Выступление на тему стих
Обновлено: 22.11.2024
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
А что бы эта работа для ребёнка проходила эффективно и незаметно, чтобы не было скучно и однообразно я использую приём – сочинение детьми стихотворений.
Образные эмоциональные стихотворения вводят ребенка в мир русского слова, дают прекрасные разговорные шаблоны, помогают выстроить стилистически правильную речь. К тому же поэтическое творчество способствует нравственному и моральному становлению.
Я же, в свою очередь, рассматриваю детское стихосложение как наивысший фактор развития творческого рассказывания у детей.
Какие задачи я ставила перед собой, чтобы результат работы не был эпизодическим, а стал системой в работе. (слайд 2)
Цель : научить ребёнка чувствовать красоту поэзии, строить стилистически правильную речь, способствовать нравственному и моральному становлению личности.
1. Развивать детскую речь, память, мышление.
2. Упражнять в придумывании небольших стихов.
3. Развивать слуховое внимание.
4. Обогащать словарный запас.
5. Развивать творческую личность.
6. Совершенствовать навыки творческого рассказывания.
И вот, наш первый результат! (слайд 3)
Затем составила схему видов деятельности помогающих детям сочинять стихи. (слайд 4)
Театрализованная деятельность даёт возможность ребёнку преодолеть свои комплексы, страхи, «примерить» на себя какой-либо персонаж, стать героем сказки.
Исследовательская деятельность помогает ребёнку увидеть свойства и качества предметов, делать выводы и умозаключения.
Развитие фонематического слуха – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова, помогает понять, что такое рифма.
Художественная литература даёт разнообразие идей, ненавязчиво знакомит ребёнка с законами грамотной речи
Составление рассказов, сказок учит ребёнка правильному построению предложений, активизирует словарь, формирует навык построения диалогов и монологов.
Рассматривание объектов окружающего мира – обогащает словарь детей, даёт возможность выразить чувства и мысли.
Устное народное творчество: потешки, пословицы, загадки, поговорки - знакомят с певучестью русского языка, поднимают огромный пласт традиций, обращают ребёнка к народной памяти, его истокам, началу жизни. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения, привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.
Синквейны - Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Но почему именно синквейн? (слайд 5) Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна
(слайд 6)Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
(слайд 7) Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. Обогащает словарный запас.
Педагогическая ценность работы:
Учит формулировать идею (ключевую фразу).
Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
Получается у всех.
Активизирует и развивает мыслительную деятельность.
Слайд 8. И если мы говорим о синквейне, то давайте не много поиграем
Слайд 9. Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).
Сочинять стихи можно:
- по опорным словам
- как письма друг другу
Слайд 10. Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида сочинительства.
Приёмы для сочинения стихов
1. сочинение детьми вместе с воспитателем по вопросам.
2. придумывание детьми продолжения авторского текста.
3. детям даются слова для рифмовки, и они придумывают к ним созвучные (нитка – в пруду есть улитка; дом – в реке живет сом). На этой основе и появляются стихи, часто подражательные.
5. По сюжету придуманному воспитателем, где используются вопросы, указания, оценка, использование речевых образцов.
6. Сочинение стихов на самостоятельно выбранную тему.
Привив ребенку однажды любовь к вечно живому, постоянному в своей красоте, щедрому на значения, искрометному и глубокому русскому слову, родители могут быть уверены, что одарили свое чадо одним из немногих настоящих сокровищ. Можно не сомневаться, что ребенок в детстве полюбивший поэзию, пронесет хотя бы частичку этой любви во взрослую жизнь. И эта пусть маленькая искра будет освещать весь его путь, поможет различить настоящие ценности, принять их и передать следующему поколению.
Слайд 11. Всю работу можно разделить на 3 этапа…
На первом этапе происходит накопление опыта.
Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств.
На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.
Слайд 12. Выводы:
- изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
- отрабатываются знания о частях речи, о предложении;
- дети учатся соблюдать интонацию;
- значительно активизируется словарный запас ;
- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
- активизируется и развивается мыслительная деятельность;
- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу;
- дети учатся определять грамматическую основу предложений…
Развитие речи в игровой форме деятельности дало большой результат:
- наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе;
- активизировалась мыслительная деятельность;
- обогатился словарный запас детей;
- развивается умение наблюдать и выделять главное;
- сопоставлять предметы, признаки и явления;
- систематизируются накопленные знания.
А для ребёнка, сочинение стихотворений, является игрой!
Публикации по теме:Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в ДОУ. Н. А. Шибарова., воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад №10, г. Мценск.
Конспект творческого рассказывания для детей подготовительной группы по серии сюжетных картинок Цель. Формирование навыка составления небольшого рассказа творческого характера по картинке, предложенной логопедом из серии сюжетных картинок.
Конструирование как продуктивный вид деятельности детей дошкольного возраста Конструирование – это практическая деятельность, заключающаяся в соединении отдельных частей с целью получения определенного целого предмета.
Музыкально-ритмические движения, как средство раскрытия творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных.
Выступление на педсовете «Cистемно-деятельностный подход в условиях введения стандарта дошкольного образования» " Cистемно-деятельностный подход в условиях введения стандарта дошкольного образования». Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность.
Выступление на педсовете «Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста» «Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку,.
Выступление на педсовете «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» «Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного.
Выступление на педсовете «Роль релаксации в профилактике психического здоровья детей дошкольного возраста» Выступление на педсовете Тема: «Роль релаксации в профилактике психического здоровья детей дошкольного возраста». Современные дошкольники.
Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.
Читайте также: