В каком классе учат стих я помню чудное мгновенье

Обновлено: 22.11.2024

формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

воспитание культуры работы в группе;

воспитание интереса к классической литературе и музыке.

Используемые технологии (методики): приём «Корзина идей», технология уровневой дифференциации и индивидуализации, интеграция с ИЗО, музыкой, элементы игровой технологии (ролевая игра), элементы исследования, ИКТ-технологии, здоровьесбережение.

Оснащение урока: учебник, презентация, аудиозапись романса М. Глинки на стихи А.С. Пушкина, раздаточный материал, выставка книг по теме.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас!

Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся. Постановка цели урока

Вы знаете, что в школе проходит неделя русской литературы, которая посвящена 220-тилетию со дня рождения «солнца русской поэзии» А. С. Пушкина, поэтому сегодняшний наш урок необычный. Мы не просто продолжим знакомиться с творчеством русского гения, а окунемся в мир его любовной лирики на примере стихотворения «Я помню чудное мгновенье. ».

Актуализация знаний учащихся

Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение.

Для Пушкина любовь - одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений. Любовь овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение.

Слово «любовь» на всех языках мира понятно без перевода. Чувство любви самое поэтическое – возвышенное, чистое, прекрасное.

Тема любви неисчерпаема в литературе, музыке, искусстве. Она всегда нова и неповторима для каждого приходящего в этот мир.

Великий английский поэт Вильям Шекспир писал:

«Любовь-блеск солнечный,

Дождю идущий вслед.

Любовь всегда свежа,

Как яркий вешний цвет»

Эти слова мы возьмем эпиграфом к нашему уроку.

Любовь бывает разной: счастливой или несчастной, взаимной или безответной. Но какая бы она ни была, любовь всегда пробуждала в душе Пушкина творческую энергию.

Инсценировка «Воспоминания Пушкина и Керн»

Ученик в роли А. ПУШКИНА.

- Помню, как в моей жизни появилась очаровательная Анна Петровна Керн. Анна Петровна отличалась редким женским обаянием, живостью ума, образованностью, широтою интересов. Эта женщина оставила заметный след не только в моей поэзии, но и в моей жизни.

Ученица в роли А. Керн .

Я воспитывалась в Тверской губернии. Вместе со своими родственниками я часто бывала в доме Олениных. На одном из вечеров у них я встретила Пушкина, но поначалу не заметила его. Но вскоре он дал себя заметить. Мне выпала роль Клеопатры, я держала корзину с цветами. Пушкин подошёл, посмотрел на корзину с цветами и сказал: «Можно ли быть такой хорошенькой!» Вскоре вечер кончился, и все стали разъезжаться. Брат сел со мной в экипаж, а Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами. Очень может быть, что именно об этой нашей встрече он вспоминал потом в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».

Чтение учеником в роли Пушкина стихотворения «Я помню чудное мгновенье»

Подготовка к работе над темой урока

На предыдущем занятии мы с вам уже познакомились с этим стихотворением, а также подробно остановились на самых тяжелых, кризисных периодах жизни и творчества А. С. Пушкина.

На сегодняшнем занятии мы попробуем проанализировать данное лирическое произведение. И поможет нам в этом «Корзина идей».

Прием «Корзина идей».

(Индивидуальная работа) Перед вам находится корзина, которую необходимо заполнить. Но чем? Так как перед нами стоит задача проанализировать стихотворение Пушкина «Я…», подумайте и запишите на листочки тезисно все то, что нам для этого понадобится.

(Работа в группах) Ученики обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем разногласия.

(Работа с классом) Каждая группа высказывает свое мнение по теме урока.

Отлично! Но прежде чем приступить, давайте вспомним последовательность анализа.

Работа над анализом лирического произведения

«Я…» - одно из самых трогательных и нежных стихов о любви, написанных А. С. Пушкиным. Это произведение по праву входит в «Золотой фонд» русской литературы.

Дата написания и издания (запись в тетради)

Тема, жанр и композиция стихотворения

Главная тема стихотворения - описание чувства неразделенной любви. (запись в тетради)

Жанр – любовное послание .

В стихотворении есть весь спектр эмоций. Давайте попробуем проследить их и определить композицию (работа в группах).

1 группа - работа над 1,2 строфами.

2 группа - работа над 3,4 строфами.

3 группа - работа над 4,5 строфами.

У каждой группы на столе лежит таблица, которую они заполняют по ходу работы.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Первая встреча. Влюбленность

Жизнь в Петербурге.

В томленьях грусти

безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Воспоминания о любимой. Героиня стала для него опорой и поддержкой, она давала ему силы жить, преодолевать трудности, существовать.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Жизнь без любимой. Одиночество. Уйдя из жизни героя, лирическая героиня забрала с собой что-то важное, жизненно необходимое, без чего существование теряет прелесть, остроту, даже смысл.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Новая встреча. Пробуждение к жизни

Ссылка в Михайловское.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Торжество любви. Но жизнь преподнесла герою подарок – еще одну встречу с лирической героиней. И все встало на свои места, жизнь вновь приобрела все оттенки, засияла всеми цветами радуги.

Ностальгическая (в начале лирический герой испытывает любовное томление, в своей воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной)

Одиночество и страдание (постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе возлюбленной, угасли, и лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа, словно бы, умирает)

Возвращение к жизни (спустя время, герой вновь встречает ее, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта)

Только в любви Пушкин видит смысл, только она, по его мнению, может избавить от отчаяния и боли, и заставить человека вновь почувствовать себя живым. Любовь воскрешает к жизни – вот главная идея произведения.

Физкультминутка

Слайд 14 + видео

Учащиеся просматривают видео, направленное на снятие нагрузки с глаз.

Выявление средств художественной выразительности

- Ребята, а что такое, по вашему мнению, художественный мир произведения? (Ответы учащихся).

- Правильно! Это герои, пейзажи и интерьеры, изображённые в произведении. А что помогает автору создать все это? (Ответы учащихся)

- Молодцы! Это средства художественной выразительности!

Если, например, художник рисует картину с помощью красок, то писатель создаёт мир своего художественного произведения с помощью слов, используя для живописания средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты и т. д.).

- Давайте вспомним, что же это такое!

Эвристическая беседа (вопрос – ответ):

Мета́фора («перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Эпи́тет («приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

Сравнение — это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний.

Олицетворение — перенесение свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия.

Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)

Каждая группа должна найти и выписать средства художественной выразительности. Команда, которая справится с заданием быстрее, получает дополнительные баллы.

(Бланк с таблицей находится в одном экземпляре у каждой группы. После выполнения, 1-2 примера записывается в тетрадь)

(сравнения, олицетворения)

«звучал голос», «порыв рассеял мечты», «бурь порыв», «во мраке заточенья», «тянулись дни», «душе настало пробужденье», «бьется в упоенье», «воскресли божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

«чудное мгновенье», «мимолетное виденье», «чистая красота», «грусть безнадежная», «в томленье грусти», «шумная суета», «грусть безнадежная», «голос нежный», «милые черты», «небесные черты», « в тревогах суеты»,

как мимолетное виденье; как гений чистой красоты

звучал голос, снились черты, шли годы, порыв рассеял, тянулись дни, настало пробужденье, сердце бьётся, воскресли и божество, и жизнь, и слёзы, и любовь.

Романс М.И. Глинки на стихи Пушкина

Стихотворение Пушкина, впервые опубликованное в 1827 г., сразу же привлекло русских музыкантов. В 1840 году, через несколько лет после трагической гибели великого поэта, только М.И. Глинке удалось впервые передать всю силу вдохновенного чувства, всю красоту и гармонию пушкинских стихов. Таким образом, романс «Я помню чудное мгновенье» стал шедевром романсной лирики, одним из лучших произведений начала XIX века. Послушайте этот романс.

И в музыке мы чувствуем ту же силу вдохновенья, ту же любовь, тот же восторг. И возникает мысль: такую музыку к пушкинским стихам могло создать только сердце, влюбленное столь же сильно и прекрасно.

А ведь так оно и было. Глинка любил, когда сочинял этот романс. Любил дочь Анны Керн — Екатерину Ермолаевну Керн.

Подведение итогов.

Ни в чем так полно, радостно и светло не выражается душа человека, как в любви. Когда к человеку приходит любовь, то в его душе умирает все случайное и раскрываются лучшие ее стороны. Тем более если это душа поэта.

Рефлексия содержания материала.

Ребята, в завершение нашего урока, предлагаю вам пройти тест и узнать, как внимательны вы были сегодня. Бланк находится у каждого на столах.

Фамилия, имя

Варианты ответа

В каком году А. С. Пушкин написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье»?

Кому Пушкин посвятил эти стихи?

Какой лицейский друг Пушкина впервые опубликовал это стихотворение?

Как назывался альманах, в котором стихотворение впервые было опубликовано?

“ Библиотека для чтения”

Напишите, какие чувства вызвало у вас прослушивание романса М. Глинки? _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________

«Лестница успеха»

Оцени свою работу на уроке по шкале от 1 до 10.

Молодцы! Каждая работа будет проверена и оценена.

Завершается еще один урок на пути к обретению Пушкина. Хочется верить, что, познакомившись с пушкинской поэзией, вы не впустите в свои души пошлость, жестокость, неверие в красоту человеческих отношений.

На последок я бы хотела прочитать такие строки:

Любовь — источник вдохновения,

Надежды, веры и мечты,

И безграничного терпения,

И несравненной красоты!

Любовь — владычица вселенной,

Ей поклоняться каждый рад,

Она пенек цвести заставит

И превратит пустыню в сад!

Любви на свете нет прекрасней,

И прелесть в этом такова,

Что жизнь проходит не напрасно

Пока в душе цветет она.

Выставление оценок.

Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение «Что значит для меня лирика Пушкина?» Слайд 22

Читайте также: