В м маркович комедия в стихах а с грибоедова горе от ума
Обновлено: 04.11.2024
Суждения современников о поэтике «Горя от ума» нередко проникнуты ощущением нарушения (и даже разрушения) освященных временем драматургических канонов. Этот мотив повторяется и в дружественных, и во враждебных отзывах о пьесе, он сближает отклики таких далеких друг от друга авторов, как Д. П. Рунич и П. А. Катенин, П. А. Вяземский и II. И. Надеждин, А. И. Писарев и А. С. Пушкин '.
У читателя наших дней подобная реакция может вызвать удивление. Читатель конца XX в., напротив, в первую очередь заметит то, что связывает комедию Грибоедова с «архаическими» для нас условностями драматургии классицизма. Одна из особенностей такого рода бросится в глаза непременно—Грибоедов соблюдает каноническое правило «трех единств». Все события его пьесы происходят в одном доме, вмещаются в границы одного дня и стянуты в один сюжетный узел, образуемый отношениями Чацкого, Софьи и Молчалииа.
В развитии действия у Грибоедова просматривается традиционная канва любовной интриги, а фигуры ее участников ощутимо соотносятся с привычными для зрителей комедийными амплуа. В образе Чацкого заметны черты «чудака», ослепленного своей любовью, Молчалин занимает традиционное место
1 См.: Русская старина. 1892. Т. XXVI, № Ю. С. 216 — 217; К а т ен и н П. А. Размышления и разборы. М, 1981. С. 250; Современник. 1837, № 1. С. 68—69; Телескоп. 1831. № 20. С. 594; Вестник Европы 1825. № 10. С. 112; Пушкин Л. С. Поли. собр. соч. Т. 13. М; Л., 1937. С. 137—139.
его удачливого соперника, Фамусов же многими приметами напоминает «комедийного отца», который всегда озабочен выгодным замужеством дочери и которого постоянно обманывает молодая влюбленная пара. Легко угадываются традиционные контуры и в строении некоторых других образов: в облике Софьи сохраняются черты «кокетки» французских комедий, в Скалозубе проглядывает «хвастливый капитан» из комедии масок и т. д.
Поддерживается и особый стилистический тон, неизменно характерный для «высокой комедии» классицистов и просветителей: его несут в себе нравоучительные монологи, реплики-сентенции и, в конце концов, весь афористический строй сценической речи. Даже в самом заглавии комедии сохранена та афористическая нравоучительность, которая диктовалась вековой жанровой традицией и была ее «позывным сигналом» 2 . В общем, большая часть компонентов традиционной комедийной структуры в «Горе от ума» как будто налицо. Тем не менее, ощущение необычности, которое вызывала комедия у многих современников, было точным. Автор «Горя от ума» не отвергает традиции классицистской драматургии, но обращается с ними, по его же собственному выражению, «свободно и свободно» 3 .
Именно так обходится он с классическими «единствами». Они сохранены, и это на первый взгляд может показаться странным: ведь сам же Грибоедов, говоря о несовершенстве пьес Корнеля, Расина и Мольера, порицал своих предшественников более всего за то, что они «вклеили свои дарования в узенькую рамочку трех единств» 4 .Однако нельзя не заметить, что у Грибоедова «узенькая рамочка» эта вмещает, например, не предусмотренное традицией «многолюдство». Ограниченный «единствами» сценический мир драматург расширяет как бы изнутри, наполняя его целым «пародом действующих лиц», по меткому замечанию П. Л. Вяземского 5 . Обилие персонажей дополняется обилием бытовых анекдотов, жанровых сцен и нравоописательных картин. Так развертывается панорама, воссоздающая состояние общества в целом: первый план заполнен изображением быта и нравов барской Москвы, далее в перспективе вырисовываются черты жизни департаментской, казарменной, усадебной, дворцовой, угадываются снежные просторы огромной страны, обозначаются конкретные реа-
Читайте также: