Что такое загадка определение

Обновлено: 06.07.2024

Чтобы понять, что такое загадка, нужно в первую очередь знать определение метафоры. Что ж, метафорой называют такое слово или выражение, которым можно описать предмет, при этом, не называя его самого. То есть, это выражение в переносном смысле словно сравнивает предмет с ему похожим, используя их единое свойство. Например, если вам скажут: “я вышел из себя”, вы сразу поймете, что человек расстроен и зол.

Итак, загадка – это метафорическое выражение, то есть такое выражение, которое описывает предмет при помощи его связи с каким-нибудь другим предметом, при наличии у этих предметов общего свойства. Суть заключается в том, что человек должен отгадать о каком предмете идет речь.

Предположим, вам загадывают загадку:

Два близнеца - два братца,

На нос верхом садятся,

Сами верхом, а ноги — за ушами.

Вот мы и разобрались, что такое загадка. Стоит только отметить, что загадки – это не простонародное творчество или развлечение, это отличный способ развития логики у детей при приятном времяпрепровождении. С маленькими детьми таким методом можно изучать части тела, зверей и птиц, сказочных героев и многое другое.

Древние загадки – это зеркало души наших предков. Часто они отражают их мистические верования, объяснения природных явлений и вообще всего происходящего вокруг них. Конечно, с течением времени люди стали смотреть на загадки больше как на развлечение, чем как на поэтическое описание происходящего вокруг в иносказательной форме. В русских народных сказках часто герою приходится разгадывать загадки, чтобы показать смекалку или исполнить какое-то заветное желание, ведь наши предки верили в силу загадок.

Отношение к загадкам изменилось в христианские времена. Понятие загадки в Священном писании имеет особое значение. Обычно, загадки используются как мудрые вопросы о происхождении нашего мира. Например, загадка Самсона:

Что слаще мёда, и что сильнее льва?

Ответы не приводятся, их нужно найти для себя самим. Для кого-то наиболее подходящим и простым ответом может показаться сон человека, а кто-то может подумать, что любовь слаще мёда и сильнее льва…

История загадки на этом только начинается. С течением времени загадка как жанр только всё быстрее получала развитие. Древние греки, римляне по-разному, но всё же активно использовали этот творческий вариант изложения происходящего и окружающего. И вот уже в 19 веке началось научное собирание загадок и размещение их в сборниках, которые и доходят до нас с вами.

Следующая загадка


ЗАГА́ДКА, -и, род. мн. -док, дат. -дкам, ж. Краткое иносказательное описание какого-л. предмета или явления, которое нужно узнать, разгадать. [Полина:] Хотите, я вам загадаю загадку? --- Что идет без ног? [Жадов:] Вот какая загадка! Дождик! А. Островский, Доходное место. || перен. Вопрос, задача, требующие разрешения; то, что неясно или непонятно. Что удерживало его [от признания]? робость ---, гордость или кокетство хитрого волокиты? Это было для нее загадкою. Пушкин, Метель. Истинные намерения деда Фишки для Зимовского так и остались загадкой. Марков, Строговы.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании этого выражения человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли. Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица — это поучение.

ЗАГА'ДКА, и, ж. Иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, к-рые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. В загадке: не огонь, а жжется — разумеется крапива. || То, что непонятно и требует разгадки или объяснения. Наша страна всё еще з. для Европы. Левин старался понимать и не понимал и всегда, как на живую загадку, смотрел на него. Л. Тлстй. ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

зага́дка

1. краткое иносказательное описание чего-либо, что надо разгадать, отгадать ◆ Сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте: не лает, не кусает, а в дом не пускает. ◆ Так, матушка, ай люблю! Вот тебе пословица и загадка. А ежели хочешь ты, Иван, чтоб я отгадал её, так дураком выйдешь ты. Д. И. Фонвизин, «Бригадир», 1783–1786 г

2. необъяснимое событие или явление, тайна ◆ Загадка гробницы Тутанхамона. ◆ Несмотря на все умозрительные изъяснения, характер Иоанна, Героя добродетели в юности, неистового кровопийцы в летах мужества и старости, есть для ума загадка, и мы усомнились бы в истине самых достоверных о нём известий, если бы летописи других народов не являли нам столь же удивительных примеров; если бы Калигула, образец государей и чудовище, — если бы Нерон, питомец мудрого Сенеки, предмет любви, предмет омерзения, не царствовали в Риме. Н. М. Карамзин, «История государства Российского», Том 9, 1816–1820 г (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: выматерить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Следующая загадка

Загадка — это замысловатый вопрос с неким намеком, требующий ответа. Все загадки составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность и выразительность определений. Чаще всего в загадках содержится перечень признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. Но самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых простых предметах их сходства и различия.

У первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника. Кроме этого он должен был проявить сообразительность в отгадывании загадок.

У древних греков и германцев люди, не отгадавшие загадку, расплачивались жизнью.

У славян тоже существует множество легенд о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:

да что растёт без коренья? (Камень);

да что цветёт без цветка? (Папоротник);

да что бежит без повода? (Вода).

В русских народных свадебных обычаях до XIX века загадывание загадок - это своеобразный ритуал. До сих пор на свадьбах существует "ВЫКУП НЕВЕСТЫ", где жениху и его дружке загадывают загадки, чтобы он мог пройти к невесте.

В русских народных сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.

Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая работа — это основной перечень того, о чем были загадки.

Загадки очень любят дети.

С ними можно играть в такие игры как:

1. Игра "Данетка"

Ведущий загадывает слово, а игроки должны разгадать это слово, задавая такие вопросы, на которые можно дать такие ответы,как: "да"; "нет"; "и да и нет".

В этой игре нет ограничений по возрасту!

2. Игра "Придумай загадку"

Эта игра для детей старшего возраста.

3. Игра "Угадай по описанию"

В более простом варианте - дети младших групп Д/С (ведущий - взрослый, усложненный вариант - старшие дети (ведущими могут быть сами дети).

4. Игра "Кто кем (чем) будет?"

НАПРИМЕР: Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей и т. д.)Эту игру очень любят дети 5-6 лет.

Это далеко не все игры.

Придумывайте загадки и играйте с детьми!

И вы увидите результат!

Публикации по теме:

Среднесрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «История возникновения книги» Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Сургут муниципального района Сергиевский Самарской.

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе «История возникновения ПДД в России» Цели: 1. Закрепить знания детей о ПДД. 2. Знакомить детей с основными пунктами истории возникновения ПДД в России. 3. Воспитывать уважение.

Консультация для педагогов «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста» Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и первоначального обучения детей. Они очень хорошо входят в тот период.

Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационных технологий»

Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационных технологий» Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению»

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению» "Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают самих себя». В. А. Сухомлинский «Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам.

Консультация «История возникновения загадок» Загадка – жанр народно-поэтического творчества у всех народов мира; замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления,.

Консультация-практикум для педагогов «ТРИЗ: Технология обучения детей составлению загадок, работа с кругами Луллия» Цель: развитие творческого мышления у педагогов. Задачи: • Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ: обучение детей составлению загадок;.

Проект «Куклы Тильда. История возникновения кукол» Информационная карта Полное название: Куклы тильда. История возникновения кукол. Автор проекта: Побережная Лариса Рифовна Продолжительность.

Занятие для старшей группы «История возникновения нашего города» Тема занятия: История возникновения нашего города. Цель занятия: расширять и обогащать представления детей о городе в котором живем, расширять.

Занятие «История возникновения семьи» Тема: «История возникновения семьи» Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения семьи. Задачи: • дать представление о семье;.

Следующая загадка

Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.

В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки.Важно подумать над вопросами : кто? какой? на что похож? что делает?

Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.

ЗАГАДКА - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает поэтическое иносказательное воспроизведение явления или предмета.

Виды загадок с примерами

1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?

Из куста повылезло,

По рукам покатилось,

В зубах очутилось.

2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки:

Кто грызёт на ветке шишку?

3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.

У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?

Ответ: (Да, если трактористы – женщины).

Какое слово всегда звучит неверно?

Ответ: (Слово "неверно”).

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

Типичная математическая загадка «Поезда»:

Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?

Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т. к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с.искомое время равно 500:25=20 секунд.

Простая математическая задача на счет:

Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т. д. Когда второй гонец нагонит первого?

Ответ: (На 23 день).

5. Сюжетные загадки.

Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.

Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”.Пример данетки:

“Стоит гараж. Он абсолютно пустой. Только в середине потолка свисает крюк. На крюке повесился человек. Больше ничего в гараже нет. Как он смог повесится?”

Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.

6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.

Простейшая логическая загадка:

Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?

Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).

Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой.

7. Юмористические (“дурацкие”) загадки

обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.

Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?

Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!

8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.

Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!

9. Шарады, анаграммы, ребусы

Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.

Публикации по теме:

«Понятие «Педагогика сотрудничества» В условиях современных тенденций к гуманизации и широкой демократизации образования, становления в связи с этим нового педагогического мышления.

Картотека игр на понятие величины в подготовительной группе Подготовительная к школе группа «Новогодние елочки» Цель: закреплять умение пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.

Консультация «Понятие «нравственное воспитание» в современном образовании» Нравственное воспитание – это процесс приобщения детей к моральным ценностям общества. Подрастая, ребенок постепенно знакомится с принятыми.

Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи 1.1 Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи Расстройство процессов становления произношения у детей с различными речевыми дефектами.

Общее родительское собрание «Не играй с огнем»

Общее родительское собрание «Не играй с огнем» В МДОУ д/с №1 «Родничок» п. Горный состоялось общее родительское собрание на тему: «Не играй с огнем». Так как противопожарная безопасность-одна.

Понятие и типы связной речи дошкольников В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности,.

Понятие малых форм физического воспитания . Понимание малых форм физической культуры Занятия физической культурой в школьные годы способствуют физическому и физиологическому развитию.

Читайте также: