Человек который придумывает загадки
Обновлено: 04.11.2024
светлана захаркина
Способы и приёмы придумывания загадок с детьми старшего дошкольного возраста.
Придумывание загадок
на основе сравнения и по заданию
В старшем дошкольном возрастеу детей продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения. Учитывая это, в работе с пяти-шестилетними детьми загадки используют особенно широко и разнообразят тематику. В них говорится о животных, птицах, рыбах насекомых, явлениях природы и их закономерностях; предметах обихода и орудиях труда человека; средствах передвижения, связи и информации; о спорте, человеке, грамоте, книге.
С детьми старшего возраста можно сочинять загадки – сравнения: «круглый, как шар, зелёный, как трава, сладкий, как сахар». - (Арбуз). Для этого нужно сначала выделить какие-то основные признаки предметов, о котором составляется загадка, а потом уже подумать, с чем их сравнить.
Вот типичная детская загадкана основе отрицательного сравнения: с усами, а не дядя, поёт, а не артистка, пушистая, а не собака. Понятно, что это кошка. Если вы решили придумать загадку, например, о зонтике, попросите детей выделить его основное назначение, для чего он нужен. Прятаться от дождя. А на что похож зонтик? На купол, на крышу на ножке, на грибок. А какого он цвета? Яркий, разноцветный, расписной. Вот вам и готова загадка: купол расписной от дождя спрятал нас с тобой.
Воспитатель может предлагать детям и другие задания: в отгадке должен быть определённый звук, например «п», «в», «с».
• «Хороший, добрый, счастливый, плитку клеит и обои». (Папа)
• «Серый, живёт в лесу ещё и кусается». (Волк)
• «В небе летает, летает, потом на землю падает и
сугробы делает». (Снег)
Придумывание загадок с указанием звука,
который находится в слове-отгадке
Ещё один приём - придумывание загадок с называнием звука, который находится в слове-отгадке.
Сюжеты для таких загадок подсказывают картины или игрушки, заранее подготовленные и разложенные на виду воспитателем. Вот примерные загадки детей:
• «Синего цвета, круглой формы, катится, прыгает, можно бросать в корзину, есть звук «М». (Мяч);
• «Белая, с узорами, на руке тает. Слышится звук «С». Что это?» (Снежинка);
• «Из неё пьём компот, пьём чай с молоком, какао. Слышится звук «Ч». (Чашка);
• «Острая, растёт в земле, оранжевая». В слове звук «М». (Морковь).
Звуковые загадки
Следующий прием – придумывание звуковых загадок. Дети приобретают разносторонний опыт звуковых ощущений. Такие загадки развивают фонематическое восприятие (умение выделить в произношении и услышать в словах тот или иной заданный звук, помогают развивать у детей слуховое внимание, закрепляют правильное произношение, способствуют развитию хорошей дикции.
Например, такие загадки придумали наши дети:
Кто это? (муха)
Что это? (ветер, порывы ветра)
Кто это? (Волк.)
Кто это? (питон).
Не критикуйте загадки, придуманные детьми, какими бы нелепыми они вам не казались. В любом случае это огромная работа ума, это поиск нужных слов, это искренность и непосредственность. За это нужно непременно хвалить. А примитивность детских загадок идёт, чаще всего, от недостатка жизненного опыта, от скудности знаний о себе и окружающем мире. Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки. И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с ребёнком, тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает.
1. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. Москва. :
2. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом:
Пособие для воспитателя дет. сада /Под ред. Ф. А. Сохина. - М. :
Публикации по теме:Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.
Работа группы «Смородинка» по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста. Одним из способов оказания помощи детям старшего возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков.
Следующая загадка
Ночной режимНовинки
Популярное
Вы здесь:  Загадки, придуманные детьмиРебятам нравится разгадывать головоломки, так почему бы не попробовать сочинить их самим? Ниже собраны загадки, придуманные детьми самостоятельно и с помощью взрослых. Составление таких задачек – это тоже своеобразная игра, причем не только увлекательная, но и развивающая.
В нашей подборке найдутся загадки, придуманные детьми из 1-2 классов. Их темы – то, что понятно и интересно подрастающему поколению: домашние питомцы, лакомства, солнышко, времена года, растения. Попробуйте поотгадывать – и это занятие надолго увлечет всю семью. А когда закончатся загадки, написанные детьми, предложите выдумать свою. Можно начать с предмета, который лежит под рукой – например, книжки. Пусть малыш попробует описать ее – там живут сказочные герои, там хранятся знания. После этого поменяйтесь ролями – будет весело!
Какая розовая спинка,
Нос пятачком и хвост крючком.
Ну а на мордочке щетинка,
Маруськой или Васькой их зовём.
С ним – тепло,
Без него – холодно.
После зимы прилетает
Масленицу встречает
Всех теплом согревает
Птиц созывает.
Говоришь тихо-слышно громко.
Узнать ответ МикрофонА это – любят все,
Особенно в жару.
Как только постучат к нам дверь,
Она бежит и лает.
Ну, угадайте же теперь
Кто это такая?
Что за комочек лежит на диване?
Такая пушистая, зовут её Маня.
Правой лапкой умывается.
И мурлычет: к нам ласкается.
Мастер шубу сшил,
Иглы вынуть позабыл.
Что стоит на новый год
У каждого в квартире?
Она радость в дом несёт,
Приносит счастье в мире.
Этот дом весьма толковый,
В нём мы знания берём.
Сидит на ложке,
Длинные ножки.
Кто такой живёт в земле,
Ей же и питается.
После дождичка в четверг
Нам он улыбается.
Эта птица, как цыганка,
Любит всё блестящее и яркое.
Такой могучий властелин
Стоит сто лет у нас в лесу.
Сорву с него я желудей
И маме принесу.
Дым пускает и тепло даёт.
Узнать ответ ПечьНам расскажет обо всём
Утром, вечером и днём.
Что за чудо- рюкзачок?
Есть в нём ручки и мелок,
А ещё карандаши
И фломастеры ищи.
Что всё время ходит без оглядки?
Узнать ответ ЧасыЧешуя блестит на солнце,
Вся переливается.
Как увидит червячка,
Так за ним бросается.
На одной ножке четыре рожка.
Тыкает, хватает, кушать помогает.
Утром распускается,
Ночью закрывается.
Внутри натянут проводок.
Словно солнце ярко светит,
Всех приветливо он встретит.
Круглый шарик
По полю катается.
У нас на кухне появился слон,
На плиту уселся он.
И свистит, и пыхтит,
В животе вода кипит.
У неё одна рука, очень тонкая она.
Всё работает, копает,
Большие ямы вырывает.
На солнце клин,
При дожде блин.
Средь морских дорожек
Много разных ножек,
В шляпках разноцветных
Издали заметных.
Мёд собирает,
Цветы опыляет,
Только крылышки мелькают.
Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт?
Хоть и маленького роста,
А работы не боятся.
Строят дом все вместе дружно,
Чтоб зимой в нём укрываться.
Следующая загадка
Оно для каждого свое, И до него другим нет дела. С рожденья мне дано мое, И я о том не пожалела.
Я чувствую тебя и мысли твои слышу, с тобой с первого дня и здесь пока ты дышишь. Что я?
У женщин есть один секрет: Вопрос-то есть, ответа нет.
За стеной костяной, соловейко, спой.
Утром ходит на четырёх ногах, В обед на двух, а вечером на трёх.
Показать ответ … Ребёнок, взрослый, старик
Что быстрее всего на свете?
На лице цветёт - От радости растёт.
Две соседки-красавицы Встретиться пытаются, Поболтать, посмеяться, О своём пошептаться, Но гора на их пути - Не перелезть, не обойти.
День и ночь стучит оно, Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится этот стук.
Должна быть постоянной - Тридцать шесть и шесть. Вдруг подскочу нежданно, Когда проблемы есть. Ведь на меня влияют Микробы и простуда. Запомни, кто не знает! Ведь беды все оттуда.
На волю рвётся, Свободно льётся, Преград не знает - Весёлый малый.
Оля слушает в лесу, Как кричат кукушки. А для этого нужны Нашей Оле …
Без рук стучит, без огня горит.
Хоть он на миг не покидал Тебя со дня рождения, Его лица ты не видал, А только отражения.
Двое белых лебедей - У каждого по пять детей.
Не сеют, не сажают - сами вырастают.
Ношу их много лет, А счету им не знаю.
Два брата в разлуке Скучают друг о друге, А сойдутся вместе - Сердятся и хмурятся.
У Алешки – копной, У Аленки – волной.
Под мостом мостищем, Под соболем соболищем Два соболька разыгрались.
Две стройные колонны Держат замок огромный: С двумя окошками, Уступами, подножками. Колонны не стоят на месте - Гуляют с замком вместе.
Следующая загадка
Знаем ли мы ответ на вопрос: для чего люди придумывают загадки? Что такое загадка? Загадка - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Это малые формы фольклора носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека. Загадка привлекает наше внимание к таким сторонам предметов, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние признаки. Не простое дело отгадывать загадки даже взрослому! Мы с вами должны вместе подвести ребенка к умению понимать иносказательный смысл загадки и отгадать её.
Углубимся немного в историю загадок. Историки связывают возникновение загадок с распространенным явлением в жизни древних – иносказательной, тайной речью.
Эта речь использовалась в военных, дипломатических делах и в повседневной жизни. Жизнь была трудна, существовало множество запретов, и поэтому народ наделил природу способностью жить, чувствовать, действовать, влиять на его судьбу. Загадки как бы игра, развлечение, через них мы видим окружающий мир другими глазами. В нашей жизни они занимают не главное место, как в древности, но их роль остается значимой.
Как можно научить отгадывать загадки ребенка раннего возраста?Самый простой вариант: спрятали за спину яблоко (любой предмет) и описываем его, называя признаки, круглое, сладкое, красное, растет на дереве. Ваш ребенок не сможет сразу отгадать загадку,проиграйте ответ: «Это яблоко, смотри оно круглое, катится. Яблоко красное, как твоя кофточка. Оно растет на дереве, мы видели на даче. Оно сладкое, давай попробуем». В следующий раз ребенок сможет уже сам отгадать эту загадку. Если ребенок не говорит, предложите показать, что это такое, указав на второй приготовленный предмет, расположенный рядом. Вот мы и придумали свою загадку.
Выбирая книжки с загадками, сначала прочитайте их, чтобы загадки были не длинными. Книга должна быть яркая, с крупными картинками, приближенными к оригиналу. Странички из картона.
«Без языка, без голоса, а все расскажет?»
Читайте, загадывайте, фантазируйте и у Вас все получится. С уважением Казакова Татьяна Александровна.
Публикации по теме:Малые формы работы — необычайные дела. В МФР ярко проявляются лидеры,творческие дети. Они помогают детям самоутвердиться. Для этого необходима помощь взрослых. Когда дети придумывают.
Учимся отгадывать загадки с детьми. По определению известного фольклориста В. И. Чичерова, "загадка - это иносказательное описание какого - либо предмета или явления, данное.
Читайте также: