Знич стихи олег бембель

Обновлено: 22.11.2024

Во многом знании — много печали. Как совместить творческий успех и христианское смирение? Этим вопросом задавались многие. Люди искусства всегда встречаются с искушениями и всегда ищут некую высшую истину. Сегодня часто появляются материалы и передачи о состоявшихся в искусстве людях, оставивших светский успех ради духовного совершенства в смирении и послушании. По–разному воспринимают их: кто–то восхищается, кто–то недоумевает. Инок Николай, живущий в Жировичском монастыре, известен был в миру как поэт Знич, он же — Олег Бембель, сын знаменитого скульптора. Еще в середине 80–х его книга о судьбе белорусского языка всколыхнула общественность и сделала автора настоящим диссидентом. Олега Бембеля выгнали из Академии наук, распустили сектор, где он работал, исключили из партии. Потом были богемные похождения, творческие поиски. Уход в монастырь, о котором поначалу многие говорили с недоверием. Впрочем, об этом писалось уже много раз, в том числе и в нашей газете.

Недавно инок Николай презентовал свой новый поэтический сборник — «Мне не цябе шкада, а тваю мацi. ». Принимал и поздравления с 70–летием. На встрече в узком кругу поклонников и друзей инок и читал стихи, и прекрасно, профессионально играл на пианино. Особенно всех потряс в его исполнении «Полонез Огиньского». Музыкально–поэтическая композиция инока Николая называлась «Старац i Чада» и была посвящена сложной теме духовных поисков. Автор согласился поговорить на эту тему и для нашей газеты.

— Вы согласны с мнением, что и неверующий человек, грешник может создать высокодуховное произведение?

— Неверующих нет. Каждая душа создана по обличию и подобию Божьему. Просто есть души, которые об этом еще не знают. А краса и сила, которая говорит через них, является через них, и является сиянием Божьим. Талант — это дар, который нужно вернуть с прибавлением. Знает душа об этом, нет, но если вернет с прибавлением, Господь это зачтет.

— Но считается, что настоящее искусство не может твориться без свободы. А каноны, заповеди — это же ограничения. Многие верят, что талантливый художник имеет право их нарушать, хотя бы во имя вдохновения.

— Все жаждут свободы. И свобода есть наивысший Божий дар. Но мало кто знает, что такое боговдохновенная свобода. Есть первый и вечный революционер, дух тьмы, который взбунтовался против высшей гармонии, чтобы выйти за ее пределы. Бог не перечил ему. И он вышел вместе с третью ангелов в свободу абсолютную, без ограничений. С той поры эти духи искушают и человека на ту же самую свободу, которая будто бы дает человеку возможность стать равным Богу. Что дают революции, мы знаем из своего опыта. Вот строки из моего поэтического размышления:

Да неба рукi я ўзнёс:

«Свабода, ты каму належыш?»

«Я ў дусе святым, мае межы —

Сын чалавечы, Бог–Хрыстос».

— Вы были светским поэтом, можно сказать, богемным. Сегодня, более того, монах. Но и в монастыре продолжаете литературную деятельность. В обители выходят свои издания, книги.

— Приезжают творческие люди к вам в монастырь?

— Приезжают. Многие друзья, с которыми я очень редко виделся, в отношениях с которыми были недоразумения, вдруг неожиданно объявляются в Жировичской обители, и я вижу, что они совсем другими глазами начинают глядеть на этот мир и на самих себя. Это мое отдаление от друзей и просто знакомых на самом деле приблизило меня к ним.

— Но не все, наверное, понимают ваш уход.

— Ну конечно. Но важно, чтобы они не меня понимали, а важно, чтобы они тропинку к Господу нашли. Возможно, зная какие–то мои ошибки и исправление этих ошибок.

— Стихия слова очень близка к стихии музыки. А поэзия — особенно. Красота музыки, если она соединена с порывом души, выводит за границы видимого мира, вот тогда тайное и раскрывается, может, это неосознанный поиск образа Божьего. Такова сфера истинной тайны. А еще в богословии есть такое понятие — «прелесть». Невоцерковленный человек, который никогда не исповедался и не причащался, попадает в духовную стихию. Темные и светлые духи рядом, и душа не может их различить. Прелесть — это искушение темными духами неопытной, невоцерковленной души. И чем более сильны в человеке талант и огонь души, тем более опасны для него странствия в этот таинственный мир. Это все равно что маленький ребенок идет в дикие джунгли. Он совсем беззащитен. Нужно искать поводыря. А он один — Христос.

— К вам, наверное, часто обращаются люди, которые пишут духовную поэзию.

— Тот, кто печатается, невольно берет на себя роль наставника. Может ли быть такое, что талантливому человеку лучше отказаться от того, что он творит?

— Да, может быть и такое. За каждое слово мы дадим ответ, тем более за те слова, что влияли на многих людей. Тут с молитвой, с дерзновенным и покаянным состоянием души нужно вопрошать, можно ли мне выйти к людям со своим словом? Ведь в Библии сказано: если соблазнишь хоть одного из малых сих, лучше бы тебе не родиться.

— А вы можете представить, что откажетесь от поэзии, от искусства? Были ли у вас такие мысли?

— Перед тем как я ушел в монастырь, ближайшие друзья знали, что я задумал. Они спрашивали: там же послушание. Дисциплина. Что ты будешь делать, если тебе скажут не писать стихов? Я ответил: «Господь все управит». Господь попустил, что мне не запретили.

Читайте также: