Для чего математические загадки

Обновлено: 25.12.2024

Многие современные школьники предпочитают основную массу своего свободного времени проводить за компьютером - играя в различного рода компьютерные игры или общаясь в социальных сетях со сверстниками. Но есть и сегодня такие ребята, которым интересно не тратить время на подобного рода бесполезные развлечения, а интересно развивать свою логику и сообразительность.

Сегодня интернет богат различного рода сайтами с логическими загадками, разгадывать которые не просто время от времени интересно, а еще и занимательно, и полезно. Наверняка, мало кто сегодня будет спорить, что именно разгадывая всевозможные загадки, ребусы, шарады, задачи, ребенок намного быстрее развивается, чем если просто большую часть времени проводит в соцсетях. С помощью математических загадок ребенок начинает больше рассуждать и у него быстрее формируется математический склад ума.

Математические загадки хороши тем, что они не являются обычными математическими задачами в общепринятом смысле этого слова. Они с первых же слов заинтересовывают ребенка оригинальным и понятным изложением материала и возбуждают у него желание разгадать данную математическую загадку, как можно быстрее.

Если вы с вашим ребенком будете постоянно разгадывать математические загадки, поверьте, уже совсем через небольшой промежуток времени, ваш ребенок будет запросто решать и довольно сложные математические задачи школьного уровня, которые ранее были ему непосильны. Заинтересуйте своего ребенка математикой через математические загадки, начиная с самых легких и переходя к более сложным.

На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят?
(2)

На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?

Ход занятия Учет

Ребята, сегодня наше занятие начнем со стихотворения.

Давайте, ребята, учиться считать!

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа,

Без счета не будет на улице света,

Без счета не сможет подняться ракета,

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Беритесь ребята скорей за работу

Учиться считать, чтоб не сбиться со счету. Слушают стих

Вы знаете, сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил письмо от Незнайки. В нем он пишет, что его захватили в плен прожорливые гусеницы и не отпустят, пока он не выполнит их задания. А он не знает, как их выполнять, и просит вашей помощи. Он прислал нам цветок с заданиями, на каждом лепестке свое задание. Поможем ему? Но прежде, чем мы станем помогать Незнайке, я хочу проверить вас. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них быстро отвечать. Готовы?

- Какое сейчас время года?

- Перечисли осенние месяцы.

- Какой сейчас месяц?

- Сейчас утро или вечер?

- Какие еще части суток вы знаете?

- Сегодня вторник, а завтра?

- Назови дни недели, начиная с понедельника.

Молодцы! Вы много уже знаете.

Садитесь за столы и давайте посмотрим задания гусениц (на лепестках цветка).

1 задание называется «Геометрические загадки»

1. Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья?

2. Он давно знаком со мной

Каждый угол в нем - прямой

Все четыре стороны

Вам его представить рад,

3. Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если станешь по углам

То скорей подскочишь сам.

4. Я, как круг, почти как он,

Но приплюснут с двух сторон.

5. У меня углы прямые,

Как и у квадрата.

Но длина у двух сторон

Знает меня каждый школьник.

-Ребята, гусеницы так разозлились что все рисунки, которые собрал из геометрических фигур Незнайка рассыпали и перепутали, давайте поможем ему, закрасим те фигуры из которых был нарисован предмет

Практическое задание по карточкам

2.«Закрась нужные фигуры»

- А вот и следующее задание от злых гусениц (отрываем лепесток)

3. Игра «Слушай и считай».

А здесь загадка.

На полочке в ряд игрушки у Тани стоят.

Рядом с мартышкой –

Рядом с лисой – заяц косой.

Следом за ними – слоненок

Сколько у Танюшки на полке стоят игрушек?

- Какая игрушка стоит на пятом месте?

- На котором по счету месте мишка?

- Какая игрушка стоит на втором месте?

- На котором по счету месте лиса?

- Какая игрушка стоит на четвертом месте?

Молодцы! Хорошо справились с заданием. И я думаю, что мы можем и поиграть.

Пришло время выполнить следующее задание от гусениц

4. Математические загадки

(читаются в произвольном порядке.

При отгадывании выставляется цифра на доску в произвольном порядке):

1. Цифра вроде буквы О,

Но не значит ничего.

2. На крыльце сидит щенок

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

Сколько стало щенят?

3. У домика утром два зайца сидели

И дружно веселую песенку пели.

Один убежал, а второй вслед глядит

Сколько у домиков зайцев сидит?

4. Сколько животиков у пяти бегемотиков?

5. Не поедет без приказа

Ни кондуктор, ни шофер.

Люди смотрят в оба глаза,

А во сколько светофор?

6. Я рисую кошкин дом

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху еще окно, чтобы не было темно.

В домике у кошки.

- Молодцы! А теперь посмотрите, правильно ли стоят наши цифры? Кто может их поставить правильно?

-А сейчас, вам нужно выполнить задание гусениц по карточкам

5. Математический диктант.

Математический диктант:

В левом верхнем углу положите прямоугольник.

В правый нижний угол треугольник.

В левый нижний угол квадрат.

В правый верхний угол круг.

А посередине овал.

Проявляют интерес к занятию

Готовы отвечать на вопросы

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Утро, день, вечер, ночь

Называют с понедельника по воскресенье

Выполняют задание в карточках

у каждого ребенка карточка с героями загадки

Отвечают на вопросы

Дети выкладывают числовой ряд 0-5

Выкладывают геометрические фигуры

Воспроизводят: составлять занимательные задачки, используя модели.

Понимают: о сложении и вычитании с использованием наглядной основы.

Применяют: умение решать задачки на сообразительность.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по ФЭМП «Играем — математические задания Шапокляк выполняем» Гвоздовская Марина Валериевна. Воспитатель. МБДОУ д/с №22 «Почемучка» Конспект интегрированного занятия по ФЭМП. для детей подготовительной.

Использование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалки Малые фольклорные жанры можно широко использовать в работе с дошкольниками разных возрастных групп,как приём,который побуждает их к приобретению.

Конспект интегрированного занятия «Загадки из зоопарка» Конспект интегрированного занятия в средней группе (образовательная область «Познание» и «Развитие речи») Загадки из зоопарка Задачи: 1.

Конспект занятия «Логико-математические игры в образовательной деятельности дошкольников» Цель: формирование у детей логического мышления, через логико-математические игры. Задачи: Познавательное развитие: -формировать элементарные.

Конспект совместной образовательной деятельности в группе для детей с ОВЗ по ФЭМП «Загадки Математики» Цель: формирование элементарных математических представлений. Задачи: Коррекционно-образовательные: - развивать умение обобщать, классифицировать;.

Конспект занятия «Загадки песка» Конспект занятия на тему «Загадки песка» Дата проведения: 29.06.2018 Цель: Приобщить дошкольников к регулярным занятиям туризмом. Задачи:.

Конспект занятия «Петрушкины загадки» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ПЕТРУШКИНЫ ЗАГАДКИ» Задачи: - Дать детям первые представления о жанровых особенностях.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Загадки космоса» Задачи: - Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности. -Уточнить представления о.

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время» Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время» Обучение математике детей дошкольного.

Математические загадки в стихах Математика в стихах. Математические загадки в стихах помогут научить счету. Ребенок учится воспринимать и запоминать на слух, мыслительные.

Следующая загадка

Воспитание творческой личности - главная задача современных педагогов, а творчеству надо учиться. В. А.Сухомлинский призывал не упускать тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилы, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает математическая загадка.

Целью моего проекта является определение роли математических загадок в развитии старших дошкольников в речевой группе.

Я выдвинула гипотезу о том, что использование математических загадок в обучении оказывает большое влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели и гипотезы, были определены задачи проекта:

• Стимулировать умственную активность детей посредством занимательного материала.

• Развивать мышление, память, речь, внимание, воображение.

• Формировать качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, быстроту реакции.

• Расширить запас знаний и представлений об окружающем мире.

• Способствовать устранению нарушения звукопроизношения с помощью расширение словаря детей.

На основе анализа педагогической литературы мной были обоснованы принципы реализации проекта.К ним относятся:

• Принцип сознательной активности

• Принцип креативности (творчество)

Опираясь на работы К. Д. Ушинского, я определяю математическую загадку не только как игру, но и как средство воспитания, обучения и развития детей, упражнения в рассуждении, в умении доказывать.

Он говорил: «Загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение, а для педагога даёт возможность сделать занятие занимательным, интересным».

Существуют разнообразные виды математических загадок.К ним относятся: логические загадки, задачки, загадки с цифрами, загадки-обманки, весёлый счет, загадки-раскраски, загадки о геометрических фигурах, загадки-кроссворды, загадки-развлечения, загадки на внимание, физ. минутки, викторинки, загадки-шутки, пальчиковые игры.

В своей работе я придерживаюсь следующих принципов отбора загадок: доступность содержания, опыт ребенка, психологические особенности возраста.

Формами работы выступают:

Математические занятия

Развлечения

Прогулки, п/и, наблюдения

Консультации, ширмы, КВН для родителей

Чтобы вызвать интерес к математическим загадкам, по рекомендации Ю. Г. Илларионовой, я в своей группе при отгадывании загадок ставлю конкретную цель, не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. (Загадки-шутки, развлечения, задачки, веселый счет).

В утренние часы, на прогулке, вечером, в свободное время, знакомлю детей с явлениями природы, с окружающим через иллюстрации, фото, книги, наблюдения, игры. Тогда доказательства детей будут полными. Чтобы дети быстрее овладели описательной формой речи (это очень трудно в логопедической группе, обращаю на языковые особенности загадки. Учу детей замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан. Чтобы провести анализ языка загадки, обращаю внимание на её построение. Для этого предлагаю детям несколько загадок об одном предмете (о числе, о форме). Чтобы показать детям, что есть возможность сказать по-разному, ёмко, красочно об одном и том же. Использую различные иллюстрации, картины,литературные произведения: «Весёлый счёт» Е. С. Аксаментова, «Математика в загадках, играх и стихах» Е. Деньго, «Картинки-Викторинки» Н. Артёмова.

В группе создан уголок «Занимательная математика». Математическая загадка-любимый жанр народного творчества детей всего мира. Загадка – это игра, именно в ней, благодаря доброжелательному юмору я нахожу в ней лучшее средство против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Предлагаю детям поучаствовать в развлечениях, занятиях. В них дети становятся более самостоятельными, воспитанными, смелыми. Для всестороннего развития при отгадывании загадок я стараюсь вызвать интерес к доказательству и рассуждению. По рекомендации Ю. Г. Илларионовой,организую соревнования: «Кто правильнее докажет?», «Кто интереснее докажет?».

Математическую загадку использую как часть занятия, так и как целое. Иногда обыгрывание занимает все занятие. Например «Загадки Царицы Наук», ««Увлекательное путешествие в страну «Математику» за книгой», «Загадки Математики». В течение всего занятия использовала различные математические загадки.

Математические загадки использую также в дидактических играх.

Например: «А ну-ка, угадай!», «Я знаю 5 имён», «Правильно и неправильно». Математические загадки развивают память детей, наблюдательность, способность к рассуждению, внимание, речь.

Для развития мелкой мускулатуры пальцев рук предлагаю загадки-раскраски, где дети выполняют задания на внимание, память и умение действовать логически.

Для развития математических способностей, в частности счета использую загадки с цифрами: «Найди и закрась», «Веселая матрёшка», «Где цифра?», «Найди цифру». У детей развивается усидчивость, внимание, зрительная память, быстрота реакции.

С помощью загадок-шуток, обманок у детей поднимается настроение, появляется интерес, желание отгадать загадку. Я стараюсь привлечь малоактивных и застенчивых детей, им очень нравится, выполняют задания с удовольствием.

В П/И, например, «Неделька, стройся!», закрепляя дни недели, дети отгадывают и доказывают правильность отгадки.

Логические загадки способствуют развитию у детей навыков доказательной и описательной речи. В работе я обращаю внимание не на то, как быстро отгадывают загадку, а на интерес детей к процессу сравнения, сопоставления, обсуждения поиска отгадки. Расспросы, споры, предложения – все это развивает речь детей, творческое воображение, образное мышление детей логопедической группы. Вместе с детьми мы сделали книгу «Занимательная математика», в которой сами дети придумали логические загадки, кроссворд, шарады.

Использую загадки о геометрических фигурах, в которых дети рассуждают, предлагают свои загадки.

Например: «Под крышей 4 ножки, а на крыше суп да ложки». Дети отгадывают предмет, называя фигуру (квадрат).

Дети, по образцу, с помощью счетных палочек, выстраивают фигуры.

В течение дня провожу пальчиковую гимнастику и физ. минутки с элементами математических загадок, в которых дети выполняют движения с текстом, развивая речь, что способствует правильному звукопроизношению.

В работе с родителями использую различные формы взаимодействия – родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации, ширмы, игры-викторины, развлечения. С целью повышения интереса родителей к использованию математических загадок в семье.

Итогом всей работы является участие в интеллектуальном турнире способностей «РостОК».

С 2013 года дети участвуют и занимают призовые места. В феврале 2015 приняли участие 10 ребят, каждый из которых получил призовое место.

Таким образом, выдвинутая мною гипотеза полностью подтвердилась. Использование математических загадок в обучении оказывает большое влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста. Она создает доброжелательную атмосферу в группе, побуждает ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизируется речь детей. Также она способствует устранению нарушения звукопроизношения, расширяет и обогащает словарь детей.

Публикации по теме:

Конкурс «Алло! Мы ищем таланты!» Детский сад «Золушка» г. Заводоуковска Тюменской области ТАЛАНТ –ЭТО СИЛА. ТАЛАНТ – ЭТО КЛАСС, ТАЛАНТ – ЭТО ПРАЗДНИК ЧУДЕС БЕС ПРИКРАС,.

Развитие воображения у детей дошкольного возраста. У каждого из нас Внутри талант таится И очень важно в детстве Дать ему раскрыться. Т. Л. Мирончик Воображение – это умение конструировать.

Следующая загадка

Кні- Дата: Трбиеші-Воспитатель: Горлова Н. В.

Білім беру саласы - Образовательная область: познание

Блім - Раздел: ФЭМП

Таырыбы - Тема: Математические загадки

Масаты - Цель: Знакомство с загадками, в которых присутствуют числа.

Міндеттері –Задачи: Закрепить образование и состав числа 4, цифру 4.

Закрепить умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 цифрой. Развивать логическое мышление. Развивать математическую речь, умение работать самостоятельно. Воспитывать умение слушать других детей, формировать положительную мотивацию к учению.

Методы и приёмы: словесный, практический

Средства: карточки с заданием, цифры от 1 до 5.

Билингвальный компонент: бір, екі, ш, трт,бес.

Следующая загадка

Загадки — замечательные образцы устного народного творчества. Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). В этих загадках предмет или явление анализируется с количественной, пространственной, временной точки зрения.

Разгадывание загадок математического содержания — это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей.

Загадки можно условно разделить на следующие группы:

1) загадки, в которых встречаются различные числа, предмет характеризуется с количественной стороны;

2) загадки, раскрывающие и качественные признаки предмета, и такие его свойства, как длина, ширина, высота, толщина, объем;

3) загадки, в которых указывается форма предмета, раскрываются некоторые свойства геометрических фигур;

4) загадки, характеризующие предмет или явление с пространственно-временной точки зрения.

Отбирая загадки для работы с детьми, нужно прежде всего исходить из доступности содержания, полноты, точности характеристик, сложности художественного образа и опыта ребенка. Загадки следует располагать в определенной последовательности — от простых к более сложным, то есть от загадок, где свойства и признаки прямо указаны в тексте (описательные), к таким, где свойства и признаки предмета завуалированы (метафорические).

Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

Пошли на речку купаться.

Другой на берегу дожидается. (Ведра)

От загадок с положительным сравнением:

Горячо, как огонь,

Кругло, как шар. (Солнце)

можно переходить к загадкам с отрицательным сравнением, например:

Черен, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Шесть лап без копыт. (Жук)

Отгадывание загадок — это мыслительный процесс перевода символической структуры загадки в образ-отгадку (А. А. Алексеев). Но недостаточно только отгадать. Каждая загадка — это еще и логическая задача, решая которую, ребенок должен совершать сложные мыслительные операции. Важно научить ребенка не только отгадывать загадки, но и доказывать правильность отгадки, используя разные способы доказательств, путем простейших индуктивных и индуктивно-дедуктивных умозаключений.

Три сторонки — Вот и я! (Треугольник)

Ребенку можно задать вопросы: «О чем эта загадка? Почему ты так думаешь? Посмотри внимательно на эти треугольники (на фланелеграфе выложены три треугольника: красный большой, синий средний и маленький). Красный треугольник может быть отгадкой? Почему? А синий? А маленький треугольник? Так про какой же треугольник эта загадка?»

У него четыре лапки.

Пара чутких ушей.

Он гроза для мышей. (Кот)

«Про кого эта загадка? Почему ты так думаешь? Это может быть серый кот? А белый? А маленький котенок? Так что можно сказать об отгадке?»

Ответ типа: «Отгадка — это любой кот, потому что у всех котов четыре лапки и пара чутких ушей» — считается правильным.

В этих случаях (примеры 1, 2) ребенок приходит к индуктивно-дедуктивному умозаключению (любое. потому что у всех. ) на основе рассмотрения множества конкретных примеров (красный, синий, большой, маленький треугольник; серый, белый кот, маленький котенок). Так обобщение отгадки становится важным способом обоснования ответа.

Можно использовать для доказательства и способ «ложных» (неверных) отгадок (примеры 3, 4, 5).

Нужен, коль станет

Обедать семья. (Стол)

«Про что эта загадка? Почему про стол? А может, она про стул? Ведь у стула тоже четыре ножки и одна шляпка».

Так взрослый отстаивает «правильность» своего суждения, а когда дети соглашаются с ним, объявляет: «Оказывается, это загадка про стол. Как же вы со мной согласились? Ведь это ошибка». После этого находится нужная отгадка и доказывается ее правильность.

Горячо, как огонь.

Кругло, как шар. (Солнце)

Дети высказывают различные предположения. Воспитатель предлагает свою «отгадку»: показывает картинку с мячом. Некоторые ребята сразу же соглашаются со взрослым, другие выдерживают «проверку на авторитет»: «Мяч не бывает горячим, как огонь. Это солнышко». Такой аргумент убеждает всех детей.

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Используя неверные отгадки (огурец, кабачок), воспитатель подводит детей к верному ответу.

Как показано в примерах 3,4,5, можно обратить внимание детей на необходимость доказательства, предложив им «ложные» отгадки, которые имеют неполную комбинацию признаков. Дети должны заметить эти недостающие признаки, опровергнуть «ложную» отгадку и обосновать правильную.

Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

В тексте загадки нет данных, подтверждающих, что отгадкой является квадрат. Воспитатель ставит такие вопросы: «Какие геометрические фигуры ты знаешь? Про какую из этих фигур может идти речь в загадке? Как об этом говорится? Овал может быть отгадкой? Почему? Круг? Почему? А треугольник? Так о какой же фигуре говорится в этой загадке?» Дети с помощью взрослого устанавливают, что овал, круг и треугольник не могут быть отгадкой, так как в самой загадке они перечисляются с отрицанием «не». Прямоугольник также исключается. Вывод: отгадка — квадрат.

При разгадывании загадок с отрицанием (пример 6), как правило, доказательство проводят путем исключения перечисленных признаков или отгадок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Статья затрагивает проблему развития математических представлений с помощью игр логико-математического собержания. В статье рассматривается примерный конспект занятия с использованием таких игр.

Консультация для воспитателей по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Тема: «Развивающие игры математического содержания».

Среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника.

Консультация для родителей "Развивающие игры с математическим содержанием"

Стоит помнить, что все дети развиваются по-разному и имеют различные интеллектуальные способности. Кому-то программа сада покажется сложной, а кому-то скучной. Для дополнительного развития есть .

Картотека подвижных игр математического содержания "Математика в играх".

подпорка п/игр, связанных с ФЭМП.

ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет «Дидактические игры математического содержания» (2 младшая группа)

МБДОУ Д/с №27 «Сказка» ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет«Дидактические игры математического содержан.

Консультации для родителей по теме :"Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр математического содержания"

Консультации для родителей по теме:"Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр математического содержания&q.

Консультация для молодых специалистов "Руководство дидактическими играми математического содержания у детей старшего дошкольного возраста"

С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в рол.

Читайте также: