Час загадок для гпд

Обновлено: 04.11.2024

- активизировать речь детей, логическое мышление в процессе разрешения ситуации.

Предварительная подготовка: беседы на темы: «Один дома», «Электроприборы», « Службы помощи», проведение дидактических и ролевых игр, чтение произведений С.Маршака « Кошкин дом», «Пожар», С.Михалкова»Дядя Степа- милиционер» и просмотр серии мультуроков «Уроки осторожности».

Материалы : Костюм моряка, бутылка, письмо, макет корабля, указатели остановок, шар, иллюстрации с изображением инструментов, бытовой техники, коробка «Загадки» для игры, костюм незнайки и аудиозапись шума волн.

Текст записки : « Нашел цветик –семицветик , загадал разные желания и не заметил ,как с последним лепестком загадал желание _ оказался на острове загадочных предметов. Больше лепестков не осталось. Помогите во всем разобраться!

Моряк- Я кажется знаю, где этот остров!

Воспитатель- Ребята, что же мы будем делать?

Воспитатель- Молодцы! Правильно, нужно всегда приходить на помощь своему другу

Ответы детей: (Звучит музыка и шум волн. Дети закрывают глаза и переносятся на остров. При высадке встречают Незнайку, в руках у него коробка ).

Воспитатель- Что случилось , Незнайка?

Незнайка объясняет, что ничего не понимает о тех вещах, которые встретились ему на острове. Просит помочь ему разобраться. Подает коробку с рисунками на ней

Воспитатель- Что это?

Книжка там, будильник тут

Строгий бабушкин уют

Всей квартирой правит.

Знает каждый, где крючок

Для зонта и шляпки,

Где ложатся на бочок

Знает папа, где в шкафу

Место для пижамы,

Даже мячик под софу

Катится от мамы.

Только Ане невдомек,

От кого на полке

Прячет бабушка клубок,

Где живут иголки.

-Ребята, а вы как думаете, почему и от кого прячет бабушка клубок, где живут иголки?

Воспитатель - Где и как положено хранить иглы?

Воспитатель - Ну , что Незнайка, понял? Но это еще не все. Смотрите, что еще дал нам Незнайка. Ай-ай-ай! Тяпкин - Растяпкин, как всегда все перепутал. Вместе с игрушками поместил предметы , с которыми надо быть очень и очень осторожными и уж никак нельзя с ними играть. Ребята поможем разложить вещи по местам?

Игра « Найди отгадку»

Разложить картинки с изображением инструментов и игрушек раздельно.

-В доске спрятался бедняжка- чуть видна его фуражка. ( гвоздь)

-У меня есть лезвие – острое ,железное. Обращайтесь осторожно, ведь порезаться им можно. (Нож)

-Зубов много, а ничего не ест. (Пила)

-Сам худ, голова с пуд. ( Молоток)

Кланяется, кланяется, придет домой- растянется. (Топор)

Он накрутился, упал на бочок, Танин любимый ,веселый …(Волчок)

Сегодня все ликуют,

В руках у детворы

От радости танцуют

-Я иголкина подружка, только нет у меня ушка. (Булавка)

Воспитатель; Ребята, что это за предметы?

Воспитатель- Как надо себя вести , если в руках находятся подобные предметы? Можно ли отвлекать, толкать другого, если он режет, шьет, прибивает гвозди? Что может при этом случится?

Воспитатель - Правильно, все заполнил Незнайка?

Незнайка- Спасибо вам большое, теперь я знаю, что это за предметы и как с ними надо обращаться. Но в моей хижине еще столько непонятных, загадочных предметов! Я совсем запутался! Помогите мне разобраться во всем!

Воспитатель- Ну что же, пойдемте к хижине.

Зрительная гимнастика « Лесенка»

(Звучит фонограмма щебета птиц)

Воспитатель - Давайте посмотрим, что за загадочные вещи напугали нашего друга.

И так, вы готовы? (вывешиваем сканворд).

У окошка я сижу,

На весь мир в него гляжу. ( телевизор)

2.Провела я солнце

К потолку подвесила,

Стало дома весело. ( лампочка)

3.Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

« Пейте чай , вода вскипела»( чайник)

4. Он с хвостом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор ,

Глотает он и пыль и сор.( Пылесос)

5. В нашей кухне йелый год

Дед Мороз в шкафу живет. ( холодильник)

6.По волне , волне

Плывет музыка ко мне. (радио)

Воспитатель- Молодцы! Правильно разгадали сканворд. Какое ключевое слово получилось у нас? ( ОПАСНО)

Давайте мы с вами напомним нашему другу Незнайке правила пожарной безопасности.

( Используются иллюстрации в ответах детей)

Не балуйтесь дома со спичками и зажигалкой ( от неосторожного обращения могут загореться вещи или мебель)

- Уходя из дома, не забывайте выключать электроприборы ( может произойти замыкание, которое способно привести к пожару.)

- Не включайте одновременно большое количество электроприборов ( от перегрузки может произойти замыкание и начаться пожар)

- Не подходите близко к открытому огню ( может вспыхнуть одежда.)

-Не зажигайте свечи, бенгальские огни без взрослых.

Воспитатель- Запомни все правила Незнайка, которые ребята тебе рассказали! Но кроме правил, дети знают и пословицы.

- Осторожность- мать безопасности.

-Не бойся, но опасайся.

- Осторожность не трусость.

-Не доглядишь оком, заплатишь боком.

-Чем оплошал, за то и отвечать.

Физминутка. Игра « Если возник пожар»

(Дети встают в круг. В руках ведущего мяч. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать мяч другому.)

Этот шар в руках недаром.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар-

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет злой….(Пожар)

Раз, два, три, четыре-

У кого пожар ….. (в квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил….(утюг)

Красный отблеск побежал

Кто со спичками ….( играл)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над ….(газом)

Пламя прыгнуло в траву

Кто у дома жег…..(листву)

Кто бросал в огонь при этом

Помнит каждый гражданин этот номер….( ноль один)

Дым увидел- не зевай и пожарных…. ( вызывай)

Незнайка- Ой как интересно! Но в игре вы назвали какие-то номера. Что это? Объясните мне.

Воспитатель- Ну, что, ребята, давайте объясним Незнайке, что же это за номера такие загадочные.

Игра « Загадочные номера»

( Дети рассказывают и показывают знаки, ведут диалог по телефону)

Дым увидел- не зевай

И пожарных вызывай.

Помни, каждый гражданин,

Ребенок –Это (показывает) номер пожарной части.. Нужно набрать номер «01» и четко сообщить диспетчеру:

- свое имя, фамилию;

-сказать о том , что случилось;

- сообщить адрес горящего объекта.

Если вор к тебе крадется,

Или дядя в двери бьется,

А подозрительный бандит

Во дворе твоем сидит,

Не стесняйся, не робей,

Набирай «02» скорей!

Ребенок- А этот номер( показывает) милиции. Нужно набрать номер «02» и четко сообщить в дежурную часть:

-свое имя, фамилию;

-указать причину вызова;

-назвать адрес (или приметы, по которым можно найти место происшествия)

3.Если мама заболеет,

Не волнуйся и не плач.

Набери «03» скорее,

И приедет к маме врач.

Если что-нибудь случится,

Помощь скорая примчится.

Ребенок --Нужно набрать номер «03» и четко сообщить диспетчеру на пульте:

-назвать свое имя, фамилию;

- указать причину вызова;

С мигалкой, с сиреной «Скорая» мчится,

Доставить, чтоб быстро больного в больницу.

Незнайка - Ой ребята, теперь я все узнал об этих загадочных и очень важных номерах!

Ребенок- А чтобы ты не забыл эти номера, мы тебе их дарим.

Незнайка-Спасибо вам, ребята. С вами было так здорово!

Воспитатель - Ребята для тебя подготовили подарок.

Всем с наперстком надо шить,

Чтобы пальцы защитить.

Хоть невзрачен он на вид,

Он иголку укротит.

С электричеством нам жить

Но вот нос в него совать

Страшно и опасно!

С вилкой бегать по квартире-

Можно сделать харакири!

Не запомнишь если это,

Будешь, ложкой есть котлеты!

Не ори ты другу в ухо-

Может он лишиться слуха.

А с глухим не поболтать,

Письма будешь лишь писать.

Нараспашку и без шапки-

Нынче модно так ходить.

Только модникам придется

От уколов слезы лить.

Незнайка—Спасибо дорогие ребята! Все ваши советы я запомню, и правила безопасности буду стараться выполнять. Спасибо вам!

А чтобы вы росли крепкими и здоровыми, примите от меня витамины (угощает)

Воспитатель - Ну вот нам пора возвращаться! (Звучит музыка и шум волн)

Мы закончили наше путешествие. Вы были молодцы и помогли Незнайке в трудной ситуации. Но и сами не забывайте правила безопасности!

Следующая загадка

Следующая загадка

Цель: Познакомить детей с понятием «русская народная загадка».

Задачи:Познакомить с жанровыми особенностями загадки.

Развитие словарного запаса, творческого потенциала и мышления учащихся

Воспитать любовь к народному творчеству, к русским народным традициям. Воспитания внимания, вдумчивости в работе.

Компьютер для презентации

Рисунки по пословицам

Организационный момент

Вступительная беседа.

- Что такое загадка?

- Какие загадки вы знаете? (Ученики загадывают известные им загадки, остальные отгадывают)

- О чём бывают загадки?

- Похожи ли загадки на задачи? (Да. Их тоже надо «решать»)

2. Рассказ воспитателя о загадках.

Загадки - это жанр устного народного творчества. Все вы знаете народные загадки. Они появились много столетий назад, в основном в те времена, когда охотники называли птиц и зверей не своими именами, а описательно. Описывали по размеру, цвету, характеру действия. Вот пример такой древней загадки.

Телят и ягнят ищет (Волк)

Есть литературные загадки, их сочиняют писатели и поэты.Сегодня тема нашего занятия - русские народные загадки.

Какие загадки мы будем изучать? Кто их написал?

- Для чего нужны загадки?

С помощью загадок и в древности и сейчас люди тренируют свой ум.

3.Игра – соревнование «Бой загадок»

Издавле на Руси устраивали бои загадок. Участники делились на группы и по очереди загадывали и отгадывали загадки. Такое состязание называлось стенка на стенку, как в кулачном бою, поэтому и говорили - бой загадок. Предлагаю вам сейчас тоже проверить свои силы в таком бою

Загадка загадывается по очереди. Если загадка не отгадана, то право очередного разгадывания переходит сопернику. Проигрышем считается 2 неразгаданные загадки. Называете отгадку, и по каким признакам вы догадались?

-Не дерево, а с листьями, Не рубашка, а сшита, Не растение, а с корешками, Не человек, а с разумом. (книга)

-Голубочка бела В избу залетела, Что на свете видела, Про все рассказала. (газета)

- Сидит Пахом На коне верхом, Сам неграмотный, А читать помогает. (очки)

-Не шит, не кроен, А весь в рубцах. Семьдесят одежек, А все без застежек. (качан капусты) -Зарыли Данилку В сырую могилку. Он полежал, полежал Да на солнышко побежал. Стоит красуется, На него люди любуются. (посеянное зерно)

- Стучит, Гремит, Вертится, Никого не боится, Ходит весь век, А не человек. (часы)

- Два братца Пошли по воду купаться (ведра)

-Утка в море, Хвост на заборе. (ковш)

- Черненька собачка Свернувшись лежит, Не лает, Не кусает, А в дом не пускает. (замОк) -Стоит Егорка В красной ермолке, Кто ни пройдет – Всяк наклонится. (земляника)

- У матери двадцать деток, Все детки – однолетки. (наседка с цыплятами

4. Физкультминутка

( Проводится под музыку «Калинка-малинка» с выполнением элементов русского народного танца)

5.Наблюдения над жанровыми особенностями загадки.

- Ребята, чем отличаются загадки от сказок, пословиц, колыбельных?

Содержание – всегда непонятно

Слова подбираются очень точно, часто употребляются в переносном, иносказательном смысле. Замена одного слова другим приведёт к тому. Что загадку нельзя будет отгадать.

- сравнение предметов - форме вопросов

- Ничего не болит, а все стонет. (свинья)

-Кто на себе свой дом таскает? (улитка)

-Рук нет, а строить умеет. (птица)

- Сидит баба на грядках Вся в заплатках.Кто ни взглянет, тот- заплачет. (луковица)

-Летит – молчит, Лежит – молчит. Когда умрет, Тогда заревет. (снег)

- Сидит девица В темной темнице, А коса на улице. (морковь)

- Стоит городок. Сколько сереньких домков, Столько беленьких жильцов. (подсолнух) ------Два братца В воду глядятся, Век не сойдутся. (берега)

Следующая загадка

Цели: познакомить детей и обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные на внеклассных занятиях и уроках окружающего мира .

образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и любовь к родному языку; воспитывать интерес к изучению загадок и явлений зимней природы и зимы;

развивающие: способствовать развитию и тренировке мышления, внимания, наблюдательности; развивать память, умение анализировать данные; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников .

Форма проведения: экологическая экскурсия, экологическая познавательная прогулка.

Место проведения клубного часа: парк, сквер, двор школы.

Организационный момент.
Заранее предупредить детей, что урок будет проходить вне стен школы.

Педагог: Добрый день, ребята. Сегодня наш клубный час посвящен загадкам природы . Вы замечали, какие зимой есть чудеса?

Педагог. А чтобы узнать, о чём мы будем говорить, вам нужно будет отгадать несколько загадок. Приготовились слушать внимательно!

Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала. Снежинка.

Хлопья белые летят,

Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело? Снегом

Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось—
С неба на землю свалилось. Снег

Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой. Снег, сугроб

У Зимы отличный мех:

Это мягкий белый . Снег

Белой стайкой мошкара
Вьется, кружится с утра.
Не пищит и не кусает —
Просто так себе летает. Снежинки

Дом ее на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная . Снежинка

Видел зимнюю картинку?
Там присутствую всегда!
Как моя сестрица Льдинка,
Я - замёрзшая вода.
Посмотрите, я резная,
Как салфетка кружевная. Снежинка

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. Снег

С неба прилетел.
Зиму пролежал,

В землю убежал. Снег

Он нужен лыжникам кататься,
Нам - крепость белую лепить,
Деревьям, чтобы одеваться,
Зиме - вокруг всё серебрить. Снег

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.
Белые, пушистые,

Только не душистые. Снежинки

Педагог. Так что было загадочного скрыто в этих загадках?

Ответы детей. Снег и снежинки. Ледяные узоры, белый пушистый снег – вся зимняя красота были скрыты в стишках-загадках.

Педагог. Действительно, снег, ледяные узоры на стекле и особенно снежинки, парящие в небе, - всё это нам в диковинку. Интерес к такому зимнему волшебству не иссякает долгое время - пока за окнами лежит снег и на окнах есть узоры!

Педагог. Что такое снег?

Ответы детей. Это много, очень много красивых снежинок.

Педагог. А вы знаете откуда, как появляются снежинки и снег?

Педагог. Раньше думали, что снег — это замёрзшие капельки воды.

Водяные пары поднимаются высоко над землёй, туда, где очень холодно. И там сразу же из водяных паров (а не из капелек воды) образуются крохотные льдинки — шестиугольные кристаллики. Но это ещё не те снежинки, что падают на землю. Они ещё очень малы. Но кристаллик всё время увеличивается и становится красивой звёздочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются. Они собираются хлопьями и падают на землю. Давайте рассмотрим снежинки.

Дети вместе с педагогом рассматривают снежинки и обсуждают их стороение, разнообразие форм.

Педагог. Посмотрите внимательно! Почти все снежинки шестиугольные! Как вы думаете, почему снежинки шестиугольные?
Педагог. Снежинки всегда шестиугольные, если только от столкновений не сломали свои уголки. А почему?
Вы помните, что снежинка — твёрдое тело. А каждое твёрдое тело состоит из мельчайших частиц, которые как бы держатся друг за друга, соблюдая строгий порядок в своём расположении (как физкультурники на параде).
Как же ведут себя частицы водяных паров, прежде чем стать снежинками? Представьте себе свой класс на перемене. Все бегают по коридору туда-сюда. Так же ведут себя и частицы водяных паров в облаке. Но вот учитель говорит: «Четвёртый класс! По порядку становись!» По команде ученики сбегаются и образуют ровный и правильный строй.
В облаке командует мороз. При охлаждении частички водяного пара перестают «бегать» и по строгим правилам природы начинают притягиваться и присоединяться друг к другу.
Они собираются в шестиугольные многоугольники, образуя снежинку. Если частица не успела присоединиться к одному из многоугольников, она ищет себе другой. Такие шестиугольники могут наращивать свои лучики в шесть сторон, присоединяя все новые и новые частицы. Так в небе и рождаются шестиугольные снежинки.
Педагог. Нарисуйте на снеге с помощью кистей рук и пальцев свои красивые снежинки, как кистью для рисования или карандашом.
Деятельность детей.
Педагог. Вы настоящие зимние художники. Молодцы! Отгадайте ещё одну загадку:

Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём … Узор

Как вы думаете, к ак появляются снежные узоры на окнах?

Педагог. Зимой воздух около оконных стекол сильно охлаждается и часть водяных паров из него оседают на холодные стекла в виде кристалликов льда. Затем эти кристаллики начинают ветвиться и разрастаться, «рисуя» на стекле снежные (морозные) узоры.

Для того чтобы началась кристаллизация, первым ледяным кристалликам нужно на чем-то осесть. Пусть это будет пылинка. Или след от тряпки, которой протирали окна. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах на стеклах, и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необычайными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца. Получается такая красота, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Настоящие цветы! Кстати, в Германии морозные узоры на стекле так и называют – «ледяные цветы».

Педагог. О каких зимних загадках, тайнах и чудесах говорили?
Педагог. А в чём волшебство снега? Для чего он нужен?

Педагог. Снег нужен чтобы как одеялом укрывать растения зимой и питать влагой их весной, когда растает при тёплом солнце.

Педагог. Давайте проведём опыт и проверим, действительно ли снег-это вода. Возьмите небольшое количество снега в ладонь без перчаток и варежек. Сожмите. Чувствуете холод?

Педагог. Это потому, что наши руки горячие, они были в тепле. От тепла снег в наших ладонях тает и превращается в воду. Переверните сжатые ладони. Из них течёт вода, которой раньше не было. А снег превратился в маленький комочек или совсем исчез.

Деятельность педагога и детей. Проведение опыта на улице.

Педагог. Итак, ребята, что такое снег и снежинки?

Ответы детей. Это замерзшая от холода вода, которая при тепле тает.

Педагог. Вот и подошло к концу наше занятие, наш клубный час.

Педагог. С какими формами народного творчества мы сегодня познакомились?

Ответы детей. С загадками.

Педагог. Какое настроение оставило оно у вас? Что вам особенно запомнилось?

Час загадок в начальной школе «Как на нашей грядке выросли загадки»

1. Сочные да крупные, вот такие круглые. Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры.)

2. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок.)

3. Красные сапожки в землю ушли. (Свекла.)

4. Не книжка, а с листами. (Капуста.)

5. Красный, черный, зеленый и белый - все равно жгучий. (Перец.)

6. С виду красная, раскусишь - белая. (Редиска.)

7. Разломился тесный домик на две половинки, и посыпались оттуда бусинки-дробинки. (Горох.)

Читайте также: