Дэвид юм и загадки его философии

Обновлено: 05.11.2024

Дэвид (Давид) Юм — шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения.

Школа, традиция: Эмпиризм, Шотландское Просвещение
Направление: Эмпиризм
Период: Просвещение
Основные интересы: Метафизика, эпистемология, философия сознания, этика, политика, эстетика, философия религии
Значительные идеи: Проблемы познания причинности, проблемы индуктивного метода, анализ понятия долженствования, Гильотина Юма
Оказавшие влияние: Джон Локк, Джордж Беркли, Фрэнсис Хатчесон, Исаак Ньютон
Испытавшие влияние: Адам Смит, Адам Фергюсон, Иммануил Кант, Джереми Бентам, Джеймс Мэдисон, Александр Гамильтон, Огюст Конт, Уильям Джемс, Чарльз Дарвин,…

Дэвид (Давид) Юм — шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения.

Школа, традиция: Эмпиризм, Шотландское Просвещение
Направление: Эмпиризм
Период: Просвещение
Основные интересы: Метафизика, эпистемология, философия сознания, этика, политика, эстетика, философия религии
Значительные идеи: Проблемы познания причинности, проблемы индуктивного метода, анализ понятия долженствования, Гильотина Юма
Оказавшие влияние: Джон Локк, Джордж Беркли, Фрэнсис Хатчесон, Исаак Ньютон
Испытавшие влияние: Адам Смит, Адам Фергюсон, Иммануил Кант, Джереми Бентам, Джеймс Мэдисон, Александр Гамильтон, Огюст Конт, Уильям Джемс, Чарльз Дарвин, Бертран Рассел, Томас Генри Хаксли, Джон Стюарт Милль, Альберт Эйнштейн, Айер, J. L. Mackie

Дэвид Юм родился в семье юриста, владельца небольшого поместья. Получил хорошее образование в университете Эдинбурга. Работал в дипломатических миссиях Англии в Европе. Начал философскую деятельность в 1739 году, опубликовав первые две части «Трактата о человеческой природе», посвященные человеческому познанию. Потом он доработал эти идеи и опубликовал в отдельной книге — «Очерке о человеческом познании». В 1741-1742 годах Юм опубликовал книгу под названием "Моральные и политические очерки (эссе)". Она представляла собой сборник размышлений по поводу широкого круга общественно-политических проблем и наконец-то принесла Юму известность и успех. Написал множество работ на разные темы, в том числе историю Англии в 8 томах. В 1769 году он создал в Эдинбурге Философское общество, где он выступал в качестве секретаря. В данный кружок входили: Адам Фергюсон, Адам Смит, Александр Монро, Уильям Каллен, Джосеф Блэк, Хьюдж Блейр и др. Незадолго до смерти Юм написал «Автобиографию». В ней он описывал себя как кроткого, открытого, общительного и веселого человека, имевшего слабость к литературной славе, которая, правда, «никогда не ожесточала моего характера, несмотря на все частые неудачи»

Философия

Историки философии в основном сходятся на том, что философия Юма носит характер радикального скептицизма, однако многие исследователи считают, что крайне важную роль в учении Юма играют и идеи натурализма. Большое влияние на Юма оказали идеи эмпиристов Джона Локка и Джорджа Беркли, а также Пьера Бейля, Исаака Ньютона, Сэмюэла Кларка, Фрэнсиса Хатчесона и Джозефа Батлера.

Юм считал, что наше познание начинается с опыта и заканчивается опытом, без врождённого знания (априорного). Поэтому мы не знаем причину нашего опыта. Т.к. опыт всегда ограничен прошлым, мы не можем постичь будущего. За такие суждения Юм считался большим скептиком в возможности познании мира через опыт. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения). После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. Всё состоит из впечатлений. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы:

Существуют образы объективных предметов (теория отражения, материализм).
Мир — это комплекс ощущений восприятия (субъективный идеализм).
Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом (объективный идеализм).

Юм ставит вопрос, какая же из этих гипотез верна? Для этого надо сравнить эти типы восприятий. Но мы закованы в черте нашего восприятия и никогда не узнаем, что за ней. Значит, вопрос о том, каков источник ощущения — принципиально не разрешимый вопрос. Всё может быть, но мы никогда не сможем это проверить. Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

В 1876 г. Томас Генри Хаксли ввел термин агностицизм для обозначения такой позиции. Иногда создаётся ложное впечатление, что Юм утверждает абсолютную невозможность познания, но это не так. Содержание сознания мы знаем, значит мир в сознании известен. То есть мы знаем мир, который является в нашем сознании, но мы никогда не узнаем сущности мира, мы можем узнать только явления. Такое направление носит название феноменализма. На этой основе построено большинство теорий современной западной философии, утверждающих неразрешимость основного вопроса философии. Причинно-следственные связи в теории Юма — это результат нашей привычки. А человек — это пучок восприятий.

Основу нравственности Юм видел в нравственном чувстве, однако он отрицал свободу воли, считая, что все наши поступки обусловлены аффектами. Иммануил Кант писал, что Юм не был понят. Существует точка зрения, что его идеи в сфере философии права только начинают осознаваться в полной мере в XXI столетии.

Следующая загадка

Электронные книги купить в России, СНГ и по всему миру

Ниже показаны результаты поиска поисковой системы Яндекс. В результатах могут быть показаны как эта книга, так и похожие на нее по названию или автору.

В автобиографии Дэвид Юм рассказывает о своих родных следующее: “Моя семья была небогата, а так как я был меньшим братом, то моя доля в отцовском наследстве была, разумеется, очень незначительна.

По всей вероятности, проявлением “слабоумия” в своем сыне г-жа Юм считала то, что он выбрал себе ненадежную и невыгодную карьеру научного деятеля. Может быть также, что резкое суждение матери в данном случае было вызвано рано обнаружившеюся склонностью Юма никогда не увлекаться ни в какую сторону: во всех своих.

Дэвид Юм , крупнейший мыслитель британского Просвещения, движения, обосновывавшего благополучие людей как результат независимости политических институтов от былых предрассудков, родился 26 апреля 1711 г. в семье небогатого шотландского помещика и адвоката.

К философии Юм пришел не сразу. В 20 лет он стал вести дневник размышлений, который после сжег. Серьезно он смог формулировать философские проблемы лишь после того, как в 1834 г. поселился во Франции, где он и написал свой первый трактат под влиянием.

Джорджио Нардонэ, Алексей Ухтомский, Георг Гегель. «Исследование о человеческом познании» – одна из центральных работ шотландского мыслителя Дэвида Юма и одно из наиболее важных сочинений просвещенческой философии. В ней Юм дает общее теоретическое представление об основополагающих принципах человеческого мышления и восприятия, которые он на протяжении всей своей творческой деятельности раскрывал в самых разнообразных предметных областях – этической, политической, экономической, эстетической.

М. В. Сабинина. Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф.Ф.Павленковым (1839-1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования, эти тексты сохраняют ценность и по сей день. Писавшиеся «для простых людей», для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем.

Дэвид Юм один из тех философов, которых я порекомендовала бы как обязательных к прочтению. Его труды плавно вытекают из представлений эмпириков и рационалистов. Он подводит итог их споров, ставит в нем точку, потому является актуальным на сегодняшний день.

1776 – Дэвид Юм скончался от онкологического заболевания. Предисловие. Одно из ключевых произведений в наследии Дэвида Юма – «Исследование о человеческом разумении» – у нас издавалось также под названиями «Исследование о человеческом познании», «Исследование о

Моральную философию , или науку о человеческой природе, можно трактовать двумя различными способами, каждый из которых имеет особое преимущество и может способствовать развлечению, поучению и совершенствованию человечества. Согласно одному из них, человек.

«Исследование о человеческом разумении» – одна из центральных работ шотландского мыслителя Дэвида Юма и одно из наиболее важных сочинений просвещенческой философии. В ней Юм дает общее теоретическое представление об основополагающих принципах человеческого мышления и восприятия, которые он на протяжении всей своей творческой деятельности раскрывал в самых разнообразных предметных областях – этической, политической, экономической, эстетической.

В продолжение курса истории философии поговорим о Дэвиде Юме. Он скептически относился к возможности объективно познать мир, писал свои тексты редким для философов живым языком и открыл психологию до того, как она стала отдельной наукой. Проблема причинности, моральная философия, познание и аффекты, культура как сущностная характеристика человеческой природы, опыт как поток впечатлений, конституционная монархия как лучшая форма правления.

Дэвид Юм входит в пантеон величайших мыслителей Запада. Вместе с Адамом Смитом Фрэнсисом Хатчесоном и Томасом Ридом Юма традиционно считают одним из наиболее ярких представителей шотландского просвещения.

Из-за своей репутации атеиста Юм не смог построить академическую карьеру. В 1744 году ему отказывают в кафедре этики и пневматической философии Эдинбургского университета. В 1752 году он не смог занять кафедру логики в университете Глазго, где в разное время преподавали выдающиеся.

В интернет-магазине ЛитРес можно купить книгу « Дэвид Юм . Исследование о человеческом разумении» автора Дэвида Юма за 363.00. Покупайте самые лучшие и последние книги Дэвида Юма.

Жанр: книги по философии , литература 18 века, социальная философия .

В этих официальных книжных интернет-магазинах вы можете купить недорого бумажную и электронную книгу по самой дешевой цене с доставкой по России и в другие страны. Также в этих магазинах можно купить книжные новинки и бестселлеры.

Официальные сайты интернет-магазинов по продаже книг в России и по всему миру:

  • Лабиринт
  • Читай-город
  • My-shop
  • Литрес
  • Book24
  • УчМаг


Для формирования результатов поиска книг использован сервис Яндекс.XML.

Бумажную книгу купить в России с доставкой по всей России

Ниже показаны результаты поиска поисковой системы Яндекс. В результатах могут быть показаны как эта книга, так и похожие на нее по названию или автору.

Купить книгу в интернет магазине Читай-город

Васильев В. Данная книга — первая русскоязычная монография о великом шотландском философе эпохи Просвещения Дэвиде Юме, охватывающая все стороны его жизни и творчества и все его труды. Автор разъясняет ключевые идеи Юма, сохраняющие значение в наши дни, подробно рассказывает о его жизни, а также детально излагает и комментирует его основные сочинения.

Купить книгу в интернет магазине My-shop

Данная книга — первая русскоязычная монография о великом шотландском философе эпохи Просвещения Дэвиде Юме, охватывающая все стороны его жизни и творчества и все его труды. Автор разъясняет ключевые идеи Юма.


Дэвид Юм и загадки его философии . Васильев В.

Автор разъясняет ключевые идеи Юма, сохраняющие значение в наши дни, подробно рассказывает о его жизни, а также детально излагает и комментирует его основные сочинения. Особое внимание уделяется многочисленным загадкам юмовской философии , связанным как с обстоятельствами создания его произведений, так и с интерпретацией представленных в них идей.


Канцтовары. Письменные принадлежности. Бумажные канцтовары. Ранцы, рюкзаки, сумки. Канцелярские мелочи. И многое другое.

Дэвид Юм – крупнейший мыслитель эпохи Просвещения, представитель философии эмпиризма, стоявший у истоков Шотландской школы здравого смысла наряду с Джоном Локком и Джорджем Беркли. Современники отзывались о нем как о человеке веселом, эрудированном и открытом новому, никогда не мстящем своим оппонентам, в отличие от других просветителей, злившихся на малейшие критические замечания. Среди его учеников был экономист Адам Смит, опиравшийся на идеи Юма при формировании своей экономической теории.


Дэвид Юм и загадки его философии .

Особое внимание уделяется многочисленным загадкам юмовской философии , связанным как с обстоятельствами создания его произведений, так и с интерпретацией представленных в них идей. В книге также обсуждаются идейные влияния на Юма и различные трактовки его концепций в современной историко-философской литературе.


Дэвид Юм и загадки его философии . Выпуск №9. Васильев В.В.

Эпоха Просвещения - период, когда вера в человека, в возможности его разума достигла ранее невиданных высот. Одним из тех, кто утвердил эту мысль снач.

Лучшие и новые книги 2021 автора: Юм Давид в интернет-магазине Лабиринт.

Лучшие и новые книги 2021 автора: Юм Дэвид в интернет-магазине Лабиринт.

"Исследование о человеческом познании" - одна из центральных работ шотландского мыслителя Дэвида Юма и одно из наиболее важных сочинений просвещенческ.

Последовательно развив принципы эмпирический философии , Юм создал оригинальный вариант философского скептицизма, оказавший глубокое влияние на последующую философию , в том числе непосредственно на "критическую философию " Канта, на позитивизм XIX в. и

У нас Вы можете купить книгу дешевле, а получить быстрее, чем где бы то ни было. Сделать правильный выбор Вам помогут рецензии покупателей, а также дополнительные материалы: отрывки, фото и иллюстрации. книги "О человеческой природе" (автор Давид Юм ).


Дэвид Юм и загадки его философии .

Особое внимание уделяется многочисленным загадкам юмовской философии , связанным как с обстоятельствами создания его произведений, так и с интерпретацией представленных в них идей. В книге также обсуждаются идейные влияния на Юма и различные трактовки его концепций в современной историко-философской литературе.


Сознание остается одной из главных загадок для философии и экспериментальной науки. Эта книга - попытка по-новому взглянуть на старый вопрос. Признавая успехи экспериментальных исследований сознания, автор тем не менее проводит свои изыскания в концептуальном ключе, пытаясь прояснить структуру и соотношение наших базовых убеждений о мире и о самих себе.

Дэвид Юм и загадки его философии . Васильев В.


Дэвид Юм и загадки его философии .

Особое внимание уделяется многочисленным загадкам юмовской философии , связанным как с обстоятельствами создания его произведений, так и с интерпретацией представленных в них идей. В книге также обсуждаются идейные влияния на Юма и различные трактовки его концепций в современной историко-философской литературе.


Вы узнаете о колоссальном и полном загадок труде переписчиков и редакторов, продолжавшемся столетиями и завершившемся появлением Библии в том виде, в каком.

Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Йодль Ф. «Давид Юм , его жизнь и философия » и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой.


Дэвид Юм – крупнейший мыслитель эпохи Просвещения, представитель философии эмпиризма, стоявший у истоков Шотландской школы здравого смысла наряду с Джоном Локком и Джорджем Беркли. Современники отзывались о нем как о человеке веселом, эрудированном и открытом новому, никогда не мстящем своим оппонентам, в отличие от других просветителей, злившихся на малейшие критические замечания. Среди его учеников был экономист Адам Смит, опиравшийся на идеи Юма при формировании своей экономической теории. .

Человек есть природное существо, он состоит из тех же элементов, что и иные объекты. Поэтому, даже при несравненно более сложной их взаимосвязи, он по.


Автор прослеживает судьбу юмовской философии , начиная с появления важнейших произведений Юма и заканчивая некоторыми течениями философской мысли, связанными с традициями его учений. В книгу включены биографические сведения о Юме, которые проливают свет на генезис его философии .

Вы узнаете о колоссальном и полном загадок труде переписчиков и редакторов, продолжавшемся столетиями и завершившемся появлением Библии в том виде, в каком. Скрыть Показать весь текст.


Юм Д. "Исследование о человеческом познании" - одна из центральных работ шотландского мыслителя Дэвида Юма и одно из наиболее важных сочинений просвещенческой философии. В ней Юм дает общее теоретическое представление об основополагающих принципах человеческого мышления и восприятия, которые он на протяжении всей своей творческой деятельности раскрывал в самых разнообразных предметных областях - этической, политической, экономической, эстетической.


Юм Д. Дэвид Юм – крупнейший мыслитель эпохи Просвещения, представитель философии эмпиризма, стоявший у истоков Шотландской школы здравого смысла наряду с Джоном Локком и Джорджем Беркли. Современники отзывались о нем как о человеке веселом, эрудированном и открытом новому, никогда не мстящем своим оппонентам, в отличие от других просветителей, злившихся на малейшие критические замечания. Среди его учеников был экономист Адам Смит, опиравшийся на идеи Юма при формировании своей экономической теории. .

Каждая книга серии соответствует одному из главных разделов общего учебного курса по философии. Центральные философские темы и вопросы представлены зд.


Юм Д. «Диалоги о Естественной Религии» впервые вышли в свет в начале 1779 г. («Dialogues concerning natural religion, by David Hume Esq.»), спустя два с половиной года со дня смерти их творца (25 августа 1776 г.). Они были написаны Д. Юмом около 1751 г., т.е. в ту пору, когда его гений, исчерпав все области философии, уже тяготел к другим отраслям знания. . Статьи «О самоубийстве» и «О бессмертии души» принадлежат также к посмертным сочинениям Д. Юма.


Юм Д. Дэвид Юм (1711-1776) — шотландский философ, историк, эссеист. Последовательно развив принципы эмпирической философии, Юм создал оригинальный вариант философского скептицизма, оказавший глубокое влияние на последующую философию, в том числе непосредственно на «критическую философию» Канта, на позитивизм XIX века и аналитическую философию в XX веке.

Исследование о человеческом разумении Юм Дэвид "Исследование о человеческом познании" - одна из центральных работ шотландского мыслителя Дэвида Юма и одно из наиболее важных сочинений просвещенческ.

Книга Дэвида Юма "Исследование о человеческом разумении" знакомит читателя с идеями эмпиризма. Обязательна для прочтения всем, кто интересуется философией . Очень порадовало качество издания: книгу очень приятно держать в руках, качество печати, размер шрифта - на очень высоком уровне.


Стоицизм — очень современная философия , которая учит, как принимать верные решения, управлять гневом, воспринимать критику, как относиться к смерти — собственной и своих близких.

Книга «Деизм и Давид Юм …» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Роговин С. «Деизм и Давид Юм …» и выбрать удобный способ его .

Предлагаемая читателю книга крупнейшего английского философа, историка, публициста Давида Юма "Диалоги о естественной религии", написанная около 1751.


Дэвид Юм – крупнейший мыслитель эпохи Просвещения, представитель философии эмпиризма, стоявший у истоков Шотландской школы здравого смысла наряду с Джоном Локком и Джорджем Беркли. Современники отзывались о нем как о человеке веселом, эрудированном и открытом новому, никогда не мстящем своим оппонентам, в отличие от других просветителей, злившихся на малейшие критические замечания. Среди его учеников был экономист Адам Смит, опиравшийся на идеи Юма при формировании своей экономической теории. .

Мне хотелось иного: побудить кого-нибудь, если это возможно, к самостоятельному мышлению", - так точно, емко и просто сформулировал свое кредо ученого Людвиг Витгенштейн в предисловии к "Философским исследованиям" - работе, оказавшей огромное влияние как на аналитическую философию , так и на философию постмодернизма. В ней он попытался развить идеи, изложенные им в "Логико-философском трактате", и вновь избрал объектом своего изучения язык - обыденный язык повседневного общения.



Давид Юм , его жизнь и философия .


Давид Юм , его жизнь и философия .

Ван, Данлеви: Философы в действии. История философии в комиксе.

Эта книга - философия в картинках, если можно так сказать, для тех, кто хочет понять философию , не вникая в сложные термины. Красивая черно-белая рисовка, много юмора. "Философы в действии" - это замечательный, концептуальный юмор и демонстрация великолепного понимания сути того или иного философа и его философских (и не очень) идей.

Следующая загадка

Дэвид Юм

Последние два поста были про оккультизм и традиционализм, пора дать глоток здорового эмпиризма. Дэвид Юм предложил в свое время мощный аргумент против религии и магии. Важно, что бьет он только по попыткам обосновать их внешними свидетельствами о чудесах. Если ваш оппонент верит сердцем и не пытается сделать химический анализ плачущих икон, то Юм не сработает.
Показать полностью.

Общее правило, которым пользуется и наука, и обыденный опыт таково: мы не верим в бытии чего-то, что в принципе не имеет причины. Отношение же причинности иначе, чем на основании прошлого опыта, нам не дано. Применительно к свидетельствам о чудесах это означает, что тому, что в прошлом много лгал, мы верим меньше, чем пользующемуся славой правдолюбца. Законы природы, которые есть обобщение нашего опыта (то есть наиболее правдивый из наших источников), не допускают превращения воды в вино или причинной связи дождя и ритуала (смотри интервью с Романом Адриановым, на два поста ниже). Поэтому чудо - это нарушение законов природы особым велением божества или иного невидимого деятеля. Почему будущий факт "свинец упадет, если его подбросить" вероятнее, чем будущий факт "свинец зависнет в воздухе упадет, если его подбросить"? Потому что прошлый опыт наш говорит об этом. Чудо возможно, но очень маловероятно.

Но легко показать, что этому критерию не может соответствовать ни одно свидетельство о чуде.

Любопытно, что этим доводом Юм попал в самое сердце религии, даже, вероятно, не понимая, что это так. Отцы Церкви предусмотрели этот аргумент и придумали ответ: верую, ибо абсурдно. Ну и еще всякое: Писание - это символ, христианам было незачем лгать, потому что за их веру убивали, Бог испытывает нас и т.д.. Более современные религиозные философы еще формулу придумали (у Ясперса вот есть): доказанный Бог уже идол.

Комментировать это не будем, а предложим прочесть очень маленький рассказ Пьера Буля. Считаете, что из аргумента Юма сделали художественный эксперимент.
-
Об истории аргумента: Юм придумал его, гуляя по иезуитскому коллежу Ла Флеш (там когда-то учился Декарт) с одним ученым монахом. Когда Юм озвучил только что родившийся аргумент, иезуит заметил, что он подрывает основы веры. Юм испугался и в "Трактат о человеческой природе" аргумент не вставил. Глава про чудеса появилась много позднее, в первом "Исследовании и человеческом познании". Это сделало Юма настоящим героем французских материалистов, что англичанина, конечно, веселило.

132 КБ Нравится Показать список оценивших

Дэвид Юм

Дэвид Юм запись закреплена
Большинство людей по природе склонны к категоричности и догматизму в своих мнениях; рассматривая предметы только с одной стороны и не имея представления о противоположных аргументах, люди поспешно принимают те принципы, к которым чувствуют склонность, причем относятся без всякого снисхождения к тем, кто придерживается противоположных мнений. Колебания и раздумья приводят в смятение их ум, сдерживают их аффекты и приостанавливают их деятельность. Поэтому они проявляют нетерпение, пока не выйдут из столь тягостного для них состояния, и им кажется, что при всей решительности своих утверждений и при всем упорстве своей веры они никогда не смогут преодолеть это состояние в полной мере. Но если бы такие догматики могли осознать чрезвычайную слабость человеческого ума, даже когда он достигает наивысшего совершенства, когда он в высшей степени точен и осторожен в своих заключениях, то размышление об этом, несомненно, внушило бы им больше скромности и сдержанности, умерило бы их самомнение и их предубеждение против тех, кто им возражает. Нравится Показать список оценивших

Дэвид Юм

Дэвид Юм запись закреплена

Поскольку аффект изумления и удивления, возбуждаемый чудесами, отличается приятностью, то он порождает в нас заметное стремление верить в вызывающие его явления. Дело доходит до того, что даже те люди, которые не могут наслаждаться этим удовольствием непосредственно и не верят в те чудесные явления, о которых им сообщают, все же любят принимать косвенное, отраженное участие в этом наслаждении и чувствуют гордость и удовольствие, если им удастся возбудить восхищение других людей.
Показать полностью.

Нравится Показать список оценивших

Дэвид Юм

Дэвид Юм запись закреплена

Мы постараемся объяснить здесь вкратце большую разницу, существующую между человеческими умами; после этого будет уже легко понять причину различия между людьми и животными.

1. Прожив некоторое время и свыкнувшись с единообразием природы, мы приобретаем общую привычку, в силу которой всегда переносим известное на неизвестное и представляем себе, что последнее обладает сходством с первым.
Показать полностью. В силу этого общего принципа привычки мы считаем даже один эксперимент достаточным основанием для заключения и ожидаем сходного явления с некоторой степенью достоверности, если эксперимент был произведен точно и исключал воздействие каких-либо посторонних условий. Поэтому считается очень важным наблюдать следствия вещей; а так как один человек может значительно превосходить другого во внимании, памяти и наблюдательности, то это делает их заключения весьма различными.

2. Когда действие производится благодаря сочетанию нескольких причин, один ум может оказаться намного более широким, чем другой, более способным объять всю систему объектов и правильно вывести их следствия.

3. Один человек способен вывести более длинный ряд следствий, чем другой.

4. Немногие люди могут думать долго, не спутывая мыслей и не принимая одну за другую; бывают разные степени этого недостатка.

5. То условие, от которого зависит действие, часто сплетено с другими условиями-посторонними и лишними. Выделение первого часто требует большого внимания, точности и тщательности.

6. Составление общих правил на основании единичных наблюдений-очень тонкая операция, и весьма легко допустить здесь ошибки из-за торопливости или узости ума, неспособного рассмотреть вопрос со всех сторон.

7. Когда мы рассуждаем на основании аналогий, самые правильные заключения делает тот человек, который имеет больший опыт или же более быстр в придумывании аналогий.

8. Склонности, зависящие от предубеждения, воспитания, аффектов, принадлежности к той или иной партии и т. д., оказывают на один ум большее влияние, чем на другой.

9. После того как мы приобрели доверие к свидетельствам людей, книги и разговоры гораздо больше расширяют сферу опыта и мыслей одного человека, нежели другого.

Нравится Показать список оценивших

Дэвид Юм

Дэвид Юм запись закреплена
Если мы верим тому, что огонь согревает, а вода освежает, так это оттого, что иное мнение стоило бы нам слишком больших страданий. Нравится Показать список оценивших

Дэвид Юм

Дэвид Юм запись закреплена

Cильным доводом против всех рассказов о сверхъестественном и чудесном является тот факт, что они распространены преимущественно среди невежественных и диких народов; если же какие-либо из них и допускаются цивилизованным народом, то последний, наверное, унаследовал их от невежественных и диких предков, придавших им ту непререкаемость и авторитетность, которые всегда присущи общепринятым мнениям.
Показать полностью. Когда мы окидываем взором первоначальную историю всех наций, мы легко можем вообразить себя перенесенными в новый мир, где весь строй природы нарушен, и каждый элемент проявляет свою активность совершенно иначе, чем ныне. Сражения, революции, чума, голод и смерть никогда не бывают действиями тех естественных причин, с которыми мы знакомимся на опыте. Чудеса, предзнаменования, предсказания оракулов, небесные кары совершенно затемняют те немногие естественные события, которые перемешаны с ними. Но так как с каждой страницей эти чудеса становятся все более редкими, по мере того как мы приближаемся к просвещенным эпохам, мы вскоре начинаем понимать, что во всех этих случаях нет ничего таинственного или сверхъестественного, что во всем виновата обычная склонность человечества к чудесному и что, хотя склонность эту порой могут обуздать здравый смысл и знание, ее невозможно полностью искоренить из человеческой природы.

Странно, может сказать всякий рассудительный читатель, просматривая повествования этих удивительных историков, что такие сверхъестественные явления никогда не случаются в наши дни. Но, я думаю, нет ничего странного в том, что люди всегда были способны лгать. Вы, вероятно, видели достаточно примеров этой человеческой слабости, вы сами слышали, как бывали пущены в обращение многие россказни о чудесах, к которым мудрые и рассудительные люди относились с презрением, после чего от них отказывалась даже толпа. Будьте уверены, что и те знаменитые вымыслы, которые так широко распространились и достигли таких чудовищных размеров, имели подобное же начало, но, посеянные на более плодородной почве, они так возросли, что наконец почти сравнялись с чудесами, о которых они повествуют.

Нравится Показать список оценивших

Дэвид Юм

Дэвид Юм запись закреплена

Предположим, что человек, наделенный в высшей степени сильным разумом и способностью к размышлению, был бы перенесен в этот мир внезапно; он определенно тотчас же заметил бы постоянное следование друг за другом объектов и событий, но не был бы в состоянии открыть что-либо помимо этого.
Показать полностью. Он не мог бы с помощью какого бы то ни было умозаключения сразу дойти до идеи причины и действия, поскольку частные силы, производящие все действия в природе, никогда не открываются чувствам, а из того, что одно явление в единичном случае предшествует другому, неразумно выводить заключение, что одно из них-причина, а другое - действие. Их соединение может быть произвольным и случайным; возможно, нет никакого основания заключать о существовании одного события при появлении другого. Словом, такой человек без последующего опыта никогда не мог бы соотнести свои предположения или рассуждения с фактами или быть уверенным в чем-либо помимо того, что непосредственно встает в его памяти или же воспринимается его чувствами.

Предположим далее, что этот человек приобрел больший опыт и прожил на свете достаточно долго для того, чтобы заметить, что близкие объекты или явления бывают постоянно соединены друг с другом. Каков же результат этого опыта? Человек тотчас же заключает о существовании одного объекта при появлении другого. Но весь его опыт не дает ему идеи или знания той скрытой силы, благодаря которой один объект производит другой, и его не принуждает выводить это заключение какой-либо процесс рассуждения. И все же он чувствует себя вынужденным сделать подобный вывод; и даже будучи уверен, что его ум не принимает участия в этой операции, он тем не менее продолжал бы мыслить таким образом. Существует какой-то иной принцип, принуждающий его делать данное заключение.

Принцип этот есть привычка, или навык, ибо, когда повторение какого-либо поступка или действия порождает склонность к возобновлению того же поступка или действия независимо от влияния какого-либо рассуждения или познавательного процесса, мы всегда говорим, что такая склонность есть следствие привычки. Употребляя это слово, мы не претендуем на то, чтобы указать последнюю причину такой склонности, мы только отмечаем всеми признаваемый и хорошо всем знакомый по его действиям принцип человеческой природы. Быть может, мы не в состоянии продвигать свои исследования еще дальше или же не вправе претендовать на то, чтобы установить причину этой причины, но должны удовлетвориться привычкой как самым последним принципом всех наших заключений из опыта, какой мы только можем указать. Достаточно, если мы можем дойти хоть до этого, и нам нечего жаловаться на ограниченность наших способностей из-за того, что они не позволяют нам идти дальше. Притом мы, несомненно, выдвигаем здесь если не согласное с истиной, то по крайней мере вполне понятное положение, утверждая, что после [наблюдения] постоянного соединения двух объектов, например тепла и огня, веса и плотности, только привычка заставляет нас ожидать одного из них при появлении другого. Это, по-видимому, даже единственная гипотеза, с помощью которой можно прояснить затрудняющий нас вопрос: почему мы выводим из тысячи примеров заключение, которое не в состоянии вывести из одного примера, ничем не отличающегося от остальных? Разум не способен к подобному варьированию; выводы, которые он делает при рассмотрении одного круга, одинаковы с теми, которые он получил бы, исследовав все круги во вселенной. Но ни один человек, видевший только однажды, что тело движется, получив толчок от другого тела, не мог бы заключить, что всякое тело придет в движение после подобного толчка. Поэтому все заключения из опыта суть следствия привычки, а не рассуждения.

Следующая загадка

Васильев Вадим Валерьевич - Дэвид Юм и загадки его философии

Традиция толкований философии Юма насчитывает уже более двухсот пятидесяти лет. И направленность этой традиции внушает оптимизм. Начиналась она совсем уж тревожно. Один из первых серьезных интерпретаторов Юма, Т. Рид, говорил, что целью юмовской философии является превращение людей в Свифтовых еху. Последующие толкователи рисовали не столь яркие, но не менее фантастичные картины.

Со временем, однако, ситуация улучшалась. Н. Кемп-Смит, Э.Гуссерль и др. интерпретаторы в начале XX в. вывели историков мысли на верный путь. Очертания идей Юма становились все более четкими. В последние десятилетия впечатляет уже не только качество, но и количество работ о Юме. И все они способствуют дальнейшему прояснению его непростой философской системы.

Прогресс в понимании философии Юма, таким образом, неоспорим. И все же проведенные в этой книге изыскания показывают, что историкам мысли еще есть куда продвигаться. Ведь в результате этих изысканий мы обнаружили не только лакуны в описаниях жизни Юма и толковании его главных работ — от «Трактата о человеческой природе» до «Диалогов о естественной религии» — но и дефицит их интереса к эволюции идей Юма в ключевых разделах его философии. Исследователи, к примеру, почти не уделяют внимания проблеме априористской трансформации юмовской методологии в первом «Исследовании» по сравнению с «Трактатом».

Васильев Вадим Валерьевич - Дэвид Юм и загадки его философии

(Философия сознания. № 9.)

Москва: ЛЕНАНД, 2020 г. — 704 с.

Васильев Вадим Валерьевич - Дэвид Юм и загадки его философии - Содержание

Предисловие

Сокращения и цитирование

Введение

Часть 1. Ключевые идеи

Глава 1. Онтология

Глава 2. Эпистемология

Глава 3. Философия религии и теология

Глава 4. Учение о свободе воли, этика и метаэтика

Глава 5. Психология

Глава 6. Метафилософия

Часть 2. Жизнь и сочинения

Глава 1. Ранний период

Глава 2. После озарения

Глава 3. «Трактат о человеческой природе»

Глава 4. Моральные и политические эссе 40-х гг.

Глава 5. «Исследование о человеческом познании» и другие обновления «Трактата»

Глава 6. Эссе на разные темы и исторические труды 50-х и 60-х гг.

Глава 7. Поздний период и «Диалоги о естественной религии»

Часть 3. Интерпретации

Глава 1. Скептицизм и позитивная программа

Глава 2. Загадки и их решения

Заключение

Послесловие

Основные события жизни Юма

Литература

Именной указатель

Summary

Васильев Вадим Валерьевич - Дэвид Юм и загадки его философии - Предисловие

Современная философия во многом ориентирована на классическую мысль. Если взять ее самое широкое и продуктивное направление — так называемую аналитическую философию — то мы можем увидеть, что основное внимание исследователей сосредоточено в наши дни на проблемах метафизики, эпистемологии и этики. По крайней мере по этим темам публикуется наибольшее количество статей в ведущих аналитических журналах общего профиля — я брал за образец The Philosophical Review, The Philosophical Quarterly и Mind 2014-2016 гг. Так вот, в этих областях классические авторы интересуют представителей аналитической философии больше, чем отцы-основатели самой аналитической традиции. Самыми востребованными классическими философами — если судить по авторитетным «Оксфордским руководствам» по соответствующим темам — оказываются здесь Аристотель, Декарт, Локк, Юм и Кант. Историки философии реагируют на потребности философов (которыми они сами по совместительству зачастую являются) и снабжают коллег большим количеством полезной литературы об этих мыслителях. Интересные исследования о названых выше авторах публикуются и в России. Любопытно, однако, что уже несколько десятилетий на русском языке не было новых обзорных монографий о Юме. Но такие обобщающие работы о великих философах очень нужны.

Данная книга, надеюсь, заполнит образовавшиеся пустоты. Это многоуровневое исследование и поэтому я предпошлю ее основному тексту что-то вроде путеводителя по ней. Одна из главных задач этой книги — дать достаточно полное представление о сочинениях Юма. Я так или иначе рассматриваю все работы Юма, в том числе не доведенные им до публикации труды из его рукописного наследия и уничтоженные им самим произведения (содержание которых можно реконструировать). Но особое внимание уделено трем его общепризнанным шедеврам: «Трактату о человеческой природе», «Исследованию о человеческом познании» и «Диалогам о естественной религии». Я подробно, по частям и главам, излагаю содержание этих работ, сопровождая изложение необходимыми пояснениями и отсылками. После этого я обсуждаю основные исторические и концептуальные аспекты этих текстов. «Трактат» рассматривается в третьей главе второй части книги, «Исследование о человеческом познании» — в параграфах 1-2 пятой главы второй части (в параграфе 1 излагается его содержание, в параграфе 2 даны развернутые комментарии), а «Диалоги о естественной религии» в том же порядке — изложение и комментарии — разбираются в параграфах S и 6 седьмой главы второй части. Подробно я анализирую и еще одну ключевую работу Юма — «Исследование о принципах морали» (параграфы 4 и 5 пятой главы второй части). Изложение этих работ выполнено с такой степенью детальности, чтобы его можно было использовать в учебных целях при подготовке к экзаменам или к обзорным лекциям. В этом плане данную книгу можно рассматривать даже как учебник по философии Юма.

Читайте также: