Средства выразительности в стихах блока
Обновлено: 05.11.2024
Поэзия — это особый мир, в котором всё живет по своим законам. Это мир таинственного и возвышенного, запредельного и нереального, порой даже фантастического и утопического. В нём всё идет не привычно, не буднично, путается ход и порядок событий, допускается нелогичность построения стихотворного произведения — и это делается лишь с одной целью — создать яркую и насыщенную образами поэтическую картину мира , близкую душевному состоянию и мировоззрению писателя. И каждый поэт достигает этой цели характерными только для него способами: тематикой произведений, их логическим подбором в циклы, интонационным строем, особенностью стиля, то есть своеобразием употребления лексических, синтаксических и стилистических средств выразительности. Каждое из этих средств в отдельности не может служить для создания особого поэтического мира и, лишь складываясь в определенную систему, они являют собой особый стиль, которым и созданы эти неповторимые произведения.
Объект исследования квалификационной работы: поэтические произведения А.Блока.
Цель выпускной квалификационной работы — опираясь на филологические исследования, охарактеризовать синтаксические средства выразительности в поэзии А.Блока.
Для достижения назначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Представить общую характеристику изобразительно-выразительных средств языка. Раскрыть понятия основных лексических, синтаксических и стилистических средств выразительности.
2. Охарактеризовать особенности стиля и средств выразительности в творчестве писателя.
3. Изучить взаимосвязь выбора синтаксических средств и тематики произведения.
4. Выявить особенности стиля, тематики и поэтического мировоззрения поэта.
Данное исследование состоит из трёх глав:
Глава I . Жизнь и творчество А.Блока.
Глава II . Языковые средства выразительности в художественном тексте.
Глава III . Пунктуационные средства выразительности в поэзии А.Блока.
В первой главе рассматриваются этапы жизненного и творческого пути А.Блока. Во второй главе мы рассматриваем изобразительно-выразительные средства языка и авторскую пунктуацию А.Блока. Также разграничиваем поэтическую и прозаическую речь, для этого используем толковые словари В. Даля и С.И. Ожегова. Основную часть второй главы составляет характеристика синтаксических средств выразительности, которые служат в речи для интонационного и логического подчеркивания выделяемых предметов и явлений.
Третья глава данной работы посвящена непосредственно анализу стихотворных произведений. Здесь рассматривается творчество А. Блока. В этой части мы анализируем не только средства выразительности, но и стиль писателя, его органичность, выразительность, эмоциональность. Также, обращая внимание на тематику произведения, стараемся выявить зависимость средств выразительности от проблематики стихотворения.
Глава I . Жизнь и творчество А.Блока
1.1 Биография поэта
А.А. Блок родился и воспитывался в высококультурной и дворянско-интеллигентской семье. Его отец, Александр Львович, вёл свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине 18 века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был также способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, была вынуждена уйти от мужа ещё до рождения сына. Таким образом, детские и юношеские годы Блока прошли сначала в петербургском «ректорском» доме (дед, Андрей Николаевич Бекетов, - профессор-ботаник, ректор Петербургского университета), затем, после 2-го замужества матери, в доме отчима – офицера Франца Феликсовича Кублицкого-Пиоттух, а каждое лето – в бекетовском подмосковном имении Шахматово [1].
В либеральной и «народолюбивой» семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. Литературной работой систематически занимались и её дочери - мать Блока и его тётки.
Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии. Начал писать с пяти лет (матери), однако, серьёзное обращение к поэтическому творчеству, во многом связанное с увлечением юного Блока поэзией Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского, падает на годы окончания им гимназии и поступления в 1898 году на юридический факультет Петербургского университета (В 1901 году он перейдёт на славяно-русское отделение историко-филологического факультета и успешно его закончит в 1906 году) [4].
В самом начале 1900-ых годов 2 важных события определили творческую судьбу поэта. Первое из них – глубокое чувство к Л.Д.Менделеевой, увенчавшееся их браком в 1903 году. Второе – увлечение некоторыми философскими идеями Вл. Соловьёва. Результат взаимодействия этих событий – 1-ый поэтический сборник Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1904-1905).
Выход 1-ой книги ввёл её автора в круг видных поэтов. Он общается с символистами старшего и младшего поколений – Д.Мережковским, З.Гиппиус, В.Брюсовым, К.Бальмонтом, А.Белым, В.Ивановым и др. Имя Блока приобретает известность. Вместе с тем в его художественной позиции назревают существенные изменения. Они связаны с той общественной атмосферой, которая сложилась в России накануне и в годы 1-ой русской революции (1905-1907). Именно в это время поэт спускается с «небес» на «землю», с нарастающим вниманием вглядываясь в окружающую его повседневность, жизнь «униженных и оскорблённых», в дисгармоничный мир, где торжествует стихийное начало. Всё это нашло отражение в его новых книгах – «Нечаянная радость», «Снежная маска» (1907 год), «Земля в снегу» (1908), и «Ночные часы» (1911). В эти же годы Блок создаёт цикл лирических драм: «Балаганчик», «Король на площади» и «Незнакомка» (1906), а позже ещё две драмы: «Песня Судьбы» и «Роза и Крест» (1913), а также печатает ряд публицистических и литературоведческих статей – «Безвременье», «Народ и интеллигенция», «О современном состоянии русского символизма» и др. Содержание его творчества расширяется и углубляется. Этому способствовали и его поездки в Германию, Францию, Бельгию, Нидерланды и особенно в Италию – цикл «Итальянские стихи» (1909). В 1910-1911 годах Блок подготавливает свое первое «Собрание стихотворений» [1].
К 1915-1916 годам творческая активность поэта заметно снижается. Причины и личные (драма с женой), и 1-ая мировая война 1914 года. В это время Блок усиленно работает над поэмой «Возмездие», но завершить её не удаётся: летом 1916 года он призывается в армию в качестве табельщика одной из строительных дружин и направляется на фронт, где живёт, по его словам, «бессмысленной жизнью, без всяких мыслей, почти растительной». После Февральской революции Блок возвращается в Петербург и работает редактором стенографических отчётов Чрезвычайной следственной комиссии, которая проводила допросы бывших деятелей царского правительства. В это время почти не пишет (хотя и приветствовал падение самодержавия) [7].
Перелом наступил после Октября 1917 года. Блок поверил в «очистительную силу революции». «Он ходил молодой, весёлый, бодрый, с сияющими глазами, - вспоминает его тётка М.А.Бекетова, - и прислушивался к «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству». Именно в это время поэт пережил последний творческий взлёт, создав в течение января 1918 года статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать», стихотворение «Скифы». Как истый романтик, верил, что революцией «задумано переделать всё», верил, что жизнь станет справедливой, чистой, прекрасной. Статью «Интеллигенция и революция» завершал призыв: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!»
Блок подвергнут травле со стороны бывших друзей («Продался большевикам»), но, убеждённый в своей правоте, стоически переносил несправедливые упрёки в свой адрес. Более того, он с охотой включается в практическую деятельность по культурному строительству: активно сотрудничает в Горьковском издании «Всемирная литература», становится председателем управления Большого драматического театра, является членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса, возглавляет Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов и т.д. Однако со временем многочисленные заседания становятся для поэта «отбыванием воинской повинности». Он в этих организациях и в окружающей жизни с отвращением обнаруживает не только не исчезнувшие, но, наоборот, торжествующие – бюрократизм, пошлость, мещанство, комчванство. Отсюда и горькая запись в дневнике: «Жизнь изменилась (она изменилась, но не новая…) – вошь победила весь свет, это уже свершившееся дело, и всё теперь будет меняться только в другую сторону, а не в ту, которой жили мы, которую любили мы». Наиболее убедительно трагедию Блока в послереволюционный период охарактеризовал Иванов-Разумник: «Мы знаем теперь: не душа Блока изменилась – изменилась душа революции; ни от чего Блок не отрекался, но он задохся, когда исторический воздух, очищенный стихийным взрывом, снова отяжелел и сгустился» [1;52]. Это ускорило его смерть. Блок умер от болезни сердца и нервного расстройства в Петрограде 7 августа 1921 года [1].
1.2 Этапы творческого пути
Лирика Блока – явление уникальное. При всём многообразии её проблематики и художественных решений, при всём отличии ранних стихотворений от последующих – она выступает как единое целое, как одно развёрнутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом «пути». На эту её особенность указывал и сам Блок [17].
Я стремлюсь к роскошной воле,
Мчусь к прекрасной стороне,
Где в широком чистом поле
Хорошо, как в чудном сне-
И осознание высокой миссии поэта, его грядущего торжества:
Но к цели близится поэт,
Стремится, истиной влекомый,
И вдруг провидит новый свет
За далью, прежде незнакомой… [4].
Центральный цикл 1-ого тома – «Стихи о Прекрасной Даме». Это и есть то «мгновение слишком яркого света». (Любовь к Л.Д.Менделеевой и увлечение философией Вл. Соловьёва, особенно близки его идеи о существовании Души Мира или Вечной женственности).
Многопланов образ героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина. С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы», «Зари», «Величавой Вечной жены», «Святой», «Ясной», «Непостижимой». То же можно сказать и о герое цикла: «Я и молод, и свеж, и влюблён» - и «безрадостный и тёмный инок», или «отрок», зажигающий свечи. Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты «призрачные», «неведомые дали», «неведомые тени, звуки», «надежды нездешние», «красота неизречённая», «непостижимая тайна» и т.д. Таким образом, история земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический, мистико-философский мир [15].
Драматическая напряженность присуща и завершающему 1-ый том циклу «Распутья». Тема Прекрасной Дамы звучит и здесь, но возникает и нечто новое: связь с «повседневностью», внимание к людскому горю, социальной проблематике («Фабрика», «Из газет», «По берегу плёлся больной человек»). «Распутья» намечают возможность грядущих перемен в творчестве поэта.
Лирика 2-ого тома (1904-1908) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Он отходит от мистицизма В.Соловьёва, идеала мировой гармонии, но не потому, что в него более не верит. Просто он погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы.
Своеобразный пролог ко второму тому – цикл «Пузыри земли», признаёт закономерность существования стихийного мира низменной природы.
Следующие 2 цикла – «Разные стихотворения» и «Город». Поэт погружается в тревожный, остро конфликтный мир, ощущая себя сопричастным ему.
События революции он воспринимал подобно другим символистам как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным ему царством социального бесправия, насилия и пошлости. («Шли на приступ. Прямо в грудь…», «Поднимались из тьмы погребов…», «Митинг», «Сытые», «Барка жизни стала…»). Одна из главных проблем – народ и интеллигенция [4].
Тема Родины – «Осенняя воля», 1905 – лермонтовские традиции. «Русь», 1906. Русь – это тайна. Разгадка тайны – в «живой душе» народа, не запятнавшей на просторах России своей «первоначальной чистоты». Чтобы её постичь, надо жить одной жизнью с народом.
Погружаясь в стихию повседневности, Блок создаёт и ряд стихотворений, которые исследователи его творчества называют «чердачным циклом»: «Холодный день», «В октябре», «Окна во двор», «На чердаке» и др. Лирический герой цикла – представитель городских низов, один из многих «униженных и оскорблённых».
Два следующих цикла 2-ого тома – «Снежная маска» и «Фаина» отражают внезапно вспыхнувшее чувство поэта к актрисе Н.Н.Волоховой. Стихия природы («Пузыри земли»), стихия повседневной жизни («Разные стихотворения», «Город») теперь сменяются стихией хмельной, испепеляющей страсти («О весна, без конца и без края…»). Венчает 2-ой том цикл с многозначительным названием «Вольные мысли» [15].
3-ий том (1907-1916) – завершающий, высший этап пройденного поэтом трудного, подчас мучительного пути. Он открывается циклом «Страшный мир» (1909-1916). Тема «страшного мира» - сквозная в творчестве Блока. Здесь отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства. («Унижение», «На островах», «В ресторане», «Чёрная кровь», «Демон», «Двойник») [7].
Трагическое мироощущение, «угрюмство», свойственное большинству стихотворений цикла, находят своё крайнее выражение в тех из них, где законы «страшного мира» приобретают космические масштабы:
Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз.
А ты, душа, усталая, глухая,
О счастии твердишь, - который раз?
Мысль о роковом круговороте жизни, о её безысходности с удивительной простотой и силой выражена в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет
ещё хоть четверть –
Всё будет так. Исхода нет.
– начнёшь опять ,
И повторится всё как :
Ночь, ледяная канала,
Аптека, , фонарь.
Тему « мира» два небольших цикла - «» и «Ямбы». Возмездие, по , это прежде всего человеком себя, суд собственной . Главная вина – измена данным священным , высокой любви, человеческому предназначению. А этому – расплата: опустошённость, от жизни, покорное смерти. Эти мотивы во всех стихотворениях , начиная со «О доблестях, о подвигах, о …» и кончая «Шагами » и «Как свершилось, как ?».
В «Ямбах» грозит уже не отдельному , а «страшному миру» в . И звучит вера в и свет:
О, я безумно жить:
Всё – увековечить,
Безличное – [4].
1909 год – цикл « стихи» несколько чужеродным, но он «чистое искусство» как ложь. Раздел « стихотворения» знаменитым «Благословляю всё, что ». Цикл «Арфы и ». Название связано с концепцией как внутренней сущности , его организующей силы [4].
цикл – «Кармен посвящён Л.А. , оперной певице, всепоглощающей любви. своеобразным прологом к «Соловьиный ». Поэма эта – новый шаг в поисках смысла и места человека в ней. из замкнутого «соловьиного сада», вступает в широкий и мир, заключающий в себе ту и высокую , к постижению которой он на протяжении всего пути. Так возник «Родина», ли не вершинный цикл не 3-его тома, но и всей Блока [7].
Тема , России – блоковская тема. На из последних его выступлений, где читал самые свои , его попросили прочесть о России. «Это всё - о , - ответил Блок и не душой, ибо России была для поистине всеобъемлющей. наиболее целеустремленно он к этой в период реакции. В к Станиславскому (1908 год, ) Блок пишет: « передо моя тема, тема о (вопрос об интеллигенции и , в частности). Этой я сознательно и посвящаю жизнь. Всё осознаю, что это – первейший , самый жизненный, реальный. К я подхожу давно, с на своей сознательной » [4;48].
Родина для Блока – настолько , что он посчитал возможным в цикл и стихотворения интимные («Дым от струёю …», «Посещение»), и стихи образом связанные с «страшного мира» (« бесстыдно, …», «На железной дороге»).
ядро цикла стихи, посвященные России. самых знаменитых – «На поле Куликовом» и «Россия».
Цикл «На Куликовом» 5 стихотворений. Связанный содержанием с известным событием – Куликовской 1380 , когда русские под предводительством великого Московского Дмитрия разгромили золотоордынского хана , блоковский цикл не и не столько произведение на тему, произведение о современности, а – о неразрывной связи , настоящего и будущего [15].
Блока «» - самое известное из «Родина». В нём слиты чувство любви к и вера в её возрождение, выражено нераздельности личной поэта и судьбы , органическое национальной стихии, к неброской деревенской , внимание к народному , наконец, к отечественной литературы. Уже в строфе образ может вызвать с гоголевской - тройкой. А следующая вновь заставляет о лермонтовской «странной » к отчизне:
, нищая Россия,
Мне серые твои,
мне песни ветровые –
Как первые .
И далее развертывается блоковское чудо –« » образа женщины в Родины и . Его Россия – женщина-красавица то ли из , то ли из жизни. Её красота – «, непокорная», поэтому во власти «» она не пропадёт, не сгинет. «забота затуманит» её « черты». А дальше образ незаметно перетекает в родины:
Ну что ж? Одной боле –
Одной река ,
А ты всё та же – лес, да поле…
Да плат узорный до .
Заключительная строфа – 6-. Она возвращает к стихотворения – теме , теме пути. Она в будущее («И невозможное ».
Казалось бы, «Родина» мог бы достойно последний том «трилогии ». Однако поэт необходимым в конце книги цикл «О чём поёт », исполненный грустных, настроений, . Заключительный цикл перекликается со «Страшным » и, таким образом, 3-ий том к кольцевому , что соответствует спирал характеру пути [7].
Любовь поэта к подобна той « любви» Лермонтова, «не победит рассудок». того, все чаще России его скрытое родство с небесной возлюбленной стихов Блока. для поэта — страна, не принадлежащая ни , ни Востоку, со своим, путем.
Читайте также: