Георгиевский собор в юрьеве польском загадки

Обновлено: 05.11.2024

Георгиевский собор в городе Юрьве, основанном при Юрии Долгоруком в Суздальском Ополье, - один из красивейших храмов домонгольской периода во всей Киевской Руси. Он продолжает традиции известных барельефов храмов древнего Владимира и Боголюбова, выполненные итальянскими и греческими мастерами. Многие туристы лично видели этот храм и принимали участие в любимом экскурсоводами квесте «Найди слоника». Но что означают фигуры животных (реальных и мифических) на фасаде этого собора?

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском знаменит своими барельефами. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском знаменит своими барельефами.

Для начала напомним историю самого собора. В 1230 году, сразу по окончании строительства княжеского монастыря Святого Ахистратига Михаила в Юрьеве-Польском началось возведение храма в честь Георгия Победоносца. Строительство инициировал князь Святослав, сын Всеволода Большое Гнездо, который разобрал старый обветшавший храм.

Знаменитый слоник "прячется" над капителью. Знаменитый слоник "прячется" над капителью.

Вместо него построили «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху». Георгиевский собор стал последним шедевром Владимиро-Суздальской школы белокаменного зодчества, к которой принадлежат церковь Бориса и Глеба в Кидекше, храм Покрова на Нерли около Боголюбова, остатки дворца Андрея Боголюбского в самом Боголюбове, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире.

Фрагмент современной копии искусной резьбы на фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Фрагмент современной копии искусной резьбы на фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

В Тверской летописи говорится, что Святослав Всеволодович лично руководил строительством: «и созда Святослав чюдну зело, резаным камнем, а сам бе мастер». Также считается, что в день памяти Иоанна воинника в лето 1224 года князь Святослав сам высек из камня Распятие Христа Спасителя с предстоящими. Во всяком случае, сохранилась соответствующая 5-строчная надпись на тесаном камне. С тех пор это произведение называют «Святославов крест». Собор является последним крупным каменным сооружением на Руси, сооруженным до татаро-монгольского нашествия. В 1326-1327 годах в Москве по образцу Георгиевского храма был построен кремлевский Успенский собор, ставший первый каменным храмом будущей столицы России.

Реконструкция первоначального облика Георгиевского храма в Юрьеве-Польском по модели А.В. Столетова. Реконструкция первоначального облика Георгиевского храма в Юрьеве-Польском по модели А.В. Столетова.

Артель резчиков по камню, работавшую над храмом, возглавлял опытный мастер из Галичского княжества по имени Бакай. Он оставил свой автограф возле лика Спаса Нерукотворного. Вероятно, он же вырезал потрет князя Святослава - ктитора собора. После внезапной смерти брата Ярослава в 1247 году Святослав ненадолго занял великокняжеский престол, но вскоре уступил его племяннику Михаилу Ярославичу. (Невиданное дело в Киевской Руси, история которой полна феодальных войн за престол между родными дядьями и племянниками).

Современный вид Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Современный вид Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

В XV веке значительная часть сооружения обрушилась. В 1471 году по приказу великого князя московского Ивана Третьего храм был восстановлен московским мастером Ермолиным Василием Дмитриевичем. Однако его изначальные пропорции при этом были нарушены – он стал намного более приземистым.

Зодчий, занимавшийся восстановлением, не стал восполнять обрушившиеся фрагменты кирпичной кладкой, а собрал разрушившиеся каменные блоки и украшавшие их рельефы. Но не имея ни зарисовок первоначального вида здания, ни его точного плана, архитектор расставил собранные фрагменты, перепутав сюжеты. Существует несколько реконструкций первоначального вида храма, особенно много в этом направлении сделали советские ученые Г.К. Вагнер и А.В. Столетов.

Следующая загадка

Обычай изображать русских князей на стенах соборов пришел на Русь вместе с христианством из Византии. Например в соборе Святой Софии в Константинополе имеется мозаичное изображение императора Константина Мономаха – Единоборца. Одним из древнейших изображений князя на соборах в Древней Руси является изображение великого князя Владимирского Всеволода III – Дмитрия.

На своём Дмитровском соборе во Владимире, который был построен в 1196 году, Всеволод Георгиевич увековечил себя и своих пятерых сыновей: Константина, Георгия, Ярослава и Владимира, малолетний сын Иван сидит у Всеволода на коленях.

В своём произведении "Языческие тайны Георгиевского собора" о каменной резьбе Георгиевского собора в городе Юрьеве – Польском я убедительно доказал, что на капителях Георгиевского собора изображены главные языческие божества: Лада, Макошь, Перун и Хорс – Даждьбог.

Георгиевский собор в городе Юрьеве – Польском был построен в 1234 году Юрьевским князем Святославом, который и осуществлял непосредственное руководство строительством, в летописи об этом так и сообщается: «а сам бе мастер».

Георгиевский собор поразил современников своим великолепием: резчики по камню князя Святослава выполнили резьбу на Юрьевском соборе как бы соревнуясь в красоте с Дмитровским собором во Владимире.

Много раз бывая во Владимире и отцовском Дмитровском соборе, князь Святослав наверняка обращал внимание на стену собора, где были изображены: отец Всеволод и его старшие братья.

Без сомнения, при строительстве Георгиевского собора, если даже не пожелал сам Святослав, во что трудно поверить, то мастера – резчики по камню даже по своей инициативе должны были где то оставить на соборе изображение князя Святослава, чтобы о нём, как и об его отце, Всеволоде, осталась память.

Где могли резчики изобразить князя Святослава? В своей статье «Тайны Георгиевского собора» я определил, что на капителях со стороны княжеского входа в собор изображены главные языческие боги: богиня плодородия Макошь, богиня любви и семьи Лада, бог войны Перун и родоначальник и предводитель русских людей Хорс – Даждьбог.

То изображение бородатого старика на клиновидном камне, которое считают изображением Юрьевского князя Святослава, противоречит истине. Во время строительства Георгиевского собора, в 1230 году, Святославу было 34 года, то есть он не был таким глубоким старцем, который изображен на клиновидном камне.

Посмотрим теперь на изображение отца князя Святослава, князя Всеволода Георгиевича, который изображен на Дмитровском соборе во Владимире, он изображен без бороды. Хотя ему было во время строительства этого собора уже 43 года.

Кто мог быть изображен на клиновидном камне? Если предположить, что Юрий Долгорукий (первый строитель Георгиевского собора), то его изобразили бы не в простой, а княжеской шапке, как изображен Хорс - Даждьбог. Может быть это изображение руководителя строительством собора?

Но во всяком случае этот "портрет" никак не может соответствует облику князя Святослава. Попробуем найти на Георгиевском соборе изображение, похожее на князя Святослава, ведь должны же были резчики по камню где то его оставить! Надо обратить наше особое внимание на капители собора, где изображен славянский языческий бог Хорс - Даждьбог - предводитель русских людей.

Хорс - Даждьбог изображен без бороды, на нём княжеская шапка и княжеская одежда, в ухе серьга. А теперь сравним изображение великого князя Всеволода Георгиевича, держащего на руках младшего сына Ивана на Владимирском Дмитровском соборе и Хорса – Даждьбога на Юрьевском соборе. У обоих лица явно схожи: одинаковые носы и подбородки. Кроме того, а это очень важно, у Хорса - Даждьбога княжеская шапка, княжеская одежда и символ высокой знатности - серьга.

Первое упоминание о серьге у русских князей встречается у грека Льва Дьякона. Он так описывает в 971 году знаменитого в Русской истории Святослава Игоревича: «Он был среднего роста с густыми бровями и с голубыми глазами с обыкновенным носом с бритой бородой и с густыми длинными усами. Голова у него была голая. Только на одной стороне её висела прядь волос, в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином по середине, показывающая его знатность».

Серьга, кроме защиты от нечисти, означала высокое положение человека в обществе. Обычай носить серьгу пришел на Русь с Востока, её носили князья и позже Святослава Игоревича. Великий князь Иван II Иванович (сын Ивана Калиты), в своей духовной грамоте отказывает своему старшему сыну Дмитрию (будущему Дмитрию Донскому) кроме золотой цепи, золотого пояса золотой сабли «… и сергу злату с жемчугом».

Серьга, одежда и княжеская шапка у Хорса - Даждьбога на Георгиевском соборе явно указывают на то, что это изображен князь. Какого князя могли изобразить резчики по камню на Георгиевском соборе? Ответ однозначен: на капителях княжеского входа в Георгиевский собор резчики по камню могли поместить изображение только князя Юрьевского Святослава, изобразив его в виде языческого бога Хорса - Даждьбога.

На заставке: слева изображение Всеволода III Георгиевича с сыном Иваном на Дмитровском соборе во Владимире. Справа вверху капитель Георгиевского собора с изображением богини Лады (слева), справа - Хорс - Даждьбог - Святослав князь Юрьевский. Под фотографией капители мужское лицо на камне, которое считается изображением князя Юрьевского Святослава.

Следующая загадка

Во Владимирской области есть городок Юрьев-Польский (стоящий в полях) . Построен он был ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким в 1152 году. Таким образом, он является практически ровесником Москвы.

В 1230-1234 годах , в Юрьев-Польском был построен последний большой белокаменный храм на Руси, который успели возвести до монголо-татарского нашествия - Георгиевский собор . После него, как известно традиции русского зодчества были утеряны.

Но не этим, до сих пор интересен этот храм. Стены собора были украшены уникальными рельефами, на которых изображены не типичные для русского зодчества изображения не только святых, но и диковинных животных, птиц и даже слона.

Лицевой летописный свод (Т. 5, С. 309): «В лето 6742 Благоверный князь Святослав Всеволдовичь сверши церковь во граде во Юрьеве святаго великомученика Георгия и украси паче инех церквей бе бо из внутри около всея церкви по каменю резаны святые чудно вельми, иже есть и до сего дне стоит» Лицевой летописный свод (Т. 5, С. 309): «В лето 6742 Благоверный князь Святослав Всеволдовичь сверши церковь во граде во Юрьеве святаго великомученика Георгия и украси паче инех церквей бе бо из внутри около всея церкви по каменю резаны святые чудно вельми, иже есть и до сего дне стоит»
  • В XV веке значительная часть здания обрушилась. В 1471 году силами Василия Ермолина по приказу великого князя московского Ивана III собор был восстановлен, но потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым. При этом, зодчий, понимая значение исторического сооружения, не заменил обрушившиеся части здания кирпичной кладкой, а собрал все белокаменные блоки и украшавшие их рельефы. Однако, не имея зарисовок храма и его точного плана, он большинство камней поставил произвольно, перепутав сюжеты, в результате чего образовался своеобразный «ребус» из белокаменных рельефов - Википедия

Поэтому, что хотел выразить неизвестный строитель первоначального проекта собора в XIII веке пока что, точно, не может сказать никто.

Георгиевский собор в современном состоянии Георгиевский собор в современном состоянии

Очень много на Георгиевском соборе изображений Льва - символа владимиро-суздальских князей. Причем они смотрят прямо на смотрящего на них, что запрещено православным зодчеством, где демонические изображения должны изображаться в профиль.

И это, только, одна из загадок собора!

Что интересно, строительство собора в XIII веке шло под присмотром владимирского епископа Митрофана. От него был послан монах, который наблюдал за тем, как идет строительство храма. Возможно, именно он был инициатором создания удивительных рельефов на храме. Сам епископ погиб при взятии Владимира монголами в 1238 году.

Юрьев-Польский. Георгиевский собор. Аркатурно-колончатый пояс. Аркатурно-колончатый_пояс Георгиевского собора в г. Юрьев-Польский Юрьев-Польский. Георгиевский собор. Аркатурно-колончатый пояс. Аркатурно-колончатый_пояс Георгиевского собора в г. Юрьев-Польский

Но частое изображение китоврасов (кентавров), псов, собак и других не православных изображений говорит о том, что строивший собор архитектор был возможно не православным. Ведь, Успенский собор во Владимире например строили архитекторы, присланные императором священной римской империи Фридрихом Барбароссой (именно тем, в честь кого был назван план нападения на СССР).

На европейский след указывают и многие изображения лиц в колпаках, похожих на фригийские - атрибут средневековых алхимиков.

Фри́дрих I Гогеншта́уфен (конец 1122, монастырь Вайнгартен, Швабия — 10 июня 1190, река Селиф, ныне в Турции) — король Германии с 1152 года, император Священной Римской империи с 1155 года, герцог Швабии в 1147—1152 годах под именем Фри́дрих III. Прозвище Барбаро́сса он получил в Италии из-за своей рыжеватой бороды (от итал. barba, «борода», и rossa, «рыжая») - Википедия Фри́дрих I Гогеншта́уфен (конец 1122, монастырь Вайнгартен, Швабия — 10 июня 1190, река Селиф, ныне в Турции) — король Германии с 1152 года, император Священной Римской империи с 1155 года, герцог Швабии в 1147—1152 годах под именем Фри́дрих III. Прозвище Барбаро́сса он получил в Италии из-за своей рыжеватой бороды (от итал. barba, «борода», и rossa, «рыжая») - Википедия

Поэтому русскими учеными считается, что возможно Георгиевский собор строил переяславский князь Святослав Всеволодович (1196-1252 годы жизни) .

  • Академик Российской академии художеств С. В. Заграевский показывал, что князь Святослав не только сам был архитектором Георгиевского собора, но также руководил строительством и других крупных белокаменных храмов эпохи великого князя Юрия Всеволодовича, в том числе Богородице-Рождественского собора 1222-1225 гг. в Суздале - Заграевский С.В. Зодчие домонгольской Северо-Восточной Руси// Материалы ХХIV межрегиональной краеведческой конференции (19 апреля 2019 г.). Владимир, 2019. С. 229–237.

На это указывает и то, что не известно чем занимался Святослав Всеволодович в промежутке между 1230 годом (князь переяславский) и 1238 годом (стал князем суздальским).

Но советский искусствовед Георгий Вагнер доказал, что храм строили две артели строителей. И скорее всего рельефы резала отдельная артель, специализировавшаяся на библейских сюжетах. Но впоследствии при перестройке эти рельефы были перепутаны. От той артели остался только один автограф некоего Бакуна. Возможно были и другие автографы, но они скорее всего были утрачены.

Основной идеей храма, по мнению Вагнера было увековечивание памяти княжеской дружины, которая символизировала княжескую власть.

Гео́ргий Ка́рлович Ва́гнер (6 [19] октября 1908, Рязанская губерния — 25 января 1995, Москва) — советский и российский учёный, философ, искусствовед, историк искусства, доктор искусствоведения и почётный гражданин города Рязани. Известный исследователь древнерусского искусства Новгорода, Суздаля, Пскова, Костромы, Владимира, Рязани. Гео́ргий Ка́рлович Ва́гнер (6 [19] октября 1908, Рязанская губерния — 25 января 1995, Москва) — советский и российский учёный, философ, искусствовед, историк искусства, доктор искусствоведения и почётный гражданин города Рязани. Известный исследователь древнерусского искусства Новгорода, Суздаля, Пскова, Костромы, Владимира, Рязани.

Ну, и куда же, без казахов в исследовании русской истории?

Уроженец Казахстана публицист Сергей Баймухаметов считает, что строительство Георгиевского собора связано со знаменитой Липицкой битвой .

Следующая загадка

Он как магнит. Притягивает. Не знаю, в чём феномен. Но при возможности, оказываясь недалеко, мы составляем маршрут так, что проехать через Юрьев-Польский и подойти к Георгиевскому собору.

Георгиевский собор — один из немногих сохранившихся памятников домонгольской Руси и единственная домонгольская постройка, у которой известно имя зодчего. Храм был построен в 1230-1234 годах святым князем Святославом Всеволодовичем. Причем не в переносном, а прямом смысле слова — князь лично возглавлял все этапы строительства, в том числе был и его архитектором. Это доказано документально.

Фрагмент Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Фото автора Фрагмент Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Фото автора

Главное украшение собора — белокаменная резьба. Сюжеты и само создание рельефных композиций собора являются величайшей загадкой древнерусского искусства, которую пытаются разгадать многие поколения исследователей и не могут.

Каменная резьба Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Фото автора Каменная резьба Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Фото автора

Создание каменных рисунков проходило в два этапа: изготовление блоков с горельефами и дальнейшая установка их в стену, а также завершение работ уже на готовых стенах, так называемая "ковровая" резьба, которая и сделала собор таким нарядным. Именно эта резьба считается особо трудной. Есть мнение, что декоративные работы не были завершены одновременно с постройкой храма и затянулись вплоть до 1238 года — года прихода на Русь войска Батыя.

Фрагмент портала Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Фото автора Фрагмент портала Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Фото автора

Георгиевский собор считается самым совершенным белокаменным храмом России. Почему именно он? Почему не церковь Покрова на Нерли или Дмитриевский собор , также богато украшенные каменной резьбой и божественно красивые? Ответ прост: резьба Георгиевского собора уникальна по своей красоте, тонкости, разнообразию. И неразгаданности.

Каменная резьба Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Фото автора Каменная резьба Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Фото автора

Изначально Георгиевский собор был покрыт рисунком от земли до купола. Со временем часть резных камней была утрачена, т.к. в первой половине XV века храм разрушился. Сам. Главная версия исследователей — храм разрушился потому, что его строил непрофессиональный архитектор, пытавшийся привносить в его создание непроверенные новшества. Сначала упала глава, потом разошлись столпы. Стены пострадали уже со временем, потому что восстановление началось не сразу, и дожди продолжили разрушительное дело.

Каменная резьба Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Фото автора Каменная резьба Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Фото автора

Каким был Георгиевский собор до разрушения? На эту тему ломают голову исследователи многих поколений и у каждого своя версия. Для примера, представляю реконструкции трех исследователей — Н.Н. Воронина, Г.К. Вагнера и С.В. Заграевского соответственно.

Одно мы знаем точно — собор был высоким, стройным, пропорциональным, устремленным вверх, полностью украшенным резьбой, которая покрывала его, как ковер.
Человеком, который в течение 1471 года вместе со своей артелью восстановил собор, был московский купец Василий Ермолин. Воссоздать храм в первоначальном виде было уже невозможно. Часть камней была безвозвратно утеряна. Но мастер сделал всё, что мог. И даже в таком новом виде собор поражает своей мощью и красотой.

Внутри собор достаточно просторен. Невероятно хороша его внутренняя отделка, росписи.

Интерьер, фрески Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Фото автора Интерьер, фрески Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Фото автора

Георгиевский собор не напрасно называют "лебединой песней" древнерусского белокаменного зодчества. Этот храм — его вершина, ни до, ни после не было создано ничего более совершенного. И остается только сожалеть, что эта песня была прервана двухвековым татаро-монгольским нашествием, лишившим возможности дальнейшего развития и процветания всё древнерусское зодчество в целом и школу гениальных владимирских мастеров в частности. Тем более горько осознавать невосполнимую потерю, зная, что в доордынский период (конец ХII — первая половина XIII в.) русское зодчество находилось на пике своего развития, вступило в новый этап, выбрав новое направление. Георгиевский собор был тому ярчайшим примером.

Читайте также: