В стихах и токмаковой нет ни одного неодушевленного предмета

Обновлено: 04.11.2024

Ирина Петровна Токмакова

Ирина Петровна Токмакова

1 слайд Описание слайда:

Ирина Петровна Токмакова

Ирина Петровна Токмакова родилась в Москве 3 марта 1929 года в семье инженера

2 слайд Описание слайда:

Ирина Петровна Токмакова родилась в Москве 3 марта 1929 года в семье инженера-электротехника и детского врача, заведующей «Дома подкидышей». Ирина Петровна Токмакова принадлежит к тому поколению поэтов, которое пришло в детскую литературу в 50-е годы. В школьные годы приходилось будущей поэтессе участвовать в работе с детьми. Мать писательницы заведовала распределителем для детей-сирот. В годы Великой Отечественной войны детские дома были эвакуированы в глубокий тыл. Вместе со своей мамой в одном из них была и школьница Ирина Токмакова. Повесть «Сосны шумят» - почти документальный автобиографический рассказ о жизни детского дома. «Дома разговоры о детях: болеют, выздоравливают. У одного – коклюш, у другого - выдающиеся способности, - пишет о своем детстве Токмакова, - всем этим я и объясняю то, что стала писателем именно детским. Биография и творчество

Ирина Петровна Токмакова – профессиональный исследователь – филолог, переводч

3 слайд Описание слайда:

Ирина Петровна Токмакова – профессиональный исследователь – филолог, переводчица с армянского, литовского, узбекского, английского, болгарского, немецкого и других языков. Она – поэт, сказочник. Её пьесы занимают почётное место в репертуарах детских и самодеятельных театров. Токмакова – активный общественный деятель и теоретик литературы, семейного чтения. Ирина Токмакова по своей первой профессии – переводчица. Однажды она перевела для маленького сына сборник шотландских песенок. Художник Лев Токмаков (её муж) проиллюстрировал их, и вскоре вышла первая книжка писательницы – «Крошка вили Винки». Вслед за дебютной книжкой выходят новые: «Где спит рыбка?», «Деревья», «Времена года», «Звенелки», «Карусель». В них включаются и собственные стихи, и переводы из шотландской, индийской, армянской, чешской, голландской поэзии для детей. В 1996 году издательство «Просвещение» выпустило прекрасную хрестоматию для воспитателей детского сада и родителей: «Золотая птица: Поэзия разных народов и стран для детей дошкольного возраста».

Обращение к детскому фольклору раз и навсегда определило народно-поэтический

4 слайд Описание слайда:

Обращение к детскому фольклору раз и навсегда определило народно-поэтический склад стихов Токмаковой. Сразу наметились и характерные черты её поэзии: главная тема – раннее детство, предпочтительные жанры – миниатюры-потешки, любимое время суток – сказочный вечер (с ним связан образ Вилли Винки – духа сна). Наиболее интересные эмоции малыша – безмятежная радость и бунт против несправедливости (в стихотворении «Лошадка пони» маленький герой возмущён соседкой, которая била палкой и кнутом его любимую пони). В своих стихотворениях поэтесса доказывает, до какой степени сложности может доходить малышовая поэзия. Часто используется перекличка звуков. Например, в строке: Летний ливень лужи нашёл, - частое повторение звука «л» создаёт ощущение льющейся воды, что несомненно обогащает эмоциональный мир малыша. На контрасте и динамике образов строятся стихотворения, за противопоставлениями открывается внутренний мир ребёнка. Художественное своеобразие

В стихах Токмаковой нет ни одного неодушевлённого предмета, и о всяком олицет

5 слайд Описание слайда:

В стихах Токмаковой нет ни одного неодушевлённого предмета, и о всяком олицетворении можно сказать: оно типично для детского образного мышления. Так, в цикле миниатюр «Деревья» каждое дерево напоминает того или иного ребёнка – сверстника читателя: ива вечно плачет, берёзке надо бы заплетать косичку из своих тонких веточек, осинке холодно даже на солнце, дубок радуется своей крепкой силе и т.д. Ирина Токмакова умеет передавать интонации детской речи и выражать настроение ребёнка. Чаще всего поэтесса использует форму миниатюры – наиболее подходящую для малышей, но постепенно приучает маленького читателя к увеличению объёма стихов. Сказка и игра в этом процессе имеют главную роль. Сначала объём произведения можно увеличить путём повторов и наращений. Затем сказочный сюжет и язык усложняются, обходятся без частых повторов. После этого маленький читатель может переходить к прозаическим стихам Токмаковой.

Стихотворение «Где спит рыбка?» Нежный,ласковый цикл «Деревья» Ночью темень.

6 слайд Описание слайда:

Стихотворение «Где спит рыбка?» Нежный,ласковый цикл «Деревья» Ночью темень. Ночью тишь. Маленькая яблонька Рыбка, рыбка, где ты спишь? У меня в саду. Лисий след ведет к норе, Белая - пребелая След собачий - к конуре. Вся стоит в цвету. Белкин след ведет к дуплу, Я надела платьице Мышкин - к дырочке в полу. С белую каймой. Жаль, что в речке, на воде, Маленькая яблонька, Нет следов твоих нигде. Покружись со мной. Только темень, только тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Четверостишье «Сосны» Сосны до неба хотят дорасти, Небо ветвями хотят подмести. Чтобы в течение года Ясной была погода. Произведения Ирины Токмаковой

В критике неоднократно отмечалась многожанровость. Начав с колыбельного и вес

7 слайд Описание слайда:

В критике неоднократно отмечалась многожанровость. Начав с колыбельного и веселого игрового стиха, Токмакова приходит к разработке серьезных жизненных проблем. Лирический герой ее зрелой поэзии тоже дошкольник, как и в ранних стихах. Он тоже мечтатель. Ему видятся голубые, золотые, а то и совсем «никакие» страны, населенные голубыми, золотыми людьми, лошадьми, индюками, подобно тому, как герою ранних стихов березка и ива представлялись девочками, а старые ели и молодые елочки – бабушками и внучатами. Стихи Токмаковой полны внутренним движением. Поэзия Токмаковой была диалогична, как отмечала критика. Уже в раннем периоде: вопросы и ответы, загадки и отгадки - характерная особенность ее мастерства: Кто сказал, что дубу страшно простудиться? Ведь до поздней осени он стоит зеленый… («Дуб») То ли эта ягодка Просто не дозрела, То ль рябина хитрая Подшутить хотела? («Рябина»)

В зрелых стихах поэтессы меняется наполняемость: Это ничья кошка, Имени нет у

8 слайд Описание слайда:

В зрелых стихах поэтессы меняется наполняемость: Это ничья кошка, Имени нет у нее. У выбитого окошка Какое ей тут житье. Холодно ей и сыро. У кошки лапа болит. А взять ее в квартиру Соседка мне не велит.

Со многими классическими произведениями зарубежной детской литературы наши де

9 слайд Описание слайда:

Со многими классическими произведениями зарубежной детской литературы наши дети познакомились, благодаря замечательным переводам Ирины Петровны. Более двух десятков пьес Ирины Токмаковой ставят театры России («Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «кукареку», «Звёздные мастера»), многие пьесы были созданы в соавторстве с писательницей Софьей Прокофьевой («Стрелы Робин Гуда», «Подарок для Снегурочки», «Дикие лебеди» по мотивам сказки Андерсена). В 2004 году Президент Российской Федерации В. В. Путин прислал поздравление с 75-летним юбилеем Ирины Петровны Токмаковой, которая внесла огромный вклад как в отечественную, так и в мировую детскую литературу. Она автор и соавтор множества хрестоматий для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вдвоем с сыном Василием (когда-то слушавшим в колыбели шведские народные песенки в мамином исполнении) Ирина Петровна Токмакова написала книгу «Вместе почитаем, вместе поиграем» или «В приключения в Тутитамии», обозначенного как «пособие для начинающей мамы и продвинутого малыша». Токмаков - старший также оставил след в детской литературе и в качестве писателя: в 1969 году вышла книжка «Мишин самоцвет», которую Лев Алексеевич сам написал и проиллюстрировал. Выводы о значение творчества писателя

Ирина Петровна Токмакова является лауреатом: - всероссийской литературной пре

10 слайд Описание слайда:

Ирина Петровна Токмакова является лауреатом: - всероссийской литературной премии им. А. С. Грина (2002 г.); - международных почётных дипломов им. Х. К. Андерсена (1979 г., 1982 г.); - премии Льва Толстого «За вклад в развитие литературы для детей и детского чтения» в номинации «Художественная проза и поэзия» (2002 г.); - Государственной премии Российской Федерации за произведения в области литературы и искусства для детей и юношества (2003 г.).

Читайте также: