Выхожу один я на дорогу размер стиха

Обновлено: 04.11.2024

История создания

Нередко стихотворения многих поэтов оказывались пророческими, предсказывали ближайшие события в стране или саму судьбу авторов. Именно такой особенностью обладали произведения Михаила Юрьевича. Они отражали настоящие и грядущие события его жизни, сам поэт будто знал в точности, что с ним произойдет. Таким примером может послужить стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», названное по первой строчке. Оно было написано в 1841 году, накануне смерти великого поэта. В этом же году он был застрелен на дуэли. К сожалению, работа была опубликована в журнале «Отечественные записки» уже после гибели автора. Но от этого ценность стихотворения не теряется, сам В. Белинский считал это произведение лучшим из всей лирики Лермонтова.

Жанр, направление, размер

Хоть и принято относить раннюю лирику Лермонтова к романтизму, это произведение имеет то же направление, несмотря на дату написания. Лирический герой открыто заявляет о своем беспокойстве, разочаровании в нынешнем мире, который и становится виновником поиска совершенного, желанного оазиса. Осознание своего положения в мире, принятие отсутствия возможности достичь желаемого идеала не останавливает его в стремлении когда-нибудь обрести на этом «кремнистом пути» свободу.

Кроме того, экзотический пейзаж еще раз напоминает читателю о романтическом начале стихотворения. Образ пустыни и звездного неба выступают оазисом для лирического героя, оставляя его наедине с собственными мыслями. Такой хронотоп выбран неслучайно, только в этом мире при лунном свете герой находит ответы на свои вопросы.

Размер стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» – пятистопный хорей, поскольку ударение в каждой стопе падает на первую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные.

Выхо/жу од/ин я/ на до/рогу (5 стоп через слэш)

Сквозь ту/ман крем/нистый/путь блест/ит

Композиция

Композиция произведения «Выхожу один я на дорогу…» условно делится на две части.

  1. В первой перед читателем предстоят образы космической и непостижимой природы. На фоне описания пейзажа зарождаются философские мысли лирического «я» поэта. Риторическими вопросами «Жду ль чего? Жалею ли о чем?» он обрамляет главную идею стихотворения, основной конфликт: поиск себя и смысла жизни.
  2. Вторая часть начинается с ответа на эти вопросы, рассуждением и финальным озарением.

Само стихотворение состоит из 5 строф.

Образы и символы

Система образов в лирике Лермонтова красочно дополняет речевую и философскую окраску содержания.

  • Так, например, в начале произведения «Выхожу один я на дорогу…» перед читателями предстает образ звёздной ночи, который раскрывает внутренний мир лирического героя, его внеземные, даже космические мысли, раздумья. Задаваясь вопросами о своем предназначении, будущем, он обращается именно к небу, к создателю всего мира.
  • «Кремнистый путь», конечно, символизирует жизнь, его прошлое: взлеты и падения, победы и ошибки. Неслучайно пейзаж окрашен туманом. Это очередной образ таинства, неясной судьбы. Ведь герой еще не знает, куда ему идти и что делать.
  • В конце произведения, в четвертом стихе «Выхожу один я на дорогу…», лирический герой обретает ясность, очертания его подлинных желаний. Такой эффект достигается с помощью лексического повтора «чтоб», он будто перечисляет свои намерения. Теперь читатель понимает, что лирическое «я» Лермонтова определилось с выбором: покой и умиротворенность. Именно упоминание зеленого «тёмного дуба» символизирует крепость жизни, вечность, незыблемость. Именно такой характеристикой можно обрамить намерения лирического героя, именно к такому финалу своей жизни он стремится.

Темы, настроение и проблемы

Тематика произведения «Выхожу один я на дорогу…» типична для философской лирики:

  1. Название произведения определено неслучайно. Лейтмотивом и основной темой стихотворения является одиночество, оно пронизывает 4 стиха произведения. Теперь, на финальном этапе своей жизни, лирический герой принимает его, выходит «один…на дорогу» без спутников и спутниц, ведь все они были лишь временным явлением в жизни поэтического «я» Лермонтова. В истории русской литературы дорога часто символизирует жизненный путь, предстает образом перипетий и испытаний.
  2. Темы неизвестности и неопределенности тоже являются неотъемлемыми элементами душевного состояния героя. Он понимает, от чего устал в этой жизни, но совершенно не знает, что делать дальше и куда идти. Ведь впереди лишь «кремнистый путь блестит». Вся его жизнь – это туманная ночь, мрачная, таинственная и полная неясности. Именно поэтому герой решает покориться ей и все же «навеки так уснуть». Но в его последнем желании таится единственная мысль о милой, чей «сладкий голос» бы пел ему в последние мгновения его жизни. Это и есть для героя идеал, мир покоя и беззаботности.

Первые 4 стиха сопровождаются спокойным и даже умиротворенным настроением. Оно в свою очередь окрашено грустью и разочарованностью в своей жизни, окружении, судьбе. Ведь не просто так наш герой приходит к вопросам о смысле жизни. Возможно, они волновали его всегда. Но сейчас в звездную ночь наступает полное умиротворение в природе и в душе лирического героя, что и способствует зарождению философских мыслей и вопросов.

Проблематика стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» напрямую переплетается с тематикой произведения. Вопросы, которыми задается лирическое «я», связаны с самоощущением себя в этом пустом мире. Но герой смирился со своей участью, он лишь смотрит в бесконечную даль, не оглядываясь назад на уже пройденную дорогу, свое прошлое. Теперь для него искомый идеал — это мир покоя. «Но не тем холодным сном могилы…Я бы желал навеки так уснуть…», – рассуждает герой. Он просит не о загробной жизни, а об отдыхе от сует, бессмысленных ожиданий и вечной погони за счастьем.

Основная идея

Главная мысль, заложенная в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», учит быть терпимее к окружающим, себе. Ведь человек обретает настоящее счастье, только пройдя некоторые преграды. Нет определенной временной точки для всех, когда произойдет нравственное возрождение, обретение смысла жизни, прозрение. Каждый обретает эту способность индивидуально, в свой час. Но самое главное – такой момент обязательно наступит.

Средства выразительности

Произведение «Выхожу один я на дорогу…» наделено ярким поэтическим содержанием.

Читайте также: