7 загадок александра блока
Обновлено: 05.11.2024
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать.
Самуил Маршак. «Загадки Маршака», 1930
В брюшке — баня,
В носу — решето,
Нос — хоботок,
На голове — пупок,
Всего одна рука
Без пальчиков,
И та — на спине
Калачиком.
Стоит дуб,
В нем двенадцать гнезд,
В каждом гнезде
По четыре яйца,
В каждом яйце
По семи цыпленков.
В синем небе светляки —
Не дотянешь к ним руки.
А один большой светляк
Изогнулся, как червяк.
Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты.
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными.
Корней Чуковский. «Мурзилка», № 1, 1945
Загадки народов мира Что загадывают друг другу японцы, армяне, якуты и другиеРечка спятила с ума —
По домам пошла сама.
Самуил Маршак. «Загадки Маршака», 1930
Музыкант, певец, рассказчик —
А всего труба да ящик.
Самуил Маршак. «Загадки Маршака», 1930
Из стены торчу,
Головой кручу,
Мою и пою
Целую семью.
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках,
На листочках,
Где станции на точках.
Анна Рождественская. «Мурзилка», № 7, 1957
Ёжик странный у Егорки
На окне сидит в ведерке.
День и ночь он дремлет,
Спрятав ножки в землю.
Если день нахмурится,
Если дождь пойдет —
Выйдет он на улицу,
Надо мной вспорхнет.
Ходят-ходят два дружка
Вокруг белого кружка,
Ходят-ходят,
Не приходят,
Мерят-мерят,
Не измерят.
Нахмурилось небо
(Наверно, не в духе!).
Летают, летают
Белые мухи.
И носятся слухи,
Что белые мухи
Не только летают,
Но даже — не тают!
На раскрашенных страницах
Много праздников хранится.
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!
Корней Чуковский. «: сказки, стихи, загадки», 1959
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
Корней Чуковский. «: сказки, стихи, загадки», 1959
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
Корней Чуковский. «: сказки, стихи, загадки», 1959
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут.
Корней Чуковский. « и другие сказки», 1970
Лекции для детей о считалках, анекдотах и мемах Кто их придумывает, зачем они нужны — и что они говорят о нашей культуреЗагадки посложнее
Стучит,
Гремит,
Вертится,
Ходит весь
Свой век,
А не человек.
Кафтан на мне зеленый,
А сердце — как кумач;
На вкус, как сахар, сладок,
На вид — похож на мяч.
Пустые отдыхаем,
А полные шагаем.
Самуил Маршак. «Загадки Маршака», 1930
Он с жадностью пьет —
А не чувствует жажды.
Он бел —
А купается только однажды:
Он смело ныряет
В кипящую воду
Себе на беду,
Но на радость народу.
И добрые люди
(Вот это загадка!)
Не скажут:
— Как жалко.
А скажут:
— Как сладко!
Что загадка эта значит?
Ничего я не пойму:
По листве зайчонок скачет
И рассеивает тьму.
Наш зверок
С вершок.
Носом шмыг, шмыг,
Хвостиком дрыг, дрыг,
А дело делает.
Загадка у меня к вам есть,
Загадка непростая:
Какую букву можно есть,
Когда она пустая?
Нет ушей, а слышит.
Нету рук, а пишет.
Над нами кверху ногами.
ОтветЧем больше отдаю,
Тем больше вырастаю,
Величину свою
Отдачей измеряю.
Деревянный брусок,
А на нем растет лесок.
Орехов не ест,
Сахара не просит,
А щипцы с собой носит.
На листочке,
На страничке —
То ли точки,
То ли птички.
Все сидят на лесенке,
Все щебечут песенки.
Как пошли четыре братца
Под корытом кувыркаться.
Понесли меня с тобой
По дороге столбовой.
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо, и хлеб — всю добычу мою —
Я с радостью белым зверям отдаю!
Корней Чуковский. Из сборника «Топтыгин и лиса», 1942
Две ноги на трех ногах,
А четвертая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали на весь дом —
Да тремя по четырем!
Но четыре завизжали
И с одною убежали.
Корней Чуковский. «: сказки, стихи, загадки», 1959
Совсем тяжело!
Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не дается.
Подите приведите четырнадцать коней,
Подите позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять,
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли.
Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.
Следующая загадка
«В середине апреля, — пишет М. А. Бекетова, — начались первые симптомы болезни. Александр Александрович чувствовал общую слабость и сильную боль в руках и ногах, но не лечился. Настроение его в это время было ужасное, и всякое неприятное впечатление усиливало боль. Когда его мать и жена начинали при нем какой-нибудь спор, он испытывал усиление физических страданий и просил их замолчать». Бекетова прибавляет: «Эти несогласия между наиболее близкими ему существами жестоко мучили Александра Александровича. В сложном узле причин, повлиявших на развитие его болезни, была и эта мучительная язва его души». 18 апреля — мрачная заметка в «Дневнике»: «Опять разговоры о том, что нужно жить врозь, то есть маме отдельно. И в погоде, и на улице, и в Е. Ф. Книпович, и в Европе — все то же. Жизнь изменилась (она изменившаяся, но не новая, не nuova), вошь победила весь свет, это уже совершившееся дело, и все теперь будет меняться только в другую сторону, а не в ту, которой жили мы, которую любили мы». Об этом душевном мраке Блока говорит и К. Чуковский. «В мае 1921 года, — пишет он, — я получил от него страшное письмо о том, что она победила. „Сейчас у меня ни души, ни тела нет, я болен, как не был никогда еще: жар не прекращается и все всегда болит. Итак, здравствуем и посейчас — сказать уже нельзя: слопала-таки поганая, гугнивая, родимая матушка Россия, как чушка своего поросенка“».
Совсем больным едет он в Москву 1 мая; опираясь на палку, с трудом сходит вниз, морщась от боли, садится на извозчика; его сопровождает К. Чуковский. «В вагоне, — пишет он, — когда мы ехали туда, он был весел, разговорчив, читал свои и чужие стихи, угощал куличами и только иногда вставал с места, расправлял больную ногу и улыбаясь говорил: „болит“ (он думал, что у него подагра)». Шесть поэтических вечеров в Москве, триумфы и чествования до того утомили больного, что он вернулся в Петербург раньше назначенного срока. Чуковский вспоминает: «Однажды в Москве, в мае 1921 года— мы сидели с Блоком за кулисами Дома печати и слушали, как на подмостках какой-то „вития“ весело доказывал толпе, что Блок как поэт уже умер: „Я вас спрашиваю, товарищи, где здесь динамика? Эти стихи— мертвечина, и написал их мертвец“. Блок наклонился ко мне и сказал: „Это — правда“. И хотя я не видел его, я всею спиною почувствовал, что он улыбнулся. „Он говорит правду: я умер. “»
Другое страшное воспоминание. «Мы сидели с ним, — продолжает Чуковский, — за чайным столом и беседовали. Я что-то говорил, не глядя на него, и вдруг, нечаянно подняв глаза, чуть не вскрикнул: передо мной сидел не Блок, а какой-то другой человек, совсем другой, даже отдаленно не похожий на Блока. Жесткий, обглоданный, с пустыми глазами, как будто паутиной покрытый. Даже волосы, даже уши стали другие. И главное: он был явно отрезан от всех, слеп и глух ко всему человеческому».
Не менее трагично свидетельство Э. Голлербаха: «В Москве настроение Блока было особенно безотрадное. Все яснее в нем обозначалась воля к смерти, все слабее становилась воля к жизни. Раз он спросил Чулкова: „Георгий Иванович, вы хотели бы умереть?“ Чулков ответил не то „нет“, не то „не знаю“. Блок сказал: „А я очень хочу“. Это „хочу“ было в нем так сильно, что люди, близко наблюдавшие поэта в последние месяцы его жизни, утверждают, что Блок умер оттого, что хотел умереть».
Блок умер не от болезни, а оттого, что музыка его покинула, что ему нечем было дышать, оттого, что он хотел умереть. Его смерть была мистическая, как и вся его жизнь.
Однако из последних записей в «Дневнике»: «Москва хуже, чем в прошлом году, но народу много, есть красивые люди, которых уже не осталось здесь, улица шумная, носятся автомобили, тепло (не мне), цветет все сразу (яблони, сирень, одуванчики, баранчики), грозы и ливни. Я иногда дремал на солнце у Смоленского рынка на Новинском бульваре. Люба встретила меня на вокзале с лошадью Белицкого,[видный коммунист, предоставивший лошадь Любови Дмитриевне — Ред.] мне захотелось плакать, одно из немногих живых чувств за это время (давно; тень чувства)». Вскоре после возвращения из Москвы у Блока был первый сердечный припадок. Доктор А. Г. Пекелис определил болезнь сердца и острую психостению. Больного заставили лечь в постель, но лежание его угнетало. Через две недели доктор разрешил ему встать; он медленно бродил по комнатам, молча сидел в кресле. Посещения так его утомляли, что даже близкие друзья, как Е. П. Иванов и Л. А. Дельмас, не могли его видеть. Он быстро худел, задыхался, жаловался на боль сердца. Любови Дмитриевне с помощью многочисленных друзей и поклонников поэта удавалось доставать лекарства и провизию. Она оставила службу в театре и не отходила от мужа. Александру Андреевну отправили в Лугу: ее нервная болезнь и вечно тревожное настроение могли только ухудшить состояние больного. В конце мая в здоровье Блока наступило небольшое улучшение: он ободрился, стал разбирать свой архив, сжег ненужные рукописи и письма, закончил перечень своих работ, привел в порядок каталог. Последние слова, написанные его рукой: «Окончен карточный каталог моих русских книг. Запись 25 мая». В перерывах между припадками он набрасывал планы и отрывки для 2-й и 3-й части «Возмездия». 4 июня он пишет матери в Лугу: «Мама, о болезни писать нестерпимо скучно, но больше не о чем писать. Делать я ничего не могу, потому что температура редко нормальная, все болит, трудно дышать и т. д. В чем дело, неизвестно. Если нервы несколько поправятся, то можно будет узнать, настоящая ли это сердечная болезнь, или только неврозы. Нужно понизить температуру. Я принимаю водевильное количество лекарств. Ем я хорошо, чтобы мне нравилась еда и что-нибудь вообще, не могу сказать. Люба почти всегда дома. Кажется, все. Саша.
Спасибо за хлеб и яйца. Хлеб — настоящий, русский, почти без примеси, я очень давно не ел такого».
В середине июня состояние больного резко ухудшилось. Сохранилась записка доктора Пекелиса: «По моей инициативе была созвана консультация при участии проф. П. В. Троицкого и д-ра Э. Л. Гизе, признавших у больного наличие острого эндокардита, а также и психостении». Было решено увезти Блока в санаторию в Финляндию. Горький взялся хлопотать о разрешении на выезд за границу поэта и его жены. Разрешение пришло уже после смерти Блока. Последние недели жизни больной страдал невыносимо. Лежа он задыхался, а сидячая поза была мучительна из-за боли во всем теле. К. Чуковский пишет: «Умирал он мучительно. Сердце причиняло все время ужасные страдания, он все время задыхался. К началу августа он уже почти все время был в забытьи, ночью бредил и кричал страшным криком, которого во всю жизнь не забуду. Отпуск (в финляндскую санаторию) был подписан, но 5 августа выяснилось, что какой-то Московский отдел потерял анкеты и потому нельзя было выписать паспортов».
«За месяц до смерти, — сообщает М. А. Бекетова, — рассудок больного начал омрачаться. Это выражалось в крайней раздражительности; удрученно-апатичном состоянии и неполном сознании действительности. Бывали моменты просветления, после которых опять наступало прежнее. Лекарства уже не помогали. Слабость достигла крайних пределов».
За четыре дня до смерти из Луги была вызвана мать поэта.
В воскресенье 7 августа в 10 часов утра Блок скончался.
«Смерть очень изменила его черты, — пишет Э. Голлербах. — Общий облик остался тот же— благородный, скорбный, сосредоточенный. Голова была коротко острижена, резко обозначились мышцы носа, казавшегося огромным. Блок сильно исхудал и осунулся во время болезни».
Десятого августа Блока хоронили: до Смоленского кладбища литераторы несли на руках его открытый гроб, засыпанный цветами. Среди них был друг и духовный брат поэта— Андрей Белый. За гробом шла огромная толпа. Никто не говорил речей на могиле. Поставили простой, некрашеный крест и положили венки. О похоронах Блока пишет. Евг. Замятин: «Синий, жаркий день десятого августа. Синий ладанный дым в тесной комнате. Чужое, длинное, с колючими усами, с острой бородкой лицо — похожее на лицо Дон-Кихота. Полная церковь Смоленского кладбища. Косой луч наверху в куполе, медленно опускающийся все ниже. Какая-то неизвестная девушка пробирается через толпу к гробу — целует желтую руку — уходит».
«Лет через десять, — рассказывает В. Рождественский, — таким же летним вечером я зашел на Смоленское кладбище. Мне хотелось отыскать могилу Блока. Найти ее удалось не без труда. Вся она заросла густой и сочной травой. Около висели увядшие стебли кем-то недавно принесенных цветов. На одном из крыльев креста слабо чернели полусмытые дождями какие-то стихотворные строчки. Я подошел ближе к покосившемуся кресту и при последних лучах с трудом разобрал две карандашных строчки:
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество.
7 загадок Александра Блока (Екатерина Оаро)
28 ноября 1880 года родился тончайший русский поэт Александр Блок. Он прожил 41 год и умер от того, что перестал слышать музыку.
1. Загадка о музыке
Слух Блока как поэта был почти абсолютным, его стихи ясны и звенящи, и недаром Владислав Ходасевич однажды сказал: «В русской поэзии есть только Пушкин и Блок, остальное — между». Поэт очень часто говорит о музыке, которую слышит загадочным образом. И даже свое отношение к революции Блок выбрал как будто на слух: «К чему загораживать душевностью пути к духовности? Прекрасное и без того трудно. А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию».
Блоковский праздник поэзии пройдет 3 августа в Шахматове
В музее-заповеднике Д.Менделеева и А.Блока 3 августа пройдет юбилейный 45-й Блоковский праздник поэзии, сообщает пресс-служба министерства культуры Московской области.
В празднике примут участие родственники Блока и Менделеева, дарители и друзья музея-заповедника, поэты, писатели, литературоведы, представители поэтических объединений, музейные сотрудники, авторы-исполнители.
«Без божества, без вдохновенья». Цех акмеистов (А. Блок)
Среди широкой публики очень распространено мнение, что новая русская изящная литература находится в упадке. Последнее имя, которое произносится с убеждением людьми, стоящими совершенно вне литературы, есть имя Льва Толстого. Все позднейшее, — увы, даже и Чехов, — по меньшей мере спорно; большая нее часть писателей, о которых много говорила критика, за которыми числятся десятки лет литературной работы, просто неизвестны по имени за пределами того сравнительно узкого круга людей, который составляет «интеллигенцию». Пожалуй, нельзя сказать даже этого; есть люди, считающие себя интеллигентными и имеющие на это право, которые вовсе не знают, однако, имен многих «известных» современных писателей.
Мне возразят, что мнение большой публики, так же как слава, «дым». Но дыму без огня не бывает; я не хочу подвергать оценке факт, для меня несомненный; причин этого факта не счесть; я хочу указать лишь на одну из них, может быть, не первостепенную; но указать на нее пора.
Блок: интересные факты из жизни
Биография Александра Блока полна загадок и домыслов. Все от того, что сам поэт был весьма неординарной личностью со своеобразным отношением к жизни. Он с удовольствием мистифицировал своих поклонников и задал немало труда современным блоковедам.
Некрасов: биография, интересные факты
Кроме того, эпоха, в которую жил и творил поэт, отличалась разрушением старых устоев, морали и нравов, историческими потрясениями, вносившими кардинальные изменения в жизнь творческой интеллигенции.
В контексте этого предлагаем узнать о самых интересных фактах из жизни кумира русских символистов Александра Блока:
- Сашура, Александр Кублицкий-Пиоттух или Блок?
Франц Кублицкий-Пиоттух — так звали второго мужа Александры Андреевны — матери поэта. Она вторично сочеталась узами брака в 1889 году, но решила не менять ни свою фамилию, ни фамилию сына. Таким образом, Александр остался Блоком.
Родственники и близкие друзья поэта называли его Сашурой. Под этим именем он фигурирует в воспоминаниях К. Суворовой.
Солженицын: биография, интересные факты
В десятилетнем возрасте Александр Блок вместе с двоюродными братьями делал рукописные журналы. Самостоятельно он создал два номера журнала «Вестник», где попробовал свои силы в разных жанрах: фельетоне, путевых заметках, лирической поэзии и прозе.
Впервые стрела Амура пронзила сердце Александра Блока, когда ему едва исполнилось шестнадцать. Дамой его сердца стала 37-летняя Ксения Садовская — красивая и грациозная украинка с огромными синими глазами и мелодичным голосом. Мог ли не влюбиться в нее трепетный Блок, тонко чувствовавший красоту? В его тетрадях появляются стихи с криптонимом «К.М.С.», посвященные пленительной Наяде, повстречавшейся ему на немецком курорте Наумгейте.
Это мимолетное увлечение показало, насколько страстным может быть Блок. Его лирическая душа жаждала бурных чувств, острых любовных переживаний. Чувства к Ксении не угасали еще некоторое время, хотя колебались от искреннего восхищения к острой ревности и ненависти. Это нашло отображение в поэзии, где автор обращается к возлюбленной то на Вы, то на Ты.
Шекспир: цитаты о любви и счастье
Настоящую страсть и возвышенные переживания у молодого Блока вызвала Любовь Менделеева — умная и интеллигентная барышня — выпускница знаменитых Бестужевских курсов. К тому же восемнадцатилетняя девушка была дочерью близкого друга Андрея Николаевича Бекетова — деда Блока по материнской линии. Александр очень часто бывал в поместье деда Шахматово, что в нескольких километрах от поместья Менделеевых.
Осмысленное знакомство с Любой у Блока состоялось в 1895 году. Они на пару играли в домашней постановке «Гамлета». Он был главным героем, она играла Офелию. Увлечение Ксенией Садовской не мешало ему восхищаться Любой. Поэтому любовные поэзии этого периода он посвящал как одной, так и другой.
После годичного разрыва отношений с Менделеевой (1900–1901) Блок начал снова ухаживать за девушкой. Через два года сделал ей предложение.
В период ухаживаний за Любовью Дмитриевной Блок посчитал недостаточным тот эмоциональный накал, который сопровождал их отношения, и решил привнести немного драматизма.
Он явился на бал в Дворянском собрании с запиской в кармане, в которой просил в своей смерти никого не винить, говорил об отвлеченных от мирских причинах его ухода из жизни. С собой он так и не покончил, а вот записка заставила биографов поразмышлять над мотивами ее создания.
- Любовные романы Блока и месть Менделеевой.
Даже после женитьбы Александр Блок не скрывал своей увлеченности женщинами. С завидной периодичностью он завязывал романы: его избранницами становились Наталья Волохова — актриса театра, в котором играла Комиссаржевская, а также Любовь Дельмас — оперная певица. Ему даже приписывали роман с Анной Ахматовой, но от этой связи жена Николая Гумилева открестилась. Не гнушался Блок и любовью куртизанок и падших женщин.
Любовь Дмитриевна отвечала мужу «взаимностью». Устав от бурных романов супруга, она решила утешиться в объятьях своего второго поклонника — Андрея Белого. Блок воспринял эту связь как расплату, однако жену не осуждал. Этот любовный треугольник писатель воссоздал в пьесе «Балаганчик».
Несмотря на то что с Любовью Менделеевой Блок прожил восемнадцать лет, совместных детей у них не было. Поэт длительное время не воспринимал жену как объект вожделения. Она оставалась Девой Радужных Врат.
В первый год после свадьбы их связывали исключительно платонические отношения. Любовь оставалась девственницей при том, что Блок уже имел достаточный сексуальный опыт. После их любовные утехи не приносили радости — муж исполнял обязанности, а не горел страстью.
Интригу создала поэзия «На смерть младенца», написанная Блоком в 1909 году. Оказалось, что речь шла о смерти новорожденного малыша Менделеевой, рожденного от связи с актером из труппы Мейерхольда. Блоковеды же утверждают, что у самого поэта было как минимум трое побочных детей.
Александр Блок обожал сладости. Особенно он любил мороженое, мог есть его в неограниченном количестве. Любимый напиток утонченного Блока — пиво.
Поэма «Двенадцать» Блока вызывала бурю осуждений и возмущений у коллег по перу. Зинаида Гиппиус обвинила поэта в предательстве гуманистических идеалов. Остракизм и травля со стороны бывших друзей привели Блока к душевному расстройству. Владимир Маяковский утверждал, что так поэту мстила поэма. В приступе помешательства Блок пытался ее уничтожить, но ему это не удалось.
Долгое время причиной смерти Блока называли душевную болезнь. На самом деле умер он из-за воспаления сердечной мышцы.
Трагический голос эпохи — так называют Александра Блока. Он был своеобразным камертоном мятежного человеческого духа, который искал утешения то в красоте, то в разрушении. Таковым было начало ХХ века, которое нашло отображение в преисполненной музыкальности символической поэзии Блока.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Блок: биография и творчество
Спросите у старшеклассника, кто такой Блок, и получите ответ — лирик, воспевший Прекрасную Даму, поэт, поклоняющийся Любви.
Начало ХХ века в русской культуре — это период активных творческих поисков, рождение новых литературных течений, творческих групп и кружков. Разнообразие художественных направлений этого периода объединено единым понятием — «модернизм».
Символизм — самое популярное и масштабное течение в русской литературе. Блок, стихи которого вобрали эстетические принципы символизма, стал духовным лидером этого направления, вдохновителем многих поэтов-символистов. Откуда же возник этот талант? Кто был его наставником и учителем? Об этом подробнее.
Поговорки и пословицы о школе и знаниях
Источник фото: syg.ma
Александр Блок — голос трагической эпохи. Одаренность и талант передались ему по крови. Отец — блестящий правовед, преподававший в университете Варшавы, мать — одаренная личность — блестящая переводчица и писательница. Ко всему прочему Александра Андреевна — дитя эпохи эмансипации. Поэтому ее брак с отцом Александра Блока был недолгим: после рождения сына в 1880 году она оставила Александра Львовича и вернулась в Северную Пальмиру.
По тем временам это была скандальная выходка молодой особы. Вскоре Бекетова добилась, чтобы высший церковный орган официально расторг их брак. Во второй раз она выходит замуж, когда будущей звезде русского символизма исполнилось девять.
Своим талантом и интеллектуальным развитием Александр Блок обязан матери: она обучала его иностранным языкам, подбирала книги для чтения, обсуждала прочитанное, знакомила с новинками философии и искусства. Мать открыла Блоку французских декадентов и символистов (Поля Верлена, Шарля Бодлера, Артюра Рембо) и русскую классическую поэзию. Она стала первым критиком и наставником Александра, потому что именно ей он, пятилетний мальчик, показал первые свои творения.
Лев Толстой: биография писателя, жизнь, творчество
Домашнее обучение дополняло классическое системное образование, которое Блок получил в Введенской гимназии. По ее окончании восемнадцатилетний Александр выбирает стезю отца — поступает в Петербургский университет на отделение правоведения. Проучившись три года, он меняет направление и переходит на факультет словесности и истории.
Поступление в университет и обучение совпадают с его увлечением дочерью известного химика Дмитрия Менделеева — Любовью. Это было не первое и не последнее любовное увлечение русского поэта, но именно то, которое нашло свое отображение в поэзии.
В 23 года он сочетался браком с Менделеевой. К супружеским отношениям оба относились легко, даже легкомысленно, однако это не помешало Блоку воспеть возлюбленную в стихах. Молодая женщина стала прообразом Прекрасной Дамы:
Краткая биография Пушкина: факты, жизнь и творчество
Невозможное было возможно,
Но возможное — было мечтой.
Цикл, воспевающий божественную женственность («Стихи о Прекрасной Даме»), был опубликован в 1902 году стараниями Андрея Белого — соперника и друга Блока. Появилась подборка на страницах альманаха «Северные цветы».
Основу миросозерцания Александра Блока составило мистическое учение Владимира Соловьева о Софии — воплощении женского начала бытия, всеединства человека и Бога. Для поэта женщина — источник чистоты и света, дарящий любовь, уводящий мужчину от обыденности и серости.
Стихи Блока 1906 года пронизаны этой религиозной идеей, мистическими видениями, в которых воспевается светлый лик Софии. Однако появляются размышления поэта о божественном и демоническом, высоком и примитивном в человеке, особенно это касается женщины. Намечается перелом в мироощущении Блока.
Достоевский: биография, фото, личная жизнь
В стихотворении «Незнакомка» мастер открывает сущность природы Дамы. Городская суета срывает с женщины покров тайны, лишает ее очарования, превращает в распущенную кокотку. Тоска по идеалу — мистической, таинственной Даме — лейтмотив этого произведения.
В «Снежной Маске» эти переживания углубляются. Вскоре поэт в буффонадной форме комедии «Балаганчик» разрушает иллюзию и мистику женственности.
Блок проходит сложным путем переосмысления жизни. Ему открываются социальные стороны бытия, сложность человеческой натуры, ее примитивность и низменность. Рождается образ ужасного мира («Страшный мир», 1908–1916).
Эти переживания навеяны поэту событиями первой русской революции и начавшейся в 1914 году мировой войной. Блок выражает трагедию мира и современного человека в ряде поэтических циклов: «Возмездие», «Ямбы», «Родина».
Максим Горький: биография, фото, личная жизнь
В этот период Блок постепенно отходит от символизма. Если раньше его стихи были наполнены музыкальной гармонией, которая символизировала красоту мира, то после 1909 года в его лирике власть переходит к какофонии социальной жизни, прорываются берущие за душу мотивы цыганских напевов.
Такой душевный и творческий перелом у Александра Блока был обусловлен несколькими причинами — смертью отца и новорожденного сына Любови Менделеевой.
Состояние, которое оставил отец Блоку, было весьма внушительным. Поэт упрочил финансовое положение и даже уехал за границу. Путешествуя по Италии, кумир русских символистов приходит к выводу, что символизм исчерпал себя (цикл «Итальянские цветы»). Он практически отходит от лирического творчества и переключается на драматургию (пишет пьесу «Роза и Крест») и публицистику.
Маяковский: стихи, биография, фото
Произошедшая в России в 1917 году революция не вызвала у Блока негативной реакции, как у большинства представителей петербургской творческой интеллигенции. Он не только остался в России, но и даже в свойственной ему лирической манере пытался распознать нового человека, рожденного революцией, понять его натуру и душу. Так родилось стихотворение «Скифы», где появился образ воинствующего поколения азиатов с «раскосыми и жадными глазами», и поэма «Двенадцать».
Из-за этой поэмы с Блоком порвали отношения многие писатели. Они не могли принять воспевание тонким лириком жестокой большевистской власти, которая окунула Россию в кровавую пучину ненависти и разрушения. Как гротеск восприняли его коллеги по перу образ Христа в «белом венчике из роз», возглавляющем отряд из двенадцати красноармейцев.
Магжан Жумабаев: творчество и наследие
Сам Блок в этот период переживал не лучшие времена, несмотря на то что получил поддержку новой власти. Он жил в голодном и холодном Петрограде, работал в издательстве, принимал активное участие в митингах и демонстрациях.
Исторические и социальные потрясения, бытовая неустроенность, возрастающие объемы работы подорвали его здоровье. Блок тяжело заболел: сначала началась астма, к ней подключилась цинга. Знаменитый поэт страдает тяжелыми психическими расстройствами.
Несмотря на увещевания врачей и друзей, он отказался от медикаментозного лечения, даже объявил голодовку. Умер Блок в 41 год (в 1921-м). Случилось это 7 августа.
Следующая загадка
Чуть ли не единственный случай, когда за вызовом на дуэль последовало применение оружия, — это история Гумилева и Волошина. «За что же стреляться, как не за женщин и за стихи», — утверждал Гумилев, а его дуэль с Волошиным произошла из-за женщины, писавшей стихи. В литературных кругах она стала известна под маской таинственной Черубины де Габриак, буквально ставшей поэтической сенсацией в 1909 году. Будущие же дуэлянты познакомились с ней как с начинающей поэтессой Елизаветой Дмитриевой, некрасивой, но необыкновенно обаятельной и влюбчивой девушкой, быстро покорившей их сердца. Летом 1909 года Дмитриева приехала в гости к одному поэту (Волошину) в сопровождении другого (Гумилева). Неловкая ситуация требовала разрешения, которое после некоторых душевных метаний и сомнений было принято: Гумилева попросили уехать, а Дмитриева осталась у Волошина. Именно тогда ими и была придумана самая яркая мистификация Серебряного века — Черубина де Габриак.
Блоковский праздник поэзии пройдет в подмосковной усадьбе «Шахматово»
По традиции, на Блоковской поляне соберутся друзья и гости музея-заповедника, поэты, литераторы, артисты и деятели культуры.
2 августа 2015 г. в Солнечногорском районе Московской области перед усадьбой «Шахматово», где поэт проводил каждое лето, в 46-й раз соберутся поэты, литераторы, артисты и общественные деятели на празднике, посвященном Александру Блоку.
По традиции прозвучат стихи, песни и романсы на стихи Александра Блока и других поэтов Серебряного века.
Посетители и гости усадьбы смогут погулять по парку, а также бесплатно посетить экспозиции и выставки музея-заповедника.
Следующая загадка
«Ночь, улица, фонарь, аптека», «Вхожу я в темные храмы», «Скифы», «Двенадцать»… Эти произведения известны каждому школьнику, изучающему Серебряный век русской поэзии. Автор приведенных текстов — душа и голос этого периода — Александр Блок. Биография поэта — отображение взлетов и духовных падений эпохи начала ХХ века.
«Пусть они теперь слушают…» (Олег Лекманов)
О статье Александра Блока «Без божества, без вдохновенья»
В своей автобиографии, датированной 1958 годом, бывший вождь акмеистов Сергей Городецкий привычно кается, варьируя текст печально известного доклада Жданова: «. действительность мы видели на поверхности жизни, в любовании мертвыми вещами и на деле оказались лишь привеском к символизму и были столь же далеки от живой жизни, от народа. Я хотел привлечь и Блока в наш кружок, но он ответил убийственной статьей «Без божества, без вдохновенья“». Кажется очевидным, что Городецкий, с чуткостью барометра реагировавший на малейшие колебания литературной политики коммунистической партии, совершенно сознательно передернул здесь простейшие факты. Он и в самом деле приглашал Блока в «Цех поэтов», но было это в октябре 1911 года, то есть почти за десять лет до апреля 1921 года, когда Блок якобы «ответил» ему статьей «„Без божества, без вдохновенья“ (Цех акмеистов)».
Читайте также: