Старый друг лучше новых двух стих

Обновлено: 05.07.2024

Скоморошество под маской классики (о спектакле "Старый друг лучше новых двух")

Сразу два астраханских театра отметили начало нового сезона постановками Александра Островского. Астраханский драматический театр представил на суд зрителей спектакль Алексея Матвеева «Волки и овцы». Астраханский театр юного зрителя – спектакль «Старый друг лучше новых двух» в постановке московского режиссера, заслуженного деятеля искусств России, профессора кафедры режиссуры драмы и мастерства актера РАТИ (ГИТИС) Михаила Скандарова.

Обращение к классике само по себе дело хорошее. Хотя при этом следует учитывать, что далеко не все произведения писателя-классика сами являются классическими. И если не самая лучшая пьеса Островского «Волки и овцы» до высокой планки классического произведения – понятного и близкого зрителю или читателю во все времена, актуального и самое главное – увлекательного, заставляющего сопереживать, не отпускающего после просмотра, – с трудом, но дотягивает, то «Старый друг…» – вещь абсолютно проходная, написанная автором для зрителя своего времени и сегодня воспринимаемая не более как низкопробный водевиль.

Что же касается спектакля Михаила Скандарова, то он выглядит, как какая-то студенческая самодеятельность, а не профессиональная театральная постановка. То ли Астрахань, мучимая провинциальными комплексами, стремится приглашать столичных светил, особо не разбирая, что и как они собираются ставить, то ли сами светила полагают, что астраханского зрителя можно попотчевать любой халтурой.

Над пьесой «Старый друг лучше новых двух» Островский работал в период до и после написания «Грозы». Сюжет прост, как три копейки. Молодая портниха Оленька – девушка мещанского происхождения – мечтает выйти замуж за титулярного советника Прохора Гаврилыча Васютина – тоже молодого и прыткого. Для Оленьки Васютин очень даже неплохая партия, да и любовь у них, хотя и не до гроба, а так, в разумных прагматичных пределах. Но для самого Васютина единственный шанс преодолеть границы третьего сословия – жениться на девушке «из благородных», потому как следующий чин коллежского асессора был привилегией дворян. Без связей и блата получить его было невозможно. Другой вариант – заключить выгодный брак с дворянкой. Мать Оленьки в принципе не против брака с Васютиным, но опасается подвоха с его стороны. Напротив, родительница самого Васютина хочет более выгодной партии для сына. Во все эти интриги вовлекается жена чиновника Пульхерия Андревна Гущина, работая на два фронта. В итоге свадьба с благородной девицей срывается, а Васютин понимает, что его Оленька – тот самый старый друг, что лучше новых двух.

Спектакль заявлен как комедия-кадриль. Да, кадриль местами была, но отнюдь не зажигательная и спектакль не оживила, хотя зритель, думаю, ждал этого в течение всего одноактного спектакля общей продолжительностью час сорок пять минут. Юмор даже на уровне комедии положений весьма непретенциозный. Возгласы в зале: «О, звезданулась!», когда кто-то из персонажей с грохотом падает за ширмой, или «О, а этот с пузырём уже!», «А этот с арбуза́ми!», говорят о происходящем на сцене сами за себя. Самой уморительной сценой тогда можно считать эпизод, где купец Вавила Осипович Густомесов – вечно пьяный друг Васютина – спускает сверху вниз всё из-за той же ширмы десяток (или больше?) ящиков с вином, а Анфиса Карповна – мать Васютина – их принимает и старательно расставляет на сцене. Смешно, правда? А может, и не очень, учитывая, что даже «поумневший» Васютин с дружком своим расставаться не собирается и от пристрастия к вину отказываться тоже. Так что предстоит молодым долгая счастливая жизнь… Впрочем, это уже домыслы автора данной статьи, а не расставленные в спектакле акценты.

Чем же может быть интересен спектакль современному зрителю? Провозглашением торжества принципа про синицу в руках, которая лучше журавля в небе, даже двух журавлей? Мелко. Актуализацией темы социального неравенства? Вышло неубедительно. Может, это просто развлекаловка такая, чтобы людям время «культурно» провести. Это, конечно, не грех, но опять-таки мелко, тем более для заслуженного деятеля искусств. И не на открытие сезона, всегда запоминающееся. И не в Год театра.

Спектаклю, возможно, помогло бы какое-то новаторство, столь нелюбимое многими театральными консерваторами, но в данном случае уместное – ведь в оригинальной версии всё показанное выглядит настолько просто и смотрится, несмотря на динамизм действия, настолько скучно, что оставляет впечатление какого-то обмана.

Ни Марина Захарова в роли матери Оленьки мещанки Татьяны Никоновны, ни Виктория Яхтина, виртуозно сыгравшая интриганку и сплетницу Пульхерию Андревну, ни Александр Ботяновский (Васютин – незадачливый гонец за двумя зайцами), ни Константин Хахлев, воплотивший колоритный образ лакея Ореста, ни даже блистательная Елена Перова, в роли Оленьки раскрывшая свои разносторонние таланты, не вытягивают спектакль не то что на уровень зрительского восторга, но просто удовлетворения увиденным. Так и хочется по окончании спектакля спросить неизвестно кого: «И это всё?»

Такое сегодня можно смотреть, разве что приняв на грудь изрядную дозу чего-нибудь горячительного, когда ещё «обезьянья» стадия опьянения не перешла в «баранью» (по Гюго). Благо «спиртное» на сцене льётся рекой, так что зрители с персонажами будут на одной волне.

Читайте также: