Что такое загадка потешки
Обновлено: 22.11.2024
Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки, потешки.
/конспект занятия по речевому развитию для детей 2 младшей группы/
воспитатель МАДОУ д/с № 74 «Забава»
Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки, потешки.
Цель: уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать описательные загадки; познакомить с жанром потешки, помочь запомнить потешку «Котик», интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка».
Материалы: Игрушки – домик, кукла, кот, петушок, корова, поросенок.
Воспитатель обращает внимание детей на домик и куклу.
-Это Катя. Она живет в домике. Катя ждет гостей. Кто же к ней придет? Я буду загадывать Вам загадки, и вы узнаете, кого пригласила в гости Катя. Слушайте загадку внимательно. Загадывать – это не называть, а только рассказать, какой этот кто-то. Подумайте, а потом говорите отгадку.
Воспитатель загадывает загадки, анализирует их и показывает соответствующие игрушки.
Я умею чисто мыться
Не водой, а языком.
Мяу. Как мне часто снится
Блюдце с теплым молоком. (Котенок)
-Как вы догадались, что это кот? Что делает кот? А что он любит?
Кто это на колышке?
(Петя – петушок)
-Что есть у петушка? Где он сидит?
Молока дает. (Корова)
-Что делает корова? Что корова дает детям?
Идет, бредет, бородой трясет.
Травки просит: «Ме-е-е».
Дайте вкусной травки мне. (Козлик)
-Что делает козлик? Что козлик любит есть?
- Вот и все Катины гости. Сколько их? Кто самый большой? Кто самый бодучий? Кто раньше всех встает?-Кто самый тепленький и мягонький?
Гости заскучали. Как их развеселить? (Спеть, станцевать, угостить). Можно потешить гостей потешкой. Давайте споем потешку «Петушок», потешим, повеселим Катиных гостей.
Затем воспитатель предлагает детям исполнить потешку «Водичка». А Катя просит спеть потешку о котике, потешить его.
- Послушайте, сначала я спою, - говорит воспитатель.
Уж ты котенька – коток
Котя, серенький лобок!
Ты приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Ты уж ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси.
-Давайте вместе со мной ласково споем потешку о котике.
- А теперь пусть Катя угостит своих гостей.
(Занятие плавно переходит в игру)
Публикации по теме:Конспект занятия «Ознакомление с малыми фольклорными формами» в средней группе Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством: загадками. Задачи: • Познакомить с жанром загадки, • Формировать умение отгадывать.
Дети любят потешки С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь.
Дидактические игры с геометрическими формами "Геометрические подушечки" Описание: подушки для сидения на полу в форме различных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Формирование личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами Знакомство с фольклором происходит у маленького ребёнка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос.
Презентация «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами» Знакомство с фольклором происходит у маленького ребёнка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос.
Конспект совместной деятельности по ознакомлению с малыми фольклорными формами для детей 6–7 лет Тема: «МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ» Задачи: Закрепить представления детей о жанровых особенностях, назначений пословиц, поговорок, потешек,.
Потешки при умывании (1) ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ Встань, малыш, еще разок, Сделай маленький шажок, Топ-топ! Ходит мальчик наш с трудом, Первый раз обходит.
Потешки про воду Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды! Чистая водичка Умоет наше личико, Вымоет ладошки, Намочит нас немножко, Ай, лады, лады, Не боимся.
Загадки для Алёнки, потешки для Андрюшки, частушки про игрушки «Книжка — малышка» Загадки для Алёнки, Потешки для Андрюшки, Частушки про игрушки (книжка - малышка) Выполнила:Чистякова Г. М. Выйду, выйду.
Заклички, пестушки, потешки «Загадки для Аленки» для детей 2–4 лет Загадки для Алёнки, Потешки для Андрюшки, Частушки про игрушки (книжка- малышка) Выполнила:Чистякова Г. М. Выйду, выйду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Валеология от А до Я" (физкультминутки, загадки, пословицы и поговорки)
Мини - сборникс подборкой физкультминуток, загадок, пословиц и поговорок на тему ЗОЖ.
Загадки, стихи, пословицы и поговорки про ягодыМатериал для младшей группы, который можно использовать в процессе создания экологического проекта на тему "Ягоды".
ФОЛЬКЛОР РУССКОГО НАРОДА: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.Детский фольклор ру.
Загадки, стихи, пословицы и поговорки про месяц февраль
Последний зимний месяц, самый короткий по дням, но, наверное, самый длинный по ощущению времени. Уже хочется весны, а февраль всё тянется и тянется. Но долго грустить не придётся, ближе к концу месяца.
Загадки, стихи, пословицы и поговорки про лето.
В картотеке собраны материалы про самое любимое детьми время года. Тут есть загадки про лето, стихи про лето, пословицы и поговорки про лето для дошкольников.
консультация для родителей "Загадки, пословицы и поговорки о войне и победе"Загадки. пословицы и поговорки о войне и победе.
Памятка родителям "Что такое потешки?"
Следующая загадка
Многие родители испытывают трудности, когда дети задают им вопросы по данной теме и обращаются за помощью к учителю. Я собрала необходимый материал.
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_v_pomoshch._chto_takoe_poteshki_prigovorki_skorogovorki.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое ПОТЕШКИ, ПРИГОВОРКИ, СКОРОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.
ПОТЕ́ШКИ — короткие стишки (реже песенки), предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания . Назначение потешек — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние. Наиболее популярные сюжеты.: " Ладушки " (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключит. словах ручки разводят и кладут на голову: " Полетели, на головку сели !"); " Сорока " (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); " Идет коза рогатая " (жесты взрослого изображают встречу с козой). Потешки — замечательное изобретение народной педагогики и народного поэтического творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства.
аба сеяла горох —
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок —
Прыг-скок, прыг-скок!
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла,
Села, поела,
Опять пошла.
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стали русского плясать,
А потом вприсядку!
этой корзине
Есть много цветов.
Набрали мы их
Из разных садов.
Роза, фиалка
Алее здесь есть
Надо для внучки
Веночек сплесть.
Манюшка, Манюшка,
Как вы хороши.
Любит тебя бабушка
Ото всей души.
о саду ли, в огороде
Там бежит собачка.
Ножки тонки,
Бока звонки,
А хвост закорючкой,
Зовут ее Жучкой.
- уси, гуси: - Га-га-га.
- Есть хотите? - Да, да, да.
- Хлеба с маслом? - Нет, нет, нет.
- А чего? - Конфет, конфет!
- Ну, летите, как хотите!
- Только крылья берегите!
- Серый волк под горой
- Зубы точит, съесть нас хочет!
рынди-брынди, балалайка,
Под столом сидит бабайка,
А бабай сидит на печке,
У него в ушах колечки.
ак у нас семья большая
Да веселая:
Два у лавки стоят;
Два учиться хотят;
Два Степана у сметаны
Объедаются;
Две Дашки у кашки
Питаются;
Две Ульки в люльке
Качаются;
Одна Маша не наша,
Да и та хороша.
- исонька-мурысонька,
Ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
-Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!
Приговорки - обращение к животным, птицам, насекомым. Бытовое название "приворожилки".
Следующая загадка
ПОТЕШКИ, ПРИГОВОРКИ, СКОРОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.
Поте́шки- короткие стишки (реже песенки), предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания.
Назначение потешек — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние. Наиболее популярные сюжеты. «Ладушки»; «Сорока», «Идет коза рогатая".
Потешки прекрасно развивают речь, внимание, воображение, память, словом, благотворно влияют на становление всех познавательных процессов. Мать, напевающая младенцу песенку или рассказывающая забавный стишок, сама того не замечая прививает ребенку любовь к русскому языку, живому слову.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Тяги, тяги, потягушеньки,
На детку порастушеньки!
Расти, деточка, здоровая,
Как яблонька садовая!
На кота потягушеньки,
На дитя порастушеньки,
А в ручки хватушки,
А в ротик говорунок,
А в головку разумок!
Вышла кошка за кота.
У кошки лепёшки,
Ходит кот по лавочке,
Ведет киску за лапочку.
Ходит кот по лавочке,
Продаёт булавочки,
Тому-сему продаёт,
А Сашеньке так даёт
Ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!
Приговорка - обращение к животным, птицам, насекомым. Бытовое название "приворожилки". Приговорки — способ интимного общения с природой один на один. Приговорки нацелены на домашний быт, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено в них вниманием.
Приговорка своим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно относиться к каждому растению в лесу, в поле, в огороде.
Приговорки во время игр — это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастные случаи. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать правила.
А тебе ни одной
Ни густа, ни редка,
До великого хвоста.
В бору борового.
Скороговорка- жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки созданы народом для забавы детям. Скороговорки помогают тренировать и исправлять произношение «трудных» звуков в игровой форме. Скороговорки можно произносить в разных темпах: медленном, умеренном и быстром. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.
Жук жужжит над абажуром,
Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон
Загадка- жанр устного народного творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. Народные загадки для детей – это маленькое произведение искусств. Загадка несёт в себе нравственную идею, поэтичность, она умна. Соответственно, она способна развивать не только ум крохи, но и оказывать эстетическое и нравственное воспитание малыша. Благодаря загадкам малыш учиться мыслить и анализировать то, что он говорит и слышит.
В загадке огромное количеств различных эпитетов, сравнительных моментов, малыш благодаря такому творчеству учится понимать всю красоту своего языка, он слышит многочисленное количество сравнений, которые можно придумать для различных предметов. Это помогает развивать не только мышление, но и речь, также такое обилие различных слов помогает увеличить словарный запас.
Очень часто в народных загадках встречаются слова, которые ещё незнакомы малышу. И тут очень важно, чтобы родители поясняли малышу, что означает то или иное слово. Помимо этого, всего, загадки развивают ещё и чувство юмора. И рано или поздно, ребёнку даже захочется придумать свою загадку. А это полезно для того чтобы развивать свою фантазию, мышление и воображение.
Сидит девица в темнице
А коса на улице.
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его?
Заклички- это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, переживаний. Эмоция радости, доверия, убежденность в хорошем заложены в самом строе стиха — в волнообразных поворотах, в смене картинок — просьб, в бойком, задорном ритме звучания каждой строчки, каждого слова. Повторные сочетания действий ребенка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания.
Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетайте к нам у в одонушки
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
«Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тепло летечко!»
Красное ведрышко,
Высоко взойди,
Далеко посвети:
На темные лесочки,
На сырые борочки,
На речку, на поля,
На синие моря,
На зеленый огород
И на весь народ.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.
Небылица- песенки или стишки, в которых реальные связи предметов и явлений нарочно смещены, нарушены.
В центре небылицы - заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевертыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления. «Всякая небылица в три года пригодится», - гласит народная поговорка. Зачем же она может пригодиться, в чем ценность этого жанра? На этот вопрос подробно отвечает К. Чуковский: «В подобных стихах неправильная координация вещей только способствует утверждению правильной, и путем такой фантастики мы утверждаем детей в их реалистическом представлении о мире».
Небылицы призваны не только развлекать, забавлять малышей, они созданы, «чтобы стимулировать умственные силы ребенка», а также «воспитать в ребенке юмор».
Едет Ваня на корыте!
А за ним ребятки
На дырявой кадке!
А за ними ёж с котом
Погоняют всех кнутом!
Злая кошка громко лает,
Дом хозяйский охраняет:
Стой, тебя она не пустит!
Не послушаешь - укусит!
Лошадь ехала с рогами,
Плыл козел по мостовой,
Червячок шел с бородой!
Тимошка на ложке
Ехал по дорожке,
Подвез до забора!
Хорош мотор у ложки!
Пословицы и поговорки- меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы.
Пословица – краткое изреченье, поученье, которое является народным творчеством. Изучение пословиц помогает социализации ребёнка, постижению им морально-этических норм, развивает мышление, развивает речь, делает ее более богатой и выразительной, способствует пониманию фразеологизмов, формирует умение говорить чётко и выразительно, оказывает воспитательное воздействие на личность ребенка.
Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Пословицы обычно состоят из двух частей: “Делаешь наспех – сделаешь насмех”; “Землю красит солнце, а человека-труд”. Часто эти части рифмуются. “Без пословицы речь не молвится”, – говорили на Руси.
П ословица- это целое предложение, а поговорка - лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.
Поговорка: легок на помине, как с гуся вода, семь пятниц на неделе
Следующая загадка
- доставить радость и удовольствие от общения со сверстниками.
Игрушки и картинки – Петрушка, петушок, собака, корова, козлик, кот.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках.
Дети, сегодня у нас на занятиях присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними.
Сюрпризный момент Петрушка
Ребята, вы узнали кто это? (Это Петрушка) Ребята! Петрушка тоже ждет гостей. Кто же к нему придет? Вы узнаете, когда отгадаете загадки.
Слушайте загадку внимательно, и вы сразу догадаетесь, о ком в ней говорится.
Хвост с узорами
Сапоги со шпорами,
Всех бужу, хоть часов не завожу.
А как вы догадались?
А теперь найди … отгадку в картинках!
(Воспитатель предлагает детям найти отгадку в комплекте нарисованных картинок)
Послушайте еще загадку …
Идет, бредет, бородой трясет
Травки просит: «Ме-е-е,
Дайте вкусной травки мне»
А как вы догадались? А теперь найди … отгадку в картинках!
(Воспитатель предлагает ребенку найти нарисованную отгадку).
Молока дает. Кто же это?
(Воспитатель предлагает найти отгадку в мешочке)
Кто мой дом сторожит,
Под порогом лежит,
В дом не пускает?
(Воспитатель предлагает найти отгадку в мешочке)
Воспитатель: Вот и все Петрушкины гости.
Сколько их у Петрушки? (У петрушки 4 гостя)
Кто самый большой?
Кто раньше всех встает?
У кого есть рога? (Дети отвечают).
Ребята, а вы знаете загадки? (Дети загадывают загадки)
Чтобы гости не скучали, что надо сделать?
Воспитатель включает фонограмму «Потешки»
Ребята, что это прозвучало? (Это потешка)
А вы знаете какие- нибудь потешки?
Шел старик дорогою, раз, два, раз, два,
Нашел козу безрогую бе-бе-бе, ме-ме-ме,
Давай коза попрыгаем, прыг, скок, прыг, скок,
Ножками подрыгаем, дрыг, дрыг, дрыг, дрыг,
А коза бодается,
А старик ругается.
Ой, ребята, та-ра-ра,
Во дворе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок!
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Он играет во трубу,
Труба ладная, песня складная!
Поделка «Петушок золотой гребешок»
Кто сидит на бревнышке … ЭТО
Практическое занятие
- Откройте конверт
- Составьте из частей фигуру петушка
- Намажьте клеем туловище и приклейте к листу
Ребята вам понравился ваш петушок? Выставочный ряд.
Кто знает потешку про петушка?
Музыкальная игра «Друзья»
Для чего нужны загадки и потешки? Потешки и загадки нужны, чтобы развеселить детей и взрослых.
Народные загадки, потешки, прибаутки радуют нас красотой слова, заражают своим весёлым смехом.
На этом наше занятие подошло к концу.
Скажем нашим гостям и Петрушке, до свидания!
Публикации по теме:
Детский фольклор. Малые фольклорные формы Малые жанры фольклора— это небольшие по объёму фольклорные произведения. Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет.
Детский фольклор Орловского края Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Сергиевское Детский фольклор Орловского края Составила: Воспитатель.
Загадки, пословицы, поговорки, приметы, стихи, потешки о птицах Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №11 «Богатырь» города Курчатова Курской области Картотека.
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Устное народное творчество. Потешки». Цель: 1. Познакомить детей с устным народным творчеством – потешками, сказками. 2. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. 3. Активизировать.
Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Котенок в детский сад пришел». Потешки, колыбельные песни Цель: закрепить знания детей о некоторых видах устного народного творчества (потешка, колыбельная). Задачи: Обучающая: организовать деятельность.
Конспект внеклассного мероприятия «Башкирский детский фольклор» Цель: расширить кругозор обучающихся о башкирском детском фольклоре. Задачи: 1) показать самобытность народа, которая проявляется в устном.
Конспект занятия по развитию речи. Заучивание потешки «Киска» Цель: помочь детям запомнить потешку, выразительно читать ее. Ход занятия: Воспитатель: предлагает послушать новое маленькое стихотворение,.
Методическая разработка «Детский фольклор в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Планирование по социально-коммуникативному развитию на тему: Детский фольклор в воспитании и обучении детей младшего.
Методическая разработка занятия «Фольклор. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки» Методическая разработка занятия «Фольклор. Колыбельные песни, пестушки, потешки,прибаутки» Знакомство с жанром «Фольклор» Март, 2016.
Читайте также: