Смысл стихов о войне

Обновлено: 27.09.2024


ОБРАЗ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ

Соболева Л.С. 1 , Турчина Н.П. 1 1 Филиал Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Работа в формате PDF 138.9 KB Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Знание своей истории, ее понимание укрепляют любовь к Родине, формируют духовные ценности. И это никогда не потеряет своей актуальности: изучение и сохранение прошлого нашей страны – важнейшая патриотическая, нравственная и культурная задача.

Художественная литература стала неиссякаемым хранилищем знаний о нашей истории, в том числе и о Великой Отечественной войне, которая оставила за собой произведения разных родов, видов и жанров, объединённых темой памяти о героическом времени, осмыслением нравственных истоков подвига простых и скромных людей, больше жизни любивших Отчизну.

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Она соединила высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя и выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Стихотворения военной тематики являются предметом данного исследования.

Стихотворения о войне – особый род поэзии не только по тематике, но и по своему внутреннему настроению, по тому человеческому состоянию, которое она передает. По словам В. Ю. Даренского 1 «для современной цивилизации опыт войны и, в частности, опыт военной поэзии приобрел специфическое значение» [4].

О Великой Отечественной войне писали стихотворения в военное и в послевоенное время, пишут и сейчас. Их объединяет одна тема, но есть в них, безусловно, отличия. Выявить их – одна из основных задач, поставленных в работе.

В результате анализа имеющихся материалов мы пришли к выводу: в научной литературе исследовались в основном стихотворения поэтов-фронтовиков и поэтов первых послевоенных лет [1, 2, 3]. Стихотворениям о войне поэтов второй половины XX и XXI веков уделяется меньше внимание.

В связи с этим целью работы было:исследовать военную тематику в лирике русских поэтов, выявить её особенности; найти сходные и отличительные черты в стихотворениях о войне, написанных в разные периоды.

Первыми на события военных лет откликнулись начинающие поэты – студенты Литературного института имени Горького, ИФЛИ, Московского университета – М. Кульчицкий, П. Коган, Н. Майоров, В. Багрицкий и другие.

Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте, как бы подтверждая мотив жертвенности в их творчестве.

Нам лечь, где лечь,

И там не встать, где лечь.

Поэзия фронтовиков – трагическая поэзия. Это своеобразная летопись Великой Отечественной войны, правдиво повествующая о конкретных событиях. Ее создавали люди, пережившие войну на собственном опыте, – это обостряет восприятие мира. Ужасы войны, кровь и грязь, раны, лишения, гибель товарищей – таков образ войны в стихотворениях К. Симонова, М. Дудина, А.Твардовского.

К.М. Симонов всегда был верен теме мужества и героического служения Родине. Образ войны постоянно присутствует в его произведениях как нечто реальное, чудовищное, что необходимо изучать, с чем нужно бороться, чтобы победить. Знаменитое его стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» (1941) обращено не только к товарищу, поэту-фронтовику А. Суркову, но и к сердцу каждого русского человека.

Вместе с образом русской женщины в стихотворении встаёт образ дороги, как жизненного пути, который должен достойно пройти каждый. Вечной ценностью предстает и образ дома, который понимается как Родина в целом, и простому солдату её нужно защитить. К.Симонов обращается ко всему русскому народу с призывом в другом стихотворении «Убей его!» («Если дорог тебе твой дом», 1942г.). Написанное на следующий день после начала Сталинградской битвы, оно не могло оставить равнодушным ни одного читателя. Фраза «Убей немца!» стала одним из самых известных военных пропагандистских лозунгов в тяжёлые дни отступления:

Так убей же немца, чтоб он,А не ты на земле лежал,Не в твоем дому, чтобы стон,А в его по мертвым стоял…[8].

Поэт Михаил Львов рассказывал: «В 1944 году на Сандомирском плацдарме, за Вислой, говорил мне мой друг-танкист о стихотворении Симонова «Убей его!»: «Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза. Оно убило гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер»[5].

Особый интерес многие проявляют к проникновенным стихотворениям Э.А. Асадова, поэта-фронтовика, потерявшего зрение в боях за освобождение Севастополя. Асадов – лирик. И в стихотворениях о войне он остаётся им, создавая при этом реальный облик очень жестокой, разрушительной и истребительной войны. Идеей его стихотворения «Солдат» является мысль о том, что судьба любого человека непредсказуема, особенно на войне.

В своем стихотворении Асадов поднял проблему памяти о погибших солдатах, проблему разлуки с родными на войне, проблему несчастного случая и совпадения:

Меж стиснутых пальцев желтела солома,

Поодаль валялся пустой автомат.

Лежал на задворках отцовского дома

Осколком гранаты убитый солдат.

Бойцы говорили, не то совпаденье,

Не то человеку уж так повезло,

Что ранней зарей в полосе наступления

Увидел гвардеец родное село.

Стихотворение наполняют образы: Родины, дома, мужества, чести. Ближе к концу тусклые краски печали сменяются броским призывом не забывать заслуги павших солдат.

Пускай он в Берлин и ногой не ступил,

Но в списках победных его помяните –

Солдат эту почесть в боях заслужил! [8].

Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь, усеянным розами даже в дни побед, но и не чернила его. Она говорила о нём правду. Правда – это ещё один образ поэзии военных лет. Можно привести лишь несколько примеров, чтобы убедиться в этом.

В стихотворении Владислава Занадворова (1914-1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, – образ неприкрашенной войны:

Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это – боль головная, что ломит висок;

Это – юность моя, что в окопах истлела;

Это – грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звёзды окопных ночёвок;

Это – кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе винтовок;

Это – в жизни короткой последний рассвет

Над разрытой землёй. И лишь как завершенье –

Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –

Беззаветная гибель на поле сраженья.

(«Ты не знаешь, мой сын, что такое война!», 1942г.) [8].

Писатели на фронте были не только военными корреспондентами, но и солдатами: артиллеристами, танкистами, лётчиками, моряками, пехотинцами, поэтому война стала решающим событием, повлиявшим на становление художественного мира поэтов: Б. Ю. Друниной, Б. Слуцкого, Д. Самойлова, М. Луконина, С. Гудзенко и многих других.

Читайте также: