Чем арифметическая задача отличается от рассказа и загадки с числами

Обновлено: 20.09.2024

В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей уверенных навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел с целью подготовки их к обучению в начальной школе. В предложенном материале изложена методика обучения дошкольников решению задач. Материал будет полезен педагогам ДОУ.

ВложениеРазмер
Консультация для педагогов ДОУ 37.44 КБ
Презентация является приложение к консультации для педагогов ДОУ 1.97 МБ

Предварительный просмотр:

МБ ДОУ «Семицветик»

Методика обучения дошкольников составлению и решению задач

  1. Значение обучения решению арифметических задач в умственном развитии дошкольников
  2. Виды арифметических задач
  3. Этапы и методические приемы обучения решению задач
  4. Типичные ошибки детей при составлении задач
  5. Наглядные пособия по обучению детей составлению и решению задач
  1. Значение. В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей уверенных навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел с целью подготовки их к обучению в начальной школе. Если в школе обучение вычислениям ведется при решении примеров и арифметических задач, то в практике работы дошкольных учреждений принято знакомить детей с арифметическими действиями и простейшими приемами вычисления на основе простых задач, в условии которых отражаются реальные, в основном игровые и бытовые ситуации. В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомыми. Эти связи и определяют выбор арифметического действия. Установив эти связи, ребенок довольно легко приходит к пониманию смысла арифметических действий и значения понятий «прибавить», «вычесть», «получится», «останется». Решая задачи, дети овладевают умением находить зависимости между величинами.

Вместе с тем задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное. При решении задач ребенок должен научиться рассуждать, доказывать, аргументировать свои действия, должен понять, какие числовые данные с какими должны вступать во взаимодействие, что нужно сложить, а что нужно вычесть. Именно эта, часто скрытая в задаче сторона, должна стать явной для ребенка.

Важно, чтобы содержание задачи соответствовало реальной жизни, так как это воспитывает у детей вдумчивое отношение к фактам, учит критически анализировать их, помогает усвоению логических связей и количественных отношений… Работа над задачами приучает детей к дисциплинированному поведению, вниманию, то есть обеспечивает воспитательно-образовательный эффект.

  1. Виды арифметических задач, используемые в работе с дошкольниками

Простые задачи, т.е. задачи, решаемые одним действием (сложением или вычитанием), принято делить на следующие группы.

К первой группе относятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий, т. е. какое арифметическое действие соответствует той или иной операции над множествами (сложение или вычитание). Это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка (На дереве сидело две птички, прилетела еще одна. Сколько птичек стало на дереве?).

Ко второй группе относятся простые задачи, при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действии. Это задачи на нахождение неизвестных компонентов («Нина вылепила из пластилина несколько грибков и мишку, а всего она вылепила 8 фигур. Сколько грибков вылепила Нина?»).

К третьей группе относятся простые задачи, связанные с понятием разностных отношений:

а) увеличение числа на несколько единиц («Леша вылепил 6 морковок, а Костя на одну больше. Сколько морковок вылепил Костя?»);

б) уменьшение числа на несколько единиц («Маша вымыла 4 чашки, а Таня на одну чашку меньше. Сколько чашек вымыла Таня?»).

В зависимости от используемого для составления задач наглядного материала они делятся на

  • задачи-драматизации
  • задачи-иллюстрации
  • устные задачи
  1. Особенность задач-драматизаций состоит в том, что содержание их непосредственно отражает жизнь самих детей, т.е. то, что они только что делали или обычно делают (пример). В задачах-драматизациях наиболее наглядно раскрывается их смысл. Дети начинают понимать, что в задаче всегда отражается конкретная жизнь людей. Задачи этого вида особенно ценны на первом этапе обучения: дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям.
  2. Особое место в системе наглядных пособий занимают задачи-иллюстрации с картинками или игрушками. Если в задачах-драматизациях все предопределено, то в задачах-иллюстрациях при помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжетна, эти задачи развивают воображение, стимулируют, память и умение самостоятельно придумывать задачи, а, следовательно, подводят к решению и составлению устных задач.

Требования к картинкам: простота сюжета, динамизм содержания и ярко выраженные количественные отношения между объектами (пример).

  1. Последовательные этапы и методические приемы в обучении решению арифметических задач

Обучение дошкольников решению задач проходит через ряд взаимосвязанных между собой этапов.

Первый этап - подготовительный .

Основная цель этого этапа - организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами (объединение множеств, выделение части множества. С помощью операций над множествами раскрывается отношение «часть - целое», доводится до понимания смысл выражений «больше на. », «меньше на. ».

Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления детей, работа над множествами проводится на конкретных предметах (отсчитать и положить на карточку шесть грибов, а затем добавить еще 1 гриб. «Сколько всего стало грибов? Почему их стало семь? К шести грибам прибавили 1 (показывает на предметах) и получили семь. На сколько стало больше грибов?»

Второй этап Основная его цель - учить детей составлять задачи и подводить к усвоению их структуры.

Подводить к пониманию структуры задачи лучше всего на задачах-драматизациях. Воспитатель знакомит детей со словом задача и при разборе составленной задачи подчеркивает необходимость числовых данных и вопросов: «Что известно?», «Что нужно узнать?».

На этом этапе обучения составляются такие задачи, в которых вторым слагаемым или вычитаемым является число 1 (для чего это нужно?). Это важно учитывать, чтобы не затруднять детей поиском способов решения задачи. Прибавить или вычесть число 1 они могут на основе имеющихся у них знаний об образовании последующего или предыдущего числа.

Например, воспитатель просит ребенка, принести и поставить в стакан семь флажков, а в другой - один флажок. Эти действия и будут содержанием задачи, которую составляет воспитатель. Текст задачи произносится так, чтобы было четко отделено условие, вопрос и числовые данные. Составленную задачу повторяют двое-трое детей. Воспитатель при этом должен следить, чтобы дети не забывали числовые данные, правильно формулировали вопрос.

При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки , подчеркнуть значение и характер вопроса.

Для усвоения значения и характера вопроса в задаче можно применить такой прием: к условию задачи, составленной детьми, ставится вопрос не арифметического характера («С одной стороны стола поставили двух девочек, а с другой стороны одного мальчика.» «Как зовут этих детей?»). Дети замечают, что задача не получилась. Далее можно предложить им самим поставить такой вопрос, чтобы было понятно, что это задача. Следует отметить, что вопрос в задаче обязательно начинается со слова сколько .

Чтобы показать отличие задачи от рассказа и подчеркнуть значение чисел и вопроса в задаче, воспитателю следует предложить детям рассказ, похожий на задачу. В рассуждениях по содержанию рассказа отмечается, чем отличается рассказ от задачи.

Чтобы научить детей отличать задачу от загадки , воспитатель подбирает такую загадку, где имеются числовые данные. Например: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик». Вместе с детьми рассуждаем, что в этой загадке описываются ножницы и решать ничего не надо, в загадке необходимо догадаться о каком предмете идет речь, а в задаче узнать о количестве, сколько получится или останется предметов .

Закрепляя эти знания можно предложить детям преобразовать загадку или рассказ в задачу.

После таких упражнений можно подвести детей к пониманию составных частей задачи. Основными элементами задачи являются условие и вопрос . В условии содержатся отношения между числовыми данными. Анализ условия подводит к пониманию известных данных (условие это то, что нам известно) и к поискам неизвестного (вопрос). Этот поиск идет в процессе решения задачи. Детям надо объяснить, что решать задачу - это значит понять и рассказать, какие действия нужно выполнить с данными числами, чтобы получить ответ .

Таким образом, структура задачи включает четыре компонента :

Наглядно структуру задачи дошкольником хорошо представить в виде наглядной модели «ПИРАМИДКА», где каждое звено пирамидки обозначает компонент задачи, если выпустили один из компонентов, то пирамидка не соберется, детям будет видно, что они допустили ошибку.

Выяснив структуру задачи, следует перейти к выделению в ней отдельных частей. Дошкольников следует поупражнять в повторении простейшей задачи в целом и отдельных ее частей. Можно предложить одним детям повторить условие задачи, а другим поставить в этой задаче вопрос.

Формулируя вопрос, дети, как правило, употребляют слова: стало, осталось ( стоит обратить внимание, что при постановке вопроса, дети часто употребляют ошибочно слово « стало» , как в задачах на сложение, так и на вычитание ). Следует показывать им, что формулировка вопроса в задачах на сложение может быть разной, в вопросе можно употреблять глаголы, отражающие действия по содержанию задачи (Прилетели, купили, выросли, гуляют, играют и т. д.).

Когда дети научатся правильно формулировать вопрос, можно перейти к следующей задаче этого этапа - учить анализировать задачи , устанавливать отношения между данными и искомым, выбор арифметического действия. (Например, «На площадке гуляли 3 мальчика, 1 ушел домой. Сколько осталось мальчиков?» Назовите условие задачи, что нам известно? Назовите вопрос (что надо узнать). Если 1 мальчик ушел, мальчиков стало больше или меньше? Если стало меньше, то надо прибавить или вычесть?)

Следует помнить, что обучающее значение задач на сложение и вычитание состоит не столько в том, чтобы получить ответ, а в том, чтобы научить анализировать задачу и в результате этого правильно выбрать нужное арифметическое действие.

Итак, на втором этапе работы над задачами дети должны:

а) научиться составлять задачи;

б) понимать их отличие от рассказа и загадки;

в) понимать структуру задачи;

г) уметь анализировать задачи, устанавливая отношения между данными и искомыми.

Задача ТРЕТЬЕГО ЭТАПА - учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания, раскрыть их смысл, научить формулировать их и «записывать» с помощью цифр и знаков в виде числового примера. («Запись» производится при помощи карточек с изображенными на них цифрами и знаками.)

Прежде всего, детей надо научить формулировать действие нахождения суммы по двум слагаемым при составлении задачи по конкретным данным (карточка с изображением задачи, по которой дети придумывают задачу) . «На полянке гуляло 3 зайчика, к ним прискакал еще 1», - говорит 1 ребенок. «Сколько зайчиков гуляло на полянке?» - формулирует вопрос другой ребенок. Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос. Выслушав ответы нескольких детей, он задает им новый вопрос: «Как вы узнали, что зайчиков стало 4?» Дети отвечают, как правило, по-разному: «Увидели», «Сосчитали» и т.п. Теперь можно перейти к рассуждениям: «Больше стало зайчиков или меньше, когда прискакал еще один?» «Конечно, больше!» - отвечают дети. «Почему?» - «Потому что к трем зайчикам прибавили еще одного зайчика». Детям объясняется, что это называется действием сложения. На основе предложенного наглядного материала составляются еще одна-две задачи, с помощью которых дети продолжают учиться формулировать действие сложения и давать ответ на вопрос.

На первых занятиях словесная формулировка арифметического действия подкрепляется практическими действиями: «К трем красным кружкам прибавим один синий кружок и получим четыре кружка». Но постепенно арифметическое действие следует отвлекать от конкретного материала: «Какое число прибавили к какому?» Теперь уже при формулировке арифметического действия числа не именуются. Спешить с переходом к оперированию отвлеченными числами не следует. Такие абстрактные понятия, как «число», «арифметическое действие», становятся доступными лишь на основе длительных упражнений детей с конкретным материалом.

Когда дети усвоят в основном формулировку действия сложения, переходят к обучению формулировке вычитания . Работа проводится аналогично тому, как это описано выше.

Поскольку к моменту обучения решению задач дети уже знакомы с цифрами и знаками +, -, =, следует упражнять их в записи арифметического действия и учить читать запись (3+ 1=4).

Упражняя детей в формулировке арифметического действия, полезно предлагать задачи с одинаковыми числовыми данными на разное действие. Например: «У Саши было три воздушных шара. Один шар улетел. Сколько шаров осталось?» или: «Коле подарили три книги и одну машину. Сколько подарков получил Коля?». Устанавливается, что это задачи на разное действие. Важно при решении задач обращать внимание на правильную и полную формулировку ответа на вопрос задачи.

Следующая загадка

hello_html_68a6c27b.jpg

Это текст, содержащий численные компоненты. Простейшая, сугубо математическая форма отображения реальных ситуаций, сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий.

Что означает Решить задачу? Объяснить, какие действия нужно выполнить с данными в ней числами, чтобы после вычисления получить число, которое в ней нужно узнать.

На первом этапе дети учатся переводить на язык математических символов жизненные явления. Подготовкой к решению задач на сложение являются упражнения по объединению множеств . Упражнения на выделение части множества проводятся для подготовки детей к решению задач на вычитание.

С помощью операций над множествами раскрывается отношение «часть — целое», доводится до понимания смысл выражений «больше на…», «меньше на…». Учим детей образовывать последующие и предыдущие числа

учим составу числа из двух меньших.

Второй этап

Основная его цель - учить детей составлять задачи и подводить к усвоению их структуры.

Лучше всего начинать это делать на задачах - драматизациях.

Например: Взрослый обращается к детям - Саша, поставь на стол две машинки.- Миша, а ты поставь на стол 1 самолет. Далее спросить детей - Расскажите, что сделал Саша. (Саша поставил на стол 2 машинки)- Расскажите, что сделал Миша? (Миша поставил на стол 1 самолёт). Далее предложить детям рассказать сразу о том, что сделали Саша и Миша. К этому маленькому рассказу добавляется вопрос: Сколько всего игрушек мальчики поставил на стол? То, что вы рассказали о действиях детей, вместе с вопросом, который я задала, называется арифметической задачей.

Задачи – иллюстрации.

Перед детьми – иллюстрация дерева, в кроне которого заранее сделаны прорези для картинок. В прорези вставляются 2 картинки с изображением белочек. Далее детей просят внимательно посмотреть на картинки и составить предложение о белочках. Затем задать вопрос. Взрослый делает вывод: мы составили маленький математический рассказ, который иначе называется «задача». Цель: дать понять и отработать понимание детьми, что «условие» — это еще не задача, чтобы получилась задача – необходимо добавить вторую часть «вопрос».

При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки , подчеркнуть значение и характер вопроса.

Для усвоения значения и характера вопроса в задаче можно применить такой прием: к условию задачи, составленной детьми, ставится вопрос не арифметического характера «С одной стороны стола поставили двух девочек, а с другой стороны одного мальчика». «Как зовут этих детей?». Дети замечают, что задача не получилась. Далее можно предложить им самим поставить такой вопрос, чтобы было понятно, что это задача. Следует выслушать разные варианты вопросов и отметить, что все они начинаются со слова сколько.

Чтобы показать отличие задачи от рассказа и подчеркнуть значение чисел и вопроса в задаче, следует предложить детям рассказ, похожий на задачу. В рассуждениях по содержанию рассказа отмечается, чем отличается рассказ от задачи.

Чтобы научить детей отличать задачу от загадки , взрослый подбирает такую загадку, где имеются числовые данные.

Например: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик». «Что это?» - спрашивает воспитатель. «Это не задача, а загадка», — говорят дети. «Но ведь числа указаны», - возражает взрослый. Однако ясно, что в этой загадке описываются ножницы и решать ничего не надо.

Задача третьего этапа - учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания.

Теперь же нужно познакомить с арифметическими действиями сложения и вычитания, раскрыть их смысл, научить формулировать их и «записывать» с помощью цифр и знаков в виде числового примера. Запись выражения производится при помощи карточек с изображенными на них цифрами и знаками.

Запись действий убеждает детей в том, что во всякой задаче всегда имеются два числа, по которым надо найти третье — сумму или разность.

Итак, на третьем этапе дети должны

научиться формулировать арифметические действия (сложения, вычитания), различать их.

Используемая литература : А.М.Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (М., 1974)

Следующая загадка

Решение простых арифметических задач уместно сочетать с формированием представлений об образовании числа, состава числа из двух меньших чисел. Так, например, на этапе работы по образованию числа «2» воспитатель дает детям «задачу»: «На полянке был один зайчик, к нему прискакал еще один зайчик. Сколько зайчиков стало на полянке?» А на этапе формирования представлений об образовании числа «4» дети уже сами по аналогии с задачей воспитателя составят свою - например, про белочек: «На полянке было три белочки, прибежала еще одна белочка. Сколько белочек стало на полянке?»

Алгоритм обучения простым арифметическим задачам

Этап работы по ФЭМП

Образование числа, состав числа из двух меньших чисел

2

3

4

5

6

7

8

9

Готовые задачи дает педагог

Составление задач детьми по аналогии с задачами педагога

Формирование представлений об условии задачи

Формирование представлений о вопросе задачи

Формирование представлений о структуре задачи

Формирование представлений о решении

Рассмотрим содержание таблицы 1 подробнее.

П.1. Сначала педагог дает детям готовые задачи на полной предметной наглядности. Здесь тоже работает свой алгоритм усложнения (см. Таблица 2).

Таблица 2
Алгоритм решения готовых задач на полной предметной наглядности

Усложнение в использовании наглядности

Этап работы по ФЭМП

Образование числа, состав числа из двух меньших чисел

2

3

4

5

6

7

8

9

С опорой на деятельность с игрушками, предметами

С опорой на сюжетные картинки

С опорой на предметные картинки

С опорой на схемы

Без опоры на наглядность

Во время игр или иной детской деятельности воспитатель в форме задачи комментирует действия детей с игрушками, предметами: «У Коли был один кубик. Настя дала ему еще один кубик. Сколько стало кубиков у Коли?». С этой целью в группе можно использовать самые разные игровые и бытовые ситуации: посадили кукол на диван, поставили чашки на стол, покатали ежиков в машинке, слепили снежки, застегнули пуговицы, посадили луковицы и пр. Самое главное, чтобы в задачах отражался конкретный, понятный ребенку сюжет, и предметы (игрушки) были максимально простыми для восприятия.

Постепенно к этому приему добавляется следующий (П 2). Детям предлагается по аналогии с задачами педагога составить свою. (см. Таблица 3).

Таблица 3
Усложнение в составлении задач детьми по аналогии с задачами педагога

Усложнение в составлении задач

Этап работы по ФЭМП

Образование числа, состав числа из двух меньших чисел

2

3

4

5

6

7

8

9

С опорой на действия с игрушками, предметами

С опорой на сюжетные картинки

С опорой на предметные картинки

С опорой на схемы

Без опоры на наглядность

По сюжетным картинкам детям легче составлять задачу, т.к. в них подсказано действие (мальчики слепили снеговика). Но предметные картинки позволяют активизировать жизненный опыт детей, включить воображение. Например, на картинке изображены четыре тюльпана и один тюльпан. В детских задачах эти тюльпаны сажают, покупают, продают, дарят, поливают, срезают, ставят в вазу, рисуют, вырезают, вышивают и пр.

С опорой на схемы (например, схема состава числа пять из двух меньших чисел) составлять задачи еще сложнее. Поэтому на первом этапе детям можно к ним давать схематичное изображение мышки, цыпленка, рыбки, кораблика, домика, жука и пр., чтобы помочь разнообразить содержание задач.

П.3. Формирование представлений об условии задачи (условие задачи - это то, что мы знаем).

Цель: понимание смысла количественных изменений (добавили – стало больше, убавили – стало меньше, а также; пришел – ушел, дал (он) – дали (ему), подошли – отошли, подарил (он) – подарили (ему), взял – отдал, взял (он) - взяли (у него), подняли – опустили, принесли – унесли, прилетели – улетели и др. - Больше стало или меньше? Значит, будем прибавлять или вычитать?).

Формируем у детей понимание того, что в задаче обязательны два числовых исходных данных. Обсуждаем, чем задача отличается от рассказа?

Чем задача отличается от загадки?

Загадываем: Один говорит, два глядят, а двое слушают. Или: Четыре братца под одной крышей живут. Это задачи?

П.4. Формирование представлений о вопросе задачи (что не знаем, но хотим узнать).

Цель: раскрыть арифметическое значение вопроса задачи, дифференциация понятий стало – осталось. Здесь помогут задачи-шутки, например: В автобусе ехало пять пассажиров. На остановке зашел еще один пассажир. Как звали водителя?

Необходимо соблюдать последовательность в усложнении содержания задач:

  1. Простые задачи на сложение
  2. Простые задачи на вычитание
  3. Прямые и обратные задачи (слышится прибавить, а надо вычитать)
  4. Задачи на понятие разностных отношений (Леша вылепил 6, а Коля - на 1 больше. Сколько вылепил Коля?)

Таким образом, можно выделить требования к задачам для дошкольников:

  • Простота сюжета
  • Краткость и конкретность изложения
  • Динамика содержания
  • Ярко выраженные количественные отношения между объектами

Особо надо отметить задачи в стихах. Часто в них многословность отвлекает детей от количественных изменений, не позволяет понять динамику (прибавление – убавление). Так, вместо задачи:

«У домика утром
Два зайца сидели
И дружно веселую песенку
Пели.
Один убежал,
А второй вслед глядит.
Сколько у домика
Зайцев сидит?»

лучше сказать: «У домика сидели два зайца. Один убежал. Сколько зайцев осталось у домика?».

Следующая загадка

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; карточки с названиями составных частей задачи; тексты задач; учебник «Математика» 1класс (2часть) под редакцией И.И.Аргинской.

I. Организационный момент

Цель этапа: Создание условий для восприятия учебного материала.

– Улыбнулись друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение вам понадобится сегодня для работы.

II. Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию.

Цель этапа: создание условий для активизации опорных знаний, подведения к целеполаганию.

– Откройте учебник на стр.34, № 84. Составьте математический рассказ по рисункам. (На кормушке сидело 5 воробьев, к ним прилетели еще 3. Стало 8 воробьев.)
– Рассмотрите рисунки ниже. Чем они отличаются от верхних? (Цветом кормушек; на первом рисунке – воробьи, на втором – снегири. На верхнем рисунке нарисовано общее количество воробьев, а на нижнем – вместо общего числа снегирей нарисован вопросительный знак.)
– Составьте математический рассказ по нижнему рисунку. (Было 5 снегирей в кормушке, прилетело 3 снегиря. Сколько стало снегирей в кормушке?)
– Прочитайте в учебнике математический рассказ Лизы и сравните со своим. В чем отличие рассказа Лизы и вашего, от рассказа, составленного по верхним рисункам? (Есть вопрос.)
– Ребята, как вы думаете, в математике как называется рассказ, составленный по нижнему рисунку? (Задача)
– Обратимся к учебнику и проверим наше предположение (стр. 34)

III. Формирование темы и цели урока

Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку темы и цели урока.

– Кто догадался, над какой темой сегодня будем работать на уроке? (На доске карточка со словом «задача»)
Какую главную цель ставите на уроке? (Почему не все математические рассказы могут быть задачами)

IV. Открытие нового знания

Цель этапа: создание условия для открытия детьми положений нового учебного материала по теме урока.

– Как вы думаете, из чего состоит задача?
– Еще раз прочитайте в учебнике задачу о снегирях.
– Что известно в задаче?
– Как называется в математическом рассказе такая часть? (Условие).
– В задаче тоже есть условие (Вывешивается карточка на доску со словом «условие»).
– Прочитайте то, что нужно узнать в задаче.
– Кто догадался, как называется эта часть? (Задача). (Карточка на доске).
– В математическом рассказе о воробьях эта часть есть? (Нет).

ВЫВОД: Из чего состоит задача?

V. Первичное закрепление

Цель этапа: Создание условий для применения на практике новых знаний.

– Составьте сами задачу по рисунку, не забывая, из чего состоит задача. (Было 3 снеговика, один растаял. Сколько осталось снеговиков?)
– Назвать условие задачи. Вопрос задачи.
– Решить устно задачу.
– Оцените свою работу по линеечке.

Физминутка

Цель этапа: создание условий для здоровья учеников.

VI. Закрепление изученного материала.

Цель этапа: Создание условий для применения имеющихся знаний, умений.

– Те знания, которые вы получили, вам помогут выполнить следующее задание.

Работа в парах

– Прочитайте текст, (учебник №100). (На тарелке лежало три персика. Положили еще два помидора. Сколько фруктов теперь на тарелке?)
– Можно ли этот текст назвать задачей? (Можно).
– Решить можно эту задачу? (Нет; вопрос не соответствует условию).
– Измените текст так, чтобы получилась задача, решить которую можно с помощью выражения 3 + 2.

Оцените свою работу в паре по шкале.

Дети рассказывают свою задачу; на доске записывают решение к задаче .

3 + 2 = 5 (фруктов) – 1 пара.
3 + 2 = 5 (овощей) – 2 пара.
3 + 2 = 5 (плодов) – 3 пара.

– Для чего мы выполняли это задание? (Не все задачи можно решить. Условие и вопрос должны соответствовать друг другу).

Работа в группах

– Применим наши знания. Научились ли распознавать задачи?
– Прочитайте задание №88 в учебнике (Выбрать из трех текстов задачи).
– Какую цель вы ставите при выполнении этого задания? (Найти задачу и решить ее.)
– Создайте группы и выполните задание.

Проверка: Каждая группа на доске пишет решение задачи. («в» 4 + 2 = 6 (снеж.))

– Под «в» почему задача? (Есть условие, вопрос; соответствует вопрос условию).
– Под «а» почему не является текст задачей? (Не соответствует вопрос условию; нет числовых данных).
– Под «б» почему не задача? (Нет вопроса).
– Оцените работу своей группы.

ВЫВОД:

– Что вы, помнили, выбирая задачу из трех текстов?

VII. Включение в систему знаний и повторений

Цель этапа: Проверка уровня полученных знаний. Индивидуальная работа (карточка с текстом и заданием у каждого ученика).

– Те знания, которые вы получили и закрепили, еще раз отработаете индивидуально.
– Прочитайте внимательно задание и выполните его.

Карточка: Прочитайте тексты, найдите задачу. Решите её.

a) У Пети было 7 шариков. Он 2 шарика подарил. Сколько осталось шариков у Пети?
b) Карлсон съел 6 банок варенья, а Мальвина 3 банки. Вместе съели 9 банок варенья.
c) На площадке в мяч играли 6 мальчиков и 3 девочки.

Самопроверка. Самооценка по шкале.

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Цель этапа: Создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации.

– Вспомните, какая цель стояла перед вами на уроке?
– Достигли ли этой цели?
– Какие математические термины вы сегодня узнали? (Задача, условие, вопрос, решение)
– Где в жизни мы можем встретиться с решением задач?
– Оцените свою деятельность на уроке, по волшебной линеечке.

Читайте также: