Слово о поэте в маяковский послушайте а вы могли бы люблю своеобразие стиха словотворчество

Обновлено: 22.11.2024

Цель данного урока: дать представление о раннем творчестве В.Маяковского, его новаторском характере, умении работать со словесным материалом, осмысление услышанного через создание развернутого высказывания на заданную тему

Учебник: Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. 20-е изд. - М: 2013; Ч.1 - 399с., Ч.2 - 383с. Аксёнова Елена Юрьевна 09.10.2018

Содержимое разработки

«Владимир Маяковский. Новаторство и словотворчество»

Урок-мастерская

Цель урока: дать представление о раннем творчестве В.Маяковского, его новаторском характере, умении работать со словесным материалом, осмысление услышанного через создание развернутого высказывания на заданную тему..

Образовательные:

1.Показать влияние футуризма на раннее творчество В. Маяков-ского;

2.Рассмотреть образ лирического героя раннего творчества В. Мая-ковского.

3.Увидеть особенности работы поэта со словесным материалом.

Развивающие:

1.Развивать умение анализировать лирическое стихотворение с точки зрения содержания и формы;

2.Развивать навык связной речи.

Воспитательные:

воспитывать интерес к поэзии;

Ты посмотри какая в мире тишь
Ночь обложила небо звездной данью
в такие вот часы встаёшь и говоришь
векам истории и мирозданию

Огромное количество людей что-то хотели сказать такое, особенное, на века, чтобы не остаться безмолвной песчинкой мироздания, но не каждому это в действительности удалось.

Молодой Маяковский вошел в литературу под знаменем футуристов, ворвавшись в поэзию шумно, с рассчитанной скандальностью. Они эпатировали читателя и слушателя максимализмом своих литературных манифестов, необычностью названий своих программных сборников и нарочитой скандальностью публичных выступлений.

Ю.П. Анненков: «Он был огромного роста, мускулист и широкоплеч. Волосы он то состригал наголо, то отращивал до такой степени, что они не слушались уже ни гребёнки, ни щётки и упрямо таращились в беспорядке — сегодня в одном направлении, завтра — в другом. Тонкие брови лежали над самыми глазами, придавая им злобный оттенок. Нижняя челюсть плотоядно выдавалась вперёд. Гордый своей внешностью, он писал: “Иду — красивый, двадцатидвухлетний”.

- Что вы помните о футуризме, его эстетической программе?

Итак, футуристы провозгласили себя творцами нового искусства, сформировали концепцию нового языка, отражающую динамику новой жизни, выступали против мещан, пугали жирного буржуа народным бунтом. Главным в творчестве считали форму, стремились освободить искусство от идейности. Вынесли искусство в народ, на улицу, сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Искусство должно будить и будоражить! В нашу поэзию ворвался вихрь. Появление футуристов на поэтической арене сопровождал скандал. Их безудержное своеволие претило вкусам одних и вызывало сочувствие других. Пресса была единодушна: их называли только ругательно: табор дикарей, шайка хулиганов. Лишь самые проницательные смогли увидеть среди них истинно талантливых. Так был выделен Маяковский. Горький тогда сказал о нем: «Зря разоряется по пустякам. Такой талантливый! Грубый? Это от застенчивости. Знаю по себе».

Страдающим и одиноким пришел В.Маяковский в русскую поэзию. А ему с первого же появления в печати и на эстраде навязали амплуа литературного хулигана. И он, чтобы не кануть в безвестность, поддерживал эту репутацию дерзкими выходками на вечерах. Он, например, всегда ходил в желтой кофте. Это, конечно, вызов благонамеренной публике, но она появилась от бедности.

(Зачитывается соответствующий отрывок из автобиографии «Я – сам»)

ЖЕЛТАЯ КОФТА Слайд

Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы — гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке — галстук. Очевидно — увеличишь галстук, увеличится и фурор. А так как размеры галстуков ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук.

Впечатление неотразимое.

Начало было скандальным. Он вызывал на себя потоки брани и ругательств. В стихах молодого Маяковского поражало необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна – то, что отпугивало современную ему критику, неспособную ее объяснить.

Вспомним основные принципы футуризма.(Записи в тетради) Слайд

Отказ от литературных и языковых норм.

Устремленность в будущее.

Неприятие буржуазной морали.

Эпатаж как средство выразительности.

Беседа с классом

- Как применяются эти принципы постараемся увидеть в творчестве поэта. Нам предстоит говорить о лирическом герое.

- Кто же лирический герой В. Маяковского? В чем заключается своеобразие данного образа? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать стихотворения. Одним из первых было стихотворение «А вы могли бы?» Видеоролик, слайд

Автор показывает пейзажные детали города: вывеска с жестяной рыбой, водосточные трубы. Все это скомпоновано как натюрморт: стакан с краской, карта, блюдо студня. Обычные вещи обогащаются музыкальными образами: ноктюрн, флейта. В стихотворении поэт преобразовывает действительность. Своим мастерством художника он превращает серые будни в праздник, оживляет металлическую рыбу на вывеске, а в студне видит волны океана. Поэт может представить, как старые водосточные трубы становятся флейтами с чудесным звучанием, на которых можно сыграть ноктюрн.

Анализ стихотворения «А вы могли бы?» (запись на доске)

Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши краску из стакана;

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

На флейте водосточных труб?

- Противопоставление себя окружающему миру;

- Неприятие серенького, обывательского мирка;

- Одиночество лирического героя, противопоставившего

- Романтика, свободолюбие, стремление изменить

- Устремленность в будущее;

- Цель жизни – создать новое искусство, найти новые

изобразительные средства, которые соответствовали

- Итак, какие же черты присущи лирическому герою Маяковского?

- Как вы понимаете смысл названия?

- Какие средства выразительности использует поэт?

Давайте отдохнем. Представьте себе, что вы прямо сейчас можете взять в руки любой предмет, какой захочется. Опишите его словами. Вы можете сделать с этим предметом, что угодно. Запишите, ЧТО сделали бы вы и расскажите всем. (Высказываются все)

А теперь всем предлагается одно стихотворение, а вот делать с ним (его текстом) можно все, что захочется!

Чтение стихотворения «Ночь» (1912). текст всем

Работа в парах. На протяжении 5 мин делайте, что хотите с текстом, только записывайте, что делаете.

Каждая пара рассказывает, что делали или пробовали делать.

Каково содержание стихотворения? Все ли понятно?

Что обозначают слова «багровый и белый отброшен и скомкан»? И почему «скомкан»?

Как вы понимаете выражение « черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты»?

Что такое «синие тоги», «громада из смеха отлитого кома» и кто такие арапы?

Как вы думаете, что Маяковского интересует больше: содержание или форма выражения своих мыслей?

Талант Маяковского проявился ярко и сразу. Необычная метафоричность образа начинающегося вечера. Свет зари меркнет, а на улице в зеленой листве деревьев вспыхивают золотые «дукаты» – фонари. Неожиданные сопоставления «окна – ладони – желтые карты», оригинальное видение мира говорили о незаурядности поэтического дарования молодого поэта. У Маяковского были способности к рисованию. Это сказалось и на его поэтическом творчестве, он воспринимал мир как художник. Зрительные образы у него всегда в движении, метафоры создают картины происходящего:

- Сделаем вывод. Содержание стихотворения достаточно просто: день закончился, наступает ночь, в окнах зажигается свет, веселой толпой движется народ; зазывалы – арапы распахивают перед людьми двери казино, ресторанов…

Но какая форма! Сплошные метафоры! С первого чтения ничего не поймешь. Когда Маяковского упрекали в том, что его стихи непонятны читателям, он говорил: «Читайте пять раз!» Перед нами стоит непростая задача – раскодировать информацию, перевести ее с языка метафор на язык простых понятий. Для этого пришлось напрячь и ум, и воображение.

Поэт, используя традиционные способы образования слов, создает свои, новые формы: «изъиздеваюсь», «декабрый вечер», «любеночек», «наслезненные глаза», «дождь обрыдал» и другие. Маяковский, как и все футуристы, прославлял научно-технический прогресс, видел будущее в развитии техники, воспевал город и противопоставлял его деревне. Ему нравились улицы с гудящими машинами, яркими фонарями, он готов был расцеловать «умную морду трамвая». Картины природы, напротив, лишены жизни: «дряблая луна», «никому не нужная». Несмотря на приверженность идеям футуризма, Маяковский в своем творчестве не отходил от правды жизни, показывал окружающее реалистически. Так, он видел уродливость города, страшную скученность людей в нем. Он пишет: «гроба домов», «кривая площадь», «лысый фонарь», «провалившаяся улица, как нос сифилитика». Постоянный туман Петербурга предстает как каннибал, кровожадный хищник, жующий «невкусных людей». В стихотворении «Адище города» старика сбивает дьявол-автомобиль, старушку топчет дикая толпа, замученный городом музыкант вешается на люстре. В городе «все плачут», «мама больная», «всем страшно», «лиф души расстегнули», страдает беззащитное сердце человека.

Маяковский прежде всего новатор, первооткрыватель в поэзии. Он с пафосом говорил о старом мире новыми словами, которые сам создавал. В поэзии у него были свои законы, свои образы, своя рифма, ритм и размер, его стихи построены на контрастах. Маяковский не боялся ломать привычные формы стиха, вводить в поэзию вульгарную и низкую лексику. С вызовом общественному мнению он предлагал молодым поэтам поступать так:

Берутся классики, свертываются в трубку и пропускаются через мясорубку.

Маяковский создавал новые методы рифмовки, близкие к ораторскому слову. Самое характерное слово он ставил в конец строки и подбирал к нему рифму. Поэт бесстрашно нарушал силлабо-тонический принцип XVIII века и создал тоническое стихосложение. Маяковский использовал лестничное строение стиха, где каждое слово – «ступенька». У него каждое из слов имеет логическое ударение и смысловую нагрузку. В произведениях Маяковского в большом количестве содержатся метафоры, различные сравнения, неологизмы, гиперболы. Употребляя на первый взгляд обычные слова, Маяковский сумел создать ошеломляющие метафоры: «грудь испешеходили», то есть истоптали, исходили вдоль и поперек. Часто такая метафора разворачивается во всю строфу. В стихотворении «Ко всему», обращаясь к потомкам, поэт говорит:

Вот – я, весь боль и ушиб

. Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души.

Послушайте ряд стихотворений Маяковского и выпишите слова, которые покажутся важными.( «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!»)

Подчеркните 4-5 слов из всех записей, сделанных от начала работы. Выберите 3 слова и подберите рифмы – 1-2. Прочитайте вслух.

Мы немного смогли приблизиться к СЛОВОТВОРЧЕСТВУ, смогли понять, что без смелого, неожиданного, иногда забавного невозможно рождение стиха. А само ТВОРЧЕСТВО – процесс сложный, трудный, но захватывающий и интересный.

Да, к Маяковскому можно относиться по-разному, можно соглашаться и не соглашаться с ним, спорить, опровергать, но то, что творчество его никого не оставляет равнодушным, - это факт.

И, заканчивая наш разговор о поэте, напишите текст на тему «Я читаю Маяковского» - несколько предложений (6-10 мин). Сдаем сегодня, прочитаем на следующем уроке.

Читайте также: