В своих стихах тютчев воспел страдания народа от крепостного гнета

Обновлено: 04.11.2024



Долгое время Тютчев жил за границей. И поэт прекрасно понимал, что Россия проигрывает по уровню культуры Германии или Франции. Но он считал, что у русского народа есть собственные черты, которых нет у европейских людей. Это такие замечательные черты, как доброта, отзывчивость, терпеливость, целеустремленность, человеколюбие.
Простые крестьяне несли свой крест с огромным достоинством, и поэт понимал, что такого нет ни у одного европейца, даже у самого именитого.

Поэт возвращается в Россию и пишет стихотворение о том, почему же для него Россия лучше и ближе, чем Европа, которая является сытой и ни в чем себе не отказывает. Автор не пытается скрыть какие-либо проблемы страны и говорит, что Россия очень далека от совершенства. Но автор отмечает, что все это не имеет никакого значения, ведь Россия является великой державой. По его мнению, эта страна была избрана Богом. Он считает, что духовность – это самое замечательное качество страны.

В своем произведении Тютчев говорит о том, что ни смотря на нищету людей и рабский труд Россия – воистину великая страна. Автор отмечает, что Бог благословил Россию, именно поэтому она является духовной.

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…»

Стихотворение «Эти бедные селенья…» написано по дороге из Москвы в родовое имение Тютчева — Овстуг и представляет собой смесь описательной и повествовательной лирики.

В стихотворени поэт делится своим настроением. мыслями, вызванными тем, что он видит вокруг себя. В стихотворении дается обобщающий образ современной поэту русской жизни, поэтическая картина жизни народа. Тему стихотворения определить не просто.

Стихотворение состоит из трех строф. В первой строфе автор видит видит «бедные селенья» и «скудную природу» — все это «край русского народа». Тютчев называет его «край родной долготерпенья». В этой строке мы видим сочувствие поэта к людям, живущим в»этих бедных селеньях».

Особую выразительность этой строфе придает анафора. Повторяемое в начале каждой строки слова получают значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строк и их выразительность:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Во второй строфе поэт говорит о загадке русской души, которую не понять «взору иноплеменных»:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Третья строфа отражаает идейный смысл стихотворения, заключающегося в вере поэта в то, что Царь Небесный не оставил «земли родной» и «исходил благословляя» ее.

Поэт преклоняется перед нравственной силой русского народа и верит в него.

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья»

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…» — одно из немногих произведений поэта, где философские моти­вы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхе­не, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обста­новки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа. Ф.И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа.

Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйствен­ность, несовместимые с глубинной духовностью: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!» Анафорические повторы усилива­ют настроение безысходности. Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к про­блеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф.И. Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высо­комерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной».

Однако самому поэту ве­дома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой. Он верит в счастливое будущее Рос­сии, поэтому в заключительной строфе так пронзительно зву­чат патриотические строки: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исхо­дил, благословляя». Финальный аккорд п

роизведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским ви­дом и высочайшей душевной красотой и благородством. Ду­шевная доброта, терпение и смирение — вот те ценности, ко­торыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделя­ет тайным светом.

Свет — устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф.И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроен­ность Ф.И. Тютчева с революционностью. Известно, напри­мер, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мысли­теля, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на протяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия».

Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья…» прослеживается три основных мотива: изображение страдаю­щей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставле­ние родины и стороны иноплеменной (как более благополуч­ной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный», «небесный», «смиренный»), а главное — образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.

Беляева Наталья | | Журнал «Литература» № 9/2005

После возвращения Ф.И. Тютчева в Россию в его творчестве всё чаще звучат размышления о судьбе русского народа. Он уверен, что в противостоянии “Запад–Восток” России отведена особая миссия.

Российская империя видится поэту непоколебимым утёсом, основанным на вере и долготерпении народа, который является образцом смирения и покорности заветам Христа. В стихотворении «Эти бедные селенья…» поэт утверждает, что бедность России и её “смиренная нагота” таят в себе богатство и великодушие русского человека.

Философские мысли Тютчева о диалектике мира, его внешнем облике и внутреннем содержании наполняются общественно-историческим контекстом.

Характерные черты Родины — это “бедные селенья” и “скудная природа”. Но за внешней убогостью кроются неисчерпаемые душевные богатства, свидетельствующие о внутренней силе и могуществе. Именно долготерпенье поэт считает главнейшим качеством истинного христианина.

Тайное сияние русской души не заметит “гордый взор иноплеменный”, но оно видно тому, кто, подобно “Царю небесному”, исходил и познал русскую землю. Судьбу русского народа поэт называет “ношей крестной” и связывает испытания, выпавшие на его долю, с причастностью к деяниям Христовым.

Именно поэтому “в рабском виде Царь небесный” исходил родную для поэта землю, благословляя её смирение, долготерпенье как истинные нравственные ценности.

Скорбные интонации, связанные с вековой покорностью родной земли, сочетаются с чувством гордости, её внутренней стойкостью и долготерпеньем. Антитеза внешнего и внутреннего подчёркивается знаком тире, делящим первую строфу надвое.

Тайные порывы души подчёркивает аллитерация на “р”: “кРай Родной долготеРпенья, кРай ты Русского наРода” — и восклицательные интонации. Воспетая поэтом “смиренная нагота” как важнейшая нравственная норма противопоставлена гордыне “иноплеменного взора” и подтверждается расширением пространства текста.

Именно смирение русского человека возвышает его над цивилизованной Европой. Неумение иностранца постигнуть загадку русской души подчёркивается двойным отрицанием в начале второй строфы.

“Крестная ноша” русской судьбы композиционно вписывается в нравственный контекст: стезя России созвучна пути “Царя небесного”, наделившего русский народ за терпение и смирение своим благословением.

Слово “благословляя” является венцом стихотворения, а умение укрощать в душе пожар страстей, по Тютчеву, является важнейшим качеством человека. Россия достойна Божьей благодати, потому что русский народ способен к смирению эгоизма и индивидуализма и может предпочесть им высшие начала бытия и вечные ценности. Строки из стихотворения Тургенев берёт эпиграфом к рассказу «Живые мощи», воспевающему силу человеческого духа.

Мысли поэта о судьбе русского народа и его нравственных качествах звучат в стихотворении «Над этой тёмною толпой…», в лирических миниатюрах «Нам не дано предугадать…» и «Умом Россию не понять…». Спасение поэт видит в осознании вечных заповедей Христа.

Он считает, что свобода, как порождение цивилизации, разгонит сон “долготерпенья”, но вряд ли она способна излечить “растленье душ” и пустоту, “что гложет ум и в сердце ноет”. Библейским подтекстом проникнута миниатюра «Нам не дано предугадать…», где поэт размышляет, как отзовётся в будущем “наше слово”.

Если ему не дано пережить века и разбудить человеческие души, Россия всё равно обретёт спасение как оплот веры и носительница высших нравственных истин. Эта мысль в афористической форме звучит в поэтическом шедевре Тютчева «Умом Россию не понять…».

В нём, как в “осколке” монументальных жанров, характерных для классицизма, звучит мотив преодоления трагического миросозерцания, воскресения души, уверовавшей в могущество и величие духовности, свойственной “стати” русского человека.

Он не стремился печататься во всемирно известных печатных изданиях, не желал знать оценку своим произведениям и, даже не собирал свои стихи.

Они излагались в различных письмах и черновиках, которые автор время от времени отправлял своим знакомым, стихотворения можно было найти среди ценных бумаг или в забытых книгах.

Особенности творчества Ф.И. Тютчева

Лирика Тютчева относится к философскому направлению. В то время в русской поэзии данное направление было весьма развито. Многие поэты писали философские стихотворения, излагая на бумаге свое мировоззрение и привязывая тот или иной текст к определенному событию, максимально качественно раскрывая образы лирических героев.

Федор Иванович в этом непохож на своих современников.Созданные автором произведения олицетворяли человеческую сущность, у которой присутствовали неиссякаемые вопросы перед лицом всего мира, здесь были сравнения с натуральной природой и ее особенностями.

Лирику, создаваемую Тютчевым, можно смело отнести к лирике природы, а не описанию особенностей натуральных ландшафтов и образов. Каждая описываемая ситуация или тематика переносит читателя не к определенной лирической картине, а показывает весь мир, имеющий свои исключительные особенности.

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…»

Более двадцати лет жизни Тютчев прожил заграницей, из них двадцать в Мюнхене, где служил чиновником в Русской дипломатической миссии. Именно жизнь в Европе развила в Тютчеве особую любовь к романтизму.

Прожив почти четверть века не на Родине, Федор Иванович скучал по России, каждый свой приезд в Петербург или Москву считал великим праздником. Тютчев любил свою Родину, но при этом он ясно осознавал, что по уровню развития культуры Россия стоит далеко от Европы. Но поэт не корил никого в этом, не стеснялся своего происхождения, а лишь горестно замечал, что вина в этом висит уж точно не на плечах простого народа. Именно русский народ – самородки, гении страны, в их сознании, душах и умах живут такие черты, которых нет и в помине у европейцев. Это доброта, отзывчивость, великодушие, терпимость, смирение. Простые крестьяне, которых били кнутами, к которым относились как к вещи, несли свою ношу с таким благородством, которому бы позавидовал самый образованный немец того времени.

В 1855 году Тютчев опубликовал стихотворение «Эти бедные селенья…». В нем автор как раз и пытается объяснить, почему Россия, с ее разрухой и голодом, царившим по деревням, все-таки ему ближе, чем сытая довольная Европа.

Автор пытается подобрать точное определение своей родной стране. В итоге Тютчев приходит к мнению, что Россия – страна терпенья. В этом его точка зрения близка к Некрасову. Поэт считает, что Россия далека от совершенства, у нее много проблем, но русский народ богат нравственно, он может справится с любыми трудностями и останется таким же.

Тютчев считает, что Россия – страна, которая была избрана Богом. Поэт уверен, что духовность – главное достояние русского народа, и важно не потерять ее ни при каких обстоятельствах.

Стихотворение «Эти бедные селенья…» написано по дороге из Москвы в родовое имение Тютчева — Овстуг и представляет собой смесь описательной и повествовательной лирики.

В стихотворени поэт делится своим настроением. мыслями, вызванными тем, что он видит вокруг себя. В стихотворении дается обобщающий образ современной поэту русской жизни, поэтическая картина жизни народа. Тему стихотворения определить не просто.

Стихотворение состоит из трех строф. В первой строфе автор видит видит «бедные селенья» и «скудную природу» — все это «край русского народа». Тютчев называет его «край родной долготерпенья». В этой строке мы видим сочувствие поэта к людям, живущим в»этих бедных селеньях».

Особую выразительность этой строфе придает анафора. Повторяемое в начале каждой строки слова получают значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строк и их выразительность:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Во второй строфе поэт говорит о загадке русской души, которую не понять «взору иноплеменных»:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Третья строфа отражаает идейный смысл стихотворения, заключающегося в вере поэта в то, что Царь Небесный не оставил «земли родной» и «исходил благословляя» ее.

Поэт преклоняется перед нравственной силой русского народа и верит в него.

Популярные темы анализов

  • Гумилев
    Николай Гумилев является одним из наилучших поэтов так называемого «серебряного века». Поэт является учеником Иннокентия Анненского. За свою жизнь Николай собрал 6 литературных сборников.
  • sitemap
  • Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил: любовь ещё, быть может…
    Стихотворение « Я вас любил, любовь еще, быть может…» А.С.Пушкина уже в 1829 г. было положено на музыку и стало известным романсом. В печати оно появилось в альманахе «Северные цветы» только через год.
  • Анализ стихотворения Пушкина Ода вольности
    Ах, каким наивным был поэт в свои семнадцать лет! После окончания лицея он свято верил в свободу высказывания своей точки зрения. Он ещё не знал, что такое цензура. Поэт уже начал купаться в лучах своей славы. Он был уверен, что литературному творчеству
  • Анализ стихотворения Тургенева Собака
    Замечательный писатель и поэт Иван Сергеевич Тургенев пользовался различными лирическими, драматическими, прозаическими жанрами. Его творения уникальные, неповторимые, за что его и любят. Уже в конце своего творчества Тургенев

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья»

Стихотворение «Эти бедные селенья» датируется 13 августа 1855 года. Начинается стихотворение с анафорически построенных строк, которыми поэт призывает разглядеть окружающую действительность:

Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!

Эпитеты «бедные», «скудная» несвойственны природной лирике поэта, они заставляют задуматься о действительно трудной судьбе «русского народа». Во второй строфе особо ярко нашла отражение славянофильская позиция поэта:

Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной.

Красочно просматривается противопоставление «своего» и «чужого», «родного» и «инородного». У России свой путь, своя неповторимая судьба. Для западного взгляда это лишь отсталая и дикая страна, в которой угнетенный народ подавлен и смиряется со своей долей.

Однако Россия озарена «тайным», то есть почти невидимым, непонятным и неразличимым светом, рассмотреть и понять который не в силах иноземец, не знающий истинную русскую действительность. А свет этот представляет собой глубокую патриархальность, веру. Самая высшая красота — это религиозное чувство, а оно свойственно русским людям.

Россия – страна, хранимая Богом, благословленная им. Поэтому и появляется в стихотворении религиозная символика:

Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь небесный Исходил, благословляя.

Христос у Тютчева словно бы становится свидетелем народного «долготерпения», народного страдания. Он — единственный, на кого можно уповать и надеяться. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, перекрестные женские рифмы придают ему некую плавность, песенность и, в то же время, законченность.

Читайте также: