Созвучие гласных в стихах

Обновлено: 22.11.2024

Ассонанс — это при­ем поэ­ти­че­ской речи, кото­рый созда­ет­ся повто­ром отдель­ных глас­ных зву­ков, а так­же неточ­ная риф­ма, осно­ван­ная на сов­па­де­нии удар­ных слогов.

Рассмотрим, что такое ассо­нанс в рус­ской лите­ра­ту­ре, с какой целью исполь­зу­ет­ся в поэ­ти­че­ской речи и каки­ми сред­ства­ми созда­ет­ся. Приведем при­ме­ры ассо­нан­са в про­из­ве­де­ни­ях рус­ских поэтов.

Что такое ассонанс?

Термин «ассо­нанс» фран­цуз­ско­го про­ис­хож­де­ния. Буквально «ассо­нанс» в пере­во­де с фран­цуз­ско­го язы­ка зна­чит «созву­чие». В сво­ем про­из­ве­де­нии автор под­би­ра­ет сло­ва с оди­на­ко­вы­ми глас­ны­ми зву­ка­ми, что­бы достичь опре­де­лен­но­го эффек­та: пере­да­чи воя вет­ра, шума леса, раз­до­лья сте­пи, настро­е­ния героя и пр.

Ассонанс, как и алли­те­ра­ция, явля­ет­ся раз­но­вид­но­стью повто­ра на фоне­ти­че­ском уровне язы­ка. Но в отли­чие от него алли­те­ра­ция выра­жа­ет­ся в повто­ре соглас­ных зву­ков или их созвучий.

Михаил Васильевич Ломоносов, пер­вый рус­ский ученый-естествоиспытатель, а так­же фило­лог и поэт, счи­тал, что посред­ством глас­ных зву­ков мож­но выра­зить раз­ные чув­ства. По его мне­нию, зву­ки «о», «у», «ы» пере­да­ют боль, печаль, зависть, гнев. С помо­щью глас­ных зву­ков «е», «и», «ю» мож­но выра­зить неж­ность и лас­ку. Это наблю­де­ние исполь­зу­ют поэты в сво­ем твор­че­стве, повто­ряя опре­де­лен­ные зву­ки в поэ­ти­че­ской стро­ке или целой стро­фе, что­бы уси­лить яркость и образ­ность худо­же­ствен­ной речи.

Здесь в а м не р а вн и на, здесь кл и мат и ной —
И дут лав и ны, одн а за о дно́й,
И здесь за к а мнеп а дом ревет к а мнеп а д…

В этом отрыв­ке повто­ре­ние зву­ков «а», «и» созда­ют чув­ство тре­вож­но­сти, пере­да­ют дина­мич­ность дви­же­ния, созда­ют опре­де­лен­ный эмо­ци­о­наль­ный настрой у читателя.

Ассонанс — это не толь­ко повтор глас­ных зву­ков, но и неточ­ная риф­ма. Ассонанс стро­ит­ся на сов­па­де­нии в риф­му­е­мых сло­вах толь­ко сло­гов, на кото­рые пада­ет уда­ре­ние, или даже глас­ных в этих слогах:

  • д о́ ктор — м о́ крый;
  • крас и́ вая — неугас и́ мая;
  • д е́ воч­ки — в е́ рбоч­ки.

Так воз­ни­ка­ет неточ­ная рифма:

Ночь капель счи­та­ет, как ле ка́ рство,
В рюмку-лунку: три…четыре…пять…
Месяц за лесом отыс ка́ лся,
Посветив, ныр­нул за туч­ку спать…

Н. М. Грибачёв. Весна в «Победе».

А вот как в 22 года юный поэт А. Фет с помо­щью ассо­нан­са рису­ет непо­го­ду в природе:

Б у ря на небе вечернем,
Моря сер­ди­то­го ш у м —
Б у ря на море и д у мы,
Много м у читель­ных д у м.
Б у ря на море и д у мы,
Хор воз­рас­та­ю­щих д у м —
Черная т у ча за т у чей,
Моря сер­ди­то­го ш у м.

В каж­дой стро­ке сти­хо­тво­ре­ния зву­чит повто­ря­ю­щий­ся глас­ный «у», с помо­щью кото­ро­го автор созда­ет у чита­те­ля ощу­ще­ние нарас­та­ю­ще­го вет­ра, шума мор­ско­го при­боя, разыг­рав­ше­го­ся штор­ма, когда потем­нев­шее небо сли­ва­ет­ся с сер­ди­тым, раз­гу­ляв­шим­ся морем. Обратим вни­ма­ние, что в сти­хо­тво­ре­нии нет гла­го­лов, но нарас­та­ние штор­ма ярко ощу­ща­ет­ся. Скрытая энер­гия, дина­мич­ность скво­зит во всем про­из­ве­де­нии. Под стать непо­го­де настро­е­ние лири­че­ско­го героя мрач­но. Думы одо­ле­ва­ют его, как ярост­ные вол­ны, кото­рые неот­вра­ти­мо нале­та­ют на ска­лы и раз­би­ва­ют­ся тыся­ча­ми мел­ких брызг. Для пере­да­чи это­го настро­е­ния поэт исполь­зо­вал музы­ку сти­ха, офор­мив его с помо­щью лите­ра­тур­но­го при­е­ма — ассонанса.

Приведем при­ме­ры исполь­зо­ва­ния ассо­нан­са в рус­ской поэзии.

Примеры в стихах

Мело, мело по всей земле
Во все пределы
Свеча горе­ла на столе
Свеча горела.

Отговорила роща золотая
Берёзовым весе­лым языком

О, как убий­ствен­но мы любим,
Как в буй­ной сле­по­те страстей
Мы то вер­нее губим,
Что серд­цу наше­му милей!

Молюсь окон­но­му лучу —
Он бле­ден, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А серд­це — пополам.

Читайте также: