Забыл стих на сцене

Обновлено: 04.11.2024

Здравствуйте! Актёрам жизненно необходимо иметь отличную память, ведь нужно знать кучу текста и, порой, очень обширные произведения. Расскажу как мы учим тексты, как запоминаем огромные пьесы, которые бывают и в стихах, и что делаем, если забыли слова на сцене.

Я в роли Учёного в спектакле «Тень». Кстати, если артист уронил свой текст, по поверью, он должен сесть на него и только тогда поднять, а то роль может не получиться Я в роли Учёного в спектакле «Тень». Кстати, если артист уронил свой текст, по поверью, он должен сесть на него и только тогда поднять, а то роль может не получиться

Мне лично повезло с памятью. Я легко учил стихи ещё в школе, мне было достаточно прочитать пару раз и я уже знал наизусть. К поступлению в театральный вуз я выучил довольно много материала, чтобы быть разным на разных этапах и турах. Но когда я поступил и стал студентом, я понял, что память у меня не идеальная. Наши педагоги заставляли нас каждый день выучивать новое стихотворение из «золотого» или «серебряного» века, дабы развивать нашу память и это было испытанием. Нужно было не просто зазубрить, а уметь донести мысль автора и вложить своё отношение. Тогда я думал, что это каторга, но сейчас вспоминаю педагогов с теплотой и благодарностью - ведь это очень помогает в жизни и в профессии.

В хорошей актёрской труппе артист знает не только свой текст, но и партнёров. И если кто-то забыл слова, нужно подсказать так, чтобы зритель не заметил «косяка» В хорошей актёрской труппе артист знает не только свой текст, но и партнёров. И если кто-то забыл слова, нужно подсказать так, чтобы зритель не заметил «косяка»

Более того, мы играли отрывки и этюды, учили кучу разных текстов, разбирали их с педагогами, не говоря о речевых занятиях, где тоже нужно было запоминать большие куски текстов. Например, древнегреческий эпос - это полотна однотипного и сложного материала, в которых весьма туманные авторские мысли и их нереально сложно выучить. А на втором курсе мы учили «Евгения Онегина» Пушкина целиком и рассказывали его на экзамене, причём все и вразнобой. Кто-то начинал, а потом педагог показывал на случайного студента пальцем и он должен был включиться, продолжить и подхватить интонацию и посыл. Это я к тому, что в хороших вузах артистам прекрасно тренируют память и потом у нас нет особых проблем с текстами. И кстати, я и многие мои коллеги считаем что текст в стихах учить гораздо легче, нежели прозу.

Выучить пару страничек для проб в кино - нет проблем. Да и вообще, в кино всё проще. Огромные перерывы между дублями и сценами позволяют досконально выучить свою роль, даже если ты приходишь совсем без подготовки. А вот в театре - другое дело. Если я был занят в спектакле, который репетируется с нуля, я был счастлив и вообще не волновался за текст, как и многие артисты - мои коллеги. В таких случаях всегда есть застольный период, в который разбирается материал, потом мы долго репетируем с листочками текста и он сам запоминается. Мы называем это «в ногах». Т.е. у меня текст ассоциируется с мизансценами, перемещениями, реакциями и оценками. Ну а если предстоит ввод в готовый спектакль, то это всегда для меня проблема.

У нас был неприятный момент в одном из спектаклей, когда все артисты на сцене одновременно забыли слова и не знали что говорить дальше. Так мы три раза по кругу повторили сцену в разных красках и только потом вспомнили. Но зритель подумал что так и надо У нас был неприятный момент в одном из спектаклей, когда все артисты на сцене одновременно забыли слова и не знали что говорить дальше. Так мы три раза по кругу повторили сцену в разных красках и только потом вспомнили. Но зритель подумал что так и надо

Тут уж приходится учить, и хорошо если репетиций много, но бывали у меня и срочные вводы. Выручает натренированная память, хотя бывали у меня моменты, когда я забывал текст от спешки ввода и нервов. И вот тогда на помощь приходят хитрости. Есть в театрах еле заметные наушники, в которые помреж подскажет текст. Обычно ими пользуются пожилые артисты, но и срочные вводы можно так выручить. Была у нас в театре актриса, которая вообще не могла ничего запомнить, хотя она очень талантливая. Так вот, она всегда играла с наушником ещё и раскладывала бумажки с текстом по всей сцене так, чтобы зритель их не видел. Она знала где лежит каждый кусочек, а текст запомнить не могла - парадокс.

Есть целая категория артистов, которые всегда говорят близко к тексту, своими словами. Они учат текст, запоминая общую мысль и говорят его на сцене приблизительно. В классике это недопустимо (хотя и такие случаи бывают. Мы играли «Горе от ума» и одного из наших артистов поправила зрительница. Вот ему неловко было!), а вот в современной драматургии - пожалуйста. Ну а вообще - плохая память это профнепригодность. Поэтому уважающий себя артист должен знать текст. В конце концов, зритель платит деньги и не хочет видеть вспоминающего роль артиста.

Это я в спектакле по Островскому «На всякого мудреца…». Был у нас артист, который своими словами даже текст в стихах умудрялся играть. Он на ходу сочинял, да так, что было очень похоже на Шекспира Это я в спектакле по Островскому «На всякого мудреца…». Был у нас артист, который своими словами даже текст в стихах умудрялся играть. Он на ходу сочинял, да так, что было очень похоже на Шекспира

Ну и есть у нас правило - если забыл, всё-таки, слова, то зритель ничего не должен заметить. Актёр обязан выкрутиться и сделать так, чтобы забытый текст выглядел, как поставленный режиссёром момент. Ну а если зритель заметил - значит роль провалена и, по-хорошему, такому артисту объявляют выговор. А вы замечали как артисты забывают текст на сцене? Напишите, пожалуйста, в комментариях, если да.

Надеюсь, было интересно. Удачи вам, здоровья и только правды!

Жду вас в своём Телеграмм - канале, где я записываю мини - подкасты и всегда на связи с вами.

Читайте также: