Вставные конструкции в стихах

Обновлено: 25.12.2024

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цанян И. С.

В статье рассматривается семантический аспект изучения вставных конструкций , их особая зна-чимость в текстах художественных произведений А.С. Пушкина. Вставные конструкции в текстах А.С. Пушкина конкретизируют информацию основной части высказывания, формируют в некоторых случаях самостоятельный художественный образ, помогая при этом в композиционном оформлении художе-ственного текста. Вставные конструкции выражают особое мнение автора, реакцию автора или гово-рящего на сказанное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Цанян И. С.

Коммуникативно-семантическая характеристика поэтического, прозаического и эпистолярного наследия А. С. Пушкина: вводные и вставные компоненты Структурно-семантические особенности вводных и вставных конструкций в прозе Б. Акунина Функционально-семантический статус парантез в художественном дискурсе В. В. Набокова Синтаксические составляющие категории кажимости в русском языке («Капитанская дочка» и «Дубровский» А. С. Пушкина) Сложносочиненные предложения в языке прозы и языке поэзии: сопоставительный анализ (на примере произведений А. С. Пушкина) i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SEMANTIC FEATURES OF PLUG-IN DESIGNS IN THE WORKS OF A.S. PUSHKIN

The article examines the semantic aspect of the study of plug-in constructions , their special significance in the texts of works of art by A.S. Pushkin. Plug-in constructions in the texts of A.S. Pushkin concretize the infor-mation of the main part of the statement, form in some cases an independent artistic image , while helping in the compositional design of the literary text. Plug-in constructions express the special opinion of the author, the re-action of the author or the speaker to what has been said.

Текст научной работы на тему «Семантические особенности вставных конструкций в произведениях А. С. Пушкина»

Ставропольский государственный педагогический институт DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11049 СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВСТАВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С.

Stavropol State Pedagogical Institute

THE SEMANTIC FEATURES OF PLUG-IN DESIGNS IN THE WORKS OF A.S. PUSHKIN

В статье рассматривается семантический аспект изучения вставных конструкций, их особая значимость в текстах художественных произведений А.С. Пушкина. Вставные конструкции в текстах А.С. Пушкина конкретизируют информацию основной части высказывания, формируют в некоторых случаях самостоятельный художественный образ, помогая при этом в композиционном оформлении художественного текста. Вставные конструкции выражают особое мнение автора, реакцию автора или говорящего на сказанное.

The article examines the semantic aspect of the study of plug-in constructions, their special significance in the texts of works of art by A.S. Pushkin. Plug-in constructions in the texts of A.S. Pushkin concretize the information of the main part of the statement, form in some cases an independent artistic image, while helping in the compositional design of the literary text. Plug-in constructions express the special opinion of the author, the reaction of the author or the speaker to what has been said.

Ключевые слова: синтаксис, семантика, вставные конструкции, модальность, художественный образ.

Key words: syntax, semantics, plug-in constructions, modality, artistic image.

Вставные конструкции находятся в центре внимания лингвистов со второй половины XX века. Позиции исследователей определяются в основном тремя подходами к изучению языка: семантическим, структурно-формальным и коммуникативным.

Общеизвестно, что изучение вставных конструкций началось в русле грамматического подхода. Однако поскольку предназначение вставных конструкций, наряду с другими факторами адресации, в том, чтобы сделать общение со слушателем (читателем) наиболее эффективным, на современном этапе рассмотрения господствующим оказался коммуникативно-текстовый подход (В. А. Шаймиев, Н. П. Перфильева и др.) При этом вставные конструкции рассматриваются и как одно из средств выражения в тексте авторского «я» (С. Г. Ильенко, В. В. Одинцов и др.). Именно благодаря данным синтаксическим структурам «адресант может пояснить, в каком отношении к более широкому контексту речи находится содержание данного предложения, отдельное замечание и т.д.» [1, с. 103].

Семантическая характеристика вставных конструкций весьма разнообразна. Это обстоятельство делает трудным создание их классификации. Если вводные слова упорядочены и типизированы по своим семантическим функциям, то вставные с трудом поддаются строгой систематизации. Они могут уточнять место и время действия, включаться в текст для разъяснения описанной ситуации или поведения героев, выражать особое мнение автора, выражать также иную, самую разнообразную реакцию автора или говорящего на сказанное [3, с. 63].

Так, в художественных текстах А.С. Пушкина может содержаться временная, условная, причинно-следственная, целевая, уступительная, сравнительно-сопоставительная, атрибутивная, пояснительная информация, которая может выступать 1) как существенно важная информация и 2) попутная.

1) Мы поместили бы там выписки из критик Воейкова, полудневную денницу Рылеева, его же герб российский на вратах византийских (во время Олега герба русского не было, а двуглавый орел есть герб византийский и значит разделение Империи на Западную и Восточную - у нас же он ничего не значит) (Л. С. Пушкину. 1-10 января 1811 г. Из Кишинева в Петербург).

2) Чтоб чем-нибудь полакомить Москву, которая ждет от меня, как от приезжего, свежих вестей, я рассказываю, что Александр Карамзин (сын историографа) хотел застрелиться из любви pour une belle brune, но что по счастью пуля вышибла только передний зуб (H. Н. Пушкиной. 6 мая 1816 г. Из Москвы в Петербург).

Условное значение обнаруживается при выражении условных отношений между вставной конструкцией и основным высказыванием: Итак? я соглашаюсь с большинством голосов, которое решило, что всего благоразумнее и безопаснее внутри города ожидать осады, а нападения неприятеля силой артиллерии и (буде окажется возможным) вылазками - отражать (Капитанская дочка. Глава X).

Причинно-следственное значение обнаруживается при выражении причинных отношений между вставной конструкцией и основным высказыванием. Вставные конструкции, указывающие на

причину, мотивируют определенную информацию основного предложения. В зависимости от объекта мотивации можно выделить следующие функциональные типы таких вставных конструкций. Типичным является указание на причину действия или состояния. Подобная мотивация причины совершения действия обычно расширяет пространственно-временной контекст основной части высказывания: Башкирец с трудом шагнул через порог (он был в колодке) и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей (Капитанская дочка. Глава VI). Для сего велел он позвать к себе Машу (Кирила Петрович по-французски не говорил и она служила ему переводчиком) (Дубровский).

При этом мотивироваться может не только действие, но и определенное статичное состояние, а также отсутствие предполагаемого действия: И быстрою стрелой / На невский брег примнуся, / С подругой обнимуся / Весны моей златой, / И, как певец Людмилы, / Мечты невольник милый, / Взо-шед под отчий крое, / Несу тебе не злато (Чернец я небогатый), / В подарок пук стихов (К сестре. 1811).

В некоторых случаях вставная конструкция передает мотивирующую информацию, синонимичную придаточной части: Сноснее многих был Евгений; / Хоть он людей конечно знал / И вообще их презирал, - / Но (правил нет без исключений) / Иных он очень отличал / И вчуже чувство уважал (Евгений Онегин. Глава вторая).

Вставная конструкция может актуализировать причину появления реакции субъекта на тот или иной элемент вставной конструкции: Не страх (о нет! кого бояться мне? / При мне мой меч: за злато отвечает / Честной булат), но сердце мне теснит / Какое-то неведомое чувство. (Скупой рыцарь).

Вставные конструкции могут раскрывать причину высказанного предостережения: Лизе страшно полюбить. / Полно, нет ли тут обмана? / Берегитесь - может быть, / Эта новая Диана / Притаила нежну страсть - / И стыдливыми глазами / Ищет робко между вами, / Кто бы ей помог упасть («Лизе страшно полюбить. ». 1811).

При этом причинная вставная конструкция может осложняться вводным словом со значением предположения-сомнения, как в предшествующем примере и следующем: Не мог он сердцем отвечать / Любви младенческой, открытой - / Быть может, сон любви забытой / Боялся он воспоминать (Кавказский пленник).

Таким образом, вставные конструкции не только конкретизируют информацию основной части высказывания, но и формируют в некоторых случаях самостоятельный художественный образ, а следовательно - вставные конструкции играют важную роль в информативно-логическом и композиционном оформлении художественного текста [2, с. 74].

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целевое значение обнаруживается при выражении целевых отношений между вставной конструкцией и основным высказыванием: Вот тебе анекдот о моем Сашке. Ему запрещают (не знаю зачем) просить, чего ему хочется. На днях говорит он своей тетке: Азя! дай мнечаю: я просить не буду (П.

В. Нащокину. 17 мая 1816 г. Из Петербурга в Москву).

Уступительное значение обнаруживается при выражении уступительных отношений между вставной конструкцией и основным высказыванием: Я с тобою не бранюсь (хоть и хочется) по 18 причинам: 1) потому что это было бы напрасно «Цыганов», нечего делать, перепишу и пришлю к вам, а вы их тисните (Л. С. Пушкину. Конец января

- первая половина февраля 1815 г. Из Михайловского в Петербург).

Временное значение обнаруживается при необходимости выразить отношения между вставной конструкцией и основным высказыванием для хронологического уточнения одного из элементов высказывания: Однажды - это случилось два дня после вечера, описанного в начале этой повести, и за неделю перед той сценой, на которой мы остановились, - однажды Лизавета Ивановна, сидя под окошком за пяльцами, нечаянно взглянула на улицу и увидела молодого инженера, стоящего неподвижно и устремившего глаза к ее окошку (Пиковая дама. II).

Пространственное значение обнаруживается при необходимости выразить отношения между вставной конструкцией и основным высказыванием для пространственного уточнения одного из элементов высказывания: Это слишком серьезно. См. замечание издателя Московского вестника о замечании издателя Московского телеграфа (Московский вестник, 1818, № 1) (М. П. Погодину. 19 февраля 1818 г. Из Петербурга в Москву).

Таким образом, ориентация на творческое наследие одного писателя - в нашем случае А.С. Пушкина - связана с необходимостью с лингвистической точки зрения изучить поэзию и прозу одного художника слова, определить модальность и композиционно-синтагматическую структуру художественного произведения наряду с определенными индивидуальными особенностями лексического состава, что составляет ядро идиостиля любого выдающегося писателя.

1. Востоков В. В. О вводно-модальных элементах как средствах формирования и выражения субъектно-модальных значений // Современный русский язык: Лингвистический сб. / Вып. 16. - М. 1976. - С. 103-112.

2. Гавриленко М. А. Изобразительная функция вставных конструкций в русском литературном языке в современной художественной прозе. // Функционирование языка и норма. - Горький 1986.

Читайте также: