Диктант загадки природы присмотрись к живым существам

Обновлено: 04.07.2024

Запишите текст под диктовку.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Текст диктанта

Крылья бабочки называют чудом и загадкой природы. У них яркие цвета, интересные рисунки, разные формы.

Красивые узоры защищают и маскируют бабочку. На цветной поляне бабочка легко прячется от птиц. Крылышки играют красками на солнце. Бабочка не летает без солнечного света. На лёгких крыльях бабочки есть чешуйки. Они дают крыльям силу воздушного полёта. Чешуйки похожи на пыльцу.

Дети часто ловят бабочек. Хрупких насекомых они держат за нежные крылья. Так поступать нельзя! Крылья бабочки помнутся. Чешуйки повредятся. Она не сможет взлететь! (80 слов)

Задание 2 № 497

Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми, соединёнными союзом. Выпиши это предложение и подчеркни однородные сказуемые.

Красивые узоры защищают и маскируют бабочку.

Источник: Всероссийская проверочная работа по русскому языку 4 класс 2017 год. Вариант 13., РЕШУ ВПР: материалы для подготовки к ВПР по русскому языку для 4 класса. Вариант 13. Задание 3 № 498

Выпиши из текста 4-е предложение.

1) Подчеркни главные члены.

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Источник: Всероссийская проверочная работа по русскому языку 4 класс 2017 год. Вариант 13., РЕШУ ВПР: материалы для подготовки к ВПР по русскому языку для 4 класса. Вариант 13. Расшифровка записи

Кры­лья ба­боч­ки на­зы­ва­ют чудом и за­гад­кой при­ро­ды. У них яркие цвета, ин­те­рес­ные ри­сун­ки, раз­ные формы.

Кра­си­вые узоры за­щи­ща­ют и мас­ки­ру­ют ба­боч­ку. На цвет­ной по­ля­не ба­боч­ка легко пря­чет­ся от птиц. Кры­лыш­ки иг­ра­ют крас­ка­ми на солн­це. Ба­боч­ка не ле­та­ет без сол­неч­но­го света. На лёгких кры­льях ба­боч­ки есть че­шуй­ки. Они дают кры­льям силу воз­душ­но­го полёта. Че­шуй­ки по­хо­жи на пыль­цу.

Дети часто ловят ба­бо­чек. Хруп­ких на­се­ко­мых они дер­жат за неж­ные кры­лья. Так по­сту­пать нель­зя! Кры­лья ба­боч­ки по­мнут­ся. Че­шуй­ки по­вре­дят­ся. Она не смо­жет взле­теть! (80 слов)

Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.

Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.

Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.

Следующая загадка

Перелет — тяжелый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил. Однако они становятся путешественниками, несмотря на трудности, которые им приходится преодолевать в пути.
Одна из загадок природы — способность птиц определять время начала перелетов. Сроки сбора на зимовки им устанавливать нетрудно. Ненастная осенняя погода, сокращение продолжительности светового дня — все это торопит в дорогу. Другое дело — возвращение к местам гнездовий, на родину. Как птицы определяют, живя в тропиках, приближение весны у нас? По-видимому, им помогают птичьи биологические часы.
Как известно, солнце в течение дня перемещается из восточных районов небосвода в западные. Удивление вызывают наблюдения, показывающие способность птиц ориентироваться по солнцу. Для многих птиц эта способность врожденная. Пернатым, не получившим в наследство эти знания, запомнить необходимые в пути ориентиры помогает фантастическая память. Птицы, утверждают ученые, ощущают также земные запахи, прислушиваются к раздающимся снизу звукам, учитывают величину центробежной силы, возникающей при вращении Земли, и реагируют на изменение ее магнитного поля. (148 слов)
(По Б. Сергееву)

Следующая загадка

В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идем в лес.

За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только белые грибы , подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

Вот у березки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.

День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлету на юг.

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор предложения:

День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца.

Выполните морфемный разбор слов (по составу):

Подберезовики, освещают, благородные.

Произведите фонетический разбор слова:

Контрольная работа № 2.

Тест по теме «Лексика и фразеология»

1. К необщеупотребительным словам относятся:

2. Профессионализмы – это:

1) слова, вошедшие в русский язык из других языков;

2) новые слова, возникающие в языке;

3) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности.

3. Необщеупотребительные слова объединены в группу:

1) кочет, гутарить, зараз;

2) петух, говорить, сейчас;

3) позвоночные, эмбрион, тычинка.

4. Заимствованные слова – это:

1)новые слова, возникающие в языке;

2) слова, вошедшие в русский язык из других языков;

3) слова, вошедшие из активного повседневного употребления.

5. Заимствованные слова объединены в группу:

1) брокер, ваучер, факс;

2) продавец, золотой, память;

3) котлета, патруль, фойе.

6. Устаревшие слова – это:

1) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;

2) слова, связанные с особенностями работы лиц той или иной специальности;

3) слова, вошедшие из активного повседневного употребления.

7. Устаревшие слова объединены в группу:

1) жакет, альбом, интервью;

3) забрало, крепостная, продотряд.

8. Фразеологизмом является словосочетание:

1) от чистого сердца;

2) из-за больного сердца;

9. Синонимичны фразеологизмы:

1) бить баклуши – валять дурака;

2) капля в море – хоть пруд пруди;

3) со всех ног – сломя голову.

Контрольная работа № 3.

Диктант по теме

«Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»

В лес за чудесами

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь. В нашей семье умеют преодолевать препятствия.

«Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу,» - говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное.

Как чудесно в лесу ранним утром! Светит солнце, и деревья горят желтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. Вот на ветку березки садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.

Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что принес из похода. Лес подарил мне много счастливых находок.

Контрольная работа № 4.

Диктант по теме

«Словообразование»

Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.

Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах еще расстилался туман.

Узкая дорожка привела нас к речке. Легкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили все вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.

К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.

Грамматическое задание

Выпишите из текста слова с чередующимися корнями.

Выполните морфемный разбор слов:

Соседские, приманку.

Выполните словообразовательный разбор слов:

Причудливые, капельки.

Контрольная работа № 5.

Диктант по теме «Род имен существительных»

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» - радостно говорят люди.

Контрольная работа № 6.

Диктант по теме «Имя существительное»

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

Контрольная работа № 7.

Диктант по теме «Имя прилагательное»

Каждый год в весеннем лесу происходит чудо. Зацветает ландыш. Удивительных цветов много, но этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный.

Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни.

Ландыш представляется мне символом леса. Вся красота весеннего, летнего, осеннего и зимнего леса сошлась в этом неповторимом цветке. В его зеленых с прожилками листьях отыщутся весна и лето. В августе в тонких бледно-коричневых листьях и красных плодах присутствуют краски осени. В изящных снежно-белых цветках прячется зима, ждет своей поры.

В ландыше соединились хрупкость, нежность, красота и вечность.

Контрольная работа № 8.

Диктант по теме «Имя числительное»

Люди всегда стремились разгадать тайну глубин нашей планеты. Что находится в центре Земли? Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов? Где встречаются полезные ископаемые? Движутся материки или стоят на месте? Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? Каков возраст нашей планеты? Какой была Земля миллионы лет назад?

Выяснить это не так просто. А если прорубить скважину к центру Земли? Глубинное бурение – один из методов изучения земных недр. Он позволяет многое узнать о строении нашей планеты. Самая глубокая скважина не превышает пятнадцать километров, а расстояние от поверхности до центра Земли шесть тысяч триста семьдесят километров.

И все-таки с помощью бурения ученые установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые сто метров глубины она возрастает на три градуса.

Грамматическое задание

Выпишите числительные из текста, выполните морфологический разбор всех числительных.

Следующая загадка

Вся природа содержится в душе человека. Но в природе не весь человек. Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом , вышла за пределы природы.

Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.

В природе вода лежит , и ее зеркало отражает небо , горы и лес. Вся история культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и все наше в том, что еще в этом зеркале увидит.

Природа нам развертывается, как перспектива прошлого самого человека, но когда усилием воли постараешься войти в нее, то тут же распадаешься на свое прошлое, то есть природу, и на себя, как человека.

Значит, не будущее, а настоящее- это точка опоры рычага, отрывающего человека от природы и перебрасывающего в будущее.

Каждый из нас, путешествуя, непременно открывает для себя вдали что-то новое. И, вернувшись домой, открывает свои глаза на знакомое и тем самым обогащает и расширяет свою родину.

Все эти солнца и звезды, поверхности вод и земля подозрительны тем, что их прекрасное лицо всегда обращено к лицу человека. Восторгаясь лицом природы, спрашиваешь себя: « Не любуешься ли ты лицом самого человека, отраженным в этих водах и звездах, в огне и цветах?»

Человек, любующийся природой, не нарцисс, а «гадкий утенок», впервые благодаря природе понимающий в себе лебедя.

Произвести синтаксический разбор предложения

1вариант Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы.

2вариант Каждый из нас, путешествуя, непременно открывает для себя вдали что-то новое.

2 Выполнить морфологический разбор

1вариант природу, открывает, прекрасное.

2вариант человека, вышла, гадкий.

Выписать 3 слова , в которых букв больше, чем звуков.

Выписать 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.

Выписать 5 слов с безударной гласной в корне слова. Проверить эту гласную ударением.

Объяснить правописание приставок в словах текста: развертывается, предел, распадаешься, расширяет, прекрасное.

Написать сочинение-рассуждение по фразе текста: «Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку…»

Контрольный диктант за первое полугодие.

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан

Чем измеряется добро?

Один из лучших физиков нашего времени, Игорь Евгеньевич Тамм, был человеком большой правдивости и честности. Его сотрудники вывели единицу измерения честности и назвали ее «тамм». Чем больше Таммов, тем порядочнее, бескорыстнее человек.

Говорят, что добро – это не наука, а действие. На людей, для которых эта фраза стала девизом, можно положиться в час испытаний. Часто у них не бывает времени для выбора, и в решающий миг совесть приказывает спасти, защитить, заступиться. И человек без колебаний бросается в огонь и воду.

Что же чувствует человек, отдающий себя другим? Может, это стремление к подвигу, героизму, возвышению в глазах окружающих? Нет, насущная необходимость делать людям добро. Человек жертвует собой ради этого, но он счастлив: значит, жизнь прожита не напрасно.

А научное измерение доброты и порядочности подтверждает, что самоотдача ради общего блага – самый верный способ почувствовать себя настоящим человеком.

Выполнить синтаксический разбор предложения.

1 вариант: А научное измерение доброты и порядочности подтверждает…

2 вариант: Часто у них не бывает времени для выбора…

2. Объяснить знаки препинания.

1 вариант: 2 абзац;

2 вариант: 3 абзац.

3. Выписать предложение с разными видами связи и построить его схему.

понимаешь, что значит быть «настоящим человеком».

Контрольный диктант за год.

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан

На север простиралась степь. Много степи. У нее было начало здесь, у подножия гор. Но едва ли угадывался конец.

Зимою на ее немеряных просторах с гиком и свистом казаковали снежные ураганы; в погожие дни под обманным солнцем доверчивого путника обжигали морозы; птица замерзала на лету. Теряли в ногах силу и впадали в немощь седогривые каскыры…

Летом степь томилась от жажды. Глубокие трещины разрывали ее грудь; испарялась из мелкодонных озер вода, и они превращались в раскаленные пустые казаны; умирали подземные родники, высыхали травы. Птицы и звери, люди и скот устремлялись к оазисам, которые из последних сил сохраняла для них в лощинах и впадинах милостивая степь. Тогда взоры людей обращались к горам. Но горы привечали только летом, а степь была верной и постоянной, как любящая и терпеливая мать.

Горные джайляу казались праздниками. Для тех, кто пас табуны и отары, и для тех, кто владел ими. Праздники приходили и уходили. Жизнь складывалась из буден, переполненных трудами и заботами; для одних- о хлебе насущном, для других- о прибыльной продаже косяка необъезженных коней на каркаралинской ярмарке. И поэтому чаши на весах Вечности не знали покоя, они то медленно, то стремительно менялись местами во Времени и Пространстве.

Так утверждает отстоянное вечностью от мутных наносов народное предание. Горами его не заслонить, не спрятать под степным покрывалом. Оно выше гор, шире степи.

1 Произвести синтаксический разбор предложения

1 вариант Птицы и звери, люди и скот устремлялись к оазисам, которые из последних сил сохраняла для них в лощинах и впадинах милостивая степь.

2 вариант Но горы привечали только летом, а степь была верной и постоянной, как любящая и терпеливая мать.

2 Разобрать по составу слова

1 вариант подножия, немеряных, переполненных

2 вариант предание, обманным, необъезженных

3 Выписать предложение, соответствующее схеме

4 Выписать из 3абзаца изобразительно-выразительные средства языка.Какова их роль втексте?

Читайте также: