Времена года в стихах и музыке

Обновлено: 02.05.2024

Цель: дать представление об отражении темы природы в творчестве поэтов, художников и музыкантов.

— познакомить учащихся с произведениями поэтов, художников и музыкантов, посвященными русской природе;

— развивать навык выразительного чтения, монологическую речь пятиклассников;

— способствовать раскрытию их творческого потенциала;

— воспитывать интерес и любовь к родной природе, внимательное и бережное отношение к ней.

Оборудование:

План мероприятия:

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, и она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

Н.Заболоцкий.

1. Вступительное слово учителя.

Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, музыка – звуком, литература – словом. Музыка - один из древнейших видов искусства. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир.

Всякое время года интересно. Великолепно весеннее пробуждение природы, любимо всеми солнечное лето, очаровательна пестрая осень, прекрасен сон природы зимой.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как смена времен года отражается в поэзии, музыке и живописи и какое место занимала тема природы в творчестве художников, поэтов и композиторов.

Они часто обращались в своем творчестве к природе, находя в ней красоту и неповторимую прелесть, передавая свои чувства через звуки, слова и краски.

2. Времена года в творчестве поэтов, музыкантов и художников.

Разговор о временах года мы начинаем с ЗИМЫ.

Зима в народных представлениях ассоциировалась всегда с такими понятиями, как ночь, мрак, тучи, смерть. Снега сравнивались с белым саваном, покрывшим землю, в которой до весны замерла жизнь. Такой взгляд на зимнюю пору находит отражение и в стихотворениях некоторых русских поэтов. Послушайте стихотворение о зиме (стихотворение читает ученик)

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

-Кстати, кто автор?

-Как вам кажется: что подчеркивает автор в этом стихотворении? Контраст между чем и чем?

Но в творчестве некоторых поэтов и художников зима совсем другая. Попробуем увидеть её глазами А.А.Фета. Звучит стихотворение (звучит фонозапись стихотворения)

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входи,

Тайны леса не буди.

Лучше – тоже по секрету –

Скажет музыка об этом…

Г.В.Свиридов «Зимняя дорога» (запись).

-Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

- А вот такой увидели зиму русские художники…Выступление девочек

После продолжительной, почти полугодовой, русской зимы незаметно подкрадывается весна.

«Как-то раз подснежник нарушил закон вечного царства зимы и пробился навстречу солнцу. Добрая волшебница-Весна захотела согреть его. Но налетел злобный ветер и швырнул в нее колючим кустом. Брызнула алая кровь и обагрила белые лепестки. Ожил цветок и стал с тех пор символом торжества добра над злом».

Да, подснежник – это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил на создание музыкального произведения русского композитора П. И. Чайковского, когда он жил в Подмосковье, и мог наслаждаться в подмосковных лесах этим чудом природы.

Эпиграфом к музыкальной пьесе ”Подснежник” Чайковский выбрал строки поэта 19 в. А. Н. Майкова:

Голубенький, чистый подснежник цветок,
А подле сквозистой – последний снежок.
Последние слезы о горе былом. И первые грезы о счастье ином.

П.Чайковский “Времена года”. Подснежник.(аудиозапись)

Музыкальная пьеса Чайковского “Подснежник” наполнена светлым лирическим чувством. Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа, о чём свидетельствуют его воспоминания:

“. Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!”

Созвучно такому восприятию весны стихотворение И.А. Бунина “Бушует полая вода. ”.

Бушует полая вода,

Шумит и глухо и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело и важно.

Дымятся черные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

А вот перед вами один из шедевров русской живописи – картина И. И. Левитана” Март».

Оттаявшая дорога, запряженная в сани лошадь перед крыльцом, сугробы тающего снега, деревья, угол деревянного дома. А так же человек, который радуется приходу весны, бодр, энергичен, все представляется ему в радостном свете.

На этой картине ощущается незримое присутствие человека и его настроение. Каково ваше настроение, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину, можем ли мы услышать звуки? "Март" - одно из самых мажорных произведений Левитана. В пейзаже нашли отражение своеобразные черты русского импрессионизма. Передний план картины наполнен движением: рельефные мазки передают и игру солнечных лучей, и рыхлость тающего снега.

Картина А. К.Саврасова “Грачи прилетели”.

Первое пробуждение природы от долгого зимнего сна, едва уловимые первые признаки приближающейся весны, вот что является темой, формирует и, можно сказать, определяет содержание картины «Грачи прилетели».

На переднем плане группа берёз. Воздух по весеннему прозрачен, небо с высокими облаками, светло - голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте. Кажется, что тонкие, голые ветки берёз ожили, встрепенулись и тянутся вверх, к солнцу. Растаял на пруду лёд. Стая прилетевших грачей, первых вестников весны, с шумом опустилась на берёзы и приступила к ремонту старых гнёзд. Картины исполнены – в мажорном строе и образуют отчетливый контраст.

Лето – любимое время года многих писателей, поэтов, художников и композиторов. Песни соловья; таинственный шелест деревьев в лесу, запах цветов, яркая синева неба, ослепительные лучи летнего солнца, цветущие луга, лесные озера, заросшие травой; косяки журавлей – все это становится темой стихов, картин, музыкальных этюдов.

Любили рисовать летние пейзажи художники Пластов, Юон, Шишкин

Выснупление девочек

Ну к этому периоду мы обратимся сегодня еще раз, а пока послушайте стихотворение А.К.Толстого «Колокольчики мои…» (Звучит фонозапись).

Вот и приближаемся мы с вами к последней поре в жизни природы – к осени.

Что глядите на меня,

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Конь несёт меня стрелой

На поле открытом;

Он вас топчет под собой,

Бьёт своим копытом.

Не кляните вы меня,

Я бы рад вас не топтать,

Рад промчаться мимо,

Но уздой не удержать

Я лечу, лечу стрелой,

Только пыль взметаю;

Конь несёт меня лихой,-

Он учёным ездоком

Не воспитан в холе,

Он с буранами знаком,

Вырос в чистом поле;

И не блещет как огонь

Твой чепрак узорный,

Конь мой, конь, славянский конь,

Есть нам, конь, с тобой простор!

Мир забывши тесный,

Мы летим во весь опор

К цели неизвестной.

Чем окончится наш бег?

Радостью ль? кручиной?

Знать не может человек -

Знает бог единый!

Упаду ль на солончак

Умирать от зною?

Или злой киргиз-кайсак,

С бритой головою,

Молча свой натянет лук,

Лежа под травою,

И меня догонит вдруг

-Прослушаем романс на его стихи в исполнении Сергея Яковлевича Лемешева. Музыку написал Петр Булахов.

Осень – вечер года. Осенняя природа навевает грусть, но один из самых известных русских поэтов очень любил осень. Назовите имя этого поэта. (А.С.Пушкин)

Мы все знаем это стихотворение, поэтому послушаем другого автора – стихотворение Федороа Тютчева

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

-Кто же из художников обращался к теме осени? Выступление девочек

Звучит Вивальди «Осень».

Обращение к эпиграфу:

- Как вы понимаете слова Н.Заболоцкого?

Только по-настоящему тонкий и чуткий человек способен любить природу, уметь восхищаться ею. Произведения о природе оставляют в нас ощущение волшебства, восторга и неповторимого очарования.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Скрыть
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
Скрыть

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Читайте также: