Выберите стихотворение которое не входит в цикл стихи о прекрасной даме
Обновлено: 24.12.2024
-показать особенности поэтики первой книги – “Стихов о Прекрасной Даме”.
Тип урока: изучение литературного произведения
Оборудование: приложение №1
Алекса́ндр Алекса́ндрович Блок (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российская империя — 7 августа 1921, Петроград, РСФСР) — русский поэт, классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов России. Отец А. Блока — Александр Львович Блок (1852—1909), юрист, профессор Варшавского университета.
Мать — Александра Андреевна, урождённая Бекетова, (1860—1923) — дочь ректора Санкт-Петербургского университета А. Н. Бекетова. Замужество, начавшееся, когда Александре было восемнадцать лет, оказалось недолгим: после рождения сына она разорвала отношения с мужем и впоследствии их более не возобновляла. В 1889 году она добилась указа Синода о расторжении брака с первым супругом и вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, оставив при этом сыну фамилию первого мужа.
В 1898 году окончил гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году. В университете Блок знакомится с Сергеем Городецким и с Алексеем Ремизовым.
Первые стихи Блок написал в пять лет. В 10 лет Александр Блок написал два номера журнала «Корабль». С 1894 по 1897 год он вместе с братьями писал рукописный журнал «Вестник». С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово. В 8 км находилось имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Менделеева Боблово. В 16 лет Блок увлёкся театром. В Петербурге Александр Блок записался в театральный кружок. Однако после первого успеха ролей в театре ему больше не давали.
В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Известно, что Александр Блок испытывал к жене сильные чувства, но периодически поддерживал связи с различными женщинами: одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом — оперная певица Андреева-Дельмас. Любовь Дмитриевна тоже позволяла себе увлечения. На этой почве у Блока возник конфликт с Андреем Белым, описанный в пьесе «Балаганчик». Белый, считавший Менделееву воплощением Прекрасной Дамы, был страстно влюблён в неё, но она не ответила ему взаимностью. Впрочем, после Первой Мировой войны отношения в семье Блоков наладились, и последние годы поэт был верным мужем Любови Дмитриевны.
7 июля 1916 года Блока призвали на службу в инженерную часть Всероссийского Земского Союза. Поэт служил в Белоруссии.
В январе 1921 года Блок по случаю 84-й годовщины смерти Пушкина выступил в Доме литераторов со своей знаменитой речью «О назначении поэта». Блок был одним из немногих деятелей искусства Петрограда, кто не просто принял советскую власть, но согласился работать на её пользу. Власть широко начала использовать имя поэта в своих целях. На протяжении 1918—1920 гг. Блока, зачастую вопреки его воле, назначали и выбирали на различные должности в организациях, комитетах, комиссиях[4]. Постоянно возрастающий объём работы подорвал силы поэта. Начала накапливаться усталость — Блок описывал своё состояние того периода словами «меня выпили». Этим же, возможно, и объясняется творческое молчание поэта — он писал в частном письме в январе 1919 г.[5]: «Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…». Тяжёлые нагрузки в советских учреждениях и проживание в голодном и холодном революционном Петрограде окончательно расшатали здоровье поэта — у Блока возникли серьёзная сердечно-сосудистая болезнь, астма, появились психические расстройства, зимой 1920 года началась цинга
он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. За несколько дней до смерти по Петербургу прошёл слух, будто поэт сошёл с ума. Действительно, накануне смерти Блок долго бредил, одержимый единственной мыслью: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Однако поэт умер в полном сознании, что опровергает слухи о его помешательстве. Перед смертью, после получения отрицательного ответа на запрос о выезде на лечение за границу (от 12 июля), поэт сознательно уничтожил свои записи, отказывался от приёма пищи и лекарств.
Лирика Блока - явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих - она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом пути. На эту особенность указывал и сам Блок. Центральный цикл первого тома стихов Блока - «Стихи о Прекрасной Даме». В нем нашли отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой и увлечение философскими идеями Вл. Соловьева. Наиболее близко в это время поэту было учение Соловьева о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить «землю» и «небо» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление. Живой отклик у поэта-романтика получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к женщине.
Идея о Вечной Женственности не нова в мировой литературе. Вспомните еще несколько таких образов. ( Беатриче у Данте, Дульсинея в Дон Кихоте, Эсмеральда у Гюго ) Совпадают ли они с представлениями Блока?
Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина, но с другой любимая женщина наделена у него безграничной красотой и силой, дурманит разум, занимает все мысли. Становится смыслом жизни. Прочитайте стихотворение, написанное в 1898 году.
Одной тебе, тебе одной,
Любви и счастия царице,
Тебе прекрасной, молодой
Все жизни лучшие страницы!
Ни верный друг, ни брат, ни мать
Не знают друга, брата, сына,
Одна лишь можешь ты понять
Души неясную кручину.
Ты, ты одна, о, страсть моя,
Моя любовь, моя царица!
Во тьме ночной душа твоя
Блестит, как дальняя зарница.
Опишите женщину, которую увидели в стихотворении.
Эмоциональное наряжение автор передаёт с помощью повторов ( одной тебе, тебе одной ) , однородных членов ( любви и счастия ) , риторических обращений, восклицательных предложений. Он использует эпитеты ( тебе прекрасной, молодой ) , метафору ( во тьме ночной душа твоя блестит ) , градацию ( ни верный друг, ни брат, ни мать ) , сравнени. ( как дальняя зарница ).
Образ Прекрасной дамы в творчестве Блока ни в коем случае нельзя назвать статичным. Со временем происходит его эволюция от светлого, воздушного образа к более темному и таинственному. Давайте рассмотрим стихотворение.
О, весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха - позорного нет!
Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
И встречаю тебя у порога -
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах.
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита.
Никогда не откроешь ты плечи.
Но над нами - хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель - я знаю -
Все равно: принимаю тебя!
О, весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Речь идет о времени года?
- Это не календарное время года – это время, когда сбываются самые немыслимые мечты.
Выстраиваем тематическую цепочку: весна – мечта…
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
Приветствую звоном щита!
Итак: весна – мечта – жизнь! Герой отрыт жизни, принимает ее, приветствует… «звоном щита»
Какие ассоциации рождает слово «щит»?
Да! Мотив рыцарства. У Блока, и не только периода «Прекрасная Дама», - это основной мотив. Он еще в доспехах рыцаря, но уже готов к новым подвигам. Лирический герой обретает доспехи в аллегорически изображаемой "враждующей встрече" с жизнью, утоляющей жажду борьбы (последнее подчеркивается оптимистически звучащими словами "И приветствую звоном щита!"), ведущей к заветной и влекущей мечте. Это борьба бескомпромиссная, борьба до конца.
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
Что открывается поэту в новой жизни?
Неудача и удача, плач и смех… (Достраивается тематическая цепочка)
Сложность и противоречивость жизни и мира изображается целой системой ее противопоставленных и взаимоисключающих друг друга сторон, противоположных эмоций их восприятия: неудача - удача, плач - смех, ненависть - любовь и др.
В заколдованной области плача,
В тайне смеха – позорного нет!
Но они ему еще не совсем открылись: плач и смех – «тайной области», хотя и в них уже и нет «позорного», стыдного… Лирический герой еще не знает, отчего плачут и смеются, но уже готов это постигнуть.
Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!
Обратим внимание на качественные прилагательных и причастий.
- Бессонные – полные жизненной активности, неутомимые…
- Темные – здесь «тайные», сокровенные, из глубины сознания…
- Воспаленные – палить (огнем!) – огненные – стихия огня!
- Темные – мрак, воспаленные – огонь: заклятие огнем и мраком! Смысловая антитеза, заключающая в себе некое таинство!
Принимаю пустынные веси!
Колодцы земных городов
Откуда города могут казаться колодцами, а веси (села, деревни – общесл.- книжная, высокая лексика) – пустынными?
- Сверху, если смотреть с неба…
- Да! Лирический герой еще в своей башне, где совершают обряд поклонения Прекрасной Даме, но уже готов спуститься и окунуться в земную стихию (стихию огня!)
Осветленные простор поднебесья
И томления рабьих трудов!
Какой ответ дает лирический герой всему этому, именуемому жизнью?
В следующей строфе Сама жизнь предстает воплощенной в женский образ "с буйным ветром в змеиных кудрях".
Доминирующим изобразительным средством в стихотворении является повтор. Стихотворение начинается выразительным повторам фразеологизма - определения в постпозиции и предпозиции : определяемым словам, который экспрессивно усиливает впечатление безграничности мира как цветущей весны и такой же необъятной человеческой мечты:
(весна) без конца и без краю без конца и без краю (мечта)
Повторение синонимов в каждом из этих выражений, заостряет на себе внимание и образует эмоциональный зачин стихов, подчеркнутый междометием "о", интонацией восклицания и паузой сопоставления содержания первых двух стихов ("О, весна без конца и без краю - Без конца и без краю мечта!")
Сквозной повтор глагольной формы принимаю (вместе с его аналогами) семантически и структурно организует текст стихотворения как его лейтмотив: ПРИНИМАЮ.
Жизнь принимается восторженно во всей ее полноте, во всех ее самых крайних проявлениях. Эта мысль художественно воплощается с помощью антонимов: удача-неудача, смех-плач, бессонные споры-темные окна, пустынные веси-земные города, простор поднебесий-рабьи труды.
Антитеза: ненавидя, кляня и любя.
Таково в стихотворении изображение жизни - сначала, в первых четырех строфах, обычное, а потом символическое:
И встречаю тебя у порога -
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем Бога
На холодных и сжатых губах.
Изображаемое предстает как бы в двойном освещении, в двух планах, которые то соединяются, то разъединяются. Обычная жизнь вдруг "проступает" в облике загадочной, не познаваемой до конца женщины - природы — сфинкса. ЖИЗНЬ=ЛЮБОВЬ=ЖЕНЩИНА.
Вывод: как видим, в одном стихотворении прослеживается эволюция лирического героя: от рыцаря Прекрасной Дамы к страстному влюбленному в Снежную Маску – земную, грешную женщину, грозящую гибелью
и чтобы сложилось полное впечатление о блоковском понимании образа Прекрасной Дамы, нужно обратиться к самому известному стихотворению «Незнакомка».
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Среди канав гуляют с дамами
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Как выстроена композиция? Условно стихотворение можно разделить на две части. В первой части автор описывает дачный поселок со всеми его навевающими тоску и безнадежность видами. Во второй – размышления лирического героя и образ Прекрасной Незнакомки.
Главный литературный прием? Антитеза. Что чему противопоставляется? В первой части — грязь и пошлость окружающего мира, а во второй — прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока-преображение лирического героя с приходом незнакомки.
Какие картины рисует Блок, описывая деревню? Охарактеризовать атмосферу дачного поселка можно как бездуховную, обыденную, тоскливую. Несмотря на то что его жители вроде бы и развлекаются, но в то же время их развлечения не вызывают никаких положительных эмоций и интереса ни у автора, ни у лирического героя стихотворения.
Каков в этот момент лирический герой? Лирический герой испытывает явное отвращение ко всему, что происходит вокруг. Он пытается залить свою тоску и одиночество. Он утратил веру в красоту, в духовность, в добро. Окружающий его пейзаж невыносимо давит на нежную натуру. Герой страдает от одиночества, но при этом не желает его скрашивать в толпе пьянчуг. Он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому.
Как описывается незнакомка? Что символизирует? лирический герой видит её – Прекрасную Незнакомку, окутанную туманом таинственности, но он и не пытается развеять эту тайну. Во всей этой тоскливой повседневности она становится символом красоты, романтики, высоких чувств. ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро. Пошлость, грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. И хотя стихотворение и завершается словами “In vino veritas”, но образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни.
Что происходит с лирическим героем? Как он преображается? Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли. Невозможно сказать кем на самом деле является Незнакомка, возможно, это просто женщина, но из-за огромного контраста с общим пейзажем, она становится идеалом женственности и красоты, символом того чего так не хватает миру и герою – любви, духовности, красоты, романтики. Испытывая все эти глубокие чувства, лирический герой понимает, что для него не все потеряно, что еще есть шанс вырваться из этой рутины, что только он может ее разрушить для себя. В этом его путь и его миссия.
Домашнее задание: 1) работа со стихотворением «Незнакомка». Задание: максимально вытащить все изобразительные средства и описать их функции. 2) прочитать поэму Блока «12»
Читайте также: