо, то это очень иронично по двум причинам: возможно, гобелен был выткан в Англии именно теми людьми, которых покорил Вильгельм Завоеватель, однако, несмотря на это, они прославляли его; кроме того, Одон в конце концов перестал пользоваться покровительством Вильгельма и по его приказу был заключен в тюрьму.
Гобелен из Байё состоит из восьми кусков материи; в XVIII веке на этих кусках материи можно было обнаружить пятьдесят восемь различных сцен. Благодаря своей значительной длине и сравнительно небольшой ширине он имеет вид длинной красочной ленты. На гобелене вышиты люди, животные, корабли, оружие, деревья, здания и другие предметы, причем все они изображены участниками определенных сцен; вышивка сделана яркими нитками на светлом фоне, а вверху каждой сцены имеется надпись на латинском языке. Вышивка исполнена с очень высоким мастерством: все изображения на гобелене детализированы (например, выражения лиц людей и рисунки на костюмах), сочетая в себе глубину и контрастность, а текст хорошо различим.
История, которая в картинках рассказывается зрителям на гобелене из Байё, начинается с разговора короля Эдуарда. Как предполагают, он отдает приказ Гарольду ехать в Нормандию и объявить Вильгельму, что он, Эдуард, выбрал его своим преемником. Английский герцог Гарольд отправился в путь вместе с солдатами верхом на лошадях; перед ним бежала свора охотничьих собак. В церкви (она до сих пор находится в Сассексе) Гарольд обратил к Всевышнему мольбу, желая получить божественное благословение для успешного выполнения порученного ему задания. После этого Гарольд и его воины занялись обедом, но вдруг ктото сообщил, что ветер сменился и благоприятствует путникам. Тогда Гарольд и сопровождавшие его солдаты взошли на борт ожидавших их судов.
В пути их застал шторм, и корабли, конечно же, отклонились от намеченного курса. Поэтому вместо того, чтобы высадиться на побережье Нормандии, путники оказались на побережье Понтье. Они высадились на берег, где Гарольд был взят в плен владельцем этих земель графом Ги де Портье. Гарольда отвели во дворец графа и оставили там, желая получить за него выкуп. Представители герцога Вильгельма, прослышавшие о похищении Гарольда, приехали во дворец Ги. Однако им не удалось добиться освобождения Гарольда, о чем они сообщили герцогу, и тот отправил двоих рыцарей, чтобы те освободили пленника. Граф Ги де Понтье освободил Гарольда и передал его Вильгельму, который привез англичанина в свой замок, где между ними и состоялась беседа. Вильгельм, по мнению специалистов, пообещал обручить одну из своих дочерей с Гарольдом. После этого Вильгельм повел норманнскую армию, к которой присоединился и Гарольд, в поход, целью которого было изгнать герцога Британского Конана, проявлявшего по отношению к нему нелояльность. Путь был очень сложнымпо дороге лошади постоянно проваливались в зыбучие пески, которыми изобиловала бухта Монт-Сент-Мишель. Норманнские солдаты атаковали врага. Потерпев поражение в сражении, герцог Конан передал Вильгельму ключи от города. Вильгельм присвоил Гарольду звание рыцаря, после чего привез его с собой в Байё, где английский герцог принял священную присягу, обязуясь поддержать Вильгельма в качестве преемника Эдуарда.
Гарольд вернулся в Англию и сообщил обо всем происшедшем королю Эдуарду, который вскоре после этого умер. Саксонские титулованные особы предложили, чтобы английская корона перешла к Гарольду и чтобы он стал королем. Однако, увидев вскоре комету, люди сочли ее предвестником будущих неудач; по мнению астрологов, она не сулила ничего хорошего Гарольду.
К герцогу Вильгельму на корабль были отправлены посыльные, которые должны были сообщить ему о приходе к власти Гарольда. По приказу Вильгельма люди сразу же начали рубить деревья и строить корабли. Другие собирали оружие и приносили его на строящиеся суда. Пешая и конная армия Вильгельма в конце концов погрузилась на корабли. Воины пересекли Ла-Манш и прибыли в Певенси. Сойдя на берег, армия помчалась к Гастингсу, где готовилась «пища», проклятая епископом Одоном.
Вильгельм получил донесение о подходе войск Гарольда. Тогда воины Вильгельма покинули Гастингс и заняли боевые позиции. Разведчики сообщали как Вильгельму, так и Гарольду о положении и действиях армии противника, и Вильгельм убеждал своих воинов драться смело и расчетливо.
Началось сражение. Англичане понесли значительные потери, среди убитых оказались и братья Гарольда — Ливайн и Гирд. Большое количество убитых было и у противника.
Вильгельм поднял свой шлем, чтобы его воины видели, что он жив, и продолжали сражаться. Сначала были уничтожены практически все саксонские солдаты, а вскоре после этого и король Англии Гарольд был смертельно ранен. Оставшиеся в живых саксонские солдаты бежали, и Вильгельм, герцог Нормандии, подчинил себе Англию.
Изготовление гобелена из Байё заняло около десяти лет. К моменту окончания работы Вильгельм упрочил свои позиции английского короля, а многие из его солдат обосновались на этой новой для них земле.

Между тем создатели гобелена плетут свою историю дальше. К герцогу Вильгельму отправлены посыльные, которые должны сообщить ему о том, что Гарольд вопреки своей клятве стал английским королем. По приказу Вильгельма его люди сразу же начинают рубить деревья и строить корабли. Другие собирают оружие и несут его на строящиеся суда. Пешие и конные воины Вильгельма грузятся на корабли. Флот пересекает Ла-Манш, и армия Вильгельма высаживается на побережье Британии. Нормандцы спешат к Гастингсу. Разведчики сообщают Вильгельму о положении и действиях армии противника. В стане Гарольда тоже идет лихорадочная подготовка к битве. И вот началось сражение. Англосаксы несут потери, в числе убитых — два брата Гарольда, Ливайн и Гирд. В рядах нападающих тоже немало погибших. Вильгельм поднял забрало своего шлема, чтобы его воины видели, что он жив, и продолжает сражаться. Гарольд смертельно ранен. Его оставшиеся в живых воины бегут с поля сражениями Вильгельм, герцог Нормандии, подчиняет себе Англию.

Два последних фрагмента гобелена утрачены: ученые полагают, что на них была изображена коронация Вильгельма. Изготовление гобелена из Байе заняло около десяти лет. К моменту окончания работы положение Вильгельма в завоеванной стране было уже достаточно прочным. Однако до самых последних дней своего царствования он был вынужден то и дело подавлять вспыхивавшие тут и там восстания: для большинства англосаксов он так и остался чужеземным захватчиком. Первое письменное свидетельство о существовании гобелена относятся к 1476 году (он упоминается в перечне предметов, хранившихся в ризнице собора в Байе), хотя известно, что раз в год его по традиции выставляли на широкое обозрение.

Научный мир узнал о существовании гобелена только в конце XVII столетия. В 1730-х годах впервые были опубликованы гравюры с точным воспроизведением рисунков на гобелене, и это стало настоящей сенсацией: впервые в научный оборот был введен столь уникальный памятник истории. Впрочем, его уникальность была очевидна только для людей образованных, в то время как «просвещенные» сторонники Вольтера и Руссо думали иначе. В 1792 году, во времена кровавой французской революции, уникальный гобелен был похищен из разграбленной ризницы собора в Байе и употреблен для. покрытия фургона с боеприпасами. Только вмешательство местного адвоката спасло бесценную реликвию. В 1803 году Наполеон распорядился вывезти гобелен в Париж: готовилось вторжение в Англию, и император рассчитывал использовать гобелен в пропагандистских целях: ведь этот исторический документ тоже рассказывал о вторжении в Англию, успешно осуществленном Вильгельмом Завоевателем за семь с половиной веков до этого. Однако в отличие от герцога Нормандии Наполеон оказался менее удачлив. Запланированное вторжение так и не состоялось, и гобелен был возвращен в Байе. Ныне он хранится в местном музее, в специальном помещении с особым режимом освещения, под стеклом. Эти меры необходимы для того, чтобы минимизировать риски повреждения уникального изделия средневековых мастеров от яркого света и загрязненного воздуха.

Местонахождение: в настоящее время: Центр Вильгельма Завоевателя, Байё, Франция. Харвей Рахлин. Реликвии веков.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: