Гимнастикой ума загадку называл

Обновлено: 18.05.2024

Разгадывая загадку ребенок начинает мыслить, сосредотачивается, у него начинает работать воображение.

Загадка

- это особый, забавный, веселый мир. Отгадывание их - это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Дети обожают загадки. Как у них загораются глаза, когда вы предлагаете им заняться разгадыванием загадок.

Педагогическая ценность загадки была подмечена ещё древними.

Исследователь Ф. Буслаев пишет, что уже в первобытном обществе загадка стала играть, "экзаменационную" роль, она была средством испытания мудрости и взрослости молодых людей, а также одним из средств передачи опыта и языка поколений.

По определению В. И. Чичерова, "загадка - это иносказательное описание какого - либо предмета или явления, данного в форме вопроса".

По определению фольклориста В. П. Аникина, загадка- это мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, короткого, как правило, ритмически организованного описания какого - либо предмета или явления.

К. Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ- отгадку или придумать новую, свою собственную.

И вот для вас дорогие друзья и гости наша собственная загадка:

Он спешит на Новый год.

Веселится весь народ.

В огоньках сияет зал -

Как прекрасен карнавал!

Дети водят хоровод -

Он от них веселья ждет:

Ждет загадок и стишков,

Одарить он всех готов.

Дарит яблоки, конфеты.

Сочиняет сам куплеты,

Ну а посохом взмахнет -

Все дороги заметет!

Пахнет ёлкой и зимой,

А подарки за спиной.

Борода и красный нос.

Кто же это? (дед мороз)

Не говорите отгадку быстро,

Пусть ребенок подумает,

Лучше дайте пару подсказок -

это гораздо интереснее для ребенка

И продуктивнее для его развития.

Искренне радуйтесь, когда ребенок отгадывает загадку правильно, пусть и не с первого раза. Если ребенок сам придумал загадку, даже полную бессмыслицу, - похвалите его и постарайтесь найти отгадку.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Технология развития творческого мышления» Среди многообразия авторских программ, появилось направление, именуемое ТРИЗом. Пусть вас не смущает это необычное название. С недавних.

Консультация для педагогов и родителей «Значение сюжетных игр для развития дошкольников»

Консультация для педагогов и родителей «Значение сюжетных игр для развития дошкольников» Консультация для педагогов и родителей Значение сюжетных игр для развития дошкольников. Дети дошкольного возраста большую часть времени.

Консультация для педагогов «Утренняя гимнастика» Консультация для педагогов «Утренняя гимнастика – важный компонент поддержания двигательной активности детей. Особенности проведения в.

Консультация для родителей «Фитбол-гимнастика-средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Фитбол-гимнастика – средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста». Приоритетное направление.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей» «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей» Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните,.

Консультация для родителей «Гимнастика для ума» Каждый родитель желает своему ребенку счастья, здоровья, успехов в учебе и еще много всего только хорошего. Но не все мамы и папы, и даже.

Консультация для родителей «Ребенок и компьютер: вредная игрушка или средство развития?» Консультация для родителей «Ребенок и компьютер». Что же такое компьютер? Добро или зло? Чем является компьютер для ребенка? Игрушкой,.

Лепка по сказке «Приключения Буратино, или Золотой ключик»

Лепка по сказке «Приключения Буратино, или Золотой ключик» Лепка по сказке «Приключения Буратино или золотой ключик» с украшением вылепленных изделий путем нанесения на глину фактуры с помощью ткани.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников» Мастер-класс для педагогов ФКДОУ Детский сад «Росинка» «Загадка как средство развития речи дошкольников» Составила воспитатель логопедической.

Знакомство с народной мудростью как средство речевого развития детей или «Зарядка для ума» Знакомство с народной мудростью, как средство речевого развития детей или «Зарядка для ума" /игры для детей старшего дошкольного возраста/.

Следующая загадка

В случае возникновения трудностей, обратитесь к нашей службе поддержки за помощью.

Гимнастика для ума

Мы получаем удовольствие от познания нового, даже если не осознаем, что решение кроссвордов, судоку или головоломок — часть этого процесса. Ломая голову над задачей, не имеющей практического применения, человек удовлетворяет любопытство, хочет найти разные пути решения и испытать радость победы. Маленькие открытия тешат самолюбие и пробуждают интерес к умственной работе.

  • Загадки полезны детям, познающим мир в форме игры. У ребенка формируется привычка к логическому мышлению, он запоминает новые понятия и слова.
  • Для взрослых людей активного возраста разгадывание головоломок — это возможность переключиться. Гимнастика для ума не менее полезна, чем физические упражнения, она снимает напряжение и помогает поддерживать интеллектуальную форму.

Периодически появляются новые виды головоломок. Когда-то на смену кроссвордам пришел кубик Рубика, потом мир увлекся сканвордами и судоку, тестами и компьютерными пасьянсами, лабиринтами и логическими задачами. Интерес к подобным занятиям не ослабевает, и это не может не радовать — значит, народу не чужды интеллектуальные развлечения.

В чем польза детских загадок

Угомонить почемучку, которая недавно научилась говорить и хочет знать все и сразу, сложно. Удовлетворить тягу к знаниям необходимо, чтобы дитятко получило достоверную информацию из компетентных источников — это проще, чем перезаполнять базу данных. Загадки и головоломки для ребенка — обучающая игра, в ходе которой все быстро запоминается и усваивается. В процессе поиска правильного ответа можно не только продуктивно общаться, но и прививать полезные привычки к решению проблем и логическим умозаключениям. В школьные годы и во взрослой жизни умение оценивать ситуацию и понимать иносказания обязательно пригодится.

1. Настойчивость

Детские загадки кажутся легкими только взрослым, от ребенка они требуют серьезных умственных усилий. Правильный ответ находится не сразу, приходится перебирать варианты, разбираться в деталях, группировать признаки. В процессе детеныш начинает понимать, что не все в жизни дается легко, иногда приходится хорошо постараться.

2. Креативность

Каждая загадка — это история с персонажами, их свойствами и особенностями. Ребенок учится суммировать информацию и делать выводы, формулировать суть вопроса и находить правильный ответ.

3. Творческие способности

Формируя в уме образы, описанные словами, ребенок гармонично развивается как мыслящая личность. Заинтересованность и внимательность лучше развивать в форме игры, а не утомительных уроков. Если предложить нарисовать ответ, заодно можно выявить склонность к изобразительному искусству.

4. Усидчивость и концентрация внимания

Важно, что детям нравится разгадывать загадки, они могут самостоятельно заниматься любимым делом не только дома, но и на прогулке. Даже непоседы снижают скорость, когда их мозг занят решением сложной задачи. Подведите ребенка к мысли, что решить задачу можно, сосредоточившись на ней. Постепенно это войдет в привычку и умение удерживать внимание будет очень полезным, когда ребенок пойдет в школу.

5. Социализация

Если загадки решает группа детей, например в саду или на детском празднике, у них развиваются навыки командной работы, готовность признавать чей-то успех и правильно реагировать на неудачи. Хорошо, если загадку будут обсуждать все вместе, тогда ребенок научится прислушиваться к мнению сверстников.

6. Расширение кругозора

Загадки о незнакомых явлениях нужно решать вместе. Одновременно родители могут рассказать о новом понятии и знания, усвоенные в такой форме, ребенок хорошо запомнит.

7. Развитие воображения и речи, пополнение словарного запаса

Сказочные персонажи, удивительные перевоплощения и метафоры превращают загадки в увлекательные истории. Ребенок рисует воображаемые картинки, учится проводить аналогии, а заодно узнает новые слова. Во время приготовления обеда можно загадывать ребенку головоломки о фруктах, овощах и других продуктах — это будет наглядно и понятно. Во время прогулки будут к месту загадки о растениях и животных.

Ребенок будет взрослеть, и вместе с этим загадки должны становиться сложнее и разнообразнее. В какой-то момент вы поймете, что не успеваете в разгадывании за вчерашним малышом.

Эволюция загадок

Зачем нужны загадки? Очевидный ответ — чтобы скоротать время и дать неутомительную работу уму. Но для наших предков завуалированное описание событий и вещей имело более глубокий смысл.

В очень далеком прошлом охотники, земледельцы, скотоводы были уверены, что их окружают враждебные силы, и старались обмануть духов иносказаниями. Позже разгадывание загадок было частью свадебного обряда и других важных событий. Из сказок мы помним, как царевны предпочитали того претендента на половину царства, который умел разгадывать хитроумные загадки. Древние греки и норманны устраивали турниры, в которых недогадливый участник выбывал из дальнейших состязаний раз и навсегда — обычно его лишали жизни.

К счастью, со временем нравы смягчились. Того, кто не умеет проникнуть в смысл «шифровки» стали считать не очень сообразительным, над ним посмеивались и исключали из рейтинга местных интеллектуалов. Сейчас обычные загадки вытеснены компьютерными квестами, IQ-тестами и головоломками, но это не справедливо — мы за разнообразие жанров.

Следующая загадка

Человек начал создавать загадки в глубокой древности. И составление загадки и её разгадывание требовали пристального наблюдения за объектами действительности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль.

Указывая на различные предметы, загадканеназывала их однозначно: представления о мире облекались в художественную, образную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена было различным.

В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли, уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью и т. д.

Загадка была не только «тайным языком». С её помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека.

Экзаменационная роль загадки хорошо отражена в мифах, сказках, песнях и других фольклорных жанрах.

В сказках загадка нередко использовалась как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а порой саму жизнь.

В скандинавских и немецких сказаниях загадка, разгаданная путником, давала ему право на ночлег.

С течением времени, с ростом культуры и просвещения «тайный язык» постепенно теряет своё значение, и загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека.

У некоторых народов в далёком прошлом бытовали «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал, который обычно проводился осенью, когда заканчивались сельскохозяйственные работы. Старшие загадывали младшим различные загадки,тематически их группируя: о человеке, одежде, доме, явлениях природы. Тематический подбор загадок облегчал их отгадывание. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям во время развлечений усваивать знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности.

И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.

Что же такое загадка?

В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность. С развитием общества существенно меняются содержание и тематика загадок. Устаревают и отживают загадки,отражающие быт прошлой эпохи: «Без рук, без ног, всё толк да скок». (Люлька)

Современная жизнь богаче, разнообразнее, поэтому тематика загадок значительно расширяется. Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идёт речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, её сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

Самый обширный тип загадок – это загадки метафорические: «Красненький петушок по жердочке бежит» (огонь). Разгадывание метафорических загадок развивает как образное, так и логическое мышление.

Таким образом, в основе разных загадок лежит различный логический механизм. Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому загадка особенно привлекательна, и её построение, и её лексика обостряют внимание слушателя, вызывают интерес к выдвинутой задаче.

Загадка – предельно малое по форме литературное произведение. Цель создания загадки – поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову, поэтому в ней средства языка используются так, чтобы создавалась преднамеренная многоплановость понимания.

Загадкам свойственна богатая и многообразная звукопись. Она широко используется для создания образа загаданного предмета.Например: «Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберёт», частое повторение звуков Р, С, А, О создаёт звуковую картину барабанящего града.

Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, вводят ребёнка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение.

Загадка приобщает детей к народному складу мышления и поэтому служит эффективным средством патриотического воспитания.

Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность.

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс и результат этого умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению, к доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы.

Загадка полна познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающей среде. Это даёт возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о связях между явлениями в окружающем мире. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений.

Загадки познавательного содержания, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют реалистическое представление о природе.

Отражая живописные пейзажи Родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств ребёнка.

Красочно рисуя окружающий мир, загадка позволяет ребёнку по – иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, бабочку, цветок, потому что загадка «картинное описание предмета».Например: «Стоят в поле сестрички: Жёлтый глазок, белые реснички».

Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с потешками и песенками загадка для ребёнка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребёнка разнообразными ритмами и мелодиями.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова.

Таким образом, под влиянием загадок у ребёнка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только речевую подготовку ребёнка, но и развивает его мыслительные способности.

Загадка не просто «скользит» в речевой сфере – она приковывает к себе внимание ребёнка, заставляет его сосредоточиться на языковой форме. Загадка непреднамеренно заставляет ребёнка анализировать языковую структуру, позволяет запоминать слова и словосочетания.

Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Загадка золотой ключик развития или гимнастика для ума» "Загадка - золотой ключик развития или гимнастика для ума" Консультация для педагогов и родителей. Одно из самых любимых занятий наших детей.

Консультация для педагогов «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Бодрящая гимнастика для дошкольников. Как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжать день? Провести после тихого.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз» Очень важно помнить и не забывать, что зрение нужно беречь с раннего детства. А взрослые должны этому уделять большое значение. Сейчас.

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз»

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз» Сейчас,когда нам приходится сидеть дома,наши дети стали много времени проводить у телевизора и компьютера. Снять напряжение с глаз можно.

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз — способ предупреждения нарушений зрения»

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз — способ предупреждения нарушений зрения» Телефоны, планшеты, компьютеры - все это ежедневно оказывает нагрузку на зрительный аппарат детей. Одной из простых и эффективных форм.

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз юным блогерам»

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз юным блогерам» 14 июня международный день блогера. Наши дети растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое.

Следующая загадка

Прокачай свой мозг

Люди любят разгадывать тайны, поэтому «детективщиков» всегда больше, чем ценителей сентиментальных и поучительных историй. Загадки были первыми маленькими детективами, в которых за иносказаниями скрывались знакомые вещи и явления. Неизвестно, кто первым придумал шифровать знания таким образом, но это и не важно. У каждого народа есть загадки и головоломки, и это еще раз подтверждает единство homo sapiens.

Зачем загадки взрослым

Мы стремимся к познанию, ценим остроумие и развитой интеллект, обращаем внимание на неординарный ход мыслей. В простых загадках сконцентрированы элементарные знания, которые открывают мир ребенку, но и для взрослых найдется информация к размышлению.

Вряд ли уместно говорить о развивающих головоломках для взрослых, но можно использовать загадки для легкой интеллектуальной разминки. Уровень интеллекта, удовлетворение жизнью, общий настрой человека зависят от количества нейронных связей. Уже доказано, что на нейроны и синапсы можно влиять, постоянно подкармливая мозг информацией, над которой приходится потрудиться. Головоломки — один из примеров задачек, требующих не чрезмерных усилий, а кардинального переключения.

Для взрослых разгадывание загадок полезно, потому что они:

  • Стимулируют когнитивные способности.
  • Улучшают память.
  • Заставляют искать оригинальные решения и выходить за рамки шаблонов.
  • Развивают логическое мышление.
  • Отвлекают и развлекают.

Пока ученые продолжают спорить о ценности головоломок для взрослого человека. На двух полюсах мнений одна группа утверждает, что регулярные упражнения поддерживают мозговую деятельность, а другая уверена, что увлечение загадками развивает только умение их разгадывать. Например, многократное прохождение IQ-тестов существенно улучшает результаты, но не влияет на уровень интеллекта.

Разгадывание загадок не заменит образование, не сделает человека эрудированным и профессиональным, но смекалка и сообразительность — полезные качества, которые точно не причинят вреда.

Читайте также: