Слова назидания абая на русском в стихах
Обновлено: 04.11.2024
Жил, хорошо ли плохо, а пройдено немало.;
В конфликтах да судах что только не сносил. ;
В итоге – обнаружив преклонных лет усталость, ;
Пресытясь суетой – я выбился из сил.
Преумножать богатства. Лишь тешиться обманом! ;
Пусть дети скот растят, чем «подпирать углы»,
;А я сим заниматься остаток дней не стану
На радость сплетникам – разносчикам хулы.
Заняться ли наукой. Но как её постигнешь
Раздумьем не делясь, что ново – не узнав?
Что толку, что бездарно в степи далекой сгинешь,
Вкруг наложив холсты, аршин в руке зажав?!
. Когда друзей не видишь, с кем делишь горе-радость,
Накопленные знанья – лишь отравляют старость.
А может, посвящу я себя служенью Богу.
Боюсь, и здесь душа не обретёт покой.
Какое благочестье в рассаднике порока,
Когда подлец – в чести, а праведник – изгой?!
Воспитывать потомство. И в этом нет призванья:
Чему и как учить? Смогу ли дать совет –
Где приложить достойно достигнутые знанья?
Не вижу сам. И здесь мне примененья нет.
И, наконец, решил я: бумаге и чернилам,
В остаток дней своих вверяю знаний свод.
Пусть, кто поймёт их смысл: в чем просвещенья сила,
Запишет или так запомнит мыслей ход.
А ежели народ мой воспримет их немило –
Останутся при мне. И нет иных забот!
Когда бы я казахов не любил –;
Откочевал, чтоб их не видеть боле;
;Не тратил зря своих душевных сил, ;
Не чувствовал ни горечи, ни боли…
Когда б любил. я одобрял их нрав, ;
Нашёл бы, что моей душе по нраву ;
И, утешенье старости познав, ;
Своей гордился нацией по праву.
Но нет того. Хотя и сам казах,
;На сей вопрос ответить мне непросто:
;Лишь влага с носа, слёзы на глазах, ;
Терзают душу горькие вопросы…
Хотя живу, живым себя не чту.
;Досада ль на людей тому причина. ;
Таясь от посторонних, горечь ту
Скрываю под смирения личиной:
Невесел смех, сержусь – а гнева нет,
;Слова мои мне кажутся чужими, ;
Тепло не греет, тускл белый свет;
И мысли стали будто не моими…
В дни молодости я не допускал,;
Как это можно свой народ оставить.
;Любил и верил, смысл во всем искал.
;Такую старость – мог ли я представить?!
Мечтал их образумить-обучить,
;Узнал людей – угасло упованье.;
Всё бросить, на чужбине жизнь влачить –
;Лишь сложности и новые страданья.
Все чуждо, а в груди лишь пустота. ;
Единственным утешусь, умирая, ;
Что этой жизни скорбь и маета
;Зачтутся на пути от ада к раю!
Примерно на земле мильарда два людей; ;
Казахов же из них – считай, мильона два.
;Живут, «как бог подал»: кто свят, а кто злодей,
;Хотя навряд ли кто избегнул воровства…
Есть в мире города, где люд неисчислим, ;
Отважный мореход планету обогнул!;
А мы – как стая псов – грыземся и следим, ;
Как бы ближайший наш и глазом не моргнул!
Казахи – испокон кочующий народ;
И ни с одним другим народом он не схож.;
В познаниях, увы, никак не полиглот,
;Зато хвастлив порой – ну просто «в сердце нож»!
Ну как же нам забыть злословие, обман,;
А ловкость проявлять – в достойном ремесле?;
Ужель нам так и жить и путь иной не дан,
Чем быть в хвосте других народов на Земле?!
Когда же, наконец, придут иные дни. ;
На сто голов скота – глаза двухсот горят! ;
Из жадных цепких рук не выпустят они, ;
Пока не изведут и в прах не разорят.
Кто будет слушать нынче советы-назиданья.
;Тот – волостной, тот – бий; я им ни враг, ни друг. ;
Они сочли, что знают законы мирозданья;
И вправе всех учить и просвещать вокруг.
А если б, знаний ради, надумали послушать, ;
Опять же недосуг – «забот невпроворот»!
;Родни что тараканов (всем надо что-то кушать) ;
Начальству услужи, да не смути народ…
Богатые невежды – так те забот не знают, ;
Пусть на день им даны богатство и почёт;
;Уверены в достатке: всем нужным обладают, ;
А недостает чего – приобретут за скот.
Их взоры запредельны, а аппетит безмерный, ;
Для них понятье честь – равно цене скота.;
Дай волю, все на свете скупили бы, наверно
И были б тем горды. Святая простота!
Бедняк – овцы смиренней, а норовит туда же: ;
«Не трогай лучше нас, других учи уму.;
Из этих ваших книжек шурпу не сваришь даже».
;Считает, если нищ – и знанья ни к чему…
А прочим лиходеям дай жертву побогаче. ;
Советы-назиданья им не нужны тем паче!
Есть радость-утешенье (быть им прахом!)
;Проклятием, висящим над казахом.
Встречая подлеца иль злодеянье –;
Которого он сам не совершил –;
Он радуется, словно оправданье ;
Нашёл всему, что в жизни нагрешил:
«Взгляните люди – ведь муслим он тоже, ;
А рядом с ним я чист, как ангел божий». ;
. Так он толкует заповедь Творца: ;
«Достаточно быть лучше подлеца»
Для Бога нет урода и красавца;;
Есть верящий в добро и есть злодей.
;Исправишься ль, равняясь на мерзавца?! ;
Добру – у добрых учатся людей.
Другая «форма самоутешенья».
Он говорит: «Я подл, ну и что ж?!
Когда вокруг сплошные прегрешенья,
Порок мой – и грехом не назовёшь».
Знать глупость иногда седоборода. ;
Невесту успокоит ли жених,;
Сказав, что вонь – болезнь всего рода, ;
Привыкнешь, мол – смердит и от других?!
. Участвуй в скачках, но победы ради. ;
Чем «как-нибудь» – уж лучше посиди. ;
Какая радость спрашивать «кто сзади», ;
Когда не счесть, кто мчится впереди?!
. Глупцы найдут взаимопониманье,
;А двое умных будут враждовать.;
Простор степи, взрастишь ли семя знанья,
;И даст ли всход хоть крохотная пядь.
Заведено среди казахов;
Друг другу лестью угождать. ;
Найду ли я, слуга Аллаха –;
С своей привычкой досаждать –
;Кого любить и уважать.
Уважить бая? Нет такого. ;
Кто есть – безлик, как старый крот: ;
Своих не видит, чтит чужого;
;Льстецам-пройдохам дарит скот;
И мнит, что добр. (сумасброд!).
Уважить щедрого мырзу бы. ;
Но кто здесь истый меценат?!
;Все ж жаждут славы, стиснув зубы, ;
Как будто щиплет (виноват) ;
Кошма солёная им зад!
Управы, волостные, бии. ;
Все вкруг чинят безбожный суд.
;Одни купили власть, другие ;
Подобострастно спины гнут –
;Иначе должность не дадут.
Ну как же сильных не уважишь.
;Но все крепки в деяньях зла.;
На дело доброе отважишь;
(Какая б польза ни была) ;
Скорей – аульного козла!
А может, с умным буду кроток
И почесть разуму воздам.
Увы, где совесть – ум короток.
Он подлость не сочтёт за срам.
Умеет жить. (куда уж нам!)
Убогий нищий проще судит: ;
Себя безгрешным не сочтёт.
;Дай силы – и сноровка будет! ;
Всё что угодно, хоть помет, ;
Тишком прихватит-умыкнет!
Хитрец-шельмец, проныра липкий.
;Ну! Этих просто не унять,;
Пока не оберут до нитки.;
Их логику легко понять:;
«Не отдают – сумей отнять».
Остался скромный, но не нищий, ;
Немил для всех, тихоня-бай.;
Не ищет ссоры – мыши тише. ;
Ни хват, ни рвач, ни краснобай.
Стремится смысл найти в покое.
;Он незлоблив, учтива речь; ;
Часть раздаёт, а остальное;
От вора тщится уберечь.
Не любит важничать, хвалиться, ;
Что он для всех авторитет. ;
Придётся. за него молиться –
;Других достойных вижу нет!
Все знают: смертен человек,
;Он в этом мире гость, не боле. ;
Как долго чей продлится век –;
Решать, увы, не в нашей воле.
Смерть отрицает естество, ;
Не посылает вестового; ;
Не возвращает никого –;
Ни старика, ни молодого.
Казах твердит кругом: «Бог есть, ;
Рай – наградит, а ад – накажет». ;
Насколько верит в то – бог весть.
;Он правды никогда не скажет.
Когда бы в это верил он –;
Творил добро-не знал печали, ;
Прощал обиды, чтил закон. ;
Но где такого вы встречали?!
Нам сказано: есть рай и ад,
;Природа сущего – двояка.;
А значит. двойствен весь расклад,
Но понимает то не всякий.
Пророком сказанное чти, ;
Иначе ты не мусульманин. ;
Порокам – веру предпочти;
И канет в Лету мир страданий!
Увы, казах наш не таков!
Дай выбор – предпочтёт земное:
«Э-э-э, Аллах простит нас (дураков)
В другой раз выберу второе».
На смертном одре присягнет: ;
Клянусь, мол, не было такого.
;И адский ж пламень не проймёт
;Ханжу в обличии святого!
Един создавший нас Творец;
И для Него все – равно дети.
;О чем же молишь ты, подлец, ;
Стремясь ограбить всех на свете?!
В чем здравый смысл твоих молитв: ;
«Отдай тебе – лишив другого»?!;
Не мудр–будь хоть совестлив,;
Не чтишь – хотя б побойся Бога!
. Ни образован, ни умён,;
Двух слов не свяжет без подсказки,
;А спорит надрывая связки!;
Ну право, «че-ло-век» ли он?!
Казаха не волнует: есть ли связь –;
А если есть – угодны ли его моленья Богу.
;Он лишь встаёт и падает молясь,;
Копируя движения другого.
Обходится с Всевышним, как с купцом,
;Которому не возвращает ссуду:;
«Вот что в наличьи есть, клянусь отцом.
;Из-под земли ж я скот не раздобуду».
И утруждать не будет он себя –
;Ломать язык, вникать в смысл обученья. ;
Несовершенство веры, загодя,;
Он объяснит отсутствием уменья:
«Вот, всё что знаю. Мало. Признаюсь, ;
Но в старости учёба не даётся.;
Кто упрекнет, что богу не молюсь?;
А что язык корявый – обойдется»!
К вам, мусульмане, обращаю слово:;
Кто беден – кто богат, кто болен – кто здоров.
;А спросите причины такового,;
Ответ на все один: «Наш грешный мир таков».
Повсюду грабежи и скотокрадство,;
А правота за тем, кто на доносы скор. ;
Даны плуту здоровье и богатство,;
Тогда как праведник – и голоден и хвор.
Один умён, другой глупец, и оба;
Порой одной семьи заслуга и укор.
;Забота, нежность. тут же зависть, злоба.
;Коварство и любовь ведут извечный спор.
Наследия кровавые отрыжки;
Лишь разжигают месть и озлобляют нас.
;«Война – закон, а мир – лишь передышка». ;
Ведь такова, увы, реальность без прикрас…
Зло торжествует. Как, не лицемеря,
;Нам убеждать других в могуществе добра. ;
И здесь. должны мы в Высший Смысл верить. ;
Задуманный сюжет – сверхразума игра…
. Мы верим в справедливость испытанья, ;
Свой укрепляя дух и Господу молясь.;
В священных текстах истинные знанья.
;Кто веру не обрел – тот умер, не родясь!
На разных языках в истории народов
;Ведутся споры о Создателе-Творце.;
Не объяснить всего «разумностью природы», ;
Но эта тайна, знать, откроется в «конце»…
Когда цвета души размыты, блёклы, серы –
;Не виден чудный блик контраста «ночи-дня». ;
Ученым не постичь без высочайшей веры ;
Константу Истины земного бытия.
. Ведомо чувством всё и даже, извините, ;
Без чувств не тянется к кобыле жеребец.
;Для верующих путь – не мысль, а наитие.
;И в этом Замысла-Творения венец!
Мы казахи. И вне зависимости оттого где проживаем, у нас одна история, одни корни. Единство любой нации не только в генетике – важнее духовное единение. И духовный ориентир казахов – это, несомненно, наследие великого Абая.;
«Слова назидания». Величайшее творение гения степи. Мучительный поиск истины и смысла существования. Читая это произведение, мы невольно, вместе с Абаем проходим путь осмысления действительности: подобно некой живительной озаряющей составляющей, пронизывающей подсознательную сущность, к нам приходит и горькое осознание того, что в суете повседневных, потребленческих забот терялось нечто важное, так необходимое для «дыхания души».
;Глубочайшие философские размышления о разумности мироустройства, непреклонная вера в то, что эта разумность основывается на высшем духовном принципе, дает Абаю основание считать, что за внешним, видимым человеку торжеством зла, скрывается некий тайный смысл. И этот смысл не разгадывается умом, но требует веры: веры в добро, справедливость и разумность сущего, у истоков которого стоит тот, кого мы называем Создателем.
;Абай не является исключительным достоянием казахов, Абай – это достояние всего человечества. И здесь мы сталкиваемся с извечной исторической проблемой – проблемой т.н. «малых языков». Ведь для того чтобы произведение, даже гениальное, обрело заслуженное признание в мировой культуре, необходим перевод этого произведения, как минимум, на один из т.н. «больших» языков мира, в числе которых, несомненно, и русский язык.;
Зачастую многие недооценивают поистине титанический труд переводчика, считая, что переводчик «всего лишь переводит».;
Конечно, переводчик – не автор. Но для того, чтобы достойно переложить произведение на другой язык, надо иметь талант более или менее сопоставимый с дарованием автора. Иначе перевод теряет, причем пропорционально именно разнице дарования между автором и переводчиком.;
. Сохранить, развить и умножить лучшее из наследия прошлого – составная любой национальной идеи настоящего; особенно, если это касается наследия духовного. Иначе выстраивается заведомая бутафория, не вызывающая у других ничего, кроме насмешки.
Читайте также: