Цитирование высказываний известных людей пословиц или поговорок загадок прием
Обновлено: 04.11.2024
Пословицы, загадки, поговорки представляют собой богатый материал для обучения нормам произношения, совершенствования орфоэпической культуры детей.
Работа с ними развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает народной мудростью.
С произведениями фольклора дети встречаются, как известно, рано. Придя в школу, они уже знают колыбельные песенки, считалки, загадки, пословицы, поговорки и другие виды устного народного творчества.
Отбор ( подбор) пословиц определяется темой конкретного урока и его целями: образовательными, развивающими и воспитательными. Пословицы могут использоваться как дидактико — воспитательный материал на разных этапах урока русского языка: на этапе подготовки к изучению нового материала, на этапе творческой работы учащихся.
Так, при объяснении правила правописания безударных гласных в корне берутся пословицы:
Конец — делу венец.
Кончил дело — гуляй смело.
В первой пословице слово с безударной гласной (конец), во второй — гласный находится под ударением (кончил). После выяснения смысла пословиц предлагается найти родственные слова, объяснить написание гласной о , найти проверочное слово. Эти пословицы учащиеся списывают, подчёркивают слова коней, кончил , гласную о особо выделяют красной пометкой.
На этапе закрепления предлагаются такие пословицы:
Пока молод — не страшен ни жар, ни холод.
Около м л дых посидеть — самому пом_л_деть.
У м _ л_дых дорога не имеет конца.
Учись см _ л ду — пригодится в старости.
После выяснения смысла пословиц предлагается задание: списать и вставить пропущенные буквы.
При закреплении темы «Безударные гласные в корне» предлагаются пословицы с творческим заданием: подобрать и вписать пословицу подходящие по смыслу слова, например:
Дерево … живёт, дерево и воду бережёт.
Февраль силён метелью, а март … .
Март с водой, апрель с …, а май с … .
Октябрь землю покроет, где листиком, где с … .
При изучении звонких и глухих согласных также используются пословицы, которые помогают лучше усвоить данную тему.
Береги но с в большой моро з .
Разъясняется учащимся, каким орфографическим правилом следует руководствоваться, чтобы не делать ошибок при написании слов с глухими и звонкими согласными.
На этапе закрепления слов с парными согласными предлагаются пословицы:
Слаще всех плодов — плод честного труда.
Свой глаз — алмаз.
Дороже алмаза свои два глаза.
Не шуба греет, а хлеб.
Дети читают пословицы, объясняют их смысл. Следующее задание : вписать в столбик слова с сомнительной согласной и подобрать к ним проверочное слово. На последних уроках по этой теме предлагаются пословицы под диктовку. Например:
Зелёный наряд радует взгляд.
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
При изучении слов с удвоенными согласными также используются пословицы:
Хорошая нива у дружного коллектива.
Ссора до добра не доводит.
Следующий вид работы по этой теме — это зрительный предупредительный диктант. На доске пословицы:
Русский солдат не знает преград.
Ранний пар родит пшеничку, а поздний метличку.
Весенние ветры приносят летние дожди.
Учащиеся читают пословицы, обращают внимание на написание выделенных слов, запоминают их. Затем слова с удвоенными согласными закрываются и учащиеся списывают пословицы.
В начальных классах учащиеся постепенно учатся различать ь — показатель мягкости ь — разделительный. На этих уроках используются плакаты с пословицами:
Родину — мать умей защищать.
Отольются волку овечьи слёзки.
Ученье — путь к уменью.
От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.
Задание: выписать в первый столбик слова с мягким знаком — показателем мягкости, во второй — слова с разделительным мягким знаком. Большую помощь могут оказать пословицы при изучении грамматики. Так, например, при изучении имени существительного берутся такие пословицы:
Труд всегда даёт, а лень всегда берёт.
Мир строит, война разрушает.
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
Учащиеся читают пословицы, объясняют их смысл, находят имена существительные, определяют род, число. Попутно дети выполняют задание по орфографии: объясняют правописание слов сторона, война, родная. Затем они списывают пословицы, подчёркивают имена существительные. Определяют род,число.
Также на уроках русского языка можно использовать загадки и поговорки по разным темам. Так, загадку про орех: « Не разбив горшочка, не съешь кашки», в 3 и 4 классах можно записать полностью при изучении, например, темы «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком», а во 2 классе учащиеся, тренируясь в правописании слов с безударными гласными, запишут только слово отгадку орех.
Слова с жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (щука)
Ног нет, а хожу. Рта нет, а скажу, когда всем спать, а когда вставать. (часы)
В брюхе — баня, в носу решето, на голове пупок, всего одна рука, и та — на спине. (чайник)
Правописание слов с ь ( обозначение мягкости согласных буквой ь)
Конь стальной, хвост льняной. (иголка с ниткой)
Я — вода и по воде плаваю.(льдинка)
Что вверх корнем растёт? (сосулька)
Когда он нужен, его выбрасывают. А когда не нужен, поднимают.(якорь)
Здесь можно использовать и поговорки:
Больному всё горько.
Смелость города берёт.
Осень — перемен восемь.
Правописание слов с разделительным ь.
Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, кто такая? (вода)
С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. (рыба)
Бьётся как рыба об лёд.
Своя семья — самые верные друзья.
Не игла шьёт, а руки.
Здоровью цены нет.
Без руки, без ног — рубашки просит. (подушка)
Вся дорожка обсыпана горошком. (звёзды)
Белая кошка лезет в окошко. (свет)
Не всякий гриб в лукошко кладут.
Летом в шубе, а зимою голо. (лиственное дерево)
В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке. (подсолнух)
Сидит на ложке, свесив ножки. (лапша)
Кошке игрушки, мышке слёзки.
Лентяй усталости не знает.
Систематическая работа над пословицей, поговоркой, загадкой многое даёт учащимся. Изучение их обогащает речь учащихся, повышает их грамотность. Способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа прививает учащимся любовь к устному народному творчеству.
Используемая литература:
1. Дубовец З.А. Пословицы, загадки, поговорки на уроках русского языка.-М. 2000г.
2. Полончук О.Г. К урокам грамоты и литературного чтения. / «Начальная школа» №3 2004 г.
3. Орлова Г.А. Формирование языковой компетенции младших школьников.-М. 2001.
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 11 VIII вида»
Использование стихов, загадок, пословиц в ходе обучения математике.
учитель начальных классов
Куликова Ирина Викторовна
Для успеха познания очень важно положительное состояние ребенка. Удивление своими действиями, радость, удовольствие, удовлетворение – все эти чувства делают учение неутомительным, интересным, а материал – легко усваиваемым. Один из путей создания положительной эмоциональной окраски освоения математики самыми маленькими школьниками – использование стихотворной речи, сказочных сюжетов, народной мудрости, выраженной в загадках, пословицах и поговорках.
Прежде всего заметим, что стихи, сказки, загадки, пословицы, поговорки (назовем их условно «образный материал» - ОМ) окажут положительное влияние на результаты обучения математике лишь в случае правильного их отбора и использования.
Образный материал должен учитывать возрастные особенности детей, сочетать образность и увлекательность с познавательной ценностью математического содержания, включать в себя математические понятия и задания, посильные для детей соответствующего возраста и этапа обучения, представлять собой достаточно высокие образцы стихотворной речи, художественного прозаического слова, устной речи.
Назначение ОМ может быть самым разнообразным. ОМ может служить средством создания у ребят положительного эмоционального настроя и интереса к предстоящей учебной деятельности, средством возбуждения познавательной активности детей. Например, знакомство с числом и цифрой 2 можно начать с загадок «Два братца в воду глядятся, век не сойдутся», «Два кольца, два конца, посередине гвоздик». Вопрос «Что общего во всех загадках?» и ответ на него «Во всех загадках есть число 2» привлечет ребят к числу 2, побудит их выполнить и придумать новые загадки, задать вопросы о числе 2, рассказать об этом числе.
С помощью ОМ можно познакомить детей с некоторыми математическими понятиями и их свойствами. При создании у детей представления о числе эффективны загадки, пословицы, поговорки, считалки, в которых число характеризует разные группы предметов или отражает характеристический признак отдельного предмета:
В деревушке 7 избушек,
7 крылечек, 7 старушек,
7 щенков и 7 дымков,
7 драчливых петухов.
На семи плетнях сидят,
Друг на друга не глядят.
Распушили 7 хвостов,
Каждый хвост семи цветов.
Чаще всего ОМ используется для закрепления, уточнения и конкретизации знаний детей о числах и действиях с ними, об их применении, о геометрических фигурах, временных отношениях и других математических понятиях. С этой целью задачи в стихах, сказки с математическим содержанием и математическими заданиями включаются в устные упражнения на уроке математики.
Для развития у детей умений сравнивать предметы по разным свойствам, классифицировать предметы и явления по разным основаниям незаменимы загадки. Отгадывая загадки, ребенок по нескольким признакам называет целый класс объектов, обладающих данными признаками. Например, отгадка «стол» означает не конкретный один стол, а любой из столов, т. е. целый класс предметов, каждый из которых можно назвать этим словом.
Эффективным средством развития умения сравнивать и определять характеристические свойства групп предметов, событий является составление загадок. Причем составлять загадки можно не только о предметах, явлениях, но и о математических понятиях. Например, «Не бухгалтер, не продавец, а все считает и измеряет.» (Число). Загадки можно предлагать детям перед выполнением ими заданий с предметными картинками или игрушками ( счет предметов, сравнение предметов, построение предметной модели задачи и т.п.).
ОМ должен входить в урок , математическое занятие естественно, ненавязчиво, как логическое и эмоциональное звено всей работы. Полезно его сочетание с соответствующим наглядным представлением содержания этого материала.
При напряженных занятиях математикой детям необходим отдых, разрядка. Хорошим средством для этого могут служить стихи, загадки, ребусы, считалки.
В использовании ОМ следует соблюдать меру. Чрезмерная занимательность отвлекает детей от собственно математики, постепенно формирует у них установку на то, что все задания, обязательно должны быть облечены в занимательную форму, мешает увидеть красоту математики как эффективного и логически непротиворечивого средства познания мира.
Большое место отводится пословицам и поговоркам, содержащим математические понятия. Каждая пословица и поговорка обогащает смысловое наполнение соответствующих понятий, является связующим звеном между собственно математическим содержанием понятия и его гуманитарным значением. Пословицы и поговорки косвенно несут в себе информацию об истории происхождения понятий, об использовании математических понятий в отношениях между людьми.
Пословицы и поговорки отражают мудрость народа, несут такое знание о мире, об отношениях между отдельными людьми, между обществом и человеком, которое никаким изучением самых «высоких» наук о человеке и обществе не заменишь. Кроме того, они позволяют увидеть в математических понятиях «человеческий» компонент, делают возможным более глубокое понимание детьми сущности математических понятий. Использование пословиц и поговорок при обучении математике – мощное средство «очеловечивания» математического знания.
Формы работы могут быть самыми разными. Например, обучая ребенка счету и говоря о числе «один», можно проговорить и объяснить смысл пословиц: « Один в поле не воин», «Одно зерно горсть дает», «С одного цветка много меда не возьмешь». Наряду с чисто воспитательным воздействием описанная работа позволяет ненавязчиво формировать базу для изучения математики.
При обучении математике в школе полезно начинать уроки с пословиц и поговорок, содержащих соответствующие теме урока понятия. Например, урок по теме «Числа четыре и пять», можно начать с чтения пословиц и поговорок, содержащих эти числа. После краткой беседы о смысле этих пословиц и поговорок учитель просит сказать, что общего во всех пословицах и поговорках, какое число или какие числа называются в них. Выслушав ответы детей, учитель сообщает тему урока: «В каждой из пословиц и поговорок было число четыре или пять. Это говорит о том, что числа 4 и 5 часто используются людьми, помогают им разговаривать друг с другом, выражать свои мысли. Вот почему полезно поближе познакомиться с этими числами».
Учитель может давать детям задания: подобрать несколько пословиц и поговорок, содержащих определенные математические понятия. На внеклассных занятиях можно устраивать конкурсы: кто больше вспомнит пословиц и поговорок . содержащих математические понятия.
Следующая загадка
Загадка и пословица – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.
1. Влияние загадок на развитие речи детей-дошкольников
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
Загадки можно, использовать и в завершении деятельности. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
стимуляция умственной активности;
развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
развитие сенсорной сферы.
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.
К загадкам первого уровня сложности относят:
- загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение) ;
- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.
Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое) . Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Загадки второго уровня сложности включают:
- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;
- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.
Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т. д. ) Дошкольники с ОВЗ испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания. Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОВЗ.
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания) . В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т. д. ) . Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.
Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки можно записывать в оформленные альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре.
Следующая загадка
В работе описывается приемы использования занимательного материала на уроках обучения математике.
Вложение | Размер |
---|---|
internat_1286452058.doc | 68 КБ |
Следующая загадка
Для устного народного творчества характерно большое разнообразие жанров. Художественный талант народа находил свое выражение и в таких крупных поэтических жанрах, как былина, сказка, историческая песня, и в таких уникально малых жанровых формах, как пословица и поговорка.
Пословицы, поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Пословица - это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.
Пословицы и поговорки - это сгустки народной мудрости, здравого смысла, ума, трудового и житейского опыта, это концентрированное выражение нравственно-эстетических и педагогических взглядов и оценок, выработанных народом. Пословицы и поговорки, по словам А. М. Горького, «формируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа. ». В пословицах отразились, писал К. Д. Ушинский, «все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни».
Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме и семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, о счастье и несчастье, о еде и питье, о книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и многое другое.
Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка. В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т. п. Но это конкретное возведено на уровень широкого обобщения, типичности, а потому позволяет приложить его к множеству сходных явлений, фактов. «Грибы ищут - по лесу рыщут» - это суждение передает житейский факт, очевидный для каждого, кто когда-либо собирал грибы. В нем заключен прямой смысл пословицы: чтобы набрать лукошко грибов, нужно хорошенько побродить по лесу. Одновременно с этим пословица несет с собой и переносный смысл - она приложима ко всем тем случаям, когда хотят сказать, что для достижения желаемого результата нужны активные действия.
Эта особенность пословиц подсказывает нужный подход к знакомству ребенка с ними: сначала дети отдают себе отчет о прямом смысле пословицы, а затем усваивают ее переносный смысл, то широкое обобщение, которое в ней заключено.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Актуальной задачей речевого развития является выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.
Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, загадки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".
Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.
Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.
Пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
Значение загадок, как малой формы фольклора.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи - доказательства и речи - описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.
Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.
Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.
В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Использование загадок, пословиц и поговорок в процессе обучения
Пословица по содержанию характеризуется тем, что заключает в себе определенную мысль, законченное суждение. Поэтому ее композиции чаще всего двучленна: в первой части ставится условие, а во второй - вытекающее следствие, вывод.
Поговорка - это лишь элемент суждения, часть мысли, меткое образное определение, распространенный устойчивый оборот речи. Пословицы и поговорки в учебных пособиях чаще всего представлены в пяти тематических группах: о Родине, об умении и трудолюбии, о лени и нерадивости, о дружбе, о природе. Понятно, что огромное число только одних русских пословиц и поговорок может быть распределено по неизмеримо большему числу тематических гнезд. Однако и эти пять тематических подборок позволят показать детям, что каждая из пословиц и поговорок может быть отнесена к определенной теме, за которой соответственно стоит определенная сторона жизни, какое-то конкретное явление действительности.
Образовательно-воспитательная важность такого понимания состоит в том, что оно облегчает использование пословично-поговорочных форм в повседневной речевой практике учащихся, обостряет их внимание к этим фольклорным жанрам в речи других людей, в литературе, способствует их запоминанию и оперативному применению.
Выдающийся советский методист, литературовед и фольклорист профессор М. А. Рыбникова писала: «Искусство говорящего заключается в том, чтобы, встретив и опознав явление, случай, свойство, человеческий поступок, охарактеризовать его пословицей, моментально установив связь между частным случаем и его поэтическим определением, высказанным в пословице: «Пословица к слову молвится». Умелое и быстрое употребление пословицы и поговорки свидетельствует о находчивости, об остром уме. Говорить пословицами вовсе не значит владеть ими во множестве, главное - уметь вводить их в оборот. Пословица вставляется в живую речь и резко в ней выделяется - выделяется сконцентрированной в художественном образе мыслью, выделяется ладностью и звучностью».
Итак, в работе над пословицами и поговорками в учащимися необходимы следующие условия:
1) понимание учеником прямого и переносного смысла, заключенного в пословице;
2) владение известным запасом произведений данного жанра;
3) умение соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни или явления и, наоборот, в каком-то факте или проявлении действительности увидеть то главное, что может быть охарактеризовано соответствующей тематической группой пословиц, и отобрать среди них ту, в которой это главное определяется с наибольшей полнотой и точностью;
4) выработка умения обоснованного употребления пословиц и поговорок в речи.
Загадка - это краткое образное и замысловатое описание какого-либо предмета или явления, имеющее сходные черты с другим предметом или явлением, которое остается скрытым и о котором нужно догадаться. Загадка побуждает человека порассуждать, сопоставить нередко трудно сопоставимое, перебрать множество предметов и явлений, их признаков и проявлений, чтобы обнаружить какое-либо сходство. Загадка развивает сообразительность, открывает в самых привычных и повседневных предметах и явлениях неожиданное, образно-поэтическое.
В отличие от пословиц, которые заключают в себе суждения, обобщенную мысль, загадки предельно конкретны, они выражают определенный предмет, зачастую построены на описании его деталей, видовых и частных признаков, внешних качеств и свойств, их назначения, иногда и происхождения.
Загадки тесно связаны с трудовой деятельностью народа, окружающей его действительностью. Они также группируются по темам, за каждой из которых стоит определенная сторона жизни.
В «Книге для чтения» представлено пять тематических групп загадок - о явлениях природы, об инструментах, о саде и огороде, о животных, и наконец, о книге и письме.
Пример занятия с использованием малых фольклорных форм
1. Урок начинается с того, что учитель предлагает детям медленно перелистать книгу для чтения и на страницах, где напечатаны вопросы и задания к прочитанному, найти такие, в которых предлагается подобрать пословицы, соответствующие содержанию определенного текста или даже целой темы. Подобные задания имеются, например, к сказке «Два Мороза» или в обобщении к теме «Великая радость - работа» и других. Каждый раз мы будем выяснять, как понимают дети прямой и переносный смысл той или иной пословицы. Свои ответы ученики будут подкреплять толкованием прочитанного текста.
2. Далее обращаемся к тематическим подборкам пословиц, которые даны в разделе «Устное народное творчество». Прочитывается каждая пословица (учащимися), выясняется ее смысл, приводятся факты, случаи и т. п., почерпнутые из окружающей жизни или прочитанных произведений, которые могут быть связаны с содержанием пословицы. Например, ученик прочитывает пословицу «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда». Прямое значение ее отражает все те приготовления и затраты сил, которые нужны для получения результата - поймать рыбку):
1) раздобыть и отладить снасть - удочку или сеть;
2) заготовить червей, приманку;
3) дойти до реки или какого-иного водоема, найти рыбное место;
4) изготовить снасти;
5) насадить на крючок червяка;
6) умело закинуть удочку;
7) следить за поплавком;
8) вовремя подсечь рыбу и вытащить ее так, чтобы она не сорвалась с крючка;
9) снять пойманную рыбу с крючка и опустить в ведро с заранее налитой в него водой.
Действительно, чтобы все это выполнить, надо поработать. Переносный смысл пословицы выявляется посредством приложения ее к различным ситуациям из жизни учеников. Например, ученики говорят:
- Одна девочка все собирается четверки и пятерки получать, а сама даже книжки не откроет, домашние задания выполняет кое-как. Ее подруга смотрела-смотрела на нее и говорит: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».
Или разбираем смысл пословицы «Труд кормит, а лень портит»:
- Мы говорим: «Ребята заготовили корм для кроликов», «Птичница кормит кур», «Мальчик кормит собаку». А как это труд может кормить?
Дети догадываются, что тот, кто работает, тот трудится: изготовляет станки, машины, водит поезда, пашет землю, сочиняет книги. За труд человеку платят деньги, выдают зарплату. Кто лучше трудится, того больше уважают. А кто ленится, убегает от труда, того все осуждают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. Лень портит человека.
Переносный смысл пословиц уясняется детьми также при соотнесении той или иной пословицы с содержанием прочитанных текстов. Например, пословица «Поспешишь - людей насмешишь» применима к рассказу Н. Носова «На горке», точнее, к тому решению, которое поспешил принять Котька Чижов, когда ничего лучшего не придумал, как
посыпать ледяную горку песком, чтобы можно было побыстрее прокатиться.
3. После того как все пословицы из каждой тематической подборки прочтены, можно предложить детям заранее заготовленные карточки или полоски бумаги с записанными на них пословицами, например:
«Каков мастер, такова и работа»;
«Делаешь наспех, сделаешь на смех»;
«Не сиди сложа руки, не будет и скуки»;
«Книга для ума - что теплый дождь для всходов»;
«Ум без книги, как птица без крыльев»;
«Читает - летает, да ничего не понимает»;
«Ленивому Микишке все не до книжки» и другие.
Получивший карточку выразительно ее прочитывает классу. Устанавливается, в чем ее смысл и к какой теме можно отнести. То обстоятельство, что среди прочитанных по карточкам пословиц будут такие, которые можно отнести к новой теме «Книга, чтение», используется для того, чтобы показать детям, что тематика пословиц выходит за круг тем, названных в книге для чтения.
4. В заключение работы над пословицами молено провести игру. Кто-то из учеников читает начало пословицы и предлагает другому вспомнить и договорить ее конец. Выполнивший это задание сам прочитывает начало новой пословицы и называет следующего ученика, чтобы он ее договорил и в свою очередь продолжил начатую цепочку. Или по-другому: ученики перелистывают свой учебник по чтению и, остановив свое внимание на рассказе или каком-то эпизоде, который им лучше других запомнился, кратко его пересказывают; другие ученики называют подходящую пословицу.
5. Вторая половина урока посвящается знакомству с загадками. К. Д. Ушинский писал, что на этот жанр он смотрел, как на «картинное описание предмета». Изучение загадок, считал великий педагог, надо построить так, чтобы «доставить уму ребенка полезное упражнение: приладить отгадку, сказанную, может быть, учителем, к загадке и дать повод к интересной и полезной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой и все объяснения, к ней привязанные».
Лучше всего урок, точнее, ту часть урока, которая запланирована для знакомства с загадками, построить по методике, предложенной М. А. Рыбниковой (см. «Очерки по методике литературного чтения», с. 60-62).
Загадки записываются на карточки: по две на каждую тематическую подборку. У нас окажется десять карточек, которые мы раздадим по одной на две парты, т. е. на четыре ученика. Даем время для прочтения каждой группой своей карточки, а затем загадки читаются классу. Сообщаем условие соревнований: плюс получает та группа, которая не только отгадает загадку, но и сможет объяснить, как это удалось отгадать ее. С другой стороны, та группа, которая вызовется отгадывать, также должна будет для получения плюса рассказать, по каким предметам догадалась, о чем говорится в загадке.
Затем учитель может всему классу загадать свою загадку, например: «Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт: летит - воет, падает - землю роет». (Жук.) Основной признак, по которому удается догадаться, о ком вдет речь в загадке, - это то, что жук имеет шесть ног и может летать.
6. Задание на дом: подобрать по одной загадке, пословице и научиться читать прибаутки, считалки, приговорки и скороговорки; подумать, где, когда, в каких случаях их можно услышать.
Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2000.
Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа. - 2004. - №10.
Читайте также: