День народного языка 21 февраля загадки

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Воспитывать любовь к родному языку, а также уважение и к другим языкам.

Задачи:

1. Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к языкам.

2. Упражнять детей в умении обобщать, а также в продолжении ряда понятий, соответствующих одному обобщению.

3. Обогащать речь детей пословицами, поговорками, сказками.

4. Учить разгадывать ребусы различного характера, связанные со словом

5. Формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.

Методы и приемы проведения мероприятия: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, практическая работа, ребусы, игры, пословицы, инсценировка сказок.

Ход викторины.

Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский. Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие.

Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим.

Сложно себе представить, как общались люди, когда средством коммуникации был не язык, а, к примеру, жесты или мимика. Наверняка, без языка сегодня мы бы не сумели передать настолько образно и ярко все наши эмоции, переживания и мысли, воплощая их в песни, стихи или прозу.

У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Всё это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передаются все особенности образа жизни народа. Поэтому многие из них, даже малые, стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык, свою гордость, отдавая дань предкам и своей уникальности.

В какой Республике мы с вами живем?. (в Чувашии). Это многонациональная республика, в которой на сегодняшний день проживают представители разных национальностей. Какие языки мы можем услышать в нашем крае?. (ответы детей). Русский, татарский, чувашский, мордовский, украинский, армянский, грузинский и другие языки.

В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения и государственным является один язык - русский, он понятен каждому человеку, живущему в России.

21 февраля отмечается международный день родного языка - очень важный и нужный праздник.

Есть у каждого язык, что родной навеки, без родного языка нету человека!

Мы поем им, говорим, с самого рожденья, и к родному языку

Есть большое рвенье! С днем родного языка мы вас поздравляем,

Констатируем тот факт, что язык мы знаем!

Многообразие языков и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Каждый из них самобытен. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью и познавать окружающий мир.

Конечно же, у каждого человека есть Родина и свой родной язык. Каждый человек должен знать и хорошо говорить на своём родном языке. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек - родной язык. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Многие из вас могут считать своим родным языком – чувашский.

- У нас в детском саду воспитываются дети разных национальностей и каждому свой родной язык дорог и интересен. Одно и то же слово звучит по-разному на разных языках.

- Кто знает. Как здороваются на родном языке чуваши? …(Мелле хэлзэм)

Люди мордовской национальности? (здоровьте, чумбра)

Татары? (Исэнмесез) Англичане? (Хелло)

- Давайте послушаем, как звучит слово «мама» на разных языках?

Италия – мадрэ Франция – маман

Грузинский – дэда Украинский – мати, мамо

Мордовский - авай Татарский - ни.

Киргизия – апа Литовский – мамитэ

Башкирский – эсей Турецкий – ана

Шведский – мур Татарский – энкей

Казахский – шэшэ Азербайджанский – ана

Чеченский – нана Чувашский - анне

Я предлагаю поиграть вам в игру «Переводчики»

Давайте вспомним, какие слова вы знаете на чувашском языке.

Как будет по-чувашски: папа, бабушка, дедушка, девочка, мальчик, дом, собака, кошка, медведь… (ответы детей).

Татьяна Владиславовна прочтет стихотворение на своем родном чувашском языке.

Асанне с кукамай. Килтем асанне патне

Перинче эп ханана - Асанне, теп, асанне

Перре вар - ха Машанна. Меншен вал сана ялан Кукамай тесе ченет?

С рождения ребенок слышит звуки родного языка. Бабушка рассказывает сказки, мать поет колыбельные песни.

Кто знает чувашскую песню? …. (Предложить спеть)

А я могу спеть украинскую песню, моя подруга была украинкой и научила меня.

«Несе Галя воду, коромисло гнеться…»

Несе Галя воду, коромисло гнеться, за нею Іванко, як барвінок в'ється,

За нею Іванко, як барвінок в'ється.

Галю, ж, моя Галю, дай води напиться, ти ж така хороша, дай хоч подивиться,

Ти ж така хороша, дай хоч подивиться.

В России русский язык является языком межнационального общения. Но есть ещё и язык международного общения - английский. В любой стране мира изучают и знают английский язык, куда бы вы не поехали, английский язык будет вашим главным помощником.

Мы живем в России, ходим в русскоязычные детские сады, школы и для нас, Россиян, русский язык является родным языком. Русский язык в школе — очень важный предмет, это показатель грамотности и культуры человека.

Но и в детском саду дети тоже изучают родную речь и язык, и я предлагаю вам сегодня устроить викторину по родному языку.

Для этого нам с вами надо разделиться на команды и выбрать капитанов. За правильно выполненные задания будут раздаваться фишки. В конце викторины мы подведем итоги.

Дети делятся на две команды.

1. Итак, разминка для команд.

Я буду вам по очереди говорить слова, а вы должны быстро, называть слова, противоположные по значению.

Далеко - … кислый -…., добрый -, дождь -,

стекло -, толстый -, лежать -, солнце - ,

узкий-, молодой -, камень -, холодно -,

короткий -, большой -, чистюля -, быстрый -,

высокий -, пушистый -, прямая -, черный -,

правда -, зима -, сытый -, острый -,

вход -, низ -, грязно -, смелость -,

широко -, вправо - …., горький - … жара -, день -,

2. Русские пословицы

Я говорю начало пословицы, а вы ее продолжаете

• Поспешишь — …. людей насмешишь.

• Что посеешь, … то и пожнешь.

• Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.

• Семь раз отмерь, … один отрежь.

• Глаза боятся, … а руки делают.

• С кем поведешься … от того и наберешься.

3. Игровое упражнение «Назови, одним словом».

- телевизор, утюг, пылесос, холодильник - комар, божья коровка, жук, стрекоза

- брусника, земляника, клюква, черника - самолет, вертолет, ракета, спутник

- щука, карась, стерлядь, судак - март, апрель, май

- Чуковский, Маршак, Барто, Пушкин

- сандалии, сапоги, кроссовки, калоши - утро, день, вечер, ночь

- брюки, пиджак, блузка, куртка - осень, зима, весна, лето

- панамка, шляпа, косынка, кепка - футболка, шорты, платье, пальто

- Карлсон, Шапокляк, Баба – Яга, Винни-пух

Продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению.

Стол, стул, диван – …. Корабль, лодка, яхта –….

Яблоко, груша, банан –…. Сосна, береза, дуб –…

Картошка, помидор, лук –…. Подберезовик, мухомор, лисичка – ….

Курица, индюк, гусыня – … Синичка, ворона, сова – ….

4. Игра «Слова рассыпались…»

На ковре, две команды собирают из отдельных букв слова «Родина», «Россия».

5. Час ребусов.

А. «Расшифруй слово».

Б. «Спрятанное слово».

В. «Запиши слово по первым буквам картинок».

6. Состязания для капитанов «Объясни выражение»

(если капитан затрудняется ответить - команда помогает)

Поясните, что значит выражение (с опорой на картинку):

водить за нос, …. не в своей тарелке…. делать из мухи слона….

чесать язык…. строить глаза… прикусить язык…

клевать носом…. точить зубы…. развешивать уши….

7. Инсценировка сказки по желанию команды.

(взять персонажей, атрибуты к сказкам, распределить роли и разыграть сказку).

8. «Сказочная перестрелка».

Будут задаваться вопросы, и 3 предполагаемых ответа. Вы должны будете выбрать правильный ответ.

Почему уснула Спящая Красавица? Она поцеловала жабу… Она съела отравленный фрукт…. Она уколола пальчик о веретено….

Что продал Буратино, чтобы попасть в театр?

Азбуку…. Нарисованный очаг…. Артемона….

Во что превратилась карета Золушки в полночь?

В аквариум…. В спортивную машину…. В тыкву….

Как мышка разбила золотое яичко?

Ударив лапой…. Махнув хвостом…. Использовала прием кун-фу…

Что попросил старик у золотой рыбки?

Квартиру…. Корыто…. Моторную лодку….

Кто пришел в дом к трём медведям?

Четвертый медведь Управдом Машенька

Кем на самом деле был гадкий утенок? Курицей… Лебедем…. Орлом….

Что нашла лиса по дороге? Скакалочку…. Салочку…. Мочалочку….

Подводим итог, подсчитываем фишки, выявляем победителя.

Вывод. На нашей планете живут люди с разным цветом кожи, с разной историей, разными обычаями и традициями, и говорят они на разных языках. Каждый народ бережёт свой язык, свою речь – это его культура. Действительно, все языки прекрасны, каждый язык красивый. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им!

Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей!

Дети разных наций весело живут, друг друга очень любят, в обиду не дают.

Ведь, правда, друзья, хорошо на планете, когда на планете дружат все дети?

Давайте за руки друг друга возьмем, и потанцуем на шаре земном!

Общий танец Барбариков про дружбу.

Публикации по теме:

День родного языка. Сценарий праздника для детей старшей группы «День родного языка» Сценарий для детей старших групп. Цель: Познакомить детей с праздником «Международный день родного языка». Воспитывать.

Конспект НОД по аппликации из бумаги с элементами рисования в подготовительной к школе группе «Любимый уголок родного города»

Конспект НОД по аппликации из бумаги с элементами рисования в подготовительной к школе группе «Любимый уголок родного города» Задачи. -Развивать представления детей о родном городе; -Учить передавать характерные особенности зданий родного города -Упражнять в приёмах.

Сценарий досуга «Международный День Левшей» для детей подготовительной к школе группы Цель: развлечение в летний период. Задачи: познакомить детей с праздником «Международный день левшей» показать преимущества, и сложности,.

Фотоотчет «Международный день родного языка»

Фотоотчет «Международный день родного языка» Сберечь язык – очень важная задача. Международный день родного языка отмечается каждый год 21 февраля. Этот день привязан показать равенство.

НООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Знатоки родного края» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск" "Основная школа № 12".

План-конспект досуга по английскому языку в подготовительной группе «Международный день защиты детей»

План-конспект досуга по английскому языку в подготовительной группе «Международный день защиты детей» Педагог дополнительного образования: Логинова Маргарита Сергеевна Цели: познакомить с культурой и традициями страны изучаемого языка. Международным.

Сценарии развлечения по развитию речи в старшей группе «Праздник родного языка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 284 КИРОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА» 400079, г. Волгоград, ул. 64-й Армии,.

Сценарий праздника «Международный день родного языка» Сценарий праздника «Международный день родного языка» Цель: Создание условий для знакомства с международным днем родного языка Задачи:.

Викторина «Моя Удмуртия» в подготовительной к школе группе Викторина «Моя Удмуртия» ВЕДУЩАЯ. Много собралось сегодня у нас гостей, здравствуйте, ребята! У нашей маленькой Удмуртии день рождения.

Следующая загадка

Праздник родного языка – 21 февраля.

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём? В каком городе? На каком языке мы с вами говорим? А на каком языке говорят на русском, хакасском и т.д :

Монтаж (раздаете детям наизусть)

Сегодня важный день родного языка,

Он дорог всем, и взрослому и детям!

Цените, уважайте, берегите нашу речь!

Слушайте друг друга!

Родной язык- нет лучше в мире друга!

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Сегодня мы будем говорить о Международный день родного языка языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь

Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

А что это за праздник вы тут отмечаете?

Дети: Праздник родного языка.

Воспитатель проводит игры в игровой форме с детьми.

Закричал охотник: - ой!

Двери гонятся за мной!

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

«Пословицы и поговорки»

- Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

- Язык острее бритвы.

- Язык до Киева доведёт.

- Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

- Язык мой - враг мой.

- Языком не спеши – спеши делом.

- Слушай больше, а говори меньше.

А загадки русские народные вы отгадаете?

Не живое, а на всех языках говорит. (эхо)

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Знает каждый грамотей. (буквы)

Не велят скучать.

А все тут как тут. (часы)

Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим. (язык)

Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга)

Игра на русском языке: «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной,а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

С последними словами водящий бежит за кругом и осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, и встает в круг. У кого ленточка тот водящий.

Игра «Подбери синоним»

В русском языке есть слова синонимы, то есть слова с одним и тем же значением,например: большой – огромный; плакать – реветь, хныкать, рыдать.

Красивый – прекрасный, превосходный, восхитительный

Смелый – храбрый, мужественный

Грустный – скучный, печальный, хмурый

Дети – ребята, детвора

Игра «Подбери слово»

российский (герб, флаг, дом, гимн)

русский (народ, язык, холод. мороз, дом, дух)

Игра «Слова наоборот»

холодно —тепло: широкий- узкий, толстый — худой, горячий -холодный,

громкий – тихий день-ночь. хорошо — плохо.

длинный — короткий и т. д.

Литературная викторина по сказкам. Будут задаваться вопросы. Тот, кто первый поднимет красный флажок, имеет право отвечать на поставленный вопрос. Окунемся в мир всем известных сказок и выясним, все ли Вы помните.

1. В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли. (Три медведя)

2. Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ. (Репка)

3. Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей. (Доктор Айболит)

4. Помогла нам яблонька, помогла нам печка. (Гуси – лебеди)

5. Нам не страшен серый волк. (Три поросенка)

6. Сяду на пенёк, съем пирожок. (Маша и медведь)

7. И сбежали от грязнули и чулки и башмаки. (Мойдодыр)

8. Дёрни за верёвочку, дверь и откроется. (Красная шапочка)

9. Кого первым встречает героиня сказки "Гуси-лебеди", отправившаяся на поиски брата? (Печку)

10. Из-за чего заснула Белоснежка? (Из-за отравленного яблока)

11. Что продал Буратино, чтобы попасть в театр? (Азбуку)

12. Во что превратилась карета Золушки в полночь? (В тыкву)

13. Как мышка разбила золотое яичко? (Махнув хвостом)

14. Что попросил старик у золотой рыбки? (Корыто)

15. Что нашла лиса по дороге? (Скалочку)

Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

Публикации по теме:

Сценарий мероприятия «День родного языка» Ход мероприятия: Ведущий: Шумбратадо, кельгома ялгат! Шумбрачи, вечкевикс оят! Исяннармесез, дуслар! Добрый день, дорогие друзья! Мы.

«Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества». Консультация Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое.

Сценарий праздника «23 февраля — праздник пап, наших защитников»

Сценарий праздника «23 февраля — праздник пап, наших защитников» Цели: - Способствовать развитию и сплочению детско-родительских отношений, развивать преемственность работы детского сада и семьи. - Развивать.

Сценарий праздника к 23 февраля «Праздник с папами»

Сценарий праздника к 23 февраля «Праздник с папами» Под песню «Бравые солдаты» дети заходят в зал Ведущий: Чудесный праздник в феврале Наша страна встречает. Она защитников своих Сердечно.

Сценарий праздника, посвящённого Дню башкирского родного языка Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались не случайно. Сегодня у нас большой праздник – 14 декабря День Башкирского языка.

Сценарий праздника к 23 февраля «Праздник сильной половины человечества» в подготовительной группе 23 февраля - праздник сильной половины человечества (подготовительная к школе группа) Цель: создание социальной ситуации для развития быстроты.

Презентация к проекту «День родного языка» Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством.

Мероприятие, посвященное Дню родного языка

Мероприятие, посвященное Дню родного языка Ведущий 1. В мире насчитывается несметное количество языков. По предварительной оценке их число составляет около 6 тысяч. Каждый язык является.

Видеоотчет по проектной деятельности «День родного языка» ФГОС ДО в качестве одних из основных принципов дошкольного образования рассматривает «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям.

Эссе «Сохранение родного языка и культуры моего народа» Изучение родного языка, знание культуры в значимой мере обусловленно сознанием существенных утрат национальных корней, культуры и ценностей.

Следующая загадка


- Камилла: Всем, всем, всем, добрый день! Сегодня у нас в школе большой праздник – фестиваль родных языков!


Национальный танец


Звучит веселая музыка, и гости в национальных костюмах входят друг за другом в зал. Они здороваются на своем родном языке

- Айшат. Посмотрите вокруг - сколько разных лиц, сколько разных народов! Какая разноголосая речь звучит на нашей земле. Всех принял, обогрел и со всеми нашёл общий язык наш великий, родной Дагестан. (Гости садятся.)

Ролик о Дагестане и стихотворение о Дагестане на русском языке (Карина 6 « д»)

- Зайнаб и Расулова стихи о Дагестане на даргинском языке.

- Камилла: Начинаем наш весёлый Фестиваль родного языка.

- Милана: Стихотворение «Родной язык» на русском языке.

- Арслангеерева Ума: Стихотворение «Родной язык» на кумыкском языке.

- Камилла: Очень надеемся, что этот необычный день и сегодняшнее мероприятие будет интересным и запоминающимся

- Айшат: 21 февраля - международный день родного языка. День 21 февраля выбран по предложению Бангладеш в память о событиях 1952 года, тогда погибли пять студентов, выступавших за придание языку бангла статуса государственного в Пакистане.

Камилла:

Ты - твёрд и гибок, нежен и силён,
Ты – соловей на ветке бересклета.
Ты – сталь и пепел, колокол и лён,
Загадка тьмы и откровенье света.

- Айшат: Сегодняшнее наше мероприятие посвящено родным языкам, а т.к. у каждого из нас он свой, то и выступления будут звучать на разных языках.

Стихи на кумыкском языке читают Хадижат и Камилла, на даргинском языке-Асият, на табасаронском языке - Милена, на чеченском - Камилла, на аварском - Патимат, на кумыкском - Ума, на даргинском – Альбина, на кумыкском - Равиля), на даргинском Ханият.

Ума:

У каждого народа, даже древнего,
Есть свой, родной, особенный язык.
В нем корни первых слов прочнее кремния,
И всякий к языку отцов привык.

Салихат исполняет даргинскую песню.

- Камилла: Сегодня очень важный день. Ведь когда мы говорим на родном языке, мы сохраняем культуру и традиции своего народа.

У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. В языке передаются все особенности образа жизни того или иного народа. Поэтому многие народы, особенно малые, стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык, свою гордость, отдавая дань предкам и своей уникальности.

Хадижа исполняет аварскую песню


- Айшат: Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние. Все мы любим свой родной язык.

Зарина исполняет кумыкскую песню.

Эльмира:

Родной язык, святой язык,
Отца и матери язык.
Как ты прекрасен! Целый мир
В твоем богатстве я постиг.

Нурият исполняет даргинскую песню.

Карина:

Язык наш драгоценный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.

Лезгинская песня звучит в исполнении Зенфиры.

- Камилла: У человека самые близкие и родные люди - это его родители. Значит и язык, на котором он говорит, называется родным. «Родной язык – это великое наше наследие, передаваемое из поколения в поколение», говорил Р.Гамзатов.

Колыбельная: аварская + даргинская + кумыкская


- Айшат: В нашей школе тоже учатся представители разных национальностей: русской, лезгинской, аварской. даргинской, кумыкской табасаранской многих других. Но самое важное и интересное: сегодня мы сможем услышать не только стихотворения, но и пословицы, считалки и многое другое на родных языках.

Считалки и высказывания на даргинском и кумыкском языках.

Лейла:

Родной язык - народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном!

Сценка на даргинском языке «Я – медведь!» и на кумыкском языке «Рассказы Молла Насрединна»


Хамис:

Родной язык - богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь.

Сценка про войну «Фриц и Берта» на даргинском языке


Камилла:

Родной язык! Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала “мама”,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык! Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной…
Но, как родной, Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо, Каждый миг,
На нем живые, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо, Каждый миг,
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне. И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово “счастье”,
Большое счастье жить в большой стране.
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне…
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык – Я онемею.
Утратив русский – Стану я глухой!

- Учитель: Дорогие ребята! Любите и берегите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его

Учите, берегите речь родную,
Стихи слагайте, украшая жизнь!
Потомкам передайте речь живую,
Чтоб память о народе сохранить

- Ведущий: Вот и подошел к концу наш с вами праздник, пронизанный духом сплочённости, взаимопонимания, взаимоуважения. Надеюсь, что после сегодняшнего мероприятия, у вас хотя бы на чуточку больше стало любви к родному языку, к культуре и традициям своего народа! В завершение нашего замечательного праздника предлагаю послушать песню в исполнении Заирбековой Карины.

Следующая загадка

Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днём родного языка. Формировать интерес к русскому языку посредством лингвистических игр.

Задачи:

  • формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре;
  • воспитывать патриотизм;
  • способствовать повышению грамотности учащихся;
  • развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку, развивать речь детей, память, мышление;
  • раскрывать таланты ребят.

Ожидаемые результаты:

  • улучшение качества знаний учащихся;
  • развитие интереса к русскому языку и литературе как учебным предметам.

Ход мероприятия

Ведущий 1

Слайд 1. Здравствуйте, дорогие ребята! С 2000 года ежегодно 21 февраля отмечается малоизвестный праздник - Международный день родного языка! Сегодня мы с вами будем говорить о родном языке, как о средстве общения., повторять и закреплять полученные знания

В Детском отделении на лечении находятся дети разных национальностей. Мы предлагаем вам поздороваться друг с другом на своём родном языке.

Дети приветствуют гостей праздника на родном языке, мы слышим приветствия на:

  • русском языке – Здравствуйте!
  • украинском языке – Здравствуйте!Здрастуйтэ! Доброго дня!
  • казахском языке - Сэляметсизбе!, Привет! – Сэлем!
  • таджикском языке – Здравствуйте! - Ассалому алейкум! Привет! - Салом!
  • киргизском, азербайджанском языка – Салам алейкум!
  • памирском – Здравствуйте! - Царанг
  • мордовском языке – Здравствуйте! – Шумбратада!
  • Привет! - Шумбрат!
  • армянском языке – Здравствуйте! - Барев дзез! Привет! - Вохчуйн!
  • адыгейском языке – Сэлам!
  • грузинском языке – Здравствуйте! – Гимарджоба! Привет! - Салами!
  • македонском языке – Здравствуйте! - Здраво, чао!
  • вьетнамском языке – Здравствуйте! - Син тяо! Привет!- Тяо!
  • пакистанском языке – Здравствуйте! - Салям алейкум! или Хи!

Ведущий 2. Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова.

Ведущий 1

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…
Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Ведущий 2

Слайд 3. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции, в Киргизии киргизский, в Грузии грузинский, а в России государственным является один язык – русский.

Алина Шатрова, 8 класс

Он так могуч и так прекрасен
Суровый РУССКИЙ наш язык!
Мир покорен одной лишь фразой,
С которой дрался наш мужик,
Когда громил фашистов клятых,
И шел в атаку на врага.

И пели РУССКИЕ солдаты,
Когда до смерти три шага,
На РУССКОМ РУССКУЮ «Катюшу»,
И было легче во сто крат.
И враг коварный песню слушал,
В руках сжимая автомат.

Ульяна Петренко, 6 класс

Есенин наш под звуки танго,
Или танцуя вальс, фокстрот,
Любил прекрасной иностранке
Шепнуть на РУССКОМ пару строк.

Григорий Ротарь, 5 класс

Когда ворвались в космос бурей
Мы на железном рысаке,
Услышал мир: Гагарин Юрий
Дал старт на РУССКОМ языке.

Севинч Хомракулова, 6 класс

Мы речь родную с детства слышим,
На РУССКОМ пишем, говорим.
Олимпиады РУССКИЙ Миша
Все страны мира покорил.

Руслан кызы Элизат, 8 класс

Наш РУССКИЙ так многообразен,
Изящен, скромен и силен:
Он для врага настоль опасен,
В любви насколько ласков он.
Оставь, мой друг, свои сомненья,
И честь родного языка
Неси достойно поколеньям
На все грядущие века.

Расулова Марьям, 6 класс

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.

Шарипова Сабрина, 8 класс

Оно ограбит, иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.

Ведущий 2. Ребята из ближнего зарубежья на поэтическом русском языке рассказали нам, как много исторических событий произошло в нашей стране – России.

Ведущий 1.

Слайд 4. Большинство языков не имеют никакого официального статуса - на них просто говорят… на одном языке – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают.

Патимам Патимат, 6 класс

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.

Балачёв Солтав, 4 класс

В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.

Худоакумов Мухамедали, 5 класс

Ведущий 2. Учащиеся 2-3 классов из ансамбля «Сударушка» исполнят песню «У моей России», а мы посмотрим красивый видеоклип, где показаны бескрайние просторы России.

Ведущий 1

Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.
В нём каждое слово – бесценный алмаз.
В нём каждая песня – красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.

Ребята, вашему вниманию мы предлагаем квест-игру «Путешествие в мир родного языка», в которой принимают участие все дети. За правильные ответы участники получают фишки.

Конкурс № 1. «Аз да буки, потом все науки»

Слайд 5. Когда мы приходим в школу, нам вручают замечательную книгу – азбуку, а знаете ли вы как произошло это название? (Слово «азбука» произошло от названия двух первых букв древнерусского алфавита «аз» и «буки»)

  1. Кто создал древнерусскую азбуку? (святые Кирилл и Мефодий)
  2. Знаете ли вы, сколько букв было в древнерусской азбуке? (43 буквы)
  3. Как вы думаете легко ли было учиться грамоте в давние времена? Почему? (Букв было много, каждая буква имела свое название)
  4. Сколько букв в современном алфавите? (33 буквы)

Ведущий 1

Слайд 6. На слайде на древней иконе слева изображены славянские просветители святые преподобные Кирилл и Мефодий. Древнерусскую азбуку вы видите справа.

Слайд 7. На уроках «Родного языка» учащиеся 5-6 классов, выполняя занимательные лингвистические задания, познакомились с буквами древнерусской азбуки, выполняли проект «Заглавная буквица». Слайд 8

Слайд 9 и передавали полученные знания учащимся начальной школы и вместе выполнили проект «Оживи букву».

Слайд 10 (слова) – 11 (ответы) и теперь я вам предлагаю стать переводчиком и сделать перевод слов с древнерусского языка на современный русский язык.

Съдъсъ (здесь), бъчела (пчела), съдоровъ (здоров), двашьды (дважды), дъстоканъ (стакан)

Помимо трудных названий букв, сложность учёбы была в том, что при чтении требовалось сначала называть буквы первого слога, а затем второго, з третьего и так далее. В итоге слоги складывались в слово.

Слайд 12. Например (на слайде), слова Школа и Человек. Слайд 13

Если прочитать все буквы по алфавиту, то мы узнаем какое послание оставили потомкам святые Кирилл и Мефодий.

Запомните дети: Я знаю буквы. Письмо – это достояние.

Ведущий 2 продолжение конкурса

Слайд 14. Одним из самых главных богов у древних славян считался РОД. Именно он указал людям, что их главная задача на земле – продолжение рода. Принято, что именно в нашем языке от слова «РОД» образовано такое количество РОДственных слов.

  1. Как называется место, где мы родились? (Родина)
  2. Кто дал нам жизнь? (родители)
  3. Что нас окружает? (природа)
  4. Близкие по крови. Это наши (родственники) или (родные)
  5. Людей, населяющих нашу страну, можно назвать одним словом. Каким? (народ)
  6. Те, кто не верил в РОДа называли уРОД или выРОДок.

Слайд 15. Правильные ответы.

Ведущий 1.

Конкурс №2 «Разминка»

Слайд 16. Антонимы - это слова с противоположным значением. Я предлагаю вам несколько слов, вы - антонимы к ним.

  • Большой - маленький
  • Ленивый - трудолюбивый
  • Бежать - стоять
  • Хвалить - ругать
  • Друг - враг
  • Жарко – холодно

Слайд 17. Синонимы - это слова, различные по написанию, но одинаковые по смыслу.

  • Ребёнок - малыш
  • Скупой – жадный
  • Товарищ – друг, приятель
  • Спешить – торопиться
  • Ложь - неправда
Конкурс № 3 «Русские синонимы»

Слайд 18. Очень часто мы употребляем иностранные слова, хотя в русском языке есть слова с таким же значением. Подберите русские синонимы к словам:

  • Фейс – (лицо)
  • Бэби – (малыш)
  • Инъекция - (укол)
  • Боты – (сапоги)
  • Эгоизм - (себялюбие)

Ведущий 2.

Игра «Нужно не только знание, но и внимание»

Если я называю имя существительное в единственном числе, вы хлопаете в ладоши. Если во множественном числе – поднимаете руки вверх.

Тетрадь, карандаши, ведро, дети, пальто, человек, тигры, слова, кенгуру, мука, молоко, сани.

Читайте также: