Земля и небо стих

Обновлено: 22.11.2024

Как землю нам больше небес не любить?
Нам небесное счастье темно;
Хоть счастье земное и меньше в сто раз,
Но мы знаем, какое оно.
О надеждах и муках былых вспоминать
В нас тайная склонность кипит;
Нас тревожит неверность надежды земной.
А краткость печали смешит.
Страшна в настоящем бывает душе
Грядущего темная даль;
Мы блаженство желали б вкусить в небесах,
Но с миром расстаться нам жаль.
Что во власти у нас, то приятнее нам,
Хоть мы ищем другого порой,
Но в час расставанья мы видим ясней,
Как оно породнилось с душой.

Размышления о тайнах бытия в произведении «Земля и небо» Михаила Юрьевича Лермонтова завершаются выбором в пользу земли.

Стихотворение написано примерно в 1831 году. Его автору в эту пору 17 лет, он студент, и в этот год становится круглым сиротой, потеряв теперь и отца. Для него с особенной силой открывается мир поэзии Д. Байрона. А еще он влюблен, однако его избранница, поначалу ответившая взаимностью, вдруг отвергает его. Жанр философский, размер смешанный, сочетание анапеста с амфибрахием, рифмовка сложная, холостая. Лирический герой – сам автор, однако свои рассуждения он преподносит от лица всего человечества. Об этом свидетельствует употребление местоимения «мы». В первом же четверостишии автор начинает с вопроса. Ему трудно представить, как можно небеса любить больше, чем землю. Парадоксально, но в другом стихотворении за этот же год он отвечает на этот вопрос диаметрально противоположным образом. В «Ангеле» для героини «скучные песни земли» не могут затмить «звуков небес». Итак, герой сравнивает земное и небесное счастье. Первое «меньше в сто раз», замечает он. Но «с миром расстаться жаль». Специфика размера и рифмы наводит на мысль, что это произведение – упражнение в стихосложении. Однако поэт постарался снабдить его идеями приличествующей глубины. Итак, в земных делах положиться не на что и не на кого, а печаль кратка. «Грядущего даль»: имеется в виду и просто будущее, и жизнь вечная. То, что властвует человеком, к чему он привык, что сделалось его второй натурой, то и возобладает в нем в смертный час: породнилось с душой. Все отвлеченные стремленья не выдерживают проверки смертью. Тем, кто «ищет другого» только «порой», чаще всего небо оказывается чуждым. Интонация стихотворения рассудительная. Противопоставление – его главный прием. Эпитеты: тайная склонность, темная даль. Метафора: неверность надежды. Трогательное, полудетское числительное: в сто раз, подчеркивающее понимание поэта, что разница есть, и она велика. «Вкусить в небесах»: блаженство, достигаемое спасенными людьми. Герой постулирует привязанность к бренному, материальному миру, не соотнося этот выбор со своей посмертной участью. Он робко признает, что, пожалуй, стремиться лишь к небесному ему еще трудновато.

Раннее стихотворение «Земля и небо» М. Лермонтова – результат его экспериментов над формой и содержанием лирики.

Читайте также: