Заболоцкий стихи в кино анализ
Обновлено: 05.11.2024
Поздняя лирика Н. Заболоцкого отличается углублением в психологическое и эпическое начала. В этот период написано произведение «В кино», датируемое 1954 г. В нем нашли место автобиографические и общественные мотивы (напоминание о лагерях, войне).
Тема стихотворение – неугасающая любовь в сердце немолодой женщины. Автор показывает, что настоящее чувство способно пережить все преграды, которые создает судьба. В связи с этой идеей раскрывается проблема искусственности жизни на экране, которая напоминает бутафорию.
В центре стихотворения зрелая женщина, за которой лирический герой наблюдает в кинозале. Он подчеркивает, что в кино героиня пришла после работы и даже утомленность не смогла удержать ее дома. «Тяжелая забота» на лице подсказывает, что в мире экранного искусства женщина пытается спастись от повседневных проблем. Это ей не удается, так как мир кино поражает бездарностью, «плоскостью людей», и тщетными попытками «к правде жизни припутать обман». Автор с иронией говорит о «рыжем малом в коричневом фраке», остроты и «враки которого» отличаются редкой занудностью.
Женщина пытается сопоставить судьбы киношных героев со своей, но это удается плохо. С лица ее не сходит озабоченность и лирический герой-наблюдатель пытается понять, что же скрывается в ее прошлом. Он спрашивает ее о «друге милом», понимая, что ответа не получит, сам пытается найти его. Лирический герой предполагает, что возлюбленный женщины погиб на войне или «пропал в далеком крае». Последним перифразом автор намекает на ссылку в лагерь.
Наблюдатель видит, что чувства в сердце героини не угасли, более того они породили бесконечное людское терпенье. Это дает надежду, что история возлюбленных будет иметь счастливое продолжение. Лирический герой обращается к зрительнице на «ты» выражая, таким образом, свое теплое отношение к ней. Образ одинокой женщины обобщенный, ведь современницы Николая Алексеевича часто оставались без второй половинки из-за историко-общественных обстоятельств.
Короткую «сценку» в кино автор превращает в широкую панораму души при помощи художественных средств. Автор использует метафоры («выраженье тяжелой заботы // не сходило с твоего лица», «пыталось искусство к правде жизни припутать обман», «оторван от дома судьбою»), эпитеты («озабоченные черты», «призрачные, плоские люди», «далекая весна»). Вспомогательную роль исполняют лексические средства, среди которых выделяются просторечия («враки», «плести» в значении говорить).
Композиция стихотворения «В кино» несложная. Оно состоит с девяти катренов с перекрестной рифмой. Стихотворный размер – трехстопный анапест. Донести идею помогает интонация. Интонационный фон спокойный, но в середине он взрывается вопросами, после чего опять восстанавливается спокойный рассказ-рассужденье.
Произведение Н. Заболоцкого «В кино» - яркий образец сюжетной лирики Н. Заболоцкого, раскрывающий умение автора чувствовать женскую душу и создавать глубокий психологический портрет.
Читайте также: