Завидую тебе питомец моря смелый о чем стих
Обновлено: 04.11.2024
Комплексный анализ текста – это такой вид работы на уроках русского языка, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи, углубляется стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы.
Комплексный анализ текста предполагает рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Текст помогает каждой языковой единице выступить в своей функциональной роли. Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.
Для комплексного анализа художественного текста на уроке русского языка в 9 классе нами было выбрано стихотворение А.С. Пушкина «Завидую тебе, питомец моря смелый…»:
Завидую тебе, питомец моря смелый,
Под сенью парусов и в бурях поседелый!
Спокойной пристани давно ли ты достиг –
Давно ли тишины вкусил отрадный миг –
И вновь тебя зовут заманчивые волны.
Дай руку – в нас сердца единой страстью полны.
Для неба дальнего, для отдаленных стран
Оставим берега Европы обветшалой;
Ищу стихий других, земли жилец усталый;
Приветствую тебя, свободный океан.
Этапы работы над стихотворением:
1. Выразительное чтение, впечатления от прочитанного стихотворения. Определение темы стихотворения и основного мотива, звучащего в нем (тема свободы, вольнолюбивые мотивы).
- Какие слова в стихотворении связаны с морем? (море, парус, волны, берег, океан)
3. Словарная работа . С помощью «Словаря русского языка» С.И. Ожегова дайте толкование словам «питомец», «сень», «вкусил», «отрадный», обратите внимание на стилистические пометы при словах. Питомец – чей-нибудь воспитанник (книжн.); Сень – то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, покров (стар.); Вкусить – ощутить, испытать (высок.); Отрадный – доставляющий отраду, приятный.
4. Работа над лексикой стихотворения :
- Выпишите из стихотворения эпитеты, распределите их по столбцам таблицы
Эпитеты, относящиеся к адресату стихотворения
Эпитеты, характеризующие настоящее поэта
Эпитеты, характеризующие свободу
Питомец смелый
Питомец поседелый
Европа обветшалая
Отрадный миг
Заманчивые волны
Свободный океан
- Сделайте вывод, чем является для поэта морская стихия. (Как указывает Е.С. Роговер, «море само по себе ассоциируется с безграничной вольностью… Стихия воплощает в себе необузданную силу, свободу»)
- Выпишите из стихотворения метафоры ( Питомец моря, под сенью парусов, вкусил миг ). Какой образ создается благодаря использованию данных метафор?
- Найдите в тексте повтор ( давно - давно ). Какую роль он играет в тексте стихотворения?
- Выпишите из текста однокоренные слова ( дальнего - отдаленных ). Почему поэта привлекает именно дальнее, а не ближнее? Использована ли в стихотворении антитеза? ( небо - берега, земля - океан )
5. Работа над грамматическими формами .
- Обратите внимание на формы глаголов. Какое наклонение преобладает? (Преобладают глаголы в форме изъявительного наклонения настоящего времени первого лица единственного числа, только одно употребление формы повелительного наклонения.)
- Почему именно эти формы использует поэт? Как они чередуются в тексте стихотворения?
6. Работа над синтаксисом .
- Найдите в тексте обращения, охарактеризуйте их (А.С. Пушкин использует распространенные обращения, содержащие изобразительно-выразительные средства; к адресату стихотворения относятся два обращения, являющиеся однородными).
- Какие предложения, односоставные или двусоставные, предпочитает поэт? Определите тип односоставных предложений. Почему именно его использует поэт?
- Рассмотрите первую и последнюю строки стихотворения, что можно сказать об их построении?
- Прокомментируйте постановку тире в тексте стихотворения. Согласны ли вы с высказыванием известного современного лингвиста Н.С. Валгиной, что «при помощи тире передается высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряженность»?
7. Подведение итогов, написание анализа .
При подобном подробном анализе текст оказывается мощным средством эстетического развития учащихся, способствуют развитию их речи, что находит выражение в тех работах, которые они пишут в конце урока или дома. Совершенствуются умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, речевая культура.
Пушкин А.С. Избранные произведения: в 2 т. Т.1: Стихотворения; Поэмы, Евгений Онегин: Роман; Драматические произведения. – М.: Издательский дом Родионова, Литература, 2004. – 544с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М: ООО «Издательство Оникс», 2006. – 1328с.
Роговер Е.С. Русская литература XIX века. – СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2008. – 432с.
Читайте также: