В стихах как и в прозе конкретный случай часто становится поводом для философского обобщения

Обновлено: 04.10.2024

8. Давно еще в детстве мне почему-то хотелось попасть в Витебск (К. Паустовский).

1. Все, чего она ждала так долго и горячо, делалось там – на краю света (А. Грин). 2. С юга поднималась тяжелая и высокая в полнеба туча (К. Паустовский). 3. Вон там справа лес совершенно темный, глухой, это на нем легла тень от тучи (К. Паустовский). 4. Пронзительный блеск серебряных молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени, а ближе к земле между тучей и лесами уже опустились полосы проливного дождя (К. Паустовский). 5. На пригорке среди густых лип стояла красная церковь, а рядом с ней – небольшой белокаменный склеп, похожий формой на пасху (В. Набоков). 6. Однажды весною в час небывалого заката в Москве на Патриарших прудах появились два гражданина (М. Булгаков). 7. Я поднялся по горке и вдоль горы держал направо к месту нашей встречи (В. Шаламов). 8. Хорошо было и проснуться до солнца розовым росистым утром среди матово-зеленых хлебов, увидать вдали в голубой низменности весело белеющий город… (И. Бунин.) 75. Расставьте недостающие знаки препинания в конструкциях с присоединительными членами предложения.

1. В таком развитии виделся Божественный промысел или, как говорили философы, "мировой дух" (Ю. Манн). 2. Зато здесь можно услышать и увидеть то, о чем не расскажут в школе, чего нет ни в одном даже полном собрании сочинений (В. Арзамасцев). 3. Целый шкаф заполнен всевозможными в том числе и необыкновенно ценными изданиями Н. Некрасова и литературой о нем… (В. Арзамасцев.) 4. По его теории, перемены в литературе совершаются резкими скачками и притом непредсказуемо что в ней Тынянов больше всего любил… (Н. Зубков.) 5. Из хора человеческих голосов рождаются в конечном итоге и искусство, и религия и даже наука но в первую очередь литература (Н. Зубков). 6. Я ведь думал, что напишу еще свои книги и без этих неприятных добавлений (тут он кивнул с гримасой на заголовок) (М. Бахтин). 7. То, что признано высоким, карнавал без малейшего почтения развенчивает и унижает причем в предельно грубой и даже жестокой форме (Н. Зубков). 8. Книги принесли Бахтину мировую славу особенно книга о Рабле, сразу переведенная на французский язык (Н. Зубков). 9. Поэтому говорят не просто о структурном, а о структурно-семантическом методе в гуманитарных науках и в частности в литературоведении (Н. Зубков). 10. Огонь был новой важной силой в моей нынешней ночи и силой спасительной (В. Шаламов). 11. Этот день его как и предыдущие прошел вяло, в какой-то безвкусной праздности, лишенной мечтательной надежды, которая делает праздность прелестной (В. Набоков).

76. Расставьте знаки препинания в предложениях с пояснительными членами.

1. Они просидели так не двигаясь и молча минут двадцать (Ю. Трифонов. 2. Матушка редко освобождалась раньше девятидесяти часов вечера то есть после ужина когда её самоё клонило ко сну (Е. Водовозова). 3. Как бьется сердце злей и чаще! Меня проищут до зари (А. Блок). 4. По-настоящему богат он не был никогда, но и литературной подёнщиной трудом исключительно ради заработка занимался только в ранней молодости (Д. Быков). 5. Ее он вывел под именем Лики в романе или, как он сам говорил, "вымышленной автобиографии" "Жизнь Арсеньева" (Д. Быков). 6. Отношения поэзии с правдой или, иначе, сочинений поэта с его биографией у разных поэтов разные (О. Седакова). 7. Он уехал в возрасте почти тридцати семи лет три четверти его недолгого века (С. Янышев).

8. Но они же служили писателю заготовками литературным "сырьем" к повестям (С. Янышев). 9. В последнем случае изучается один из аспектов или, как говорят, уровней текста, а именно языковой, речевой (Ю. Манн). 10. Как и в коллекциях многих музеев, в библиотеке Чуковского хранится немало книжных раритетов то есть редкостей (В. Арзамасцев).

77. Расставьте недостающие знаки препинания. Найдите и охарактеризуйте уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

1. Мы встретились через шесть лет после его возвращения из-за границы (Б. Пастернак). 2. Мост над замершей рекой в уме сталью своих хрящей мысли рождал о другой зиме то есть зиме вещей (И. Бродский). 3. В стихах как и в прозе конкретный случай часто становится поводом для философского обобщения (Д. Быков). 4. Все они в той или иной степени отражают историю жизни самого рассказчика до и после эмиграции (С. Янышев). 5. Тот же оратор скорее яростно спорит с оппонентом, хотя по видимости его речь – настоящий монолог и даже, возможно, очень длинный (Н. Зубков). 6. Здесь в лесном краю и родилась моя любовь к живой природе, к родной земле (И. Соколов-Микитов). 7. Михаил Михайлович Бахтин родился в Орле одном из самых "плодовитых" для русской литературы городов на родине Тургенева, Лескова, Леонида Андреева и других писателей (Н. Зубков). 8. Нас мало что связывало в истории, мы плохо знали друг друга, но в чем-то мы были схожи даже близки (Д. Гранин). 9. А что сталось бы с Робинзоном, если бы у него не было Пятницы то есть предпосылки, что в мире он не один? (Л. Гинзбург.) 10. Путя сидел на козлах рядом с кучером (В. Набоков). 11. Поэзия – плуг, взрывающий время так, что глубинные слои времени его чернозем оказываются сверху (О. Мандельштам).

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

С ВВОДНЫМИ И ВСТАВНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ

78. Найдите вводные слова, словосочетания и предложения.

Определите их функции и объясните употребление знаков препинания.

1. Это был, в сущности, рассказ ни о чем (Ю. Трифонов). 2. Человеческая мысль, в его представлении, безгранична в своем познавательном любопытстве… (Е. Иванова.) 3. Общественные перевороты, он был в этом уверен, не преображают человеческую природу (Д. Быков). 4. 29 января 1837 года скончался Пушкин, а на другой день Лермонтов, как говорится, "проснулся знаменитым": такой успех имело его стихотворение "Смерть поэта" (Н. Зубков). 6. По воспоминаниям современников, с людьми неприятными Лермонтов и сам был холоден, насмешлив, даже зол, почему и наживал себе врагов (Н. Зубков).

7. Бог, считает Лермонтов, дал человеку страсти, но не спешит их утолить (Н. Зубков). 8. Печорин, как видно из заглавия, выражает собой суть того поколения, к которому принадлежал и сам Лермонтов… (Н. Зубков.) 9. Но большинство людей, полагал Лермонтов в юности, живут пусто и скучно: "Души их волн холодней" (Н. Зубков). 10. Для Печорина и для Лермонтова этого, конечно, слишком мало (Н. Зубков).

79. Определите, какая схема соответствует каждому из предложений.

2. …, вводн. слово, … 5. …(вставная конструкция) … 3. …, вводн. предложение, … 6. …, союз вводн. сл., … 1. Споры ревизионистов с радикалами не закончились, однако, Ганноверским съездом (П. Новгородцев). 2. У меня нашлись добрые знакомые, которые попросили чешского министра Рыбку (он теперь в Нью-Йорке) помочь мне (Н. Лосский). 3. В деревне бог живет не по углам, как думают насмешники, а всюду (И. Бродский). 4. Он знал, что художник и общество – на каких бы началах оно ни было устроено – проблема вечная (Л. Паликовская). 5. Действительно, все первостепенные герои Достоевского ведут себя, руководствуясь не просто личными интересами, но и той или иной идеей (Н. Зубков). 6. Ей надо передать ночью важное и, должно быть, невеселое письмо (К. Паустовский). 7. Оба были недовольны Сережей, и действительно, он учился очень плохо (А. Толстой).

80. Найдите вставные конструкции. Охарактеризуйте их структуру и функцию по отношению к основному предложению.

Объясните употребление знаков препинания.

1. Из полуоткрытых дверей каюты (двери кают придерживались особыми никелированными рычагами, чтобы не захлопывались от морского сквозняка) было слышно дыхание людей и сонный шум вентиляторов (К. Паустовский). 2. Служители, подкупленные смотрителем (который, как вам известно, – прусский шпион), ежедневно подсыпают в пищу больным огромное количество стрихнину и синильной кислоты (А. Куприн). 3. Семейный дом рисовался Сергею Львовичу так: увитый плющом, с белыми колоннами (пускай деревянными) (Ю. Тынянов). 4. Человек в возрасте, под пятьдесят – теперь подумать, какой возраст! – жене столько же, у них два сына, меня чуть старше, бывшие студенты, нигде не служат, не работают, не поймешь, чем занимаются (Ю. Трифонов). 5. Не падая сверху – Аллах свидетель, – деньги чаще летят на ветер не хуже честного слова (И. Бродский). 6. Чем с бльшим жаром (неважно, с восторгом или отвращением) относится поэт к миру в первых стихах, тем больше его равнодушие к этому же миру после нескольких лет взаимной притирки (Д. Быков). 7. Вряд ли это связано с американской традицией свободного стиха (Бродский не слишком любил его и применял редко) (Д. Быков). 8. От литературной эволюции Тынянова строго отличает генезис (происхождение) литературного произведения (Л. Паликовская).

81. Расставьте недостающие знаки препинания. Определите, чем являются выделенные конструкции: 1) часть сложного предложения; 2) вставная конструкция; 3) вводное предложение.

1. Когда это пройдет если это пройдет тогда увидимся (А. Толстой). 2. Но мне кажется что она видит нас, видит все то, что делается в комнате (О. Добревич). 3. Теперь без нашего участия ничего не решается если желаете знать (А. Толстой). 4. Когда все кончилось а бой длился около часу начдив сел на коня и шагом поехал по равнине (А. Толстой). 5. Как и полагается вперед по всем правилам была выслана разведка (Г. Бакланов). 6. Было это как я совершенно точно помню первого апреля 1946 года (Б. Полевой). 7. Все эти люди в самое короткое время готовы были сняться с места, разбежаться и попрятаться если начиналась серьезная стрельба… (А. Толстой.) 8. Нам, детворе, казалось что веселее этого учителя нет человека на всем белом свете (О. Добревич). 9. Он не раз бывал на заимке правда в отсутствие Кафтанова и его гостей знал, какую работу исполняет отец (А. Иванов). 10. И все это выходило так как говорил озорной мальчишка (О. Добревич). 11. Тот лишний день, который нам дается как полагают люди не к добру, – но люди спят, – еще до дня, до солнца, к добру или нет, я этот день – беру (Б. Ахмадулина). 12. Это была женщина высокая, с темными бровями, прямая, важная, солидная и как она сама себя называла мыслящая (А. Чехов).

82. Объясните, почему выделенные слова с модальным значением в одних случаях являются вводными и выделяются запятыми, в других – не являются вводными и не выделяются запятыми. Каковы их функции в предложении? Как интонируются те и другие?

Pages: | 1 | . | 10 | 11 | Похожие работы:

«КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ К учебнику РУССКИЙ ЯЗЫК для грузинских школ s II Издательство ИНТЕЛЕКТИ Тбилиси К 2009-2010 учебному году Министерство Науки и Образования Грузии представило обновлённый вариант учебного плана (стандарта) для изучения иностранных языков на базовом и среднем уровне обучения. Стандарт поделён не по классам, а по уровням знания (владения) языка. Поэтому, и учебники, созданные по данному стандарту, будут соответствовать не какому-то определённому классу, а уровню владения. »

«Пояснительная записка к рабочей программе Литературное чтение Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебником Литературное чтение 2 класс Маленькая дверь в большой мир в 2-х частях, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, М.: Баласс, 2012г., рабочей тетрадью по литературному чтению 2 класс, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, М.: Баласс, 2012 Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших. »

«(Теории и гипотезы – в трёх томах) Том I Одесса, 2005 2 Барбараш А.Н. Код. Жизнь. Вселенная. (Теории и гипотезы) Человечество входит в кризисный период. Наука должна преодолевать кризисы первой. К этому и стремится автор книги, излагая теории и гипотезы о самых трудных проблемах естествознания. Природа информации и сущность Жизни. Разгадка наследования анатомии. Раскрытие математики мышления. Бесконечный круговорот материи во Вселенной и её вечное энергоснабжение. Больные проблемы науки в целом. »

«Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине Русский язык и культура речи Настоящая учебно-методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, определяет содержание и структуру дисциплины Русский язык и культура речи, предназначена для студентов Международного юридического института при МЮ РФ, обучающихся по программе высшего профессионального образования по специальности 021100 Юриспруденция. Цель. »

«Нонна Орешина Высокого неба глоток Сборник очерков МОСКВА Издательство ДОСААФ СССР 1988 3 Содержание К читателю МЕЧТОЮ ОКРЫЛЁННЫЕ Прямо по курсу – гроза Под белым куполом Гореть или тлеть Факелу? Наджное плечо Начало взлта Верность мечте Право на крылья АКРОБАТЫ НЕБА (документальная повесть).39 ОРЛЯТА УЧАТСЯ ЛЕТАТЬ Высокого неба глоток Образ полта Время сжатых секунд Становление Призвание – инструктор БУДНИ МУЖЕСТВА Ночная атака Языком воздушного боя Идм на перехват Цельность Учения За ведущим. »

«О трансформации деревенского уклада и судьбах сельскохозяйственного производства в России1 С.А. КУЗЬМИН Памяти друга. Ушел из жизни С.А. Кузьмин, посвятивший всю свою жизнь науке и не работавший нигде кроме АН СССР и затем РАН (если не считать временную работу за границей по избранной специальности). Мне посчастливилось работать с ним в экономической комиссии ООН для Африки. Его жизненный путь достаточно типичен для ученого советской формации: окончил школу с золотой медалью, что позволило. »

«НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА БЮЛЛЕТЕНЬ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ 01 – 31 августа 2011 г. Новосибирск, ул. Пирогова, 2 1 В информационный Бюллетень новых поступлений включены документы, поступившие в различные отделы НБ НГУ за месяц (период времени). Бюллетень составлен на основе записей Электронного каталога. Материал расположен в систематическом порядке по отраслям знаний, внутри разделов – в алфавите авторов или заглавий. Записи включают полное библиографическое описание изданий, классификационные индексы. »

«Библейские картинки или Что такое Божья благодать Москва З ОЛОТОЙ В ЕК 2009 УДК 882 ББК 84 Б18 Байда Д.В., Любимова Е.Н. Библейские картинки или Что такое Божья благодать. – 2009. Б18 ИД. Золотой Век. 304 с. ISBN Прожив всю жизнь в стране с преобладающим христианством и стараясь разобраться в том, как всё-таки устроена наша жизнь, мы со временем поняли, что нам нужно изучить или хотя бы прочесть главную книгу христиан — Библию. Мы решили, что нам нужно самим точно узнать, что там написано. Шли. »

«Слово о словах: Детская литература; Л.; 1971 Аннотация Книга замечательного лингвиста увлекательно рассказывает о свойствах языка, его истории, о языках, существующих в мире сейчас и существовавших в далеком прошлом, о том, чем занимается великолепная наука — языкознание. 3 Лев Успенский: Слово о словах Лев УСПЕНСКИЙ СЛОВО О СЛОВАХ (Очерки о языке) ЛЕВ УСПЕНСКИЙ И ЕГО КНИГИ Если бы попросили людей, хорошо знающих Льва Васильевича Успенского, коротко охарактеризовать личность писателя, они бы. »

«Кафедра русского языка УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ (наименование учебной дисциплины по учебному плану) Основной образовательной программы по направлению подготовки 031600.62 Реклама и связи с общественностью Благовещенск. 2012 УМКД разработан доцентом кафедры русского языка, кандидатом филологических наук Архиповой Н.Г. Рассмотрен и рекомендован на заседании кафедры русского языка Протокол заседания кафедры от _ 201г. № _ Зав. кафедрой _/ Е.А. Оглезнева. »

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Читайте также: