Дом загадка в москве
Обновлено: 05.11.2024
«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев» («Мастер и Маргарита», М. А. Булгаков).
Кадр из кинофильма "Мастер и Маргарита" Кадр из кинофильма "Мастер и Маргарита"Дом Пашкова – здание, на балюстраде которого герои М.А. Булгакова прощаются с Москвой, можно назвать одной из визитных карточек Москвы. Этот величественный особняк, возвышающийся на Ваганьковском холме напротив Московского Кремля, знаком каждому москвичу. Но даже если вы никогда в Москве не были, название дома слышали наверняка.
Этот дворец таит в себе много тайн. Кто такой Пашков, построивший дом напротив Кремля и кто был архитектором? Как связан этот дом с утерянной библиотекой Ивана Грозного? Правда ли, что отсюда есть проход в таинственные московские подземелья?
Дом Пашкова был построен в 1784-1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова. Сразу возникает вопрос: как одно из самых значимых мест Москвы – территорию напротив Кремля, получает в свое распоряжение человек не самого высокого социального статуса, с чего такие преференции хозяину? Ответ прост: его отцом был денщик Петра I - Егор Иванович Пашков (1684-1736). Свое огромное состояние Пашков-старший нажил во многом благодаря пожалованию имений казнокрадов, чьи злоупотребления он расследовал. После его смерти все богатства унаследовал его сын, Петр Егорович Пашков.
С малых лет Петр Пашков был записан в гвардию, при Елизавете Петровне нёс военную службу. После выхода в отставку занялся винными откупами, на которых весьма приумножил отцовское состояние, став первым русским «водочным королем».
По одной из московских легенд, в 1784 на стройку дворцового комплекса для императрицы Екатерины Великой в Царицыно приехал богатый экипаж. Вышедший оттуда господин (Петр Пашков) пожелал увидеть архитектора Баженова и в ходе беседы сделал ему необычное предложение: построить напротив Кремля дом-дворец. Баженов согласие дал.
В первых числах июня 1785 года императрица приехала в Царицыно и осталась крайне недовольна увиденным: лестницы узкие, потолки тяжелые, комнаты и будуары тесные, а залы темные. Екатерина приказала «учинить изрядные поломки». Баженов был отстранен от строительства и попал в опалу, ему запрещено было строить в Москве.
И если действительно правда, что архитектором Дома Пашкова был опальный Баженов, то красивейший дом напротив Кремля он возводил под страхом смерти.
Есть мнение, что именно из-за обиды на Екатерину Баженов повернул дом «спиной» к Кремлю, ведь главный фасад здания обращен в сторону Старо-Ваганьковского переулка. Впрочем, по законам классицизма, вход должен быть на уровне въезда, а со стороны Кремля по Ваганьковскому холму это сделать было невозможно.
Здание состоит из центрального корпуса и двух боковых флигелей, при этом фасад, выходящий на Моховую, имеет торжественный дворцовый вид, а дворовый фасад выглядит не так помпезно, по-усадебному.
«Дом атомщиков»
ПОСТРОЙКА: 1981–1990 годы
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ: 2033 год
ВЫСОТА: 14 этажей
Длина: 9 подъездов
ЖИЛЬЁ: 980 квартир
Кирилл Банатин: Наш дом в районе известен под именем «корабль», менее распространённые названия — «Титаник» и «атомная электростанция». И если в школе меня спрашивали, где я живу, то ответ «в корабле» не вызывал удивления. Среди жильцов ходит легенда, что это здание строили как гостиницу. Но потом выяснилось, что дом стоит в опасном месте, проседает грунт, и его было решено отдать обычным людям. Сюда несколько раз приезжали бетономешалки и укрепляли фундамент.
В доме необычная, местами странная планировка. Изначально на этаже планировалось делать четыре-пять квартир, но в итоге их оказалось в два раза больше. Рабочие перекраивали пространство как могли — получились выступающие из стен непонятные балки, короба вентиляций и коммуникаций. У нас практически полностью отсутствует прихожая, что лишний раз говорит в пользу теории про гостиницу.
Ходят слухи, что в доме якобы были замурованные помещения — целые комнаты с окнами, но без входа. Объясняют это тем, что советским людям не полагалось больших квартир, поэтому лишние помещения просто заложили. Думаю, что сейчас такого точно нет — все помещения распроданы или сдаются. Слишком удобное место для арендаторов. Первые два этажа дома занимают магазины, банки и кафе, поэтому в лифте после первого этажа сразу идёт третий. А после 12-го этажа – не 13-й, а сразу 14-й, потому что в доме есть двухэтажные квартиры.
Я сам живу в двухэтажной квартире и поэтому испытываю трудности, с которыми обычные люди не сталкиваются. Например, перемещение мебели или крупногабаритных вещей на второй этаж — это очень сложно, а иногда из-за узкого проёма лестницы попросту невозможно. Квартира, хоть и двухэтажная, на самом деле небольшая. На 12-м этаже гостиная и кухня, на следующем — жилые комнаты. Кухня тоже небольшая, и, если в ней находится больше четырёх человек, становится тесно. Зато на каждом этаже есть туалет, и для большой семьи это спасение. А ещё каждый день вы должны совершить с десяток подъёмов и спусков по лестнице, что неплохо для физической активности. Но для маленьких детей и старшего поколения всё-таки не очень удобно.
Следующая загадка
Множество тайн скрывает в себе роскошный дворец из белого камня, известный как дом Пашкова в Москве.
Недаром он расположился в самом сердце столицы, рядом с Кремлем, на Ваганьковском холме.
Уже много веков исследователи, историки, ученые пытаются раскрыть эти тайны, попробуем и мы прикоснуться к их разгадке.
По мнению многих исследователей, под домом Пашкова находятся тайные подземные ходы и убежища.
А некоторые ученые уверены, что знаменитая Либерея, или библиотека Иоанна Грозного, находится тоже где-то здесь.
Откуда такие предположения?
Действительно, в этих подземельях, во времена царя Иоанна Грозного, хранилась казна московских князей, на случай пожара или захвата неприятелем.
Но может ли быть именно здесь спрятана легендарная и таинственная Либерея?
Эту библиотеку в течение многих веков собирали императоры Восточной Римской империи.
В Россию она была привезена византийской царевной Софьей Палеолог, женой Иоанна Третьего и будущей бабушкой Иоанна Четвертого Грозного.
Предполагают, что именно она предприняла попытки надежно спрятать уникальные книги и документы.
Для сохранения сокровищницы в деревянной Москве был пригашен итальянский архитектор Аристотель Фиорованти.
Все знают его как выдающегося архитектора, создавшего современный облик Московского кремля, но мало кому известно, что он также построил под Кремлем подземные ходы и множество подземных помещений, включая и бункер для хранения древнейших латинских и греческих книг.
Как пробраться в тайник знали только несколько приближенных и сами великие московские князья .
Но после смерти Иоанна Грозного началось Смутное время, война и голод. Все посвященные в тайну погибли, никого из выживших не интересовали старые книги. А загадочная и неуловимая Либерея так и осталась где-то в подземельях, сокрытой от потомков.
Возможно, еще не время, чтобы мир познал древнейшие Евангелия, труды Платона, Гомера и Аристотеля.
Исчезновение Либереи относят к 1571 году. С тех пор раскопки и изыскания ведутся постоянно. Проводились раскопки и в Кремле, в различных монастырях, старинных московских постройках. Сейчас описано не менее 60 мест, где может находиться таинственная библиотека.
Но вернемся к Ваганьковскому холму.
Подземные ходы, расположенные внутри холма, вели и на территорию Кремля – к княжеской и царской резиденции, и в сторону Храма Христа Спасителя, где ранее располагался монастырь.
Так, облицованный старинным кирпичом ход обнаружили при строительстве метрополитена еще в тридцатых годах прошлого века, но археологам проводить раскопки тогда не разрешили и вход поспешно зацементировали.
В то же время, в 1931 году, богоборческими властями был взорван Храм Христа Спасителя. При закладке фундамента будущего Дворца Советов, который, к слову, так и не был построен, в очередной раз были обнаружены подземные ходы. Они вели от Храма к Кремлю.
На этот раз, учеными были обнаружены древние скелеты, прикованные к стенам подземелья. Но и эти подземные ходы также были зацементированы и все еще скрывают в себе много тайн и загадок прошлого.
Следующая загадка
Конструктивистские дома-коммуны, сталинские высотки и многоэтажки на ножках 1970-х годов — не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В своей новой рубрике «Где ты живёшь» The Village рассказывает о самых известных и необычных домах двух столиц и их обитателях. Во втором выпуске мы узнали у москвича Кирилла Банатина, как устроена жизнь в «Доме атомщиков» на «Тульской», который регулярно входит в списки самых некрасивых зданий Москвы.
В протянувшемся на полкилометра доме на Большой Тульской улице почти тысяча квартир. Необычный вид дома, за который местные жители прозвали его «кораблём», породил целую череду легенд. Согласно одной из них, здание возводилось по финскому проекту, а главный прораб до этого строил лишь атомные реакторы, поэтому железобетонный гигант получился настолько массивным и основательным. Здание и правда предназначалось для сотрудников министерства среднего машиностроения, занимавшегося атомной промышленностью СССР, однако за проект отвечала мастерская № 13 «Моспроекта» (архитекторы Владимир Бабад и Всеволод Воскресенский), работавшая над архитектурным решением Даниловской площади.
Строительство дома растянулось на все 1980-е годы, и пока первые жильцы заселяли крайние подъезды, в центральной части только возводили нижние этажи, поэтому качество строительства в разных частях дома разительно отличается. В здании девять подъездов, попарно связанных длинными коридорами, а на 12-м и 14-м этажах располагаются двухэтажные квартиры с просторными балконами. На момент строительства дом имел экспериментальную систему вентиляции, а массивные стены с внутренними пустотами и очень толстые оконные стёкла должны были защитить жильцов от шума и потери тепла. Наконец, стены в квартирах находятся под углами 87 градусов и 93 градуса, что делает здание сейсмоустойчивым. Городская легенда гласит, что дом выстоит даже в условиях атомной войны, и в это не то чтобы сложно поверить.
АРХИТЕКТОР: Владимир Бабад
Следующая загадка
Гуляя по Чистопрудному бульвару, сложно не заметить бирюзовое здание с необычными белыми узорами — это так называемый в народе «Дом со зверями». Раньше здесь жили прихожане церкви и советская номенклатура. Дом успел засветиться и в кино: именно из его подъезда выходит главная героиня фильма «Подкидыш» Наташа. Здание также можно увидеть в «Покровских воротах» — в сцене, когда Людочка и Хоботов садятся в трамвай, на заднем плане вырисовываются очертания дома. Сейчас здание признано памятником регионального значения, однако за ярким фасадом скрывается старая проводка, историческую лепнину подделывают пенопластом, а в подвале размещен аквариум. The Village нашел жильцов дома и поговорил с ними о сложностях и прелестях жизни в известном здании.
Дом со зверями
Адрес
Чистопрудный бульвар, 14, стр. 3
Архитектор
Лев Кравецкий, Петр Микини, Борис Топазов
Художник по декору
Год постройки
1908, перестроен в 1945
Высота
Стиль
«Дом со зверями» такое название получил за эклектичные барельефы с животными и растениями. Над ними работал художник Сергей Вашков, последователь художника Васнецова. Вашков высоко ценил древнерусское зодчество и в работе над домом вдохновлялся экстерьером Дмитриевского собора во Владимире. Дому больше сотни лет, его построили в 1908 году. Изначально тут жили прихожане церкви Троицы на Грязех, которой здание и принадлежало. Другая часть помещений сдавалась в аренду, а на вырученные деньги община содержала церковно-приходскую школу и помогала малоимущим. В доме также жил художник Вашков, который получил здесь квартиру за свою работу. До 1920-х на первом этаже располагалась кондитерская. После революции и национализации здания первые этажи отвели под магазины, а верхние оставили жилыми.
В 1945 году дом решили перестроить. К уже существующим пяти этажам добавилось три. Во время ремонтных работ уничтожили балконы на втором этаже и часть барельефов наверху.
Сейчас дом жилой, а на первом этаже работают магазины. В подвале же находится «Морской аквариум на Чистых прудах», где можно купить аквариум и рыб и посмотреть на выставку кораллов. Вокруг дома всегда много людей: Чистопрудный бульвар здесь пересекается с Покровкой, тут с одной стороны — «Яма» на Хохловской площади, а с другой стороны — театр «Современник». Тут и кинотеатр, и бар «Сосна и Липа», и пруд, и церковь.
Айрат Багаутдинов
Историк архитектуры, автор проекта «Москва глазами инженера»
Не секрет, что доходный дом — форма бизнеса, характерная для ХХ века: строится дом, квартиры в нем сдаются, получается доход. В данном случае деньги перенаправляли на нужды общины, на содержание церковно-приходской школы и на поддержку малоимущих семей. Здание на Чистопрудном бульваре, 14, называется Доходный дом церкви Троицы на Грязех. Сама церковь располагается неподалеку, на Покровке (она очень сильно изменила свой облик и, к сожалению, до наших дней дошла сильно перестроенной). Средства на строительство этого дома выделили купцы Оловянишниковы как на благотворительный проект.
Авторы дома — малоизвестные архитекторы Лев Карвецкий и Петр Микини. Они в то время построили ряд доходных домов в Москве, например, дом Плевако на Новинском бульваре.
Дом на Чистопрудном прежде всего известен именно декором, который создал художник Сергей Вашков, поэтому дом иногда называют домом Вашкова. Это художник эпохи модерна. Отечественный модерн часто отсылает нас к образам средневековой русской архитектуры. Однако если мы говорим о храмах эпохи модерна, то это, как правило, отсылка к Псковско-Новгородской школе XII–XVI веков (например, о Покровском соборе Марфо-Мариинской обители на Ордынке или о церкви Николая Чудотворца на Тверской Заставе у метро «Белорусская»). Здесь же Вашков работает с иным первоисточником — с владимиро-суздальским зодчеством, причем именно с рельефами Дмитриевской церкви во Владимире, нечто похожее также есть и у церкви Покрова на Нерли, расположенной неподалеку. В соответствии с духом модерна Вашков не копирует эти рельефы, а вдохновляется ими, творчески их перерабатывает и создает самостоятельное художественное произведение с еще более сказочными и фантастическими зверями. Вашков расширил средневековый бестиарий (сборник вымышленных существ из мифологии), который был изображен на наших церквях во Владимире и окрестностях.
Читайте также: