Час загадок для гпд
Обновлено: 04.11.2024
- активизировать речь детей, логическое мышление в процессе разрешения ситуации.
Предварительная подготовка: беседы на темы: «Один дома», «Электроприборы», « Службы помощи», проведение дидактических и ролевых игр, чтение произведений С.Маршака « Кошкин дом», «Пожар», С.Михалкова»Дядя Степа- милиционер» и просмотр серии мультуроков «Уроки осторожности».
Материалы : Костюм моряка, бутылка, письмо, макет корабля, указатели остановок, шар, иллюстрации с изображением инструментов, бытовой техники, коробка «Загадки» для игры, костюм незнайки и аудиозапись шума волн.
Текст записки : « Нашел цветик –семицветик , загадал разные желания и не заметил ,как с последним лепестком загадал желание _ оказался на острове загадочных предметов. Больше лепестков не осталось. Помогите во всем разобраться!
Моряк- Я кажется знаю, где этот остров!
Воспитатель- Ребята, что же мы будем делать?
Воспитатель- Молодцы! Правильно, нужно всегда приходить на помощь своему другу
Ответы детей: (Звучит музыка и шум волн. Дети закрывают глаза и переносятся на остров. При высадке встречают Незнайку, в руках у него коробка ).
Воспитатель- Что случилось , Незнайка?
Незнайка объясняет, что ничего не понимает о тех вещах, которые встретились ему на острове. Просит помочь ему разобраться. Подает коробку с рисунками на ней
Воспитатель- Что это?
Книжка там, будильник тут
Строгий бабушкин уют
Всей квартирой правит.
Знает каждый, где крючок
Для зонта и шляпки,
Где ложатся на бочок
Знает папа, где в шкафу
Место для пижамы,
Даже мячик под софу
Катится от мамы.
Только Ане невдомек,
От кого на полке
Прячет бабушка клубок,
Где живут иголки.
-Ребята, а вы как думаете, почему и от кого прячет бабушка клубок, где живут иголки?
Воспитатель - Где и как положено хранить иглы?
Воспитатель - Ну , что Незнайка, понял? Но это еще не все. Смотрите, что еще дал нам Незнайка. Ай-ай-ай! Тяпкин - Растяпкин, как всегда все перепутал. Вместе с игрушками поместил предметы , с которыми надо быть очень и очень осторожными и уж никак нельзя с ними играть. Ребята поможем разложить вещи по местам?
Игра « Найди отгадку»
Разложить картинки с изображением инструментов и игрушек раздельно.
-В доске спрятался бедняжка- чуть видна его фуражка. ( гвоздь)
-У меня есть лезвие – острое ,железное. Обращайтесь осторожно, ведь порезаться им можно. (Нож)
-Зубов много, а ничего не ест. (Пила)
-Сам худ, голова с пуд. ( Молоток)
Кланяется, кланяется, придет домой- растянется. (Топор)
Он накрутился, упал на бочок, Танин любимый ,веселый …(Волчок)
Сегодня все ликуют,
В руках у детворы
От радости танцуют
-Я иголкина подружка, только нет у меня ушка. (Булавка)
Воспитатель; Ребята, что это за предметы?
Воспитатель- Как надо себя вести , если в руках находятся подобные предметы? Можно ли отвлекать, толкать другого, если он режет, шьет, прибивает гвозди? Что может при этом случится?
Воспитатель - Правильно, все заполнил Незнайка?
Незнайка- Спасибо вам большое, теперь я знаю, что это за предметы и как с ними надо обращаться. Но в моей хижине еще столько непонятных, загадочных предметов! Я совсем запутался! Помогите мне разобраться во всем!
Воспитатель- Ну что же, пойдемте к хижине.
Зрительная гимнастика « Лесенка»
(Звучит фонограмма щебета птиц)
Воспитатель - Давайте посмотрим, что за загадочные вещи напугали нашего друга.
И так, вы готовы? (вывешиваем сканворд).
У окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу. ( телевизор)
2.Провела я солнце
К потолку подвесила,
Стало дома весело. ( лампочка)
3.Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
« Пейте чай , вода вскипела»( чайник)
4. Он с хвостом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор ,
Глотает он и пыль и сор.( Пылесос)
5. В нашей кухне йелый год
Дед Мороз в шкафу живет. ( холодильник)
6.По волне , волне
Плывет музыка ко мне. (радио)
Воспитатель- Молодцы! Правильно разгадали сканворд. Какое ключевое слово получилось у нас? ( ОПАСНО)
Давайте мы с вами напомним нашему другу Незнайке правила пожарной безопасности.
( Используются иллюстрации в ответах детей)
Не балуйтесь дома со спичками и зажигалкой ( от неосторожного обращения могут загореться вещи или мебель)
- Уходя из дома, не забывайте выключать электроприборы ( может произойти замыкание, которое способно привести к пожару.)
- Не включайте одновременно большое количество электроприборов ( от перегрузки может произойти замыкание и начаться пожар)
- Не подходите близко к открытому огню ( может вспыхнуть одежда.)
-Не зажигайте свечи, бенгальские огни без взрослых.
Воспитатель- Запомни все правила Незнайка, которые ребята тебе рассказали! Но кроме правил, дети знают и пословицы.
- Осторожность- мать безопасности.
-Не бойся, но опасайся.
- Осторожность не трусость.
-Не доглядишь оком, заплатишь боком.
-Чем оплошал, за то и отвечать.
Физминутка. Игра « Если возник пожар»
(Дети встают в круг. В руках ведущего мяч. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать мяч другому.)
Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар-
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет злой….(Пожар)
Раз, два, три, четыре-
У кого пожар ….. (в квартире)
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил….(утюг)
Красный отблеск побежал
Кто со спичками ….( играл)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над ….(газом)
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жег…..(листву)
Кто бросал в огонь при этом
Помнит каждый гражданин этот номер….( ноль один)
Дым увидел- не зевай и пожарных…. ( вызывай)
Незнайка- Ой как интересно! Но в игре вы назвали какие-то номера. Что это? Объясните мне.
Воспитатель- Ну, что, ребята, давайте объясним Незнайке, что же это за номера такие загадочные.
Игра « Загадочные номера»
( Дети рассказывают и показывают знаки, ведут диалог по телефону)
Дым увидел- не зевай
И пожарных вызывай.
Помни, каждый гражданин,
Ребенок –Это (показывает) номер пожарной части.. Нужно набрать номер «01» и четко сообщить диспетчеру:
- свое имя, фамилию;
-сказать о том , что случилось;
- сообщить адрес горящего объекта.
Если вор к тебе крадется,
Или дядя в двери бьется,
А подозрительный бандит
Во дворе твоем сидит,
Не стесняйся, не робей,
Набирай «02» скорей!
Ребенок- А этот номер( показывает) милиции. Нужно набрать номер «02» и четко сообщить в дежурную часть:
-свое имя, фамилию;
-указать причину вызова;
-назвать адрес (или приметы, по которым можно найти место происшествия)
3.Если мама заболеет,
Не волнуйся и не плач.
Набери «03» скорее,
И приедет к маме врач.
Если что-нибудь случится,
Помощь скорая примчится.
Ребенок --Нужно набрать номер «03» и четко сообщить диспетчеру на пульте:
-назвать свое имя, фамилию;
- указать причину вызова;
С мигалкой, с сиреной «Скорая» мчится,
Доставить, чтоб быстро больного в больницу.
Незнайка - Ой ребята, теперь я все узнал об этих загадочных и очень важных номерах!
Ребенок- А чтобы ты не забыл эти номера, мы тебе их дарим.
Незнайка-Спасибо вам, ребята. С вами было так здорово!
Воспитатель - Ребята для тебя подготовили подарок.
Всем с наперстком надо шить,
Чтобы пальцы защитить.
Хоть невзрачен он на вид,
Он иголку укротит.
С электричеством нам жить
Но вот нос в него совать
Страшно и опасно!
С вилкой бегать по квартире-
Можно сделать харакири!
Не запомнишь если это,
Будешь, ложкой есть котлеты!
Не ори ты другу в ухо-
Может он лишиться слуха.
А с глухим не поболтать,
Письма будешь лишь писать.
Нараспашку и без шапки-
Нынче модно так ходить.
Только модникам придется
От уколов слезы лить.
Незнайка—Спасибо дорогие ребята! Все ваши советы я запомню, и правила безопасности буду стараться выполнять. Спасибо вам!
А чтобы вы росли крепкими и здоровыми, примите от меня витамины (угощает)
Воспитатель - Ну вот нам пора возвращаться! (Звучит музыка и шум волн)
Мы закончили наше путешествие. Вы были молодцы и помогли Незнайке в трудной ситуации. Но и сами не забывайте правила безопасности!
Следующая загадка
Следующая загадка
Цель: Познакомить детей с понятием «русская народная загадка».
Задачи:Познакомить с жанровыми особенностями загадки.
Развитие словарного запаса, творческого потенциала и мышления учащихся
Воспитать любовь к народному творчеству, к русским народным традициям. Воспитания внимания, вдумчивости в работе.
Компьютер для презентации
Рисунки по пословицам
Организационный момент
Вступительная беседа.
- Что такое загадка?
- Какие загадки вы знаете? (Ученики загадывают известные им загадки, остальные отгадывают)
- О чём бывают загадки?
- Похожи ли загадки на задачи? (Да. Их тоже надо «решать»)
2. Рассказ воспитателя о загадках.
Загадки - это жанр устного народного творчества. Все вы знаете народные загадки. Они появились много столетий назад, в основном в те времена, когда охотники называли птиц и зверей не своими именами, а описательно. Описывали по размеру, цвету, характеру действия. Вот пример такой древней загадки.
Телят и ягнят ищет (Волк)
Есть литературные загадки, их сочиняют писатели и поэты.Сегодня тема нашего занятия - русские народные загадки.
Какие загадки мы будем изучать? Кто их написал?
- Для чего нужны загадки?
С помощью загадок и в древности и сейчас люди тренируют свой ум.
3.Игра – соревнование «Бой загадок»
Издавле на Руси устраивали бои загадок. Участники делились на группы и по очереди загадывали и отгадывали загадки. Такое состязание называлось стенка на стенку, как в кулачном бою, поэтому и говорили - бой загадок. Предлагаю вам сейчас тоже проверить свои силы в таком бою
Загадка загадывается по очереди. Если загадка не отгадана, то право очередного разгадывания переходит сопернику. Проигрышем считается 2 неразгаданные загадки. Называете отгадку, и по каким признакам вы догадались?
-Не дерево, а с листьями, Не рубашка, а сшита, Не растение, а с корешками, Не человек, а с разумом. (книга)
-Голубочка бела В избу залетела, Что на свете видела, Про все рассказала. (газета)
- Сидит Пахом На коне верхом, Сам неграмотный, А читать помогает. (очки)
-Не шит, не кроен, А весь в рубцах. Семьдесят одежек, А все без застежек. (качан капусты) -Зарыли Данилку В сырую могилку. Он полежал, полежал Да на солнышко побежал. Стоит красуется, На него люди любуются. (посеянное зерно)
- Стучит, Гремит, Вертится, Никого не боится, Ходит весь век, А не человек. (часы)
- Два братца Пошли по воду купаться (ведра)
-Утка в море, Хвост на заборе. (ковш)
- Черненька собачка Свернувшись лежит, Не лает, Не кусает, А в дом не пускает. (замОк) -Стоит Егорка В красной ермолке, Кто ни пройдет – Всяк наклонится. (земляника)
- У матери двадцать деток, Все детки – однолетки. (наседка с цыплятами
4. Физкультминутка
( Проводится под музыку «Калинка-малинка» с выполнением элементов русского народного танца)
5.Наблюдения над жанровыми особенностями загадки.
- Ребята, чем отличаются загадки от сказок, пословиц, колыбельных?
Содержание – всегда непонятно
Слова подбираются очень точно, часто употребляются в переносном, иносказательном смысле. Замена одного слова другим приведёт к тому. Что загадку нельзя будет отгадать.
- сравнение предметов - форме вопросов
- Ничего не болит, а все стонет. (свинья)
-Кто на себе свой дом таскает? (улитка)
-Рук нет, а строить умеет. (птица)
- Сидит баба на грядках Вся в заплатках.Кто ни взглянет, тот- заплачет. (луковица)
-Летит – молчит, Лежит – молчит. Когда умрет, Тогда заревет. (снег)
- Сидит девица В темной темнице, А коса на улице. (морковь)
- Стоит городок. Сколько сереньких домков, Столько беленьких жильцов. (подсолнух) ------Два братца В воду глядятся, Век не сойдутся. (берега)
Следующая загадка
Цели: познакомить детей и обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные на внеклассных занятиях и уроках окружающего мира .
образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и любовь к родному языку; воспитывать интерес к изучению загадок и явлений зимней природы и зимы;
развивающие: способствовать развитию и тренировке мышления, внимания, наблюдательности; развивать память, умение анализировать данные; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников .
Форма проведения: экологическая экскурсия, экологическая познавательная прогулка.
Место проведения клубного часа: парк, сквер, двор школы.
Организационный момент.
Заранее предупредить детей, что урок будет проходить вне стен школы.
Педагог: Добрый день, ребята. Сегодня наш клубный час посвящен загадкам природы . Вы замечали, какие зимой есть чудеса?
Педагог. А чтобы узнать, о чём мы будем говорить, вам нужно будет отгадать несколько загадок. Приготовились слушать внимательно!
Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала. Снежинка.
Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело? Снегом
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось—
С неба на землю свалилось. Снег
Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой. Снег, сугроб
У Зимы отличный мех:
Это мягкий белый . Снег
Белой стайкой мошкара
Вьется, кружится с утра.
Не пищит и не кусает —
Просто так себе летает. Снежинки
Дом ее на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная . Снежинка
Видел зимнюю картинку?
Там присутствую всегда!
Как моя сестрица Льдинка,
Я - замёрзшая вода.
Посмотрите, я резная,
Как салфетка кружевная. Снежинка
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. Снег
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. Снег
Он нужен лыжникам кататься,
Нам - крепость белую лепить,
Деревьям, чтобы одеваться,
Зиме - вокруг всё серебрить. Снег
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. Снежинки
Педагог. Так что было загадочного скрыто в этих загадках?
Ответы детей. Снег и снежинки. Ледяные узоры, белый пушистый снег – вся зимняя красота были скрыты в стишках-загадках.
Педагог. Действительно, снег, ледяные узоры на стекле и особенно снежинки, парящие в небе, - всё это нам в диковинку. Интерес к такому зимнему волшебству не иссякает долгое время - пока за окнами лежит снег и на окнах есть узоры!
Педагог. Что такое снег?
Ответы детей. Это много, очень много красивых снежинок.
Педагог. А вы знаете откуда, как появляются снежинки и снег?
Педагог. Раньше думали, что снег — это замёрзшие капельки воды.
Водяные пары поднимаются высоко над землёй, туда, где очень холодно. И там сразу же из водяных паров (а не из капелек воды) образуются крохотные льдинки — шестиугольные кристаллики. Но это ещё не те снежинки, что падают на землю. Они ещё очень малы. Но кристаллик всё время увеличивается и становится красивой звёздочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются. Они собираются хлопьями и падают на землю. Давайте рассмотрим снежинки.
Дети вместе с педагогом рассматривают снежинки и обсуждают их стороение, разнообразие форм.
Педагог. Посмотрите внимательно! Почти все снежинки шестиугольные! Как вы думаете, почему снежинки шестиугольные?
Педагог. Снежинки всегда шестиугольные, если только от столкновений не сломали свои уголки. А почему?
Вы помните, что снежинка — твёрдое тело. А каждое твёрдое тело состоит из мельчайших частиц, которые как бы держатся друг за друга, соблюдая строгий порядок в своём расположении (как физкультурники на параде).
Как же ведут себя частицы водяных паров, прежде чем стать снежинками? Представьте себе свой класс на перемене. Все бегают по коридору туда-сюда. Так же ведут себя и частицы водяных паров в облаке. Но вот учитель говорит: «Четвёртый класс! По порядку становись!» По команде ученики сбегаются и образуют ровный и правильный строй.
В облаке командует мороз. При охлаждении частички водяного пара перестают «бегать» и по строгим правилам природы начинают притягиваться и присоединяться друг к другу.
Они собираются в шестиугольные многоугольники, образуя снежинку. Если частица не успела присоединиться к одному из многоугольников, она ищет себе другой. Такие шестиугольники могут наращивать свои лучики в шесть сторон, присоединяя все новые и новые частицы. Так в небе и рождаются шестиугольные снежинки.
Педагог. Нарисуйте на снеге с помощью кистей рук и пальцев свои красивые снежинки, как кистью для рисования или карандашом.
Деятельность детей.
Педагог. Вы настоящие зимние художники. Молодцы! Отгадайте ещё одну загадку:
Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём … Узор
Как вы думаете, к ак появляются снежные узоры на окнах?
Педагог. Зимой воздух около оконных стекол сильно охлаждается и часть водяных паров из него оседают на холодные стекла в виде кристалликов льда. Затем эти кристаллики начинают ветвиться и разрастаться, «рисуя» на стекле снежные (морозные) узоры.
Для того чтобы началась кристаллизация, первым ледяным кристалликам нужно на чем-то осесть. Пусть это будет пылинка. Или след от тряпки, которой протирали окна. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах на стеклах, и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необычайными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца. Получается такая красота, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Настоящие цветы! Кстати, в Германии морозные узоры на стекле так и называют – «ледяные цветы».
Педагог. О каких зимних загадках, тайнах и чудесах говорили?
Педагог. А в чём волшебство снега? Для чего он нужен?
Педагог. Снег нужен чтобы как одеялом укрывать растения зимой и питать влагой их весной, когда растает при тёплом солнце.
Педагог. Давайте проведём опыт и проверим, действительно ли снег-это вода. Возьмите небольшое количество снега в ладонь без перчаток и варежек. Сожмите. Чувствуете холод?
Педагог. Это потому, что наши руки горячие, они были в тепле. От тепла снег в наших ладонях тает и превращается в воду. Переверните сжатые ладони. Из них течёт вода, которой раньше не было. А снег превратился в маленький комочек или совсем исчез.
Деятельность педагога и детей. Проведение опыта на улице.
Педагог. Итак, ребята, что такое снег и снежинки?
Ответы детей. Это замерзшая от холода вода, которая при тепле тает.
Педагог. Вот и подошло к концу наше занятие, наш клубный час.
Педагог. С какими формами народного творчества мы сегодня познакомились?
Ответы детей. С загадками.
Педагог. Какое настроение оставило оно у вас? Что вам особенно запомнилось?
Час загадок в начальной школе «Как на нашей грядке выросли загадки»
1. Сочные да крупные, вот такие круглые. Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры.)
2. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок.)
3. Красные сапожки в землю ушли. (Свекла.)
4. Не книжка, а с листами. (Капуста.)
5. Красный, черный, зеленый и белый - все равно жгучий. (Перец.)
6. С виду красная, раскусишь - белая. (Редиска.)
7. Разломился тесный домик на две половинки, и посыпались оттуда бусинки-дробинки. (Горох.)
Читайте также: