Домовичок бум на планете загадок

Обновлено: 22.11.2024

В последние годы в Беларуси появились несколько белорусских книжек с комиксами – где просто изданные в стране, где – про белорусов и на белорусском языке. Я порылся в шкафах и отыскал белорусские комиксы начала девяностых, которые сметали с прилавков киосков не только в самой Беларуси, но и за рубежом.

Внимание! Фотки некликабельны. Фотографии полного размера доступны на сайте с оригиналом статьи

В 2011 году в офисе партии БНФ состоялась презентация комикса "Андрэй Трасянок і загадка плошчы Каліноўскага" про то, как спившийся милиционер Андрей Трасянок, бомжующий в Минске в поисках халявной еды, попадает в палаточный городок на Октябрьской площади в 2006-м. Комикс объемом в 140 страниц издали тиражом всего в 300 экземпляров, а один из создателей Олег Новиков утверждал, что до сих пор в Беларуси не было попыток создать полноформатный комикс с единым сюжетом и единой фабулой.

В 2013-м Союз белорусских писателей издал комикс "Пра Кастуся" – по мотивам пьесы Владимира Короткевича "Кастусь Калиновский: смерть и бессмертие". В отличие от исторической правды, в комиксе повстанцы побеждают. Распространять книгу тиражом в 1000 экземпляров решили не через киоски, а через библиотеки. Куратор издания Анатолий Иващенко уверял: "Это новый для Беларуси формат, до нас лишь Адам Глобус создал белорусский комикс".

А мы отыскали на самом деле первые белорусские комиксы – которым исполнилось по четверти века.

В Советском Союзе комиксы получили распространение в газетах и журналах: в "Крокодиле" и "Вожыке", "Мурзилке" и "Вясёлке", "Веселых картинках" и "Барвiнке" печатались рисованные истории в виде отдельных законченных рассказов. Комиксы на разворот в "Мурзилке" зачастую имели продолжение: все выпуски за год образовывали длинную картиночную повесть. Поговаривают, что самый первый советский фантастический комикс появился в 1932 году под названием "Путешествие звездоплана "ЮНТ" на Луну".

А вот отдельные книжки комиксов более-менее массово появились в конце восьмидесятых. Многие помнят три книжки комиксов про незадачливого матроса Кошкина, выпущенные в Ленинграде в 1986 году. Также читателям полюбилось русскоязычное переиздание польского комикса "Похищение принцессы" про приключения Ионека, Йонки и Клякса (Москва, 1989; польский оригинал был выпущен еще в 1974-м).

В 1989 году советское издательство "Физкультура и спорт", американская студия Walt Disney Company и датская фирма "Эгмонт-Гутенбергхус" отпечатали пилотный выпуск комикса "Микки Маус". Внутри были комиксы не только про самого Микки Мауса, но и про других диснеевских героев.



В 1991 году начинается белорусский бум комиксов. Тематика – как правило, освоение космоса или появление различных упырей и нетопырей на Земле. Выходят как полноцветные издания, так и черно-белые, которые впридачу можно было самому раскрашивать. Среди первых вышла книжка "Грозовые облака", выпущенная неким малым предприятием "Ика" из Молодечно в издательстве "Юнацтва" тиражом в 30 тысяч экземпляров. Но этот комикс нельзя считать "раскраской": черного цвета намного больше, чем белого, – этакий комикс-нуар получился.

В созвездии Золотой Рыбы находится планета Ла-Шри, на которой потомки переселенцев с Земли – Собратья – враждуют с племенем под названием Легион Тукана. "Из главной рубки имперского андроида Командор наблюдал за приближением к Ла-Шри. Начало похода было удачным". Под андроидом в книге имеется в виду небольшой космолет.



А вот философский комикс "Дзуррай!" по рассказу Сергея Булыги "Скороход" – вполне себе удобен для раскрашивания. Комикс выпустили Анимационный белорусский центр и Межиздательский фотоцентр Государственного комитета Белорусской ССР по печати в августе 1991-го тиражом в 100 тысяч экземпляров. Обещалось, что в 92-м на экраны выйдет и одноименный мультфильм, но он так и не появился. "Где-то в далеком космосе росла планета-дерево. Там обитали: грызуны – очень дикое, вредное племя; цивилизованный, воинственный и благородный народ – ползуны; и коварные, таинственные летуны".



В том же году выходит комикс "Планета Гэя" от издательства "Эридан", которое также выпускало фантастику и детективы. Тираж – 200 тысяч, авторы – Владимир Цветков и Александр Коршакевич. Этот творческий дуэт создал немало комиксов – как самостоятельных, так и в виде "сериала с продолжением" в детской газете "Зорька". "Планета Гэя" – это сборник комиксов, объединенных вокруг одного героя – Артура Гора. Он носится туда-сюда по космосу и вступает в бой с различными пришельцами, шестиглазыми монстрами и прочими склизкими существами со щупальцами. Часть рассказов из этого сборника также была опубликована на белорусском языке в журнале "Бярозка".



В книгах комиксов начинает появляться реклама. В "Планете Гэя", например, есть такой текстовый модуль: "Творческая Ассоциация Карикатуристов "ТАК" предоставит Вам для печати оригинальные сборники карикатур и сериалы комиксов, ранее непубликованные и исполненные на высоком профессиональном уровне. Помните: издателей много, а Ассоциация "ТАК" – одна!". А в комиксе "Посланцы" реклама оригинально вписана в визуальный ряд: герои книги рекламируют холодильники.

В 1992-м выходит, пожалуй, первый белорусскоязычный сборник комиксов: "Дзе жылі Бурсонікі"; в книге, помимо одноименного рассказа в картинках, был еще один – "Планета Мілітар". Авторы – все те же Цветков и Коршакевич плюс Константин Гордеев. И снова хорошо прорисованные персонажи осваивают хорошо прорисованные космические дали - и все это тиражом в 200 тысяч штук.



Тогда же некое издательство "Талер Комикс" выпускает тиражом в 200 тысяч экземпляров книгу "Посланцы" по мотивам книги Роберта Говарда "Крылья в ночи". Авторы комикса – Виктор Чайчук и А.Рабцевич. Здесь уже про нашу планету, но всяких чудищ на ней еще хватает. Именно в этом комиксе и появилась реклама с холодильниками. По некоторым данным, издательство выпустило две книги комиксов.



В том же 1992 году научно-производственная коммерческая фирма "Баленок и К°" тиражом в 100 тысяч экземпляров выпускает сборник комиксов "Черный лабиринт", где, помимо одноименного рассказа в картинках (по мотивам американского фильма ужасов "C.H.U.D."), также помещены комиксы "Полицейский робот" (по мотивам рассказа Гарри Гаррисона), "Бетси" и "Абсолютное оружие" (по мотивам произведения Роберта Шекли). Тут вам и солдаты, и мутанты в подземельях, и космические упыри.



Подростки девяностых любили комиксы еще и потому, что в них иной раз изображали голых девушек, причем иногда они в полуголом виде сражались с чудовищами. Столь популярный в современных комиксах вид женской амуниции – так называемый бронелифчик – тогда еще не вошел в моду, и барышни покоряют космические закоулки и побеждают тентаклевых мутантов как есть, топлес.

Сверху – фрагмент комикса "Бетси" из белорусского сборника "Черный лабиринт" (1992), снизу – фрагмент комикса "Паутина" из российского сборника "Реаниматор" (1992).

Теперешние попытки создать очередной "первый" белорусский комикс выглядят очень бледно на фоне полудюжины изданий начала девяностых: сегодня в процветающей Беларуси их тираж едва переваливает за 100-300 штук, а тогда, несмотря на голодные годы, комиксы печатались объемом в 100-200 тысяч экземпляров.

Следующая загадка

Фокусы, головоломки, игры для детей младшего школьного возраста. Художник П. Орловский. Тираж 50 000 экз.


В продаже Хочу купить

сейчас этого издания книги в продаже нет

попробуйте поискать другие издания этого произведения при помощи ссылок ниже
или оставьте объявление о покупке или продаже

Следующая загадка

Крупнейшая книготорговая и букинистическая интернет-ярмарка

Способы доставки: курьером; встреча по договоренности; самовывоз; почтой наложенным платежом; почтой по предоплате; почтой, оплата по получении
Способы оплаты: наличными; перевод на банковский счет; почтовый перевод/перевод без открытия счета; банковской картой; check или money order; электронный платеж (WM, Y.Д и т.п.); бесплатно

Следующая загадка

Мир переживает очередной бум комиксов, а фильмы, поставленные по сюжетам рисованных историй, приносят создателям миллионные доходы. Советский Союз сильно отставал от мировой моды на комиксы, но в конце восьмидесятых — начале девяностых и СССР, и ставшая независимой Беларусь попытались наверстать упущенное. Чем были комиксы для мальчишек «лихих девяностых» и на что могли подвигнуть мультяшные герои — читайте в материале TUT.BY.

Год назад мы уже рассказывали про зарождение комиксов в Беларуси и их стотысячные тиражи, которые и не снились сегодняшним создателям очередных «первых» белорусских комиксов. Сегодня же изучим еще несколько редких изданий родом из девяностых, а получше понять эпоху нам поможет коллекционер Дмитрий Бриштен.

Внимание! Фотки некликабельны. Фотографии полного размера доступны на сайте с оригиналом статьи

Еще в 1988 году в Советском Союзе по лицензии начали печатать первые комиксы о Микки Маусе и других диснеевских героях. Впоследствии зарубежные комиксы или их вариации «по мотивам» и прочие «творческие переосмысления» стали самыми читаемыми комиксами у ребятни.

— Самыми популярными в моем детстве были рисованные истории из детского журнала «Мурзилка», — вспоминает Дмитрий Бриштен, — Считаю их протокомиксами советского периода. Бум комиксов пришелся на начало 90-х, когда в популярных молодежных журналах типа «Пионер», «Крыніца» и других начали массово появляться рисованные истории. Помню, где-то в 1990 году я купил журнал «Бярозка», и там был комикс «Горад мутантаў». Тогда я попросил маму выписывать мне «Бярозку», наивно полагая, что каждый месяц я буду довольствоваться новым комиксом. Надежды оправдались лишь отчасти.


Комикс из 5-го номера журнала «Бярозка» за 1990 год. Как и многие другие истории в картинках в «Бярозке», его придумал и нарисовал Лявон Вольский

— Следующими по популярности назову комиксы, которые выходили в начале 90-х отдельными сериями. Образцом таких шикарных изданий я считаю белорусские сборники «Черный лабиринт» и «Посланцы», а также российские комиксы «Перевал» и «Реаниматор». Из тех комиксов, что были позже привезены из России, особняком стоит журнал комиксов «Муха», который зачитывали до дыр. Зачитывались и рисованной историей о Тарзане в шести частях. А как все ждали его продолжения! Ведь книжек о Тарзане вышло очень много, а события комикса отразили, кажется, лишь первую книгу. Кстати, «Тарзана» рисовал белорусский художник Александр Коршакевич, эти тоненькие книжечки фирма с непонятным названием ВЭТО «Слово» печатала в Минске и Гомеле тиражом в 300−500 тысяч (!) экземпляров.

— Черно-белые комиксы считались экзотикой, ведь в основном это были, вероятно, ксерокопии зарубежных изданий. Оригинальных черно-белых комиксов я тогда не видел ни разу. Ведь нам казалось: то, что мы читаем, и есть оригинал! Черно-белые комиксы были сродни любительским черно-белым фотографиям зарубежных плакатов с Брюсом Ли, Сильвестром Сталлоне или Арнольдом Шварценеггером.


Комикс «Заклятье» вышел в Витебске в виде черно-белой книжки-«гармошки» с цветной обложкой; внимательный читатель найдет в тексте немало ошибок. Издание полно загадок: нам пока не удалось разгадать ни литературное произведение, которое положили в основу комикса, ни точный год издания, да и тираж неизвестен. Лишь цена в 1 рубль 80 копеек позволяет предположить, что отпечатали его в самом начале девяностых. В нашем 2016-м году у простенького комикса из-за деноминации тоже могла бы быть такая стоимость

P.S. В комментариях к статье подсказывают, что это перевод комикса The Curse из сборника Vampirella №9 (1971). Автор - Wallace "Wally" Wood.

— Девчонки серьезные комиксы не очень-то жаловали. Ни старшая, ни младшая мои сестры, насколько я помню, комиксами не увлекались. Прочитывали, конечно, если попадались, но на этом весь интерес заканчивался. В 1995 году в Питере я купил младшей, восьмилетней сестре комикс «Русалочка». Он ей был интересен, это я точно помню. У сестер многих моих друзей были детские комиксы на основе мультфильмов. Диснеевские мультики любили, конечно, все дети, но после «Черного лабиринта» или «Реаниматора» они считались какими-то третьесортными. Мальчишки такие комиксы особо не почитали. В середине 90-х приобрели популярность комиксы-раскраски, но мы их и за комиксы-то не считали. Раскраски эти были большими — формата А4 — книжками по 10−14 страниц, в них печатали коротенькие истории в 4−8 кадров типа приключений черепашек-ниндзя.


Комикс-раскраска «Приключения Дональда» вышел в издательстве «Белорусский дом печати» в 1992 году на 16 страницах тиражом в 100 тысяч экземпляров. Некоторые из историй целиком совпадают с сюжетами вкладышей от жвачек Donald, которые в то время были самой ходовой дворовой «валютой»

— В нашем окружении комиксы не были под запретом. Наоборот: мои родители и родители моих друзей поощряли наши увлечения комиксами на фоне того, что в целом чтение мало привлекало детей. А сколько интереснейших статей и рассказов я прочел в журналах «Пионер», «Бярозка», «Крыніца», которые выписывал или брал в библиотеке в основном из-за комиксов! На мой взгляд, те из моих друзей, что увлекались комиксами, выросли куда более гармоничными и интересными личностями, чем те, которые не читали ни комиксов, ни другой развлекательной и познавательной литературы.

Через комиксы подростков не только развлекали, но и прививали им знания. В 1992 году в издательстве «Народная асвета» выходит комикс «Маленькія злачынцы». И это не просто комикс, а ни много ни мало «Вучэбны дапаможнік па радыяцыйнай гігіене для 1 класа». В доступной форме детишкам объясняется про альфа-, бета- и гамма-частицы, — их и называют «маленькімі злачынцамі», потому что могут натворить немало бед. Одним из авторов учебного пособия стал Александр Люцко — будущий первый ректор Международного государственного экологического университета имени Сахарова

— Свои комиксы мы хранили в шкафах и на полках. Кто-то даже делал подшивку. А один раз передо мной встал очень непростой выбор. Что делать: вешать на стену плакат «Терминатор» или сложить его к серии комиксов «Подводные Береты», последний выпуск которого как раз был напечатан на развороте плаката. Проблема отпала сама собой, когда сосед Витя Коваленко при натуральном обмене вручил мне второй экземпляр! Кстати, натуральный обмен по договоренности — один из основных путей пополнения коллекции, а вот денежно-комиксового рынка как такового не было. В детстве у нас не принято было рассчитываться деньгами за те или иные вещи, тем более что не у всех водились карманные деньги. Натуральный обмен выглядел привлекательнее! Например, один из своих комиксов я выменял на серию вкладышей от жвачки Turbo. Хороший комикс был на вес золота. Никогда не забуду, как моим друзьям родители подарили до колик смешной комикс «Домовичок Бум»! Вероятно, поэтому он был невымениваемым ни за какие коврижки.


Комикс «Домовичок Бум» на Минской фабрике цветной печати издал в 1994 году частный предприниматель Е. Дробыш. По истории Елены Габинской, картинки нарисовал Петр Орловский. У комикса стандартный для девяностых тираж: 100 тысяч экземпляров. А вот объем издания, наоборот, нехарактерный — аж 60 страниц. Удовольствие можно было растянуть на несколько вечеров чтения

— Были на рынке, конечно, и комиксы на белорусском языке. Правда, лично я их читал почти исключительно в журнале «Бярозка», не считая всем известных «Дзе жылі бурсонікі?» и «Планеты Мілітар». Нельзя сказать, что комиксы на белорусском были в почете — или, наоборот, что не были. Просто дело в том, что тогда в комиксах мы ценили в первую очередь художественную составляющую, затем — сюжет, а уж язык роли почти не играл.


Комикс на белорусском языке «Mickey Mouse» начал выходить в 1993 году. Это был результат работы совместных издательств Egmont из Дании и Grünwald из Эстонии; но редакция журнала при этом находилась в Минске по ул. Энгельса, 26 (редактор — Валерий Чижик). Журнал печатался на предприятии «МКФ» (возможно, «Минская книжная фабрика»?) тиражом в 50 тысяч экземпляров. Известны по крайней мере три выпуска


Герои «Утиных историй» Билли, Вилли и Дилли (в оригинале Huey, Dewey и Louie — Хьюи, Дьюи и Луи) в белорусской версии получили имена Цікі, Нікі и Вікі. Кстати, в разных странах многие утиные герои носили разные имена — вплоть до Крячик, Квачик и Кручик на Украине. А белорусское имя незадачливого изобретателя Винта Разболтайло сделали простой калькой с английского: был Gyro — стал Джыро. В тексте часто используются звукоподражательные местоимения «Хрась!» и «Трэсь!»

— Под впечатлением от одного из своих первых комиксов «Горад мутантаў» я часто перерисовывал модель тамошнего бластера — лазерного пистолета. Летом, будучи в гостях у бабушки на Украине, я поведал брату Ване, что было бы неплохо смастерить похожий пистолет. Нам тогда было лет по семь-восемь. Ваня поддержал меня и сказал, что у него есть идея. Вытащив из маминой шкатулки перстень с красным камнем, он заявил мне, что это рубин. Через него нужно пропустить пучок света — и тогда луч сфокусируется и пробьет все, что хочешь. Только вот нужен очень сильный источник света. Брат мой в детстве зачитывался энциклопедическими справочниками из дедовой коллекции, и я ему всецело доверял. Поэтому первым этапом к созданию боевого лазерного бластера из комикса стало изучение рисованных макетов.


Изображения бластеров в белорусских комиксах «Горад мутантаў» и «На далёкай Гупце» из журнала «Бярозка»; художник — Александр Коршакевич

— Размышляя над макетом, Ваня отметил, что три изогнутых элемента на дуле являются отражателями — как в карманном фонарике. Брат усмотрел в модели и конструктивные недоработки, заявив, что отражатели слишком маленькие и что у нас бластер будет побольше! Надо только найти достаточно большое увеличительное стекло, чтобы луч от лампы посредством отражателя (который тоже нужно было найти) четко попадал в рубин, и уж тогда… История закончилась тем, что, пока мы искали на ближайших свалках и в гаражах подобающий отражатель, «увеличилку» и элементы питания для лампы, которую мы планировали выкрутить из портативного проектора для слайдов, Ванина мама куда-то упрятала шкатулку с главным сокровищем — «боевым» рубином. Так в то лето разрушились наши детские планы по созданию лазерного пистолета. Но Ваня пообещал, что к следующему лету он обязательно достанет драгоценный рубин!


В Беларуси выпускались комиксы не только фантастические, но и исторические, «основанные на реальных событиях». Так, в 1995 году на Минской фабрике цветной печати тиражом 50 тысяч экземпляров выходит комикс Владимира Тригубовича «Колумб». Художник (ошибочно подписанный как Григубович) радует читателя нестандартными ракурсами и перспективой с передним и задним планами — особенно хорошо это проявляется в сценах стрельбы и метания оружия

— Наша страсть к комиксам потихоньку угасала. Мне вспоминается один случай. Где-то в четвертом классе я пошел в местную детскую библиотеку «охотиться» за комиксами для своей коллекции. После нескольких часов розыска недостающих экземпляров я нашел то, что было нужно. И все же вырвать заветные недостающие страницы из журналов у меня так и не хватило смелости, хотя я был очень близок к этому. Но по мере нашего взросления отношение к тем или иным вещам, в том числе к комиксам, менялось. Многие сборники потом просто отдавались «за так» — так у меня оказался «Черный Лабиринт». Но несмотря на то что наша детская одержимость комиксами прошла почти двадцать лет назад, я до сих пор храню многие из них.

Читайте также:

Copyright © Сборник фраз