Сравнение стихов есенина и маяковского

Обновлено: 28.09.2024

В массовом сознании двух видных поэтов ХХ века принято считать ярыми антагонистами, практически врагами, что объясняет факт непохожести двух литературных фигур. Направления их творчества не совпадали, как различались их идеологии. Поэт деревни Есенин и поэт революции Маяковский конфликтовали на литературной почве и нередко отзывались друг о друге нелестно. В чем кроется секрет их ненависти, но ненависти ли?

Есенин и Маяковский Есенин и Маяковский

Разные идеологии

Поэты видели мир в разном свете. Да, оба были бунтарями, но бунтовали по-разному. Есенин – воплощение крестьянской Руси, широкой души человек, идеалист. Он любил свою страну и не собирался ее менять, тогда как Маяковский стал голосом пролетариатов.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Если жить вразброд,
как махновцы хотят,
буржуазия передушит нас, как котят.
Что единица?
Ерунда единица!
Надо
в партию коммунистическую объединиться.

– говорил Маяковский в своих агитационных-стихах.

Разные стихи

Маяковский был футуристом, представлял авангардное направление, и был новатором в своей области. Он изменил и язык, и стихотворную форму, а содержание вывел на передовую. Словотворчество было эпатажным и полностью отрекалось от классической литературы и опыта прошлых лет. Вместе с другими футуристами Маяковский обещал:

«бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности…»

Есенин как представитель имажинизма использовал образы для изменения традиционного значения слов. Молодой поэт искренне считал, что футуристы «обкрадывают его», то есть используют те же поэтические приемы, но насыщают свои произведения гиперболами, урбанизмами – для отвода глаз. В его же стихах присутствуют образы, смешение литературных стилей, метафоры, например, в «Исповеди хулигана»:

Я нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиновая лампа, на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потемках освещать.

Как оба поэта отрицали противоположные направления, так отрицали и друг друга.

Словесная дуэль

Есенин и Маяковский решительно не принимали не только стихи, но и внешний вид оппонента. Первая их встреча произошла на рубеже 1915-1916 гг. «в одной из хороших ленинградских квартир» (воспоминания Маяковского). Есенин стараясь соответствовать своему образу крестьянского поэта, был в расшитой рубахе и лаптях. «Это что же, для рекламы?» - поинтересовался Маяковский. Образ Есенина показался ему бутафорским, неестественным и комичным. При этом самого поэта он посчитал милым, а на прощание сказал:

«Пари держу, что вы эти лапти да петушки-гребешки бросите!».
Кадр из сериала "Есенин" Кадр из сериала "Есенин"

Впоследствии современники с интересом наблюдали за встречами и неизменно сопутствовавшими им словесными дуэлями двух литераторов. Они проходили лично или колкости высказывались «за глаза», благо, язык был подвешен у обоих! Писательница Лидия Сейфуллина вспоминает перепалку двух поэтов так:

«На стол президиума вскочил худой и невысокий Есенин в щегольском костюме… закричал звонким и чистым, тоже сильным голосом, но иного, чем у Маяковского, тембра:
– Не мы, а вы убиваете поэзию! Вы пишете не стихи, а агитезы!
Густым басом, подлинно как «медногорлая сирена», отозвался Маяковский:
– А вы – кобылезы…»

Спор продолжился. Есенин зло прокомментировал слова оппонента:

«Сколько бы ни куражился Маяковский, близок час гибели его газетных стихов. Таков поэтический закон судьбы агитез!»– писал Есенин. А Маяковский отвечал в привычной ему манере:
«А каков закон судьбы ваших “кобылез”?»
«Моя кобыла рязанская, русская. А у вас облако в штанах».

Дружба или ненависть?

Конечно, окружающие не могли воспринимать отношения Маяковского и Есенина иначе, как враждебные. Между тем оба поэта понимали значимость друг друга и оценивали, как одаренных поэтов и достойных соперников. Писатель Матвей Ройзман вспоминал, как Маяковский в редакции журнала «Новый мир» громко похвалил есенинские стихи, а потом добавил:

«Смотрите, Есенину ни слова о том, что я говорил».

Можно предположить, что постоянные насмешки были на потеху публики и для того, чтобы держать оппонента в тонусе.

По мнению некоторых историков Есенин так нарочито ненавидел и высмеивал Маяковского, потому что в тайне симпатизировал ему. Перед тем, как порвать очередное произведение футуриста, Есенин сначала читал его, чтобы убедить себя, как «бездарны эти стихи». Но ведь читал! Современники утверждают, что он прекрасно понимал силу таланта Маяковского и признавался в этом.

Маяковский признавался, что наблюдал за эволюцией Есенина, как поэта. Он отмечал, когда у того стали появляться достойные произведения, и сказал как-то в разговоре, что Есенин «чертовский талантлив». Посвятив посмертное стихотворение крестьянскому поэту, он предупредил читателей: оно не является продолжением их пожизненного спора. Как и другие, он глубоко сожалел о случившемся несчастье:

Нет, Есенин,
это
не насмешка.
В горле
горе комом —
не смешок.

Возможно, не уйди они из жизни так рано, оба поэта из заклятых друзей стали бы настоящими товарищами.

Читайте также: