Час загадок и отгадок
Обновлено: 25.12.2024
- Тема нашего сегодняшнего воспитательского часа : Загадки. Ребусы. Кроссворды и головоломки. Общие правила разгадывания ребусов .
- А Вы любите отгадывать загадки и разгадывать кроссворды? (Ответы…)
- Давайте разберемся, что такое загадка, ребус, головоломка и кроссворд.
Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет. В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».
Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, но и требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически. Загадки придумывают люди и сейчас. Это очень интересное занятие – обязательно попробуйте! Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3-4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда — потечёт вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.
Следующая загадка
Цели: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.
- продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.
- упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего окружения.
- узнавать и называть насекомых, животных по их изображению.
- развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
- воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к товарищам и соперникам по игре.
- воспитывать любовь к природе, формировать заботливое отношение к ней.
Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; рассматривание иллюстраций природоведческого характера; дидактические и развивающие игры; чтение художественной литературы.
Каждый из нас живет в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме – природе. Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом для человека. Тогда он не умел строить жилище и жил в пещере. Он охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время, и человек научился многому. Теперь мы живем в современных многоэтажных домах, еду покупаем в магазине, а все равно нашим настоящим домом остается природа.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
Сегодня мы с вами поиграем, отгадаем, составим, приклеим и узнаем много нового об удивительном мире природы.
А как же мы будем всё это делать, а очень просто. У нас будет две команды ЖУКИ и ЁЖИКИ, а оценивать нас будет наше уважаемое жюри.
Я загадаю вам загадку, а отгадку вы должны будете наклеить на этот зеленый листок, работаем в команде, помогаем друг другу. Побеждает та команда кто быстро, но аккуратно всё наклеит. Задание понятно?
Вот цветочек на поляне,
Серединка солнцем взглянет,
Сам же в беленькой рубашке.
Я задаю вам вопросы, чья команда быстрее ответит, принесёт бал своей команде.
- Какое растение может вас обжечь? (Крапива).
Вы натёрли ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник).
- Время года, когда просыпается природа? (Весна).
В какое время года бывает гололёд? (Зимой).
- Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел).
Кто является санитаром леса из животных? (Волк).
- Домашний родственник зайца? (Кролик).
Дикий родственник свиньи. (Кабан).
- Готовят ли запасы еды зайцы? (Нет).
Готовят ли запасы еды белки? (Да).
- Зимняя квартира медведя? (Берлога).
Где живет белка? (Дупло).
СОБРАТЬ ПАЗЛ - ОТГАДКУ
А сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадку должны собрать из маленьких частей.
Над цветочками порхает,
Кто красавицу не знает?
Ее крылья расписные,
Ее танцы заводные.
Только очень беззащитна,
Не спеши ее пугать,
Слабых надо защищать.
А сейчас у нас загадки посложнее, а отгадка в чёрном ящике
Может и разбиться, может и свариться.
Если хочешь в птицу может превратиться. Что находиться в черном ящике (Яйцо)
Это предмет, с помощью которого злая мачеха хотела погубить царевну в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». (Яблоко).
Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку.)
И их лучики согрели.
Крыльями махали. (Машут руками.)
Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши.)
Ногами топаем! (Топают ногами.)
Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох.)
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места.)
НАСЕКОМОЕ ИЗ СКАЗКИ
Я вам сейчас буду показывать насекомых, а вы должны узнать в каких сказках, произведениях, мультфильмах их встречали.
Сейчас я вам дам картинку загадочного животного, вы должны будете за 2 минуты, а может кто и раньше назвать всех животных, которые там изображены.
Ну вот и подошло к концу наше мероприятие, я очень надеюсь, что вы также, а может и еще лучше будете относиться к нашей хрупкой и беззащитной природе.
Посмотрите на наши результаты команд. Вы большие МОЛОДЦЫ.
Нам осталось с вами выполнить последнее задание, нужно наши цветочки заселить бабочками. Вот на этот цветочек, вы клеите бабочку, если узнали много интересного.
Следующая загадка
Познавательно -развлекательное мероприятие для детей подготовительной группы.Загадки всегда увлекали детей, а отгадывать их ещё интересней. Загадки -зарядка для ума и хорошего настроения. На этом мероприятии дети увлечённо будут с вами играть.
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_zagadok.docx | 40.45 КБ |
Следующая загадка
В этой разработке очень позновательные загадки и отгадки, которые понравятся детям. Они с удовольствием будут их отгадовать.
Догадина Александра Владимировна 07.08.2018Содержимое разработки
Тема: Час загадок и отгадок.
Участники: 9-15 лет, 15чел.
Цель: развитие мышления, сообразительности, речи.
Ход занятия.
Русский народ создал огромную известную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. (Л.Н. Толстой )
1. Вводная беседа
— Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказала бы: это загадки. Но, к сожалению, мы их так плохо знаем, и так невелико то время, которое отпускается в школе на знакомство с ними, поэтому сегодня наш вечер посвящен миру загадок.
II. Игра «Отгадай загадку»
— Играть буду 2 команды: «девочки — хохотушки» и «Ребята — болтуны».
Небо, земля, явления природы
1. Иди, иди, а конца не найдешь. (Земной шар)
2. Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены? (Огонь)
З. За крайним двором рассыпанный горох, ни лопатой не сгрести, ни метлой не смести. (Звезды)
4. Взойдет Егор на бугор — выше леса, выше гор. С бугра спускается — за травой скрывается. (Солнце)
5. Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (Туман)
б. Рычит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь. (Ветер)
7. Заревел медведь на все горы, на все моря. (Гром)
8. Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить. (Тень)
1. Виден край, да не дойдешь. (Горизонт)
2. Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)
З. С вечера сивый жеребец в подворотню глядит, в полночь жеребец через кровлю бежит. (Месяц)
4. Не стухнет, не брякнет, а в окно войдет. (Свет)
5. Ночь спит на земле, а утром убегает. (Роса)
б. Пушистая вата плывет куда-то:
чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)
7. Старик-шутник: на улице стоять не велит, за нос домой тянет. (Мороз)
8. Живу без тела, говорю без языка, плачу без горя, смеюсь без радости, никому меня ни видно, а всякому слышно. (Эхо)
1. Весной веселый, летом холодный, осенью умирает, весной оживает (Лес)
2. Зелена, а не луг, белена, а не снег, (Береза.)
З. Стоит Антошка на одной ножке,
сам маленький, а шляпа большая. (Гриб)
1. Осенью кружатся, на землю ложатся, с земли не встают и туг изгнивают. (Листья)
2. Стоит Яшка в красной рубашке, кто мимо пройдет, всяк ему поклонится (Земляника)
З. Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива)
1. Маленькая собачка, не лает, не бьет, а больно кусает. (Пчела)
2. Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
З. Сидит бык, у него шесть ног — и все без копыт. (Жук).
4. Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар ).
5. Вокруг носа вьется, а в руки не (Муха)
1. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)
2. Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей)
3. Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук)
4. Рыж, да не конь, рогат, да ню баран, дома не любят, и на базаре не купят. (Таракан)
5. Где хочу, там и скачу, ни на кого не погляжу, царя — и Того разбужу. (Блоха)
1. Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (Курица)
2. Щиплет за пятки — беги без оглядки. (Гусь)
З. Шило впереди, клубок спереди, ножницы сзади. (Ласточка)
1. Не король, а в короне, не гусак а при шпорах, на часы не ГЛЯДИТ а время знает. (Петух)
2. Пестрая крякуша ловит лягушек (Утка)
З. Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, КРОХИ Подбирает, ПО ПОЛЯМночует, коноплю ворует. (Воробей)
1. Не земледелец, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. (Конь, Лошадь)
2. По горам, по домам, ходит шуба да кафтан. (Овца)
З. На сене лежит, сама не есть и другим не дает. (Собака)
1. Хвост крючком, нос пятачком в два ряда пуговицы. (Свинья)
2. С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица, ЛЫКО дерет. (Козел)
З. Кто родится с усами? (Кот)
Человек
1. Тебе дано, а люди пользуются? (Имя)
2. Живут рядом, ни отстать, ни опередить друг друга не могут. (Глаза)
З. Не часы, а тикает. (Сердце)
1. Горшочек умен, семь дырочек в нем. (Голова человека)
2. Не сеют, не сажают, сами вырастают. (Волосы)
З. Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги)
Овощи, огород
1. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)
2. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель)
З. Лежат у матки телятки гладки, лежат рядками — зеленые сами. (Огурцы)
1. Не бьет, не ругает, а от него плачут. (Лук)
2. Стоит Матрешка на одной ножке, закутана, запутана. (Капуста)
З. Зеленый теленочек, привязан веревочкой, лежит на боку и толстеет. (Арбуз)
Орудия труда, ремесла
1. В лес идешь — домой глядит, из лесу идешь — в лес глядит. (Топор)
2. Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)
З. Два братца, одно сердце. (Ножницы)
1. Зубы есть, а хлеба не ест, на работу ходит, хозяина кормит. (Пила)
2. Сам в комнате, а голова на улице. (Гвоздь)
З. Тонка, длинна, одноуха, остра, всему миру красна. (Игла)
Предварительный просмотр:
Познавательно -развлекательное мероприятие «Час загадок»
- создание условий для становления изобретательного мышления, эффективного общения и творческих способностей;
-активизировать познавательную деятельность, обогащать словарный запас дошкольников;
-развивать сообразительность, логическое мышление, правильную конструктивную речь;
-воспитывать дружеские отношения в коллективе.
Оборудование: картинки, фишки, карточки,
карандаши, мяч, маска медведя.
Добрый день! Я рада видеть всех вас в добром здравии и в хорошем настроении. Сегодня у нас мероприятие посвящено загадкам. Что такое загадки? (ответы детей) Загадки- это великая сокровищница человеческой мысли. Они собрали в себе мудрость и тягу к знаниям. Загадки полезны для ума. Загадка - жанр народного поэтического творчества, поэтическое описание какого-либо предмета или явления, представляющее собой что-либо загадочное, неизвестное, возбуждающее любопытство и предполагаемое для самой разгадки, испытывающее сообразительность отгадывающего. Загадать - задумать, предположить неизвестное на решенье себе самому. Вот послушайте загадки про самих загадок и попробуйте их отгадать.
Загадки про загадки :
Отгадать - сладость! (Загадка)
Нос задираешь! (Загадка)
что семечки пощелкать,
а другому отгадать,
что поле вспахать! (Загадка)
Сейчас устроим испытания: кто лучше умеет отгадывать загадки. За правильный ответ ребёнок получает фишку.
Конкурс 1: «Найди отгадку»
Воспитатель: Я загадаю загадку, а вы найдите отгадку.
1) С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно.
2) Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет.
3) Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож.
4) Я длинный и зеленый,
Вкусен я соленый,
5) Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень.
6) Плод этот сладкий
И круглый, и гладкий.
Внутри он душистый
Воспитатель: Что лишнее? (Огурец лишний, потому что это овощ).
Чтобы подготовиться к следующему конкурсу, нам надо размяться.
Игра «Передай мяч»
Конкурс 2. «У бабушки на грядке выросли загадки.
За правильный и быстрый ответ ребёнок получает фишку.
1) Там и тут, там и тут
Что за зонтики растут?
Наша внучка морщит лоб.
2) Пушистый и зеленый хвост
На грядках горделиво рос.
Ухватился Ваня ловко
- Вылезай на свет…
3) Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок
4) Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох!
5) Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицы.
У нее листочки с хрустом,
6) А на этой грядке
Разыгрались в прятки
7) Верите – не верите,
Мы родом из Америки.
В сказке мы синьоры,
Конкурс 3: «Разгадай кроссворд»
. песенки поет и орешки все грызет (А.С. Пушкин).
Он же бессмертный.
Друг Малыша, который живет на крыше.
Сказочный Иван, но не дурак.
Кто бродил в тумане, в одноименном мультфильме?
Золотая исполнительница желаний.
Мальчик из Цветочного города.
Игра «Медведь и пчёлы»
Конкурс 4. «Животное»
Детям выдаются карточки с картинками животных и с названием этого животного , но перепутанными местами буквами. Детям необходимо поставить буквы на свои места и прочитать слово. (Приложение)
Конкурс 5. «Игра в рифмы».
1)По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Он красивый, он прекрасный,
Наш огромный . (пароход)
Меня кормят лишь бензином,
Ноги у меня - резина.
Мчусь вперед, поднявши пыль,
Я лихой . (автомобиль).
Ночью у реки, в болоте,
Песню нудную поем.
На поляне, у опушки,
Ну, конечно, не подушки,
А зеленые . (лягушки).
Очень я люблю водичку,
Грязи очень я боюсь,
Потому что среди птицы
Серый-серый гордый . (гусь).
Я летаю по дворам,
Все шныряю туг и там,
Птичку серую жалей -
Я отважный . (воробей).
Очень больно обжигаю,
На лету искру роняю.
Ты рукой меня не тронь,
Потому что я . (огонь).
На дереве дворец,
Во дворце живет певец,
А певца зовут . (скворец).
Сверху куст - зелен и густ,
Покопай под ним немножко,
Под кустом растет . (картошка).
Под полом шуршим, играем,
В норку хлебушек таскаем,
Не добраться нам до крыши,
Потому что это . (мыши).
Вместо носа - пятачок,
Вместо хвостика - крючок.
Голос мой визглив и тонок,
Я веселый . (поросенок.)
Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согревают две сестрички,
А зовут их . (рукавички.)
Театрализованная игра «Загадки без слов»
Дети разделяются на две подгруппы. Воспитатель с первой группой детей садится за стол и рассматривает иллюстрации к загадкам. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не проговаривая ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается на лавке. После чего дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: солнышко, море, ручеёк, чайник (если трудно то: кошку, собаку, мышонка, и т.п.), а дети второй подгруппы отгадывают. Потом загадывает вторая подгруппа детей, а отгадывает первая.
Конкурс 7.Творческое домашнее задание «Изображения отгадок».
Воспитатель заинтересовывает дошкольников не только отгадать загадки, но и нарисовать отгадки на альбомном листе (размещают дети отгадки на листе). Ребёнок загадывает загадку и показывает отгадку.
Итог: вручаются медали победителям за 1,2, 3 место и всем сладкое угощение.
Тема: Загадки. Ребусы. Кроссворды и головоломки. Общие правила разгадывания ребусов .
Цель: Познакомить с правилами разгадывания ребусов, головоломок и кроссвордов.
Обучающая: научить разгадывать ребусы и кроссворды.
Развивающая: развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию и воображение.
Воспитательная: воспитание усидчивости, терпения, умения преодолевать трудности.
Оборудование: листочки, ручки, цветные карандаши, доска
Ход воспитательского часа.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Организационный момент.
Уберите, пожалуйста, все лишнее, чтобы Вас ничего не отвлекало.
Введение в тему:
Читайте также: