Свиридов на стихи блока
Обновлено: 04.11.2024
Состав исполнителей: сопрано, меццо-сопрано, баритон, бас, скрипка, виолончель, фортепиано.
История создания
Свиридов очень любил поэзию Блока (1880—1921). К его стихам впервые обратился еще в студенческие годы. Особенно привлекали его стихи Блока, связанные с Петербургом — городом, также страстно любимым Свиридовым. На протяжении творческого пути у композитора возникали разные замыслы на «петербургские» стихи Блока: кантаты «Петербург» и «Прощание с Петербургом», которые должны были войти в цикл из четырех кантат под общим названием «Песни о России», а в конце жизни — идея поэмы «Петербург» для баритона и фортепиано. В дневниковых тетрадях композигора сохранилась запись под названием «Материал для «большого» Блока», в которой перечислены более двадцати стихотворений.
В 60-е годы одно за другим появляются три «блоковских» сочинения Свиридова — «Петербургские песни», «Грустные песни» и «Голос из хора». Над «Петербургскими песнями», необычным циклом для четырех певцов и трех инструменталистов, состоящим из восьми номеров, композитор работал на протяжении 1961—1963 годов. Блок предстал в этом цикле совершенно неожиданно: как певец окраин Петербурга, жителей его подвалов и чердаков, продолжающий тему «маленького человека», когда-то открытую Гоголем. Отобранные стихотворения принадлежат, в основном, к двум стихотворным циклам поэта — «Город» (1904—1908) и «Арфы и скрипки» (1908—1916). Некоторые из этих стихов Блок объединил в сборнике «Земля в снегу», опубликованном в 1908 году под общим названием «Мещанское житье». Свиридов отобрал стихотворения «Перстень-страданье», «Как прощались, страстно клялись», «Вербочки», «На Пасхе», «На чердаке», «Колыбельная песенка», «В октябре» и «Мы встретились с тобою в храме», из которых создал самостоятельную поэтическую композицию. В ней нет ни сюжета, ни постоянных действующих лиц, но зато есть картина городской жизни в разные времена года с персонажами разного возраста и социального положения. А главное — прослеживается тема «честной бедности», сближающая этот цикл с бёрнсовским, написанным несколькими годами ранее.
Законченный в 1963 году, цикл был исполнен лишь 11 декабря 1969 года в Москве, в Малом зале консерватории. Как всегда, за роялем был автор — непревзойденный аккомпаниатор своих произведений. Премьера прошли с огромным успехом и дала начало долгой концертной жизни сочинения.
Музыка
«Петербургские песни» — цикл во многом новаторский, открывающий новое отношение к Блоку. Его общий характер задумчивый, грустный, словно воплощающий призрачность летних белых ночей. Господствуют интонации городского романса. Неспешно разворачивается повесть о маленьких людях, «убитых своим трудом». Всюду господствует вокальная линия, голос. Аккомпанемент лишь скупо поддерживает его, иногда, в конце номера, «договаривает». Удивительна «оркестровка» фортепианной партии: при скупости используемых средств, она достигает огромной выразительности. В основном аккомпанемент поручен фортепиано. Лишь в конце седьмого номера включается скрипка, а в финальном, наконец, звучит все трио.
№1, «Перстень-страданье», вводит в обстановку действия и знакомит слушателей с двумя героями — убитым горем бездомным и молодой швеей. Мелодия напоминает однообразный шарманочный напев, ее декламационные элементы заставляют вспомнить Мусоргского. №2, «Как прощались», проникнут глубоким чувством. Низкому женскому голосу поручена партия, близкая цыганскому пению с его преувеличенными чувствами, резкими динамическими контрастами, но без аффектации и позы. Яркая кульминация цикла — №7, «В октябре». Это жанровая зарисовка: неудачник ищет утешения в винных парах. Вокальную мелодию без распевов, состоящую из коротеньких звуков, поддерживает печальным одиноким голосом скрипка. Аккорды фортепианного аккомпанемента подобны гитарному «треньканью». Финальный №8, «Мы встретились с тобою в храме», открывается инструментальным трио, имитирующим звуки шарманки. Простая, суровая и энергичная песня звучит как песнопение странствующих музыкантов, возможно, проповедников. «В неспешном, упорном, будто преодолевающем препятствия движении напева, в плотных, веских аккордах инструментов можно ощутить не только твердость воли, но и тяжесть того труда, о котором говорится в стихах Блока, которым заняты показанные поэтом люди, живущие "под низким потолком"», — пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор.
Читайте также: