Волшебные сказки в стихах в жуковский спящая царевна
Обновлено: 04.11.2024
Тема урока : « В. А. Жуковский – сказочник. « Спящая царевна» как литературная сказка.
познакомить учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания сказки « Спящая царевна»;
сопоставить эту сказку с народными сказками;
проследить по тексту, как проявляются качества характера героев сказки
Учитель: - Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
I. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
- Итак, вспомним изученное.
У вас карточки, на которых задание:
- Назвать жанры произведений В.А.Жуковского
II. Этап подготовки к восприятию нового материала
Учитель: Какова же тема нашего урока?
- С большим, известным поэтом продолжим работу на уроке.
Это В.А.Жуковский. Роль В.А.Жуковского в литературе велика.
Василий Андреевич Жуковский очень рано приобщился к литературному творчеству. Первые его стихи написаны в 7-8 лет. В 11 лет он пишет свои первые ученические пьесы для домашнего театра. После учёбы в частном пансионе в Туле он учится в Московском университетском пансионе. Здесь получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших университет.
Жуковский был человеком удивительно добрым и отзывчивым, остро чувствовал зло и несовершенство мира. Эти качества характера достались Жуковскому от матери, турчанки по национальности, которая была умна, обаятельна и очень ласково относилась к сыну.
Взрослый Жуковский был воспитателем царских детей, он пользовался доверием царя и просил у него за своих друзей и за незнакомых ему людей.
Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Вот что он скажет о А. С. Пушкине после посещения Лицея в Царском селе, где тот учился: « Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт». А чуть позже, когда Пушкин прочитает Жуковскому последнюю главу поэмы « Руслан и Людмила», Жуковский достанет свой портрет с подписью « Победителю – ученику от побеждённого учителя» и вручит его Пушкину.
Дружба двух поэтов ни на минуту не прекращается. Летом 1831 года, когда оба они находились в Царском селе, возникла идея шутливого состязания на лучшую обработку народной сказки. Жуковский пишет « Сказку о царе Берендее» и « Сказку о спящей царевне». Пушкин – « Сказку о царе Салтане» ( подобную « Сказке о Берендее»), его « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» была написана позже – в 1833 году.
Впервые сказка « Спящая царевна» Жуковского была опубликована в 1832 году.
(Знакомство с иллюстрациями : Портрет В.А Жуковского, иллюстрация художника Геллера « Пушкин, Гоголь, Жуковский в Царском селе», групповой портрет художника Чернецова Г.Н. с изображением Пушкина, Жуковского, Гнедича и Крылова. )
2. Чтение текста учителем.
- Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.
Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.
Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.
Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
- Что означает выражение «Сном пресекся разговор»? (Найти в тексте, чей же разговор.)
Работа с текстом:
Итак, ребята, вы прослушали сказку. Давайте подумаем, похожа ли эта сказка на те, которые вы изучали раньше?
- вступление, зачин - стихотворный текст
- концовка - необычные герои
- положительные и отрицательные герои - необычные имена
Скажите, есть ли у русских народных сказок автор? ( Нет)
А у этой сказки есть автор. Скажите, как называются сказки, у которых есть автор?( авторские, литературные)
Да. Сказки, у которых есть автор, называются литературными. Давайте посмотрим, действительно ли произведение « Спящая царевна» - сказка? ( доказываем)
Обратимся к композиции, сюжету, героям.
Сказочный зачин ( зачитываем)
Герои положительные и отрицательные ( называем)
Развитие сюжета ( месть, нарушение запрета, действие магии злоу колдуньи, чудесное пробуждение)
Итак, ребята, как заканчивается любая сказка? ( добро побеждает зло)
А теперь поговорим о сказочных героях. Кто герои сказки? Наделены ли они именами? ( ответы)
Кто выступает в качестве предсказателя, пророка? ( рак)
Обычен ли герой? ( нет)
И имена, и герои не совсем обычны. Прочитайте пророчество рака ( зачитываем)
Пророчество сбылось. Найдите описание портрета юной царевны. ( чтение)
Вспомните, какое существует постоянное выражение в народных сказках, описывающее красоту? ( ни в сказке сказать, ни пером описать)
Как видим, поэт берёт из народной сказки это выражение. Скажите, отчего царь Матвей не пригласил на пир 12 чародейку? ( украдено 12 блюдо)
А может, есть другая причина? Найдите описание царевны. ( чтение)
Она хромоногая, старая, злая. Как вы думаете, что здесь повод, а что причина, отчего не пришла 12 чародейка? ( причина – хромоногая, старая, злая, повод – украдено блюдо)
Итак, 11 чародеек « стали дочь его дарить». Зачитайте выразительно отрывок, в котором говорится о подарках добрых чародеек и о мести злой старухи. ( чтение)
Чем отвратителен поступок злой чародейки? ( ненависть, злоба, обида переходят на ребёнка, который ещё в колыбели)
Кто и как смягчает это жестокое пожелание? ( 11 чародейка смягчает пророчество злой старухи, заменяя смерть 300 летним сном)
Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? ( указ, запрещающий прясть)
Но можно ли уйти от судьбы? ( нет)
Найдите строчки о том, как царевна осматривает дворец. ( чтение)
Кем на самом деле была старушонка пряха? ( злой ведьмой)
Докажите это.( Песня старухи – заклинание, она обращается к предметам и знает, что царевна придёт)
Как сбывается предсказание злой колдуньи? ( принцесса заснула)
Прочитайте описание дворца, объятого сном ( чтение)
Какие приёмы ( сказочные) используются в этом описании? ( примеры эпитетов)
Время всё текло, текло,
Вот и 300 лет прошло…
Появляется новый герой. Кто он? ( принц)
Каким вы представляете себе принца? ( чтение) ( удалой, смелый, отважный)
Зачитайте, каким он увидел тёмный бор. ( чтение)
И ничто не страшно в нём. Почему изменилось описание бора при появлении царского сына? ( он спаситель)
Найдите описание спящей царевны. ( чтение)
Что же разрушает силу сна? ( поцелуй принца)
Каков финал сказки?
Какой счастливой сказочной формулой завершается сказка? ( чтение)
Вспомните концовку народных сказок: я там был, мёд- пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Схожи.
Итак, в этой сказке, как и в другой, добро побеждает зло. Скажите, если бы это была не литературная сказка , к какому типу народных сказок мы бы её отнесли? ( к волшебным)
Почему? ( волшебство, волшебные вещи)Итак, ребята, сегодня, прочитав сказку Жуковского « Спящая царевна», мы смогли найти некоторые черты, которые роднят эту сказку с народными ( зачин, концовка, постоянные эпитеты, сюжет волшебной сказки, чудесные предметы, положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале) В качестве примет литературной сказки мы назвали:
Давайте запишем в тетрадь (запись в тетрадь)
4. Домашнее задание стр.65, вопрос 6 , наизусть отрывок.( подарки чародеек)
Читайте также: