Выразительное чтение стихов это

Обновлено: 04.11.2024

Овладение навыками и умениями выразительного чтения – профессиональная обязанность учителя начальных классов и воспитателя дошкольного учреждения, т.к. перед ними стоят три взаимосвязанные задачи:

овладеть умением самостоятельно готовить к чтению художественное произведение, чтобы выразительно прочитать его детям;

научить детей слушать литературные тексты;

освоить методику обучения выразительному чтению.

Средства выразительности речи

Те или иные средства выразительности выбираются в зависимости от цели высказывания. Педагог должен хорошо владеть и технической стороной речи (дыхание, голос, дикция, соблюдение орфоэпических норм), и интонацией (громкость, паузы, темпоритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр), и неязыковыми средствами выразительности (жесты, мимика, поза).

Техника речи.

Техника речи – это система работы чтеца над своим речевым аппаратом. В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия. Специалисты советуют делать упражнения по технике речи ежедневно по 8 – 10 минут.

Начинать обучение следует с постановки дыхания. Без правильного дыхания невозможна хорошо звучащая речь. Во время чтения дыхание становится произвольным, сознательно управляемым и контролируемым: за глубоким вдохом следует короткая пауза, а затем медленный плавный выдох. Правильное дыхание сохраняет читающему здоровье, потому что согревает, увлажняет воздух и голосовые связки не сохнут и могут работать длительное время без напряжения и затруднения. Слушателю оно помогает лучше воспринимать текст, т.к. речь ясна, звонка и хорошо слышна.

Во время чтения вдох должен быть неслышным и спокойным, иначе он будет отвлекать внимание слушателей. Его необходимо делать только во время пауз, строго соблюдая смысловую связь слов. Воздух следует вдыхать через нос, т.к. при этом он очищается и согревается. Выдох производится спокойно, плавно, медленно.

Для развития правильного дыхания существуют специальные упражнения. (Кубасова О.В. Выразительное чтение: пособие для студ. – М.: «Академия», 1998, стр. 17- 19.)

Голос чтеца должен быть хорошо развитым, послушным, звонким и достаточно громким. Лучшим считается голос средней силы и высоты, т.к. он наиболее подвижен и гибок.

К своему голосу следует относиться очень бережно. Недопустимо после урока или выступления сразу же выходить на улицу в холодное время года, громко разговаривать (особенно в сырую погоду). Голосовые связки нельзя перенапрягать. Физиологическая норма голосовой нагрузки для учителя не должна превышать четырех академических часов в день с 10 – 15-минутными перерывами между ними. Отрицательно действуют алкогольные напитки и никотин.

Хорошая дикция – одно из важнейших условий выразительности речи. Она дает возможность отчетливо произносить и быстро понимать любое слово. Для выработки хорошей дикции, для исправления недостатков в произношении какого-либо звука необходимо знакомство с артикуляцией – правильным расположением органов речи полости рта при образовании нужного звука.

Под интонацией понимают разнообразные оттенки голоса чтеца, отражающие смысловую и эмоциональную сторону речи. В повседневной жизни она рождается непроизвольно, т.к. говорящий выражает свои мысли и чувства. При чтении художественного произведения интонация возникает вследствие ясного осмысления текста читающим, понимания им замысла и намерений автора, осознанного собственного отношения к описываемым событиям, героям, их поступкам и стремления верно передать все это слушателям.

Интонация складывается из нескольких компонентов.

Сила голоса – это степень работы речевого аппарата. Она выражается в общей громкости и в выделении наиболее значимых слов (логическое ударение). Ошибки в постановке логического ударения искажают смысл читаемого. Причиной таких ошибок является недопонимание смысла читаемого. Сила голоса помогает чтецу передавать различные настроения, переживания, размышления как героев произведения, так и автора.

Паузы (логические и психологические) – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими. Их наличие и длительность определяются смыслом. Они не означают остановки мысли. Психологическая пауза – это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли; в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Психологическая пауза может быть начальной; в начале фразы или перед каким-то словом; внутри фразы, между словами; в конце фразы; финальной.

Темп и ритм (темпоритм). Темп – это скорость речи, ее замедление или убыстрение. Темп чтения учителя начальных классов, воспитателя дошкольного учреждения не должен быть слишком быстрым, т.к. внимание детей в этом возрасте неустойчиво, умение сосредотачиваться не выработано, способность слушать чтение, речь, не отвлекаясь, только развивается. Лучший темп – средний, который может быть легко замедлен и убыстрен. Выбор темпа зависит от понимания читающим характера героев, их индивидуальных особенностей; от ясного представления чтецом поступков, действий, поведения героев; от того, какие чувства, переживания, настроения воспроизводит чтец. Несколько замедленным темпом следует читать начальную фразу любого произведения, чтобы привлечь внимание слушателя, а также последнюю, чтобы дать ему возможность почувствовать окончание чтения.

Ритм есть в любой, в т.ч. и прозаической речи. Однако особенно отчетливо он проявляется в чтении стихов. Обычно характер ритма стихотворения передается размером, которым оно написано.

Мелодика речи – это движение голоса вверх и вниз, его повышение и понижение. Она определяется содержанием произведения, чувствами и намерениями чтеца и может не совпадать со знаками препинания. Речь на одной высоте – монотон, иногда используется как средство выразительности.

Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношение к тому, о чем говоришь или читаешь.

Неязыковые средства выразительности.

Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, поза) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на читателя.

Педагогу целесообразно соблюдать правила использования неязыковых средств выразительности:

На уроке лучше читать стоя. Такое положение помогает овладеть вниманием учащихся, дает возможность наблюдать за аудиторией, держать в поле зрения всех детей.

Не следует расхаживать по классу: хождение отвлекает внимание детей и утомляет их.

Надо держаться прямо, собранно и вместе с тем непринужденно.

Следует избегать механических жестов, не оправданных психологически: не переступать с ноги на ногу, не раскачиваться из стороны в сторону, не подниматься на носки, не крутить ничего в руках, не поправлять волосы, не постукивать в такт чтения рукой по столу и т.д. такие жесты отвлекают внимание детей.

Мимика и жесты должны быть естественными, нужными и выразительными. Их не надо придумывать и злоупотреблять ими. Это приведет к гримасничанию, кривлянию, будет затруднять восприятие и раздражать слушателей.

При рассказе необходимо избегать употребления «слов-паразитов».

При подготовке к исполнению произведения рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица.

Чтение стихотворений представляет наибольшую трудность.

Большое значение для правильного восприятия произведения имеет начало чтения. Задача учителя, воспитателя – сразу привлечь внимание детей, заинтересовать их.

Для стихотворной речи характерно деление на определенные ритмические отрезки (строки), в конце которых обязательно должна быть сделана ритмическая пауза. Длина ее зависит от смысла читаемой фразы. Если мысль не завершена, в конце строки необходимо повысить голос и сделать непродолжительную паузу, если же конец фразы совпадает с окончанием строки, то голос надо понизить и сделать более продолжительную паузу. Иногда необходима дополнительная пауза на строке – цезура.

Стихотворные строчки объединяются рифмой (звуковым повтором в конце строк). Ее необходимо сохранить при чтении. Но не следует делать нажим на рифмующиеся слова, если они не имеют важного смыслового значения.

Строфа как бы делит стихотворение на отдельные логически завершенные части, поэтому при чтении их следует отделять паузой.

Особенностью стихотворных произведений является использование аллитерации и ассонанса для более яркого воспроизведения того или иного образа, явления, действия – их надо уметь передавать при чтении, но в меру.

Но чтение не должно переходить в театрализацию, сопровождаться перевоплощением, игрой. Необходимо бережно относиться к языку произведения, правильно передавать речь не только действующих лиц, но и автора. Надо выделять наиболее яркие места, красочные выражения, слова, содержащие новые понятия. Между законченными эпизодами, частями необходимо делать длительные паузы, чтобы дети могли осмыслить и пережить прочитанное и психологически подготовиться к дальнейшему прослушиванию.

Должен быть постоянный контакт со слушателем; чтец как бы обращается к слушателю. Характеры героев следует передавать так, чтобы дети сразу понимали, каков этот персонаж, как к нему относиться. Эпизоды отделяются длительной паузой. Концовку надо читать замедленно, чтобы дети ощутили радость от счастливой развязки. Обязательно выделяются голосом повторы, устойчивые выражения, постоянные эпитеты, песенки, забавные прозвища героев.

Читайте также: