В стихах и токмаковой нет ни одного неодушевленного предмета
Обновлено: 04.11.2024
Ирина Петровна Токмакова
Ирина Петровна Токмакова родилась в Москве 3 марта 1929 года в семье инженера-электротехника и детского врача, заведующей «Дома подкидышей». Ирина Петровна Токмакова принадлежит к тому поколению поэтов, которое пришло в детскую литературу в 50-е годы. В школьные годы приходилось будущей поэтессе участвовать в работе с детьми. Мать писательницы заведовала распределителем для детей-сирот. В годы Великой Отечественной войны детские дома были эвакуированы в глубокий тыл. Вместе со своей мамой в одном из них была и школьница Ирина Токмакова. Повесть «Сосны шумят» - почти документальный автобиографический рассказ о жизни детского дома. «Дома разговоры о детях: болеют, выздоравливают. У одного – коклюш, у другого - выдающиеся способности, - пишет о своем детстве Токмакова, - всем этим я и объясняю то, что стала писателем именно детским. Биография и творчество
Ирина Петровна Токмакова – профессиональный исследователь – филолог, переводчица с армянского, литовского, узбекского, английского, болгарского, немецкого и других языков. Она – поэт, сказочник. Её пьесы занимают почётное место в репертуарах детских и самодеятельных театров. Токмакова – активный общественный деятель и теоретик литературы, семейного чтения. Ирина Токмакова по своей первой профессии – переводчица. Однажды она перевела для маленького сына сборник шотландских песенок. Художник Лев Токмаков (её муж) проиллюстрировал их, и вскоре вышла первая книжка писательницы – «Крошка вили Винки». Вслед за дебютной книжкой выходят новые: «Где спит рыбка?», «Деревья», «Времена года», «Звенелки», «Карусель». В них включаются и собственные стихи, и переводы из шотландской, индийской, армянской, чешской, голландской поэзии для детей. В 1996 году издательство «Просвещение» выпустило прекрасную хрестоматию для воспитателей детского сада и родителей: «Золотая птица: Поэзия разных народов и стран для детей дошкольного возраста».
Обращение к детскому фольклору раз и навсегда определило народно-поэтический склад стихов Токмаковой. Сразу наметились и характерные черты её поэзии: главная тема – раннее детство, предпочтительные жанры – миниатюры-потешки, любимое время суток – сказочный вечер (с ним связан образ Вилли Винки – духа сна). Наиболее интересные эмоции малыша – безмятежная радость и бунт против несправедливости (в стихотворении «Лошадка пони» маленький герой возмущён соседкой, которая била палкой и кнутом его любимую пони). В своих стихотворениях поэтесса доказывает, до какой степени сложности может доходить малышовая поэзия. Часто используется перекличка звуков. Например, в строке: Летний ливень лужи нашёл, - частое повторение звука «л» создаёт ощущение льющейся воды, что несомненно обогащает эмоциональный мир малыша. На контрасте и динамике образов строятся стихотворения, за противопоставлениями открывается внутренний мир ребёнка. Художественное своеобразие
В стихах Токмаковой нет ни одного неодушевлённого предмета, и о всяком олицетворении можно сказать: оно типично для детского образного мышления. Так, в цикле миниатюр «Деревья» каждое дерево напоминает того или иного ребёнка – сверстника читателя: ива вечно плачет, берёзке надо бы заплетать косичку из своих тонких веточек, осинке холодно даже на солнце, дубок радуется своей крепкой силе и т.д. Ирина Токмакова умеет передавать интонации детской речи и выражать настроение ребёнка. Чаще всего поэтесса использует форму миниатюры – наиболее подходящую для малышей, но постепенно приучает маленького читателя к увеличению объёма стихов. Сказка и игра в этом процессе имеют главную роль. Сначала объём произведения можно увеличить путём повторов и наращений. Затем сказочный сюжет и язык усложняются, обходятся без частых повторов. После этого маленький читатель может переходить к прозаическим стихам Токмаковой.
Стихотворение «Где спит рыбка?» Нежный,ласковый цикл «Деревья» Ночью темень. Ночью тишь. Маленькая яблонька Рыбка, рыбка, где ты спишь? У меня в саду. Лисий след ведет к норе, Белая - пребелая След собачий - к конуре. Вся стоит в цвету. Белкин след ведет к дуплу, Я надела платьице Мышкин - к дырочке в полу. С белую каймой. Жаль, что в речке, на воде, Маленькая яблонька, Нет следов твоих нигде. Покружись со мной. Только темень, только тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Четверостишье «Сосны» Сосны до неба хотят дорасти, Небо ветвями хотят подмести. Чтобы в течение года Ясной была погода. Произведения Ирины Токмаковой
В критике неоднократно отмечалась многожанровость. Начав с колыбельного и веселого игрового стиха, Токмакова приходит к разработке серьезных жизненных проблем. Лирический герой ее зрелой поэзии тоже дошкольник, как и в ранних стихах. Он тоже мечтатель. Ему видятся голубые, золотые, а то и совсем «никакие» страны, населенные голубыми, золотыми людьми, лошадьми, индюками, подобно тому, как герою ранних стихов березка и ива представлялись девочками, а старые ели и молодые елочки – бабушками и внучатами. Стихи Токмаковой полны внутренним движением. Поэзия Токмаковой была диалогична, как отмечала критика. Уже в раннем периоде: вопросы и ответы, загадки и отгадки - характерная особенность ее мастерства: Кто сказал, что дубу страшно простудиться? Ведь до поздней осени он стоит зеленый… («Дуб») То ли эта ягодка Просто не дозрела, То ль рябина хитрая Подшутить хотела? («Рябина»)
В зрелых стихах поэтессы меняется наполняемость: Это ничья кошка, Имени нет у нее. У выбитого окошка Какое ей тут житье. Холодно ей и сыро. У кошки лапа болит. А взять ее в квартиру Соседка мне не велит.
Со многими классическими произведениями зарубежной детской литературы наши дети познакомились, благодаря замечательным переводам Ирины Петровны. Более двух десятков пьес Ирины Токмаковой ставят театры России («Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «кукареку», «Звёздные мастера»), многие пьесы были созданы в соавторстве с писательницей Софьей Прокофьевой («Стрелы Робин Гуда», «Подарок для Снегурочки», «Дикие лебеди» по мотивам сказки Андерсена). В 2004 году Президент Российской Федерации В. В. Путин прислал поздравление с 75-летним юбилеем Ирины Петровны Токмаковой, которая внесла огромный вклад как в отечественную, так и в мировую детскую литературу. Она автор и соавтор множества хрестоматий для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вдвоем с сыном Василием (когда-то слушавшим в колыбели шведские народные песенки в мамином исполнении) Ирина Петровна Токмакова написала книгу «Вместе почитаем, вместе поиграем» или «В приключения в Тутитамии», обозначенного как «пособие для начинающей мамы и продвинутого малыша». Токмаков - старший также оставил след в детской литературе и в качестве писателя: в 1969 году вышла книжка «Мишин самоцвет», которую Лев Алексеевич сам написал и проиллюстрировал. Выводы о значение творчества писателя
Ирина Петровна Токмакова является лауреатом: - всероссийской литературной премии им. А. С. Грина (2002 г.); - международных почётных дипломов им. Х. К. Андерсена (1979 г., 1982 г.); - премии Льва Толстого «За вклад в развитие литературы для детей и детского чтения» в номинации «Художественная проза и поэзия» (2002 г.); - Государственной премии Российской Федерации за произведения в области литературы и искусства для детей и юношества (2003 г.).
Читайте также: